Главные вкладки

    Мастер-класс по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

    Ольга Дмитриевна Савина

    Системно-деятельностный подход-основа реализации стандартов нового поколения.Данный мастер-класс построен с использованием деятельностного подхода в учебном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_klass_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Системно -  деятельностный  подход –основа реализации стандартов нового поколения.

      «Я слышу – я забываю,

    Я вижу – я запоминаю,

    Я делаю – я усваиваю».

    Китайская мудрость

        Третий  год  МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» является муниципальной пилотной площадкой по реализации ФГОС НОО.

      Цель нашего методического объединения учителей начальных классов – совершенствование педагогического мастерства учителя и качества  образовательного процесса, успешности обучающихся через использование системно - деятельностного подхода в обучении.

     Задачи объединения учителей начальных классов:

    1. Обновить педагогическую систему учителя на основе выделения его опыта в технологии системно – деятельностного обучения;
    2. Способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологии системно – деятельностного подхода;
    3. Содействовать реализации образовательной программы на основе стандартов нового поколения в начальной школе.

    Направления работы объединения учителей начальных классов:

    1. Изучение основ системно – деятельностного подхода в обучении через работу педагогического совета школы, методических объединений, теоретических семинаров и практикумов;
    2. Проведение на заседаниях МО семинаров по проблемам использования технологии системно – деятельностного обучения.

       Учителя методического объединения начальных классов придерживаются основного принципа новых стандартов: знания обучающимся не даются в готовом виде, они сами открывают их. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: Что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? На уроке большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.

      Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решения. Корректирует  их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.

      Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

      В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а также готовности к жизни в современном мире.

      Системно – деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.

      На конкретном примере мы продемонстрируем реализацию системно – деятельностного подхода.

    Мастер – класс по предмету окружающий мир, 3 класс, Образовательная система « Школа 2100».

    Цель мастер-класса: на примере урока окружающего мира выделить все этапы урока открытия нового знания на основе деятельностного метода.

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Тема: « Где обитают живые организмы».

    Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    1. самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    А) регулятивные УУД:

    1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
    2. совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

    Б) познавательные УУД:

    1. добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
    2. перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

    В) коммуникативные УУД:

    1. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
    2. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
    3. учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    1. Познакомиться с основными оболочками Земли
    2. Познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе»
    3. Научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность детей

    Формируемые УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    - На первом этапе настраиваем  ребят на работу.

    Мы сегодня будем проблемы решать,

    Выводы делать и рассуждать.

    А чтобы урок пошел каждому впрок,

    Активно в работу включайся дружок!

    - Дети вспоминают правила работы в группе.

    Дети читают правила.

    1. Работать сообща.
    2. Уметь выслушать друг друга.
    3. Слушать других не перебивая, внимательно.
    4. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю работы каждого.
    5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

    Личностные: самоопределение Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность


    Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в группе.

    2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    1) На данном этапе вспоминаем признаки живых организмов.

    -Назовите признаки живых организмов.


    -Что необходимо живым организмам для их полноценной жизни?

    2)Также на этом этапе дети вспоминают определения тел, веществ и их состояний.

    - Закончите фразы

    Все предметы, которые нас окружают, в науке называются….

    То из чего состоит тело, называют….

    Тела могут быть в трех состояниях:…

    3)Далее учитель сообщает:

    - Наличие в природе трех состояний тел, которые так необходимы для жизни живым организмам повлияло на образование трех оболочек планеты.

    -Как называются  эти оболочки?

    4)В науке эти оболочки имеют другое название. Как называются эти оболочки с научной точки зрения? Чтобы ответить на этот вопрос

    -Класс делится на 3 группы и каждая группа получает экспертный лист.

    -Детям предстоит выполнить первую часть задания: приготовить рассказ о той оболочке, за которую они отвечают.

    -Я попрошу вас выполнить только задания № 1, 2, 4 первой части экспертного листа

    Также на данном этапе урока проводится физминутка.

    - Покажите, как ведут себя молекулы в вашей оболочке.



