Главные вкладки

    открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

    Лиманская Анна Владимировна

    открытый урок по окружающему миру в 3 классе  "Петр Великий" по программе "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkr._urok.doc150 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФГОУ кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус»

                ОТКРЫТЫЙ УРОК

     

                ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

                НА ТЕМУ: «ПЕТР ВЕЛИКИЙ»

                                                                                                       ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                       Лиманская А. В.

                                                                                                       Кл. руководитель

                                                                                                       3 «Б» класса

                                         г. Ростов – на – Дону

                                     2012г.

    Цели урока:

    1. Познакомить воспитанников с переломным моментом в истории нашего государства -становлением Российской империи;
    2. Сформировать у воспитанников образ Петра I , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление воспитанникам о реформах Петра в социальной политике;
    3. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;
    4. Воспитывать уважительное отношение к истории России. Воспитывать умение выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

                                      ХОД УРОКА.

    1.    Орг. момент      

    -Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

    2.    Повторение

    - Прежде чем начать, вспомним изученный ранее материал.  ( работа в группах по карточкам)

    Возникновение Московского государства   Иван IV   Создание народного ополчения.   Изгнание поляков из России.   Избрание царем Михаила Романова .   Избрание царем Бориса Годунова .    Появление Лжедмитрия I)

    - Установите последовательность событий.

    -К каким временам в истории нашей страны относятся эти события?  (временам Московского государства)

    Вывод: Действительно, все цари сыграли свою роль в истории нашего государства. Сегодня мы познакомимся с периодом, когда нашей страной правил еще один государь.

    3. Открытие нового знания


                                                     
    “Яркое пятно”
    - Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.
    - Как вы думаете, о ком идет речь? Вы хотите узнать имя этого царя?
    -Откройте учебник на странице 27. Прочитайте тему урока. (Петр Великий)
    - Какой у вас возник вопрос (почему Петра называли Великим?) (Не знаем ответа на этот вопрос)

    - В конце урока вы сами дадите мне ответ на этот вопрос.

    Физминутка

    - У вас на столах лежат листочки с изображением родословного древа семьи Романовых. Найдите на нем Петра 1 и скажите чьим сыном и внуком он был?

    -  30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич. С детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку. Детство Петр провел в подмосковных  селах Преображенском и Семеновском . Петр очень любил подвижные игры. Его игрушками были  пушки, пистолеты, корабли. Когда Петру было 12 лет, для него построили потешную крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом .Много времени он проводил в военные игры со сверстниками, из которых были созданы 2 потешных полка- Семеновский и Преображенский. В будущем они стали опорой молодого царя. Также в детстве у Петра появился огромный интерес к морю и кораблестроению…
    Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.
    - В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство? (10 лет)

    - Прочитайте слова на доске. ( «Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе»)
    - Как вы понимаете слово «преобразования»? ( Не знаем)
    - Прочитаем статью из «Толкового словаря» (Крупное изменение, перемена (книжн.)
    - Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I? (нет)
    - Значит, какