Статья «Между народами мира нет границ»
статья по окружающему миру (3 класс)

Телицына Наталия Ивановна

 

На примере традиций русского и японского народов показать, что между разными народами мира нет границ Воспитывать подрастающее поколение в духе интернационализма, толерантности, уважения к традициям разных народов. Познакомить учащихся с традициями, культурой и обычаями страны. Развивать творческое нестандартное логическое мышление и воображение. Ассознативных связей между предметами:  литературой, историей, музыкой, технологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья воспитателя ГПД ГБОУ гимназии №11 Телицыной Наталии Ивановны по теме: «Между народами мира нет границ»

Цели. На примере традиций русского и японского народов показать, что между разными народами мира нет границ.

Задачи: Воспитательные

-воспитывать подрастающее поколение в духе интернационализма, толерантности, уважения к традициям разных народов.

Образовательные

-познакомить учащихся с традициями, культурой и обычаями страны.

Развивающие

-Развивать творческое нестандартное логическое мышление и воображение.

-Ассознативных связей между предметами:  литературой, историей, музыкой, технологией.

Техническое обеспечение:

-компьютерная презентация «Япония - Россия»

-фонохрестоматия

-наглядные пособия

фрагменты видеофильмов

Введение: мы живем в большом мире у нас много национальностей и народностей, все по разному выглядят, разные лица, цвет кожи,разная культура, традиции и обычаи

1 слайд (Земной шар и ладони людей)

Учитель:  (Почему я расположила ладони вокруг земного шара? Что они могут символизировать?)

Дружбу, равенство, братство.

2 слайд ( портрет И.О. Дунаевского)

Учитель: Перед Вами портрет композитора Исаака Осиповича Дунаевского. Сейчас прозвучит песня этого композитора. Ответьте на вопрос: « О чем эта песня?» «Что хотел передать автор?»

3 слайд.( Голуби летают, дети слушают песню .Учитель начинает говорить музыка затихает.)

Учитель: Вы послушали песню и теперь ответьте мне на вопрос :,,О ком она? Что хотел передать автор?

Дети: о голубях.

Учитель: А что вы знаете об этой птице?

Дети: Маленькая птица, живёт рядом с человеком, есть зерно, семечки не перелетная.

Учитель: Что хотел передать автор?

Учитель: Вы всё правильно сказали! А кто еще знает, чем является Белый голубь для жителей нашей Планеты?

Дети:  Голубь_-символ мира на Земле.

4 слайд (голубь — символ мира на земле)

5 слайд (корабль, музыка, шум волн)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на большом красивом корабле с парусами  в далёкую Восточную страну, где восходит солнце и начинается новый день , узнаем о её традициях, обычаях, культуре.

6 слайд (карта Японии)

Учитель: Посмотрим  на карту, эту страну омывает Японское море, Тихий океан, и расположена она на островах. В какую страну мы прибыли?

Д: Японию.

У: А кто знает столицу Японии?

Д: Токио.

У: Все государства имеют символы. Скажите, какие основные символы есть у каждого государства?

7 слайд (герб, флаг) говорят дети.

Флаг Японии представляет собой белое полотно с красным кругом посередине, олицетворяющее солнце

Флаг России состоит из трех разноцветных полос, которые означают

Белый — честность и справедливость

Синий — мужественность

Красный — силу и красоту

Герб Японии состоит из 16 лепестковой хризантемы. Цветок хризантемы очень почитаем среди Японцев.

Герб России представляет собой двуглавого золотого орла на красном щите и всадника на белом коне Георгия Победоносца ,поражающего копьем змея. Символизирует победу добра над злом.

8 слайд (Березки. Звучит музыка «Во поле березка стояла»)

Учитель: Узнали ли вы песню?

Дети: Да, песня про березку, русская народная, березка символ всего русского.  

Учитель: А вот дерево, которое в Японии считается символом.

Учитель: У японского народа тоже есть символичное для них дерево               «Сакура» что в переводе означает «Вишня». Известный символ Японии и японской культуры — с давних пор почитаемое японцами растение. 27 марта японцы празднуют день Сакуры.

9слайд (матрешки и  кокеши)

Учитель: Что это?

Дети:  Матрешки

У: Правильно, матрешка ещё один из символов нашей страны. Знаете ли вы, что прообразом нашей русской матрешки была японская игрушка  «Кокеши»? Скажите .Видите ли вы сходства? Какие?

Дети: По форме,  разноцветные, человеческие лица,

10 слайд (масленица)

Учитель: Узнали, что за праздник? Что делают в этот праздник, когда его отмечают?

Д: Масленица, праздник весны, проводы зимы, пекут блины, жгут чучело масленицы,  веселятся,  радуются.

10 слайд  (Сэцуби — праздник весны)

Учитель: У японского народа тоже есть такой праздник, праздник Встречи весны «Сэцуби». В это время японцы устраивают костюмированные шествия, запускают небесные фонарики, тем самым провожая зиму и встречая новое время года Весну!

11слайд (самовар)

У: Давняя традиция собираться всей семьёй за столом и пить чай из самовара

11 слайд (Тецубин)

У: Японцы тоже любят чайные церемонии, и у них главой стола в таких случаях служит специальный чайник на подставке «Тецубин»

12 слайд. Давайте посмотрим  на устное народное творчество . И сравним. Сейчас вы прочитаете народные японские пословицы, подумайте и скажите, что они означают? Подберите пословицы похожие по смыслу из нашего языка.

В дом где смеются приходит счастье  (Где лад там и клад)

13 слайд

Раннее вставание приносит прибыль (Кто рано встает,того удача ждет)

13 слайд

Никто не спотыкается лежа в постели (Не ошибается тот, кто ничего не делает)

Учитель: Сейчас я предлагаю обратиться в прошлое..(на экран)

14 слайд: (Война 1941 год)

1941 год. Что произошло в этот году?

Д: Началась Великая Отечественная война.

15 слайд (Таня Савичева)

У: Знаете, что во время войны, в блокаду в нашем городе Ленинграде жила девочка Таня Савичева. Она знаменита на весь мир дневником, который вела  живя в блокадном Ленинграде. Ее дневник стал обвинительным документом фашистским захватчикам.

16 слайд

У- А что говорит вам эта дата ?  1945 год

Окончилась Великая Отечественная война.

У: Но в 1945 году в августе на два города Японии Хиросиму и Нагасаки американские летчики сбросили атомную бомбу, чтобы показать свое превосходство.

И после этой  страшной трагедии всему миру стала известна другая девочка из Японии Садако Сасаки.

17 слайд

Вот ее история: Война прошла. Но зараженные частицы радиации остались в воздухе. Одна из таких частиц попала маленькой девочке в кровь, и она тяжело заболела. Врачи были бессильны победить страшную болезнь.

И вот однажды приснился девочке сон, что если она сделает 1000 белых бумажных журавликов, то останется жить. Она принялась за работу, для больной девочки это был нелегкий труд,но казалось=журавли ей помогут.

18 слайд

У: Ирина Грибулина написала песню Тысяча бумажных журавлей . А исполнила ее Роза Рымбаева. Давайте послушаем эту песню.

Слайд Фотография Розы Рымбаевой, памятника журавлям.

19 слайд. Звучит песня.

20 слайд .Журавли, улетающие в небо.

21 слайд. Журавлик оригами

22 слайд. Сейчас мы с вами попробуем, сложить журавлика,как это делали дети всей планеты, чтобы помочь вылечиться японской девочке.

У: Так чем же является бумажный журавлик для народа Японии?

Д: Журавлик один из самых почитаемых символов Японии.

У: Давайте сейчас прикрепим этих журавликов на карту,чтобы они всем людям на Земле приносили здоровье и счастье.

23 слайд. Наша планета - общий дом.

Дети садятся за парты. Подведение итогов.

24 слайд. Посмотрите на экран. Что вы видите?

Д: Руки людей всего мира.

У: И что это значит?

Д: Все люди хотят жить в мире ,согласии, дружбе.

ИТОГ УРОКА.

25 слайд. ХОРОВОД. Песня.

26 слайд. Как еще называют Японию?

У: Страной восходящего солнца.

У: Мы с Вами познакомились с культурой, обычаями, традициями, символами Восточной страны — Японии. Что можно сказать, какой вывод сделать?

 Несмотря на то, что Япония так далека от нас, мы можем найти сходства в обеих культурах. Какие?

У: Сакура, Береза, Гусли — Кото, Масленица — Сэцебун, матрешки — Кокеши.

Вспомнив всё это, мы с вами можем сделать вывод, Несмотря на то, что народ Японии и народ России разные по внешнему облику, наши государства так далеки друг от друга, но эти народы схожи по самому главному , что лежит в основе всех культур — традициям, творчеству, символам.

27 слайд. Давайте сядем на наш красивый корабль и отправимся в Россию,а народ Японии проводит нас замечательной песней.

Звучит песня « Каникулы любви «  на японском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Вводный урок. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань –путь к процветанию нашей родины.

КубановедениеРаздел: Нет в мире краше Родины нашей.Тема: Вводный урок. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань –путь к процветанию нашей родины.Цели:-познакомить учащихся с народами, прожива...

Урок окружающего мира. Тема : Границы России

Тема : Границы России Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающего мира» Задачи урока: Дать обучающимся общие пред...

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Презентация к урокам окружающего мира "Изменения границ Москвы"

Материал может быть использован на уроках окружающего мира в начальной школе и во внеурочной деятельности (факультатив "Знакомимся с Москвой)....

Тест по окружающему миру "Государственная граница России" 4 класс

Тест по окружающему миру по программе Перспектива"....

Статья «Между народами мира нет границ»

На примере традиций русского и японского народов показать, что между разными народами мира нет границ Воспитывать подрастающее поколение в духе интернационализма, толерантности, уважения к традиц...