Урок-конференция "Арктика и Антарктика"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Касьяненко Алла Васильевна

Урок по окружающему миру в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Арктика и Антарктика" по предмету  «Окружающий мир»

Цель: создать у учащихся яркое представление об удивительном мире Арктической зоны и Антарктиды.

Задачи:

    1.  Повторить расположение этих зон на карте.

    2.  Раскрыть взаимосвязи, существующие в данных зонах.

    3.  Показать роль человека в охране природы Арктической зоны (заповедник).

    4. Развивать у учащихся речь, мышление, пространственное представление, исследовательские умения.

    5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  карта, глобус, теллурий, презентация.

Ход урока.

I Организационный момент.

      Сегодня на нашем уроке - конференции присутствуют географы, биологи, экологи, зоологи, служба погоды. И мы постараемся обсудить географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир АРКТИКИ и АНТАРКТИКИ, и обязательно затронем экологические проблемы этих природных зон. Гости тоже могут присоединяться к обсуждению.

На столе стоит большой

Круглый шарик, весь цветной,

Крутится на ножке.

                               ГЛОБУС

- Что такое глобус?

Глобус открывает столько удивительного на нашей планете! Сине-голубые пятна на глобусе превращаются в океаны, моря, озёра, а белые – в ледяные поля. Светло - жёлтые пятна – пустыни, а на месте тёмно - жёлтых и коричневых пятен вырастают горные системы. Тонкие извивающиеся линии оказываются широкими реками с водопадами, а маленькие кружочки – большими городами.

- Всё ли можно увидеть на глобусе?  Не показаны ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.

- А что такое природные зоны? (Участки Земли с определённым климатом, растительным и животным миром)

- Какие природные зоны выделяют учёные?

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ

ТУНДРА
     ТАЙГА

      СМЕШАННЫЕ ЛЕСА
     ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА

     ТРАВЯНИСТЫЕ
РАВНИНЫ
     СТЕПИ

ПУСТЫНИ И ПОЛУПУСТЫНИ

Кроме основных учёные выделяют в качестве специфических природных зон АВСТРАЛИЮ, АНТАРКТИДУ, высокогорные районы в Центральной Азии (ГИМАЛАИ) и Южной Америке (АНДЫ).

- Как называют самую северную и самую южную точки?

  1.  Почему на глобусе они обозначены белым цветом,  почему там снег и лёд? Правильно,  это связано с  вращением  Земли  вокруг Солнца.
  2. Как называют людей, изучающих полюса Земли?

       

      Наши далекие предки, осваивая новые территории, шли на восток и север. Они видели, как каждую весну на север летят стаи птиц, и сами шли за ними.

Любознательные землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берег Студеного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студеное море покрывалось могучими льдами.

    – Как вы думаете, что называли наши предки Студеным морем?

    – Покажите этот океан на большой карте.

    – А теперь найдите на карте Арктическую зону.

    – Какое отношение к ней имеет Северный Ледовитый океан?

    – Что еще относится к Арктической зоне?

Зона арктических пустынь   расположена   на   островах Северного Ледовитого океана и на крайнем  севере  полуострова  Таймыр, включая Гренландию. Южная граница Арктики проходит в Восточном полушарии по Северному полярному кругу (660 с.ш.).

- Что вам известно о происхождении слова АРКТИКА

   

«Арктос» в переводе с греческого медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

Арктика представляет собой замёрзший океан, окружённый землёй.

      Антарктика означает «напротив Арктики». Антарктика – это материк с горными системами, окружённым океанами.

    Знаменитый исследователь полярных широт Фритьоф Нансен назвал Арктику и  Антарктику«страной льда и тьмы», а известный австрийский писатель Стефан Цвейг еще более мрачно — «страной белой смерти»

Хоть и страшные определения даны, тем не менее, очень много интересного в этих природных зонах. И давайте об этом поговорим.

   

КЛИМАТ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

 

    Значительная часть поверхности на островах Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и северном острове Новой Земли покрыта ледниками. Большие ледяные поля, крупные ледяные глыбы и битый лед, ледяные «языки», спускающиеся к морю, и отколовшиеся от них айсберги характерный элемент природы арктических пустынь. Полновластный хозяин этой зоны холод. Длинной полярной ночью здесь свирепствуют морозы (-600) и ураганные ветры. Необычайными, фантастическими красками вспыхивает полярное сияние. Летом солнце светит круглосуточно, но оно не прогревает землю, остывшую за долгую зиму, так как невысоко поднимается над горизонтом. Кроме того, солнце нередко закрыто низкими густыми облаками, а белая поверхность снега и льда отражает его лучи. Поэтому лето здесь холодное. Средняя температура самого теплого месяца менее +4° С. В таких условиях летом снег не везде успевает растаять. Формируются ледники. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и не дает планете перегреться.

    Антарктика — наиболее суровая климатическая область Земли с низкими температурами воздуха, сильными ветрами, снежными бурями и туманами.  Материк и близлежащие острова имеют покровное оледенение. Самая высокая зафиксированная температура составляет - 26 °C, самая низкая −89.2 °C. В среднем летом −30°C, а зимой −60°C. В Антарктиде лёд никогда не стаивает, потому что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его лучи отражаются ото льда и снега.

 - Почему Антарктику называют «фабрикой погоды»?

    В Антарктике холодно из-за сильнейших ветров-ураганов. Ураганы рождаются в океане, а в Антарктике набирают силу и движутся дальше. Они влияют на погоду  в других местах. От погоды в Антарктике зависит погода всей нашей планеты. Поэтому Арктику называют "фабрикой погоды" всей планеты.

Служба погоды. Днём и ночью учёные измеряют силу ветра на земле и в небе (запускают воздушные шары с приборами). Отмечают на специальных картах – где какая температура, какой силы ветер, куда движется ураган. Обо всём этом сообщают в столицы мира.

- Что могут добавить экологи о погодных условиях Арктики и Антарктики?     Оказывается, от погоды в Арктике и Антарктике зависит и будущее всей Земли. Здесь так много льда, что если он вдруг растает, то уровень воды в океанах и морях поднимется на несколько десятков метров. Вода зальет многие земли с городами и поселками.

- А почему лёд может растаять? (от глобального потепления)

 - С чем связано потепление?

На нашей планете работают заводы, фабрики, электростанции, из их труб палят клубы дыма. Изо всех сил стараются загрязнить воздух миллионы и миллионы автомобилей, тракторов, самолетов и другой транспорт. Из-за них в воздухе накапливается все больше и больше углекислого газа.

 - Чем вреден углекислый газ для нашей планеты?

      Углекислый газ образует как бы шубу земного шара. Вот эта шуба и не позволяет уходить теплу в космическое пространство. Вернее, позволяет, но как раз столько, чтобы на Земле было не слишком жарко, и не слишком холодно. Так уж мудро скроила природа "шубу" Человек же, построив такую массу заводов, фабрик, машин, как бы "перекраивает" природную "шубу",  делает ее более плотной, теплой. Хочет как лучше, а получается как хуже. Земле становится вес жарче - меняется климат. Пока чуть-чуть, еле заметно. Но если так пойдет дальше, дело может обернуться катастрофой. От жары примутся таять льды Арктики и Антарктики. Значит, могут выйти из берегов моря и океаны, многим странам грозит опасность оказаться под водой. Кое-где, наоборот возникнут пустыни.

 - Что же можно предпринять, чтобы не возникла экологическая катастрофа? (ответы детей)

Показ слайдов и сообщения ребят об айсбергах и полярном сиянии.

Айсберги – гигантские плавающие (дрейфующие) ледяные горы. Северные айсберги меньше южных. Южные айсберги существуют по многу лет, т. к. проморожены до -60, а северные Гренландские тают быстрее, т. к. промерзают до – 30.

Полярное сияние – столкновение заряженных частиц с частицами газов в верхних слоях атмосферы. Это явление можно наблюдать только вблизи магнитных полюсов. У северного сияния много цветов. Его окраска зависит от того, с частицами какого газа взаимодействует солнечный ветер. Сияние в видимом световом спектре возникает на высоте от 90 км до приблизительно 150 км над поверхностью земли. Цвета распределяются следующим образом:

Выше 150 км: Красный

120 км – 150 км: Жёлто-зелёный

Ниже 120 км: Фиолетово-синий

Чем сильнее солнечный ветер, тем ярче сияние.

