Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) по теме

Владышникова Людмила Александровна

           Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отношения к драгоценному дару природы - воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно-эвристического урока

 по предмету  окружающий  мир

УМК «Гармония»

3 класс

 «Бесценный дар природы»

                                                         

                                                           Учителя начальных классов

                                                              МБОУ Екатериновской сош

                                                             Матвеево-Курганского района

                                                                 Ростовской области

                                                                                         Владышниковой

                                                           Людмилы Александровны

2013г.

Конспект урока.

                                                                                     Девиз урока: Вода есть зеркало поступков,

                                                                                                     Что в действии находит отражение.

                                                                                    Она основа жизни без всяких предрассудков,

                                                                                                               Поэтому достойна уважения.

Тема:

Цели:

Тип урока:

Оборудование:

Структура

урока:

Бесценный дар природы.

Обучающий аспект:

  1. расширить и углубить представление детей о воде, её значении для всего живого на Земле;
  2. рассмотреть причины загрязнения водоёмов, познакомить с водоохранными мерами.

Развивающий аспект:

  1. способствовать развитию креативности и эмоциональной сферы учащихся;
  2. развивать творческую активность.

Воспитательный аспект:

  1. воспитывать экологическое мировоззрение у учащихся, любовь к родному краю;
  2.  формировать у школьников бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ПК, мультимедийный  проектор, карта России, карта Ростовской области, учебник, презентация Microsoft Power Point, приборы для проведения исследования свойств воды и способов её очистки.

Этапы: подготовительный (актуализация), усвоение нового материала, первичное закрепление и применение знаний, итог на рефлексивной основе, домашнее задание по выбору учащихся.

Единица содержания: бережное отношение к источникам пресной воды.

Формирование ключевых компетенций:

  1. коммуникативная (работа в группах, в парах),
  2. учебно-познавательная (цель  исследования, результат исследования, вывод)

Граница знания – незнания:

  1. дети знают:

- понятия – водоём, естественный водоём, искусственный водоём, пресные водоёмы;

- как используется пресная вода человеком;

-чем важны реки для природы и человека.

  1. дети не знают:

-какими свойствами обладает вода;

- источники загрязнения воды и способы её очистки.

                                                                          Ход урока:

Деятельность учителя

1.Подготовительный этап (актуализация знаний).

Задачи этапа:

1).Создание высокого уровня  мотивации для  работы детей на уроке.

2).Развитие произвольного  внимания.

3.)Фиксация в ходе рефлексии границы знания - незнания  (постановка учебной задачи).

4).Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания).

- На предыдущих уроках вы познакомились со свойствами воздуха. Чем важен воздух для всего живого на Земле?

-Каков состав воздуха?

-Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Откуда он поступает в воздух?

-Пока на Земле есть чистые водоёмы и растения, воздух будет пополняться кислородом, так необходимым для всего живого.

-Без чего ещё не могут существовать живые организмы?

-Верно. Второй важнейший источник жизни - вода.

Эмоциональный настрой. (Слайд №2 со звуковым сопровождением)

Объявление темы урока: Бесценный дар природы.

Постановка учебной задачи.

-Прочтите девиз нашего урока.

-Как понимаете эти строки?

-Какова основная мысль этого высказывания?

-Как вы думаете, какую задачу  перед собой  поставим на уроке?

Чтобы справиться с её решением, нам необходимо вспомнить – какую роль играет вода в жизни живых организмов.

Записываю на доске:

1.Роль воды в жизни живых организмов.

(Слайды №3,4,6,7,8,10.)

Страничка для любознательных. Слайд №5.

-Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды.

-Подсчитайте количество воды в своём организме.

Слайды№6,7,8,10

-Итак, повторим. Как человек использует воду?

-Проверим свои ответы. (Слайд №9).О чём не сказали, не знали?

-Как вы считаете, мы справились с заданием?

-Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Педагогическое оценивание.

2. Этап усвоения нового материала.

Задачи этапа:

1).Развивать речь учащихся ( введение  новых слов), коммуникативные навыки (работа в парах).

2). Продолжить работу по развитию учебно-познавательной, общекультурной, информационной компетенции (работа с картой, навыки экспериментальной работы, умение находить информацию из различных источников).

3).Развивать аналитические умения.

-Вся ли вода, имеющаяся на планете, используется человеком?

-Где сосредоточены основные запасы пресной воды?

(Слайды№10,11,12.)

-Как вы думаете, почему медицинские работники  советуют пить талую воду?

Использование сети интернет.

- В каких ещё водоёмах  может быть пресная вода?

-Озеро Байкал заполнено самой пресной в мире водой. Значит эта вода образовалась от таяния ледников? Я верно рассуждаю, как вы думаете? Помогите мне разобраться.

- Где узнать истину?

Использование сети интернет.

-Как вы уже доказали, наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы. Взгляните на карту. Много ли рек протекает на территории России?

Постановка проблемы.

-В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами, наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. ( Показ слайдов №14,15.) Почему это произошло, нам предстоит выяснить.

Запись на доске:

2. Почему запасы пресной воды ограничены?