    Живут, дышат, размножаются, питаются, умирают, растут


    Дети выделяют три группы: воздух, вода и земля.





    -Телами

    -веществом

    -твёрдое, жидкое, газообразное






    воздушная, водная, каменная.





    Работают в группах.

    1. Дети обращаются к информационной карте.
    2. Находят информацию в тексте учебника.
    3. Делают сообщения о своей оболочке по плану.




    Команда « Атмосфера» бегает по классу хаотично.

    Команда « Гидросфера» соединяется в свободную переплетенную группу.

    Команда « Литосфера» каждый игрок встает в тесную группу.

    Личностные: что я знаю, что я могу

    Регулятивные: выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

    выстраивать логическую цепь рассуждения.

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

    организовать учебное взаимодействие в группе.

    Познавательные: знакомство с новыми научными терминами, умение извлекать нужную информацию.

    3.Выявление места и причины затруднения.

    -Из сообщения детей делается вывод, что на всех трёх оболочках есть жизнь.

    -Тогда им предлагается изображение утки, которую необходимо поселить в нужную оболочку (пробное учебное действие).

    -В какую оболочку вы поселите утку?

    - Мнения детей расходятся, и возникает проблема. Где обитают живые организмы.

    - Почему возникло затруднение?









    -Дети отвечают: мы не знаем, нет дополнительных знаний, мы должны это узнать.

    Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

    Регулятивные : самостоятельное формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные :допускать существование различных точек зрения на решение проблемы.

    4.Построение проекта выхода из затруднения.

    -Дети совместно с учителем формулируют цель: «узнать, где обитают живые организмы ».

    -Выбирают способ выхода из затруднения.





    На данном этапе подходит способ провести мини-исследование

    Личностные: высказывать своё отношение , объяснять свою точку зрения.

    Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план действий при обработке способа. сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.

    Коммуникативные: совместно с учителем сформулировать цель.

    5.Реализация построенного проекта.

    -На этом этапе организуется работа учащихся с предметными картинками живых организмов, которые они должны поместить в нужную оболочку земли (бегемот, журавль, барсук, рыба, дерево, гриб, червяк)

    (на доске)

    -Прошу выйти по одному представителю из каждой команды и расположить живые организмы в нужные сферы.

    -Давайте проверим наши гипотезы.







    -Так, где же обитает наша утка, для которой мы затруднялись определить место обитания.

    -Где же обитает большинство живых организмов?

    -А как же называется эта оболочка?


    Далее проверяется вывод детей с выводом в учебнике.

    -Дети выдвигают гипотезы о том, где обитают живые организмы:

    1. Либо в одной из трёх сред.
    2. На пересечении двух сред.
    3. На пересечении трёх сред.






    -Дети выполняют вторую часть работы на экспертном листе и находят в тексте факты о жизни бегемота, журавля и барсука, подтверждающие или опровергающие их гипотезы.

    -Затем дети рассказывают о своём исследовании (приводят доказательства из текста и из своего жизненного опыта).

    -Дети делают вывод: на пересечении трёх сред.






    -Дети вновь обращаются к информационной карте, осталось одно не использованное слово – био (жизнь) и называют оболочку биосферой.

    Личностные: высказывать своё отношение , объяснять свою точку зрения.

    Регулятивные: проверка гипотез.

    Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Коммуникативные: учиться подтверждать аргументы фактами; организовывать учебные действия.

    6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    Проводится по вопросам учебника, которые помогут проверить всё ли было понятно обучающимся

    Личностные: уметь применять полученные знания.

    Регулятивные: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

     Познавательные:умение структурировать знания.

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Выполняют задание в рабочей тетради с.10 № 2. По рассказу животного о самом себе дети должны определить его название и догадаться, в какой оболочке биосферы он обитает. Я зачитаю рассказ одного из животных. После выполнения всей самостоятельной работы, проверка осуществляется по эталону.

    Самостоятельная работа обучающихся с проверкой.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

    8.Включение в систему знаний и повторение.

    Задание на пропедевтику изучения последующих тем: «Какая из оболочек Земли больше всего страдает от хозяйственной деятельности человека?»

    Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

    Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

    Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    9.Рефлексия учебной деятельности.

    -На этом этапе говорим, были ли у нас затруднения в ходе урока, какую цель ставили перед собой на уроке, достигли ли её.

    -Также на этом этапе даётся домашнее задание в рабочей тетради с.9 №2.

    Творческое задание по желанию: подготовить рассказ животного о самом себе аналогичное заданию №3 с. 10 в рабочей тетради.

     Группа проводит самооценку.

    Личностные: саморефлексия

    Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

    Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его


     Приложение 1

    Экспертный лист 1 группы                                                                     Название группы «____________сфера»

    I часть

    1.Найдите в  информационной карте перевод с греческого языка слова воздух «______________»

    2.Допишите в названии группы слово, от которого образовалось слово воздух.

    3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ____________сфере.

    4.Подпишите названия оболочек Земли, которую вы исследовали.



    План.

    1. Определение атмосферы.
    2. Роль атмосферы.
    3. Есть ли жизнь в атмосфере?
    4. Почему нельзя обойтись без воздуха?

               II часть

              Прочитайте текст и определите, где обитает бегемот.

    Бегемоты предпочитают неглубокие водоемы. Они превосходно плавают и ныряют. Они могут легко  передвигаться по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце.

    Экспертный лист 2 группы

    Название группы «____________сфера»

    I часть

    1.Найдите в информационной карте  перевод с греческого языка слова вода- «______________»

    2.Допишите в названии группы слово, от которого образовалось слово вода.

    3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ______________сфере.

    4.Подпишите название оболочек Земли, которую вы исследовали.

    План.

    1.Определение гидросферы.

    2.Из чего состоит гидросфера?.

    3.Населяют ли живые организмы толщу рек, озер, морей, океанов?

    4.Могут ли живые организмы существовать без воды?

    II часть

    Прочитайте текст и определите, где обитает журавль.

    Журавли стройны. Они добывают насекомых, семена, зерна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. Гнезда строят на земле. Птенцы к осени оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.

    Экспертный лист 3 группы

    Название группы «____________сфера»

    I часть

    1.Найдите в информационной карте перевод с греческого языка  слова камень «______________»

    2.Допишите в названии группы слово, от которого образовалось слово камень.

    3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ______________сфере.

    4.Подпишите название оболочек Земли, которую вы исследовали.

    План.

    1. Определение литосферы.
    2. Из чего состоит литосфера?
    3. Есть ли жизнь под землей?
    4. Живут ли организмы в горных породах?

    II часть.

    Прочитайте текст и определите, где обитают барсуки.

    Барсуки роют норы в лесу по оврагам, а в пустынях в песчаных буграх.

    В барсучьих норах много входов и отнорков. Барсуки любят днем поспать, а ночью ловят насекомых, лягушек, ящериц, змей, зайчат, птиц. Барсук любит днем погреться на солнце. Он очень полезный зверь.

    Приложение 2.

                   Информационная карта перевода слов с греческого языка.

    Атмос                                                     воздух

    Био                                                          жизнь

    Гидро                                                      вода

    Литос                                                      камень

    Сфера                                                     оболочка

    Ресурсы:

    1.А.А. Вахрушев, Д,Д. Данилова. Окружающий мир («Обитатели Земли») 3 класс. Методические рекомендации для учителя.

    2. А.А. Вахрушев, Д,Д. Данилова.  Окружающий мир («Обитатели Земли») 3 класс, учебник.

    3.А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

    Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

    Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

    Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, ...

    План-конспект урока по окружающему миру (ОС "Школа 2100") для 1 класса.

    В данному уроке использован проблемный вопрос, а также самостоятельное "открытие" учащимися нового знания....

    Рабочая программа по окружающему миру ФГОС (Школа 2100) - 4класс

    Рабочая программа по окружающему миру, составлена по новым ФГОС второго поколения...

    Рабочая программа по окружающему миру 1класс (Школа 2100)

    Рабочая программа по окружающему миру...

    Тест по Окружающему миру ОС "Школа 2100" 1 класс.

    Тест по теме: "Путешествие колобка"....