рабочая программа по окружающему миру 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование и планируемые результаты по окружающему миру для 3 класса к УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planiruemye_rezultaty.doc46.5 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_okr_miru.docx47.55 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения

курса «Окружающий мир», 3 класс

Личностные результаты:

 У обучающегося будут сформированы:

  1. овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
  2. проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
  3. представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
  4. доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
  5. целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
  6. представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  7. представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  8. внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  9. мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  10. интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
  11. готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
  12. личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России*;
  13. эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
  14. понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;
  15. представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
  16. представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
  17. потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  18. соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  19. установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

 Обучающиеся научатся:

  1. понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  2. сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  3. выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  4. планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  5. планировать свои действия в течение урока;
  6. фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  7. оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  8. соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  9. контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  10. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

 Обучающийся научится:

  1. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  2. выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  3. использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  4. понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  5. анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
  6. классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  7. сравнивать объекты по различным признакам;
  8. осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
  9. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  10. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  11. проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
  12. моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные

 Обучающиеся научатся:

  1. включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  2. формулировать ответы на вопросы;
  3. слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  5. высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  6. проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  7. признавать свои ошибки, озвучивать их;
  8. употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  9. понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  10. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);  
  11. готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  12. составлять рассказ на заданную тему;
  13. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  14. продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  1. характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
  2. определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
  3. работать с планом местности и его видами, с масштабом;
  4. ориентироваться относительно сторон света;
  5. показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
  6. перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
  7. перечислять правила ответственного туризма;
  8. перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
  9. определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
  10. приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
  11. характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
  12. характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
  13. показывать на карте водные объекты;
  14. характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
  15. характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
  16. характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
  17. приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  18. перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
  19. различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
  20. характеризовать природные сообщества на примере леса;
  21. характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
  22. характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
  23. определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
  24. перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
  25. определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
  26. перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
  27. определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
  28. определять значение своего имени;
  29. характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
  30. характеризовать основные правила гигиены;
  31. характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
  32. оказывать себе и другим людям первую помощь;
  33. перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;
  34. определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
  35. толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
  36. узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
  37. определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
  38. определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
  39. характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
  40. составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по окружающему миру 3 класс.

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

(УУД)

Характеристика деятельности ученика

Использование ИКТ

Дата

проведения

I четверть (16 ч)

Радость познания (11 часов)

1.

Свет знания.

1

Регулятивные (Р): самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные (П): добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные (К): высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

2.

Как изучают окружающий мир.

2

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: ориентировать в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение. Работая в группах, осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования. Оценивать свои успехи при выполнении практических работ. Обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне», делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

3.

Книга – источник знаний.

1

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

4.

Отправимся на экскурсию.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов. Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением (буклеты, открытки и др.).

5.

О чём расскажет план.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространённые виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни. В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

6.

Планета на листе бумаги.

2

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Работая в паре, заполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам. С помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов. Обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оценивать эмоциональные впечатления от мысленных путешествий по карте.

7.

Страны и народы на политической карте мира.

1

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Сравнивать политическую карту мира с физической, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литературе о народах мира находить информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры.

8.

Путешествуя, познаём мир.

1

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия (достигнута ли цель). Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.

9.

Транспорт.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу, рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.

10.

Средства информации и связи.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира.

Мир как дом (19 часов)

11.

Мир природы в народном творчестве.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении.

12.

Из чего всё состоит.

1

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твёрдые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. Работая в группе, проводить опыт «Вода – растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи).

13.

Мир небесных тел.

2

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звёзды, планеты по различным признакам, заполнять таблицу «Различие звёзд по цвету», используя сведения из учебника и других источников, в том числе Интернета. Работая в группе, моделировать строение Солнечной системы. Использовать различные источники информации при подготовке сообщения о небесных телах.

14.

Невидимое сокровище.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: ориентировать в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Участвовать в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради. Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

15.

Невидимое сокровище.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учебнике.

II четверть (16 часов)

16.

Природные стихии в народном творчестве.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для совместной игры несколько загадок об огне, воде и воздухе из творчества народов своего края; находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные проявления этих стихий . Использовать народные приёмы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе.

17.

Кладовые Земли.

2

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей. Обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

18.

Чудо под ногами.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и её плодородием. Моделировать связи почвы и растения. Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородие почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы. Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

19.

Мир растений.

2

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Использовать книгу «Зелёные страницы» для подготовки собственных сообщений о растениях.

20.

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приёмы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.

21.

Мир животных.

