Главные вкладки

    Урок-ира "Счастливый случай"
    план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

    Березина Ирина Евгеньевна

    Этот урок можно провести в конце четвертого класса. Цель:обобщить знания детей о природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Счастливый случай

    Цель: обобщить знания учащихся о природе.

    Оборудование: карточки с вопросами, кубик с разноцветными сторонами, рисунки животных.

    Ход мероприятия:

    - Мы привыкли к зелёному окружению вокруг нас и не представляем, как можно жить без удивительного этого цвета, свойственного траве, кустарникам, деревьям. Любовь к живой природе всегда в душе человека.

    Но природу мало любить, нужно её и охранять. А для этого природу надо знать и понимать.

    И сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о природе. Тема нашей викторины «Природа».

    Сегодня у нас соревнуются две команды…

    1 гейм.

    Обозначение цветов на кубике:

    1. фиолетовый – общие знания
    2. красный – загадки, ребусы
    3. синий – воды
    4. зелёный - растение
    5. жёлтый – животные, птицы, рыбы
    6. оранжевый – литература

    Каждая команда бросает по очереди кубик и выбирает вопрос из той области, которая выпадет.

    Вопросы:

    Общие знания (фиолетовый).

    1. Что такое почва?
    2. Какие типы леса вы знаете?
    3. Какие стороны горизонта вы знаете?
    4. Что такое линия горизонта?
    5. Что такое карта?
    6. Что такое масштаб?
    7. Как в лесу можно определить стороны горизонта?
    8. Из чего состоит перегной?
    9. Счастливый случай.

      Загадки, ребусы (красный)

    1. С 3 Ж – стриж
    2. ‘ (ЮЛА) 100 ‘’(РУЧКА) – ласточка
    3. На верхушке стебелька –

    Солнышко и облака. (ромашка)

    1. Золотой хозяин с поля идёт,

    Серебряный пастух на поле идёт,

    Мелкое стадо гонит. (солнце, месяц, звёзды)

    1. Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (молния, гром, дождь)
    2. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (дождь)
    3. По земле не хожу, на небо не гляжу,

    Гнезда не завожу, а деток вывожу. (рыба)

    1.  Четыре четырки, две растопырки, один вертун, а сам ворчун. (собака)
    2. Счастливый случай.

    Воды (синий)

    1. Почему идёт дождь?
    2. Что вы знаете о реках?
    3. Почему зимой идёт снег, а не дождь?
    4. Где раньше снег тает? Почему?
    5. Как появляются ручейки, роднички?
    6. Что такое озёра?
    7. Сколько всего океанов? Назовите их.
    8. Счастливый случай.

    Растения (зелёный)

    1. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, чёрной?
    2. Назовите хвойные деревья.
    3. У какого дерева ягоды чёрные?
    4. Какие лекарственные растения вы знаете?
    5. Зачем деревья сбрасывают листву на зиму?
    6. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево) Почему?
    7. Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. (лист)
    8. Счастливый случай.

    Животные (жёлтый)

    1. Какие птицы прилетают с юга первыми?
    2. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов?
    3. Какую пользу приносят волки?
    4. Какие животные зимой спят?
    5. Какую птицу называют лесным доктором? Почему?
    6. Какие животные летали в космос?
    7. Когда и как летают пауки?
    8. Какие насекомые живут на лугу?
    9. Чем поёт кузнечик?

    Литература (оранжевый)

    1. О каком явлении природы пишет А. С. Пушкин?

    «Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя,

    То, как зверь она завоет,

    То заплачет, как дитя…» (метель)

    1. Назовите сказки, где героем был бы заяц.
    2. А. Майков « Кроет уж лист золотой

                               Влажную землю в лесу…

                               Смело топчу я ногой

                               Вешнюю леса красу» (осень)

    1. Расскажите стихотворение о зиме.
    2. Расскажите стихотворение об осени.
    3. И. Бунин « Лес точно терем расписной,

                             Лиловый, золотой, багряный,

                              Весёлой пёстрою стеной

                              Стоит над светлою поляной.»

    1.  Греков « Солнце ходит высоко над сводом,

                          Раскалённых от зноя небес,

                          Пахнет липа душистая мёдом,

                          И шумит полный сумрака лес…» (лето)

    1. Кто автор: « Унылая пора! Очей очарованье!

                               Приятна мне твоя прощальная краса - …»

    2 гейм. Кто больше?

    По очереди называют стихи, песни о природе.

    3 гейм.

    Вопросы команд друг другу. (Домашнее задание)

    4. Дальше…Дальше…

    Одну минуту команда должна отвечать  на вопросы. Побеждает команда, давшая больше правильных ответов.

    I команда

    1. Какое время года называют бабьим летом?
    2. У какого дерева листва краснеет?
    3. Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?
    4. Белая морковка зимой растёт?
    5. Место выхода подземных вод на поверхность земли.
    6. Место, где начинается холм. (подошва)
    7. Полезное ископаемое, чёрного цвета, блестит на солнце, твёрдый но хрупкий. Основное свойство – горючесть.
    8. Место, где река впадает в другую реку, море.
    9. Самое большое животное моря.
    10.  Сколько ртов у человека?
    11.  Лиственница – дерево хвойное или нет?
    12.  Что делает зимой медведь?
    13.  Сколько яблок на дубе?
    14.  У кого всегда иголки под рукой?
    15.  Основное свойство почвы.

    II команда

    1. Самая высокая часть холма.
    2. Прибор для определения сторон горизонта.
    3. Верхний рыхлый слой земли.
    4. Место, где река берёт начало.
    5. У кого на сучке кладовая?
    6. Кто путешествует по воздуху на нитке?
    7. Сколько помидоров на подсолнухе?
    8. Чем питается заяц зимой?
    9. Пихта – хвойное дерево или нет?
    10.  Самое длинношеее животное.
    11.  Сколько ушей у обезьяны?
    12.  Где применяется гранит?
    13.  Как остановить рост оврага?
    14.  Как называется наш район?
    15.  Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

    5 гейм. Кто здесь лишний и почему? (картинки)

    Волк, лиса, белый медведь, ёж, белка.

    Тигр, лев, бегемот, волк, зебра.

    Между геймами проводятся конкурсы для болельщиков (на лучшего чтеца; загадки; вопросы)

    В конце проводится награждение.

    Для участников и болельщиков музыкальный номер.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....

    Игра Счастливый случай

    Игра для 3-4 класса. Можно провести в математическую неделю....

    Игра по чтению "Счастливый случай"

    Интеллектуальная игра по чтению "Счастливый случай" для 2-4 классов...

    Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

    Цели игры: развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания. Разделы игры: математика, русский язык, литература, география (окружающий мир), вопросы на с...

    Программа кружка "Права на всякий случай" (4 класс).

    Программа кружка для 4 класса  о правах ребенка....

    Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

    Дети в восторге от интеллектуально-соревновательных игр. Это развивает и кругозор, и  познавательные процессы, и межличностные отношения, и самооценку учащихся....