Северное сияние происходит на Земле. Но вызвано оно процессами, происходящими на Солнце. Вот как это получается.

Солнце — это раскаленный газовый шар, состоящий из атомов водорода и гелия. В ядре этих атомов находятся частицы, которые называются протонами. Вокруг протонов вращаются другие частицы. Они называются электронами. Протоны несут единичный положительный заряд, электроны — отрицательный. Облако сверх горячего газа, окутывающее Солнце (солнечная корона), постоянно выбрасывает в пространство во всех направлениях частицы и осколки атомов. Эти кусочки летят в космосе со скоростью 960 километров в секунду. Такие потоки называются солнечным ветром. Иногда корона буквально взрывается вихрем частиц, добавляя новые раскаленные порции к солнечному ветру.

Когда солнечный ветер достигает Земли, его частицы попадают в ее магнитное поле. Силовые линии этого магнитного поля проходят в космическом пространстве, а сходятся у Северного и Южного полюсов Земли.  Земля — это гигантский магнит. Чтобы посмотреть, как действует магнит, положите на него лист картона и насыпьте сверху железные опилки или мелкие гвоздики. Опилки или гвозди расположатся по кривым линиям, совпадающим с силовыми линиями магнитного поля. Магнитное притяжение Земли как бы засасывает пролетающие мимо нее заряженные частицы.

Земля — не единственная планета, где бывает северное сияние. На Юпитере небеса в районе Северного полюса полыхают еще грандиознее.

Атмосфера нашей матери Земли состоит в основном из азота и кислорода. Когда электроны и протоны, выброшенные с Солнца, вторгаются в атмосферу, они неизбежно сталкиваются с молекулами этих газов. При столкновении некоторые из атомов теряют часть своих электронов, другие —  получают дополнительную энергию. Когда атом «успокаивается» после столь бурной атаки, то есть возвращается в нормальное энергетическое состояние, он испускает световой фотон. Молекулы азота при столкновении обычно теряют электроны. При этом излучается синий и фиолетовый свет. Если же молекула азота возбуждается без потери электрона, то происходит испускание лучей красной части спектра. Когда солнечный ветер сталкивается с молекулами кислорода, потери электронов никогда не происходит. Молекула возбуждается, а затем испускает кванты зеленого и красного света. Заряженные частицы Солнца заставляют воздух земной атмосферы переливаться разными цветами это и есть северное сияние.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

   Холодные Арктические пустыни. Большие площади заняты каменистыми россыпями. Тем не менее жизнь растений и животных не отступает.

-  Какие растения здесь встречаются? Как они приспособлены к жизни в этой природной зоне?
     
Растительность на свободной от снега и льда поверхности не образует сомкнутого покрова.  Среди растений господствуют мхи и лишайники. Цветковые растения представлены небольшим числом видов и встречаются редко. Сообщения о растениях и показ слайдов.

ЖИВОТНЫЙ МИР

 - Как приспособились животные к жизни в царстве холода, льда и снега? (густая шерсть, толстый слой подкожного жира, густое оперение)

Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон у такой скалы стоит невообразимый. Самые шумные пернатые - кайры. Эти птицы отлично плавают, ныряют, летают. В воде кайра машет крыльями и, поэтому стремительно плывет под водой. Гнезда у нее на вертикальной каменной скале. Никакой хищник не сможет подобраться к птенцам. Откладывает кайра одно яйцо на маленькую ступеньку скалы, а чтобы яйцо не упало с уступа, оно имеет конусовидную форму. Яйцо не катится, а только вращается на месте. «Квартира» кайры площадью в 1 дм2. Когда птенец вырастет, мать сбрасывает его со скалы в море. Птенец сопротивляется, цепляется коготками лапок за камни. Ему кажется, наверное, что мать толкает его к гибели. Кайра сбрасывает своего единственного птенчика с 200 метровой скалы, и сама кидается за ним вниз. Падают в воду, они одновременно, а затем вместе выныривают.        

      Самым крупным хищником Арктики является белый медведь. Он не любит тепла... Толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Самцы не залегают в спячку, это делают только самки. Медведицы находятся в берлоге из снега всю зимнюю спячку. В ноябре-декабре у них рождаются медвежата, чаще два. К весне детишки подрастают, и как только насыпают светлые дни, медведица разрывает свою берлогу и выходит вместе с малышами. Живут белые медведи 30-40 лет. Белые медведи - хитрые и коварные охотники. У них отличное обоняние. Затаившись у нерпичьей или тюленьей лунки, медведь ожидает жертву часами. Свой черный нос прикрывает белой лапой. Имеет очень быструю реакцию. Стоит только нерпе на миг высунуться из лунки, как медведь хватает ее. 

Пингвины   хоть   и   птицы,   а   не   летают.    Крылья   им нужны для того, чтобы грести под водой. Они отличные ныряльщики и пловцы. Гнезда для птенцов пингвины не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо не положишь -  замерзнет пингвиненок! Мама-пингвиниха снесет яйцо, а пингвину-папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом. Пятинедельный птенец уже не маленький, и он впервые ступает лапками на снег. Ковыляя, уходит в "детский сад" Сотни сверстников, плотно сбившись в кучу, стоят темной толпой, согревая друг друга. Взрослые пингвины со всех сторон оберегают их от ветра и от больших чаек и буревестников, которые могут насмерть забить малых пингвинов. А боятся пингвины  клыкастого и  пятнистого тюленя -  морского леопарда.  Он,  подкарауливая  пингвинов,  прячется под водой.

В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное - гренландский кит. Голубой кит тяжелее 50 слонов, а маленький китенок, только что появившийся на свет достигает 6-8 м и выпивает за один раз 100л молока. Предки китов когда-то жили на суше. У них до сих пор плавники похожи на 5-ти палые руки. Но в течение многих 1000-летий, живя в воде, они приспособились к такой жизни. За сутки кит съедает 2 тонны пищи.

- Как вы думаете, с какой скоростью плавает кит? Хотите узнать? Решите задачу устно: "За 8 часов кит проплывает 240 км. Какова скорость кита?"

 Моржи -  удивительные жители северных пустынь.

Жир составляет 20 – 25 % от всего тела. В день морж съедает 50 – 100 кг корма.

Длинные толстые усы-вибриссы служат для обследования дна в поисках корма.

2 мощных бивня – разросшиеся верхние клыки. Из них делают ручки ножей, застежки, украшения.

Англ.промышленник Беннет в 1606 г. убил ради клыков 700 моржей за 6 часов

ЭКОЛОГИ

 - Какой ущерб природе  наносят люди?

- Как охранять природу северного и южного полюсов?
  Экологическая опасность возникает тогда, когда человек нарушает природные балансы или разрывает существующие в природе связи.

     Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. 

   Заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу   розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики — овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля единственное место, где гнездятся белые гуси. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают около 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. В этом заповеднике самое крупное в мире скопление моржей. А теперь ученые решили поселить здесь и овцебыка. Сообщение об овцебыке.

Р. Рождественский

Земля – наш дом

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом,-

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей,

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Работа с тестами.

Итог урока.

 -Какие  природные зоны мы попробовали сравнить сегодня на уроке - конференции?

  - Дома вы попробуете составить кроссворд, в котором будете использовать слова, связанные с Арктическими пустынями и Антарктидой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие-путешествие по экологическому воспитанию «От Арктики до Антарктики» в подготовительной группе

Занятие интересно тем, что оно включает в себя работу с картой, глобусом, имеются элименты творчества....

Презентация на тему: "Музей Арктики и Антарктики"

В данной презентации рассказывается об интереснейшем Санкт - Петербургском музее - музее "Арктики и Антарктики". Сначала ребятам разъясняется разница между этими двумя созвучными названиями ...

Музей Арктики и Антарктики

Российский государственный музей Арктики и Антарктики — музей в Санкт-Петербурге, посвящённый историческим страницам научных исследований Арктики и Антарктики,...

Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге

Материал по основным экспозициям музея...


 

Комментарии

Мусикова Варвара Сергеевна

Спасибо, очень интересная разработка урока! Буду использовать в работе!