2

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрациях учебника. С помощью атласа-определителя приводить примеры животных разных групп. Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять животных с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Высказывать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать книгу «Зелёные страницы» для подготовки собственных сообщений о животных.

22.

Животные в народном творчестве.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества, подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры, находить и характеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного искусства своего края (в том числе и в городской архитектуре), использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного искусства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края.

23.

Невидимые нити в живой природе.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:.оформлять свои мысли в устной речи.

Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. Обсуждать рассказ «Доброе слово о хищниках», формулировать соответствующие правила экологической этики.

24.

Лес – волшебный дворец.

2

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами. Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг с другом. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Шум в лесу» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

25.

Луг – царство цветов и насекомых.

2

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия луга (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

26.

Водоём – дом из воды.

2

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоёма (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов пресного водоёма, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для сообщества водоёма, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Заполнять таблицу «Сравнение двух видов жуков» в рабочей тетради. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

27.

Как сохранить богатство природы.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране, заполнять таблицу в рабочей тетради. По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивать работу других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы.

28.

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам, записывать в рабочей тетради пословицы (предания, сказки) народов своего края по теме урока. Узнавать с помощью средств массовой информации, Интернета, дополнительной литературы о современных способах экологически чистого образа жизни. Рисовать в рабочей тетради схему воображаемого экологически чистого поселения. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Преобразовывать ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. Использовать приёмы народного словесного  и изобразительно-прикладного  творчества для создания плакатов, призывающих к охране природного мира.

Дом как мир (20 часов)

29.

Родной дом – уголок Отчизны.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Объяснять значение слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках.

30.

Свой дом – свой простор.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:.оформлять свои мысли в устной речи.

Сравнивать старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различие.

III четверть (20 часов)

31.

В красном углу

сесть – великая честь.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:.оформлять свои мысли в устной речи.

Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также название в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства.

32.

Побываем в гостях.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края.

33.

На свет появился – с людьми породнился.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства, использовать эту терминологию при определении родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства.

34.

Родословное дерево.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.

35.

Муж и жена – одна душа.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке – подарке молодожёнам. Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены.

36.

Святость отцовства и материнства.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:.оформлять свои мысли в устной речи.

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

37.

Добрые дети – дому венец.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

К:.оформлять свои мысли в устной речи.

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника – своего тёзки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания; характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания.

38.

Детские игры – школа здоровья.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своём развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать её в среде сверстников.

39.

Строение тела человека.

2

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения «органа» и «системы органов». Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека» в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.

40.

Как работает наш организм.

2

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. В ходе групповой работы учиться измерять пульс у себя и другого человека, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Высказывать обоснованные суждения о том, почему организм человека – единое целое. Раскрывать связь между работой различных систем органов.

41.

Что такое гигиена.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника). Корректировать собственное поведение с учётом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приёмы ухода за зубами, оценивать свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению (растительного и животного происхождения). Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды (фастфуда).

42.

Наши органы чувств.

2

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: ориентировать в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств (с опорой на материалы учебника). Оценивать своё отношение к собственному здоровью. Корректировать своё поведение в соответствии с изученными правилами гигиены. Высказывать обоснованные суждения о взаимном дополнении органов чувств при восприятии окружающего мира.

43.

Школа первой помощи.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: ориентировать в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера телефонов экстренной  помощи, запоминать их, осуществлять взаимопроверку. Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом. Используя информацию учебника, заполнять таблицу «Как оказывать первую помощь», практически осваивать приёмы первой помощи.

44.

Здоровью цены нет.

1

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного.

45.

Дом невелик, а стоять не велит.

1

Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета.

46.

Семейный бюджет.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.

47.

Мудрость старости.

1

Р: составлять план решения проблемы совместно с учителем.

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

С помощью ключевых слов выражать своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.

48.

Путешествие к А.С. Пушкину.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывка из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомках.

IV четверть (16 часов).

49.

Всемирное наследие.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, сети Интернет, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святынями своего края. Рассказывать об одном-двух объектах Всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своём крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

50.

Московский Кремль.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: ориентировать в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

51.

Озеро Байкал.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: ориентировать в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

52.

Путешествие в Египет.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

53.

Путешествие в Грецию.

1

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. оформлять свои мысли в устной речи.

Показывать месторасположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

54.

Путешествие в Иерусалим.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

55.

Путешествие в Китай.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

56.

Всемирные духовные сокровища.

1

Р: работая по плану, сверять свои действия и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:. высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры.

Обобщать полученные знания о многих достойных людях – художниках, писателях, учёных, исторических деятелях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества (по выбору). Воспроизводить пословицу, изречение из Священных текстов. Определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой Список Всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего Списка в виде портретных изображений значимых для себя людей, текстов пословиц и изречений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...