"Петр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лисовская Елена Юрьевна

урок окружающего мира в 4 классе по программе Плешакова А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока окружающего мира в 4 классе

на  тему: « Пётр Великий»

                           

             

                             Составила учитель МБОУ «СОШ № 80»

                              Лисовская Е.Ю.

                         

                     

                   

                              Г. Пермь

                               2012

Цели урока:

1.Образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого.

2.Развивающая – развитие умений работать с источниками информации, комментировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа ( в ходе предварительной подготовки).

Оборудование: презентация, учебник Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч.2./ Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2006; Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс: пособие для учащихся в 2 частях, ч.2. – М.: Просвещение, 2009.

          Ход урока:

  1. Орг. момент.

Улыбнулись, подтянулись,

На уроке не зевать.

Ну, ребята все за дело

И друг другу помогать.

  1. Подведение  к проблеме.

- Посмотрите на рисунки (слайд № 3). На каком рисунке, по вашему мнению, изображён русский царь.

- Почему человека на 2 рисунке вы не называли царём? В чём его необычность? ( Царь изображён в царских одеждах и с символами власти, а справа человек одет необычно)

- Сформулируйте тему урока. (Необычный царь)

3.Новый материал.

- Как бы не выглядел царь Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. ( слайд № 4)

- Сегодняшний урок будет посвящён этому необычному царю, изучению особенностей правления и нововведений Петра 1.

- Появление на свет Петра 1 также было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

- Прочитайте текст (Слайд  № 5)

- Прочитайте следующий текст (слайд № 6) Закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку.

- Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий (слайд № 7)

4. «Потешные» полки.

- Действительно, Пётр с матерью вынуждены были переселиться в село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом (слайд № 8)

- Вы узнаете название крепости, которую построили Петру, если с помощью стрелок найдёте пару к слову «Забавный»

( слайд № 9)

- Итак, как называлась крепость в селе Преображенском? (потешная)

- Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы 2 потешных полка – Семёновский и Преображенский. Потешные  солдатики Петра с точностью настоящих солдат выполняли все команды своего  маленького командира ( слайд № 10).

- Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя? ( Семёновский и Преображенский)

5. Старый ботик – « дедушка русского флота»

- Прочитайте следующий текст (слайд № 11, 12)

- Плавание на боте пробудили в нём, царе государства, не имеющего выхода к морям, страстную любовь к мореплаванию. Впоследствии Пётр 1 называл этот старый английский ботик – « Дедушка русского флота».

- А между тем (слайд № 13)

- В этом году Пётру удалось устранить от власти сестру. Определите год устранения Софьи от власти ( 1689. Пётр родился в 1672 г. : 1672 + 17= 1689).

6. Преобразования Петра 1.

- Придя к власти, Пётр не сразу начал свои преобразования. Ещё несколько лет у него ушло на потехи и увеселения . Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода.  Там жили иностранцы. И поэтому всё в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды.

- Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя Немецкой слободы ( слайд № 14)

- Её жители брили бороды, носили парики и небольшие удобные кафтаны, в то время как русские люди париков не носили,  бороды не брили, а кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки.

 Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи. Они с большим почтением относились к мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован.

- Какие последствия это имело, вы узнаете, подслушав разговор двух купцов (Сценка)

Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да ещё под именем и в одежде простого дворянина.

Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ему это?

Савелий: Да, говорят, учиться всем ремёслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое.

- В чём необычность поступка Петра? (слайд № 15)

- Зачем царь Пётр 1 отправился за границу? (слайд № 16)

- Пётр 1 понимал, что для управления страной нужны грамотные и образованные люди. Поэтому сам прожил за границей 1 год и 3 месяца под именем рабочего Петра Михайловича, чтобы изучать разные науки.

- По возвращении из-за границы, бояре поспешили поприветствовать царя. Но он обошёлся с боярами самым непредвиденным образом. Пётр велел достать ножницы и стал отрезать им бороды (слайд № 18)

- Царь питал неприязнь к традиционной русской одежде – длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны (слайд № 19)

- Пользуясь схемой, расскажите о переменах, которые произошли сразу по возвращении  Петра 1 из-за границы. (слайд № 17)

- Опираясь на предыдущую схему, достройте предложения

( слайд № 20)

- Пётр ещё не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия всё более и более становилась похожей на европейскую страну.

