Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме:
    открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"

    Лиманская Анна Владимировна

    открытый урок по окружающему миру в 3 классе  "Петр Великий" по программе "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkr._urok.doc150 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФГОУ кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус»

                ОТКРЫТЫЙ УРОК

     

                ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

                НА ТЕМУ: «ПЕТР ВЕЛИКИЙ»

                                                                                                       ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                       Лиманская А. В.

                                                                                                       Кл. руководитель

                                                                                                       3 «Б» класса

                                         г. Ростов – на – Дону

                                     2012г.

    Цели урока:

    1. Познакомить воспитанников с переломным моментом в истории нашего государства -становлением Российской империи;
    2. Сформировать у воспитанников образ Петра I , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление воспитанникам о реформах Петра в социальной политике;
    3. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;
    4. Воспитывать уважительное отношение к истории России. Воспитывать умение выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

                                      ХОД УРОКА.

    1.    Орг. момент      

    -Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

    2.    Повторение

    - Прежде чем начать, вспомним изученный ранее материал.  ( работа в группах по карточкам)

    Возникновение Московского государства   Иван IV   Создание народного ополчения.   Изгнание поляков из России.   Избрание царем Михаила Романова .   Избрание царем Бориса Годунова .    Появление Лжедмитрия I)

    - Установите последовательность событий.

    -К каким временам в истории нашей страны относятся эти события?  (временам Московского государства)

    Вывод: Действительно, все цари сыграли свою роль в истории нашего государства. Сегодня мы познакомимся с периодом, когда нашей страной правил еще один государь.

    3. Открытие нового знания


                                                     
    “Яркое пятно”
    - Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.
    - Как вы думаете, о ком идет речь? Вы хотите узнать имя этого царя?
    -Откройте учебник на странице 27. Прочитайте тему урока. (Петр Великий)
    - Какой у вас возник вопрос (почему Петра называли Великим?) (Не знаем ответа на этот вопрос)

    - В конце урока вы сами дадите мне ответ на этот вопрос.

    Физминутка

    - У вас на столах лежат листочки с изображением родословного древа семьи Романовых. Найдите на нем Петра 1 и скажите чьим сыном и внуком он был?

    -  30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич. С детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку. Детство Петр провел в подмосковных  селах Преображенском и Семеновском . Петр очень любил подвижные игры. Его игрушками были  пушки, пистолеты, корабли. Когда Петру было 12 лет, для него построили потешную крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом .Много времени он проводил в военные игры со сверстниками, из которых были созданы 2 потешных полка- Семеновский и Преображенский. В будущем они стали опорой молодого царя. Также в детстве у Петра появился огромный интерес к морю и кораблестроению…
    Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.
    - В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство? (10 лет)

    - Прочитайте слова на доске. ( «Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе»)
    - Как вы понимаете слово «преобразования»? ( Не знаем)
    - Прочитаем статью из «Толкового словаря» (Крупное изменение, перемена (книжн.)
    - Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I? (нет)
    - Значит, какова цель нашей дальнейшей работы? (Выяснить, какие преобразования провел в России Петр I.)
    Давайте начнем с того, что  отправимся вместе с Илюшей и Анютой в Санкт-Петербург. Вы знаете где находится этот город? (карта)
    ( чтение текста на с.66)

    -Почему русские правители на протяжении 8 веков не строили в устье реки Невы город?

    Что сделал Петр?

    -Какой возникает вопрос?

    -Посмотрите на карту на с. 53.

    -К Каким морям имела выход Россия в это время?

    -Для чего понадобилась строить город в устье реки Невы?

    -Давайте проверим свои предположения по тексту..

    - Найдите и прочитайте на стр.66   . (самостоятельное чтение)

    - Какие же преобразования провел Петр I? (Петр I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты.)

    Мы знаем, что Петр I был государем, правителем, а кем он был еще? ( Он был солдатом, моряком, строителем - Что еще нового из прочитанного узнали о Петре? Не жалел ни себя, ни своих подданных)
    - Объясните, как вы это понимаете (высказывания детей)
    - Хорошо это или плохо: не жалеть ни себя, ни своих подданных? (мнения)
    - Рассмотрите иллюстрации на странице. Какие реформы вы видите? (Создание армии, строительство заводов, кораблей, создание флота.)

    - Прочитайте подписи под рисунками и скажите, какое слово повторяется. ( Насильственно, насильно)
    - Как вы это понимаете? (ответы детей)
    -При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, были приписаны к ним и не могли их покинуть.

    - Хотели бы вы жить в России времен Петра I?

    - Однако подданные называли своего царя «Отцом Отечества». Интересно, почему? Выясним ответ на этот вопрос, работая в группах. У каждой группы будет свое задание, оно находится в конверте.

    1 группа готовит ответы на вопросы: С какой целью Петр I начал войну? С кем воевала Россия? Под каким флагом громили шведский флот? (стр. 29)

    2 группа готовит ответы на вопросы: Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?
    (стр. 29)

    3 группа готовит ответы на вопросы: 
    1. Что праздновал Петр I в 1721 году?
    2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?
    4 группа готовит ответы на вопросы: Кем стал Петр I по окончанию войны? В каком году это произошло?
    Настали ли новые времена для России? Как называются эти времена?
    (стр. 31)

    5 группа готовит ответы на вопросы: Кому был установлен памятник на берегу Невы?
    Для чего была основана Академия наук?
    (стр. 31)

    - Почему же подданные называли своего царя «Отцом Отечества», какими делами прославился Петр Великий?
    (ответы групп, , одновременно рассматривают изображения Андреевского флага, памятника «Медный всадник», виды Санкт-Петербурга.)

    4. Первичное закрепление
    -
    Ответим на вопросы, данные после текста в учебнике. (отвечают на вопросы 1,2)
    -Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? (Нет)
    Вывод: многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

    5. Самостоятельная работа.
    - Откройте рабочую тетрадь на странице 25, самостоятельно выполните задание.
    - Проверим работу (один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся)

    6. Итог урока

    – Назовите главные слова нашего урока. (Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др.)

     Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?
    (Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе, но проходили эти преобразования не просто.)


    - Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
    - Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?
    - Что для вас было самым интересным? (отвечают на вопросы)

    - Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности на уроке.

    - Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.

    Домашнее задание
    обязательное: учебник стр.26-31 пересказ, ответы на вопросы.
    дополнительное по желанию (на выбор):
    объяснить фразу: «Санкт-Петербург – морские ворота России»;
    подготовить материал о других реформах Петра I;
    подробнее рассказать об Андреевском флаге.

    дополнительный материал

    1. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

    Одержав первые победы и отвоевав у шведов устье реки  НЕВЫ Петр сам срубил березу, сделал крест и поставив его сказал « ЗДЕСЬ БУДЕТ ЦЕРКОВЬ И КРЕПОСТЬ ВО ИМЯ Святых апостолов Петра и Павла».. Так был заложен Санкт – Петербурге т.е. город  святого Петра. Петропавловский собор и по сей день стоит в  Санкт – Петербурге

    1. Андреевский флаг

    В честь Андрея Первозванного, первого апостола, который пришел на славянские земли с христианскими проповедями.

    3. Камни для города

    4.   Служба в армии

    5. 14 ремесел (мед. Операциях, зуб врач.

    1.  С какой целью Петр I начал войну?

    2.  С кем воевала Россия?

    3 . Под каким флагом громили шведский флот?

    1.Какой город был основан в устье реки Невы и каким      трудом?

    2.Чем он стал для России?

    1. Что праздновал Петр I в 1721 году?    


    2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?


    1.Кем стал Петр I по окончанию войны?

    2. В каком году это произошло?


    3.Настали ли новые времена для России?

    4. Как называются эти времена?

    Биография, история жизни Михаила Илларионовича Кутузова


    Михаил Илларионович Кутузов (Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский) (1745 - 1813) – величайший полководец, генерал-фельдмаршал.

    Родился Михаил в семье сенатора Иллариона Голенищева-Кутузова. Первое обучение в биографии Михаила Кутузова проходило дома. Затем же в 1759 году он поступил в Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу. Окончив школу, остался преподавать математику, вскоре стал флигель-адъютантом, а позже – капитаном, командиром роты.

    Недолго покомандовав отрядами, в биографии Кутузова настал чрезвычайно важный период – его перевели в армию Румянцева, которая вела войну с Турцией. Под руководством генерал-фельдмаршала, а также Суворова, Кутузов получил несравненный военный опыт. Начав войну офицером, вскоре он получил звание подполковника..

    В 1772 году его перевели во 2-ю армию князя Долгорукого. Если рассматривать дальнейшую краткую биографию Кутузова, то следует отметить его возвращение в Россию в 1776 году, получение чина полковника. В 1784 году Кутузов получил звание генерал-майора за успешную деятельность в Крыму. 1788-1790 года в биографии Кутузова отличались военной насыщенностью: он принимал участи в осаде Очакова, боях под Каушанами, штурме Бендер, Измаила, за что получил звание генерал-поручика. Также Кутузов принимал участие в русско-польской войне, много преподавал военные дисциплины, служил военным губернатором.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе "Как мы воспринимаем окружающий мир" (Органы чувств.)

    Цель урока- познакомить  детей  с органами чувств и их значением для человека. Форма проведения урока- работа  в группах.На данном уроке дети наблюдают, делают выводы, добывают информац...

    открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Здоровый образ жизни"

    На данном уроке дети познакомятся с правилами здорового образа жизни, научатся бережно относиться к своему здоровью....

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме " С чего начинается Родина".

    Конспект урока. ТемаС чего начинается Родина?Тип урока Изучение нового материала.ЦелиЦели по линиям развития личности ребёнка.Линия 1  - Овладение картиной мира: помочь младшему шк...

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОC " В царстве грибов"

    Планируемые результаты- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;- знать правила сбора грибов.Личностные:- формировать мотивацию к обучению;- формировать умение высказывать свое...

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Лес и человек"

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе. Тема "Лес и человек". Урок сопровождается фотографиями, рисунками, музыкой. Урок прошел отлично!...

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Органы чувств"

    Разработан готовый конспект и презентация для открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Органы чувств"....

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Природные стихии в народном творчестве"

    УМК "Перспектива"Урок подготовлен для участия в районном конкурсе "Педагогические надежды"...