Предлагаю послушать сказку А.А.Рыжова «Жила-была река»[2].                      

(Слайды№16-23.) Читаю сказку, сопровождая показом слайдов.

Минутка отдыха – слайд№17(исп. музыкальное сопровождение)

Беседа.

 -Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке?

-Что случилось с горожанами, когда речка ушла?

-Смогли бы мы жить без рек?

-Ребята, но может быть люди не везде так поступают с реками, как  в прочитанной нами сказке? И существует другая причина сокращения запасов чистой пресной воды?

Региональный компонент.

-Мы живём на  благодатной донской земле. Основными источниками централизованного водоснабжения для 70 % населения Ростовской области являются реки Дон  и Миус, Цимлянское и Соколовское водохранилища. ( Слайд№25.)

-Как вы думаете, существует ли в нашем регионе проблема обеспечения жителей области чистой питьевой водой?

    (Слайды№26,27,28.) Как загрязняются реки.

-К чему приводит бесхозяйственная деятельность человека? (Слайды№29,30.)

- Можете назвать причину сокращения запасов чистой воды?

- Как происходит загрязнение рек? (Вопрос записываю на доске).

-К сожалению, краса и гордость дончан и жителей области река Дон тоже попала в список загрязнённых рек. Как вы думаете, что послужило  основной причиной  загрязнения  реки? ( Слайд №31 – сброс сточных вод).

Постановка проблемы.

-Как помочь рекам? (Вопрос записываю на доске).

-Какие задачи  для этого необходимо решить?

- А хотите сами поучаствовать в очистке реки?

Оборудование: лабораторные стаканчики с чистой и грязной водой, пустые стаканчики, воронки, фильтры (по количеству пар детей в классе).

Инструктаж о технике безопасности.

-У вас на столах вода из реки. В 1-м стаканчике – из  чистой, во 2-м – из грязной. Сравните воду в двух стаканах. В чём отличие?

-В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и растения, а в какой – нет?

- Предлагаю вам помочь реке: очистить воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой.

-Когда вся вода пройдёт через фильтр, сравните её с водой в чистом стакане.

-Спасибо. Благодаря вашим усилиям речка выздоровела.

- О каких свойствах воды вы узнали в результате проделанной работы? (В случае затруднения, организую дополнительные наблюдения).

-О других волшебных свойствах и превращениях воды вы узнаете на следующем уроке.

-Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов.

Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которой текла грязная заводская вода. А если отверстие закрыть фильтром, который очистит воду...

-Помогите мне закончить мысль.

-Как же происходит очистка воды с помощью фильтров? И как их установить на реках? Найдите ответы в учебнике [1].                        (Задание предлагается ученикам по вариантам).

 

Слайд №32.

-Используют и биофильтры, состоящие из плантаций водного гиацинта (эйхорнии), который своими длинными корнями выбирает сложные химические соединения, разлагая их на простые и безвредные элементы. (Слайд №33)

-Какие  предпринимаются меры по очистке малых рек области?

Сообщения:

  1. Река  Темерник просит о помощи...
  2. Мокрый Еланчик возрождается.
  3. Пока речка ещё жива. Река Сухой Еланчик

 в с. Екатериновка. (Сообщения сопровождаются показом слайдов № 34,35,36)

- Мы нашли ответы на поставленные вопросы? Оцените  свою долю участия в этой работе.

3.Этап  первичного закрепления и применения знаний.

Задачи этапа:

1). Определение  уровня усвоения материала.

2).Развивать умение использовать знания в необычной ситуации.

3). Организация  коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием.

4).Формировать навыки проектной деятельности.

-Вернёмся к возникшей в ходе урока проблеме:

Как помочь рекам стать чистыми?

-Что мы можем сделать для реки, которая находится рядом с нами? (река в с. Екатериновка Сухой  Еланчик).

Ролевая игра.

Предлагаю детям выступить в роли экологов - одна группа ребят, и жителей села (собственно они ими и являются) – другая группа.

Группы получают  задание: обсудить и кратко изложить (можно письменно) экологическую проблему.

В ходе работы оказываю помощь командам.

Знакомство с результатом деятельности.

-Что не учли?

- Как помочь реке стать здоровой?

- Оцените участие каждого  в работе.

4.Итог на рефлексивной основе.

Задачи этапа:

1). Развивать умение адекватно оценивать свою работу на уроке.

2).Развивать память, умение воспроизвести основные моменты занятия.

3). Учить вычленять главное, делать выводы.

- Обратимся  к задаче нашего урока. Справились ли мы с её решением?

-Дайте краткие ответы на поставленные в ходе урока вопросы (записаны на доске).

-Что вас затронуло больше всего на уроке, не оставило равнодушным?

-Чем опасно загрязнение рек?

-Оцените свою степень участия в уроке, используя личную карточку участника.

Рефлексия коммуникативных умений:

-Получилась ли у вас сегодня работа в группе?

-Сумели ли вы слушать своих товарищей?

-Кто был самым активным в вашей группе?

-Помогала ли работа в группах или наоборот мешала? Почему?