- А сейчас сыграем в игру « Веришь - не веришь»

- Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1сентября?

- Именно Пётр 1 ввёл в 1700 году новый календарь, по которому год начинался с 1 января.

- Верите ли вы, что со времён Петра 1 в нашей стране появилось телевидение?

- Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России петровских времён стали выпускать газету?

-Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1. (слайд № 21) сообщение детей.

- Верите ли вы, что первый самолёт был построен при Петре 1?

- Верите ли вы, что царь Пётр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, заспиртованных уродов, старинное оружие?

- Таким образом, были созданы: первый русский музей

( слайд № 22) сообщение

- Публичная библиотека (слайд № 25) сообщение

- Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге.

- Для того, чтобы грамота стала доступна не только богатым людям, но и простому народу, Пётр 1 заменил старый славянский алфавит на более простой (слайд № 26)

- А вспомните арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас. Их ввёл Пётр 1 ,потому что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно (слайд № 27)

7.Строительство города.

- Не любил Пётр Москву. Она была не похожа на города, которые он видел за границей. Он считал, что столица государства должна быть многоэтажной, каменной, с прямыми, широкими улицами, дворцами и портом. Но  в России нет такого города. Значит, надо построить (слайд № 28)

- Одна беда – земли здесь болотистые , речушек много. Любой дом под воду уходит. Но коли царь решил, город будет. Болота камнями засыпали. И город рос. Санкт-Петербург – город Святого Петра, покровителя государя.

Сообщения детей.

Петропавловская крепость (слайд № 29)

Адмиралтейство (слайд № 30)

Пушки Петропавловской крепости (Слайд № 31, 32)

Петропавловский собор (слайд № 33)

- Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Люди  работали, стоя по пояс в воде. Царь Пётр работал  вместе со всеми.

( слайд № 34)

- Для него был построен домик в 2 комнаты с сенями и кухней. Этот домик  сохранён и поныне.

- Пётр 1 любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела.

8. Рабочий день Петра 1.

Вставал он очень рано. В 3-4 утра был уже на совете министров. Потом он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил.

За свою жизнь Петр освоил 14 ремёсел.

В 11 часов садился обедать. Обед состоял из немногих простых блюд, среди которых обязательно был студень. После обеда царь немного отдыхал, потом отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли.

Вечером обычно навещал  друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать.

9. Петр 1 – император.

- Пётр 1 был предан России. В результате всей деятельности Петра 1 Россия превратилась в великую державу.

За выдающиеся заслуги в 1721 г. Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства (слайд )

10. Потомки помнят Петра 1.

- В 1782 году в Петербурге был поставлен памятник Петру 1, как основателю города, как  личности, сделавшей многое для страны и для русского народа. Памятник – статуя из бронзы, установлена на гранитной скале (слайд  ) Это скачущий всадник, его ещё называют медный всадник.

 Первичное закрепление.

Какое прозвание получил Пётр 1 в истории России?

( Великий)

- Во сколько лет был провозглашен царём? (10)

- Какое любимое увлечение было у Петра? ( «Военные» потехи)

- Как назывался его полк? (Потешный)

- Чем отличался Пётр 1 от европейских государей того времени? ( мог трудиться плотником, работал наравне со всеми)

- Что нового появилось в России при Петре 1? ( новый календарь, первая газета, музей, библиотека)

- С чего началось строительство города? ( Петропавловской крепости)

Рабочая тетрадь стр. 33 задание 2.

Домашнее задание: прочитать в учебнике стр. 94-100, Р.т. стр.33- 36, составить рассказ о строительстве Санкт-Петербурга от лица одного из предложенных учебником героев (стр. 100).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Петр Великий"

Обемный тест поможет учителю проверить знания по  этой теме....

Урок истории в 3 классе по ОС «Школа 2100» по теме: "Петр Великий"

Развитие познавательной деятельности учащихся...

открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"

открытый урок по окружающему миру в 3 классе  "Петр Великий" по программе "Школа 2100"...

"Петр Великий"

Презентация разработана к уроку окружающего мира по теме "Петр Великий". 3 класс "Школа 2100"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».

                Урок был проведён в 4 классах. Подготовлен   с коллегой из параллельного класса. Мы стараемся работать, помогая друг другу.   ...