Личная рефлексия:

Заполнение личной карточки учащегося:

1.Я всё понял по теме: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

2.Мне нравится самостоятельно получать знания: 0,1,2,3,4,5,6,7,

8,9,10.

3.Мне нравится сегодня работать в группе: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

5.Домашнее задание (разноуровневое).Записано на доске.

1).Подготовить материал к экопроекту «Живи, река!»

2).Подготовить сообщение по одной из тем:

  1. Как относились к воде наши предки.
  2. Почему надо экономить воду.

3).Задание для тех, у кого в доме водопровод:

  1. Узнать у родителей, сколько вы платите за пользование водой в месяц, в год.
  2. Выяснить, экономно ли вы тратите воду.

6.Завершение урока.

-Вода – это жизнь. Мы должны бережно относиться к воде. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Вслушайтесь в журчание воды. Может быть она просит у тебя помощи, и ей нужны твои заботливые руки?!

(Обращение к детям сопровождается показом слайдов

№ 37,38,39).

-Спасибо за работу!

Деятельность учащихся

Дают ответы, используя свои знания.

Высказывают предположения.

Читают, осмысливают, определяют основную мысль.

Дети  формулируют задачу урока.

Предполагаемый ответ:

научиться бережно относиться к воде.

Группа  ребят представляет информацию в виде презентации.

Самостоятельная работа, открытие новых знаний, взаимопроверка.

Читают дети по очереди.

Ответы детей.

Самооценка, взаимооценка.

Высказывают своё мнение.

Рассуждают, высказывают предположения (проблемно-поисковый метод).

Поиск информации.

Талая вода самая пресная, а значит и самая чистая.   В такой воде почти нет растворённых солей, оказывающих неблагоприятное воздействие  на организм человека.

Предполагаемый ответ: в озёрах, в озере Байкал.

Рассуждают, участвуют в дискуссии (проблемно-поисковый метод)

Поиск информации.

Специалисты утверждают, что своей уникальностью озеро обязано живым организмам, которых в нём больше, чем в каких-либо других пресных водоёмах.

Работа с картой России.

Прослушивание и  просмотр сказки.

Анализ сказки, выводы.

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ответ.

Работа с картой Ростовской области. Находят и показывают объекты.

Дети высказывают предположения.

Предполагаемые ответы: к болезням людей, гибели рыбы, к сокращению запасов пресной воды.

Анализируют, дают ответы.

Высказывают предположения.

Предлагают своё решение проблемы.

Дети ставят предположительно следующие задачи:

Выяснить:

1)Какие меры необходимо предпринять для очистки водоёмов?

2)Что нужно сделать, чтобы реки оставались чистыми?

 

Работают в парах, проделывают опыты.

Наблюдают, рассуждают, делают выводы.

Дети испытывают радостные чувства сопричастности к общему благому делу.

Анализируют, дают ответы.

Предполагаемый ответ:

река не будет загрязняться.

Самостоятельная работа (учебник с.81) с последующей взаимопроверкой.

Этот факт вызовет удивление и восхищение у ребят.

Трое учащихся выступают с сообщениями (заранее подготовленными) о состоянии малых рек Ростовской области.

(Используются  материалы средств массовой информации, в т.ч.  сети интернет) [3], [4],                                                

Самооценка.

Работают в команде.

В ходе обсуждения, дискуссии возникает  проект возрождения реки.

Предполагаемый проект:

1.Установить на берегах реки  знаки, запрещающие выброс бытового мусора.

2.Очистить родники, питающие реку, и берега реки от мусора.

3.Вести разъяснительную работу среди населения, в средствах массовой информации.

4.Обратиться  с просьбой к администрации села о разработке проекта по очистке русла реки

Самооценка и взаимооценка деятельности.

Дети формулируют краткие ответы.

Заполняют личную карточку участника.

Используемый материал:

1.Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир, 3 класс, ч.1;

2. Посошенко Е.В.Растим здоровых, умных, добрых: Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей гпд. Ростов н/Д, 2007;

3.Материалы периодической печати;

4.Сайты: www.rusedu.ru. ;www.wikipedia.org.;www.fotki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проблемно-эвристического урока по теме: « Письменное деление многозначного числа на трёхзначное»

« Письменное деление многозначного числа на трёхзначное» проблемно-эвристический урок математики в 4 классе.Цель урока:Сформировать способность к делению многозначного числа на трёхзначное; выве...

Сценарий проблемно - эвристического урока

Сценарий проблемно - эвристического урока по технологии  для 3 класса. Тема урока: " Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: " Корзиночка с цветами"...

Проблемно-эвристический урок. Рассказ Л.Н. Толстого "Прыжок".

Урок-диалог к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение" 3 класс, программа "Начальная школа XXI века"....

конспект проблемно-эвристического урока по русскому языку в 4-м классе

В конспекте урока по русскому языку "Морфологический разбор имени прилагательного" используется проблемный подход, выход из которой находится в игре....

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"   Школа России 3 класс...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Ценность природы для людей."

Учащиеся познакомятся с разнооб­разием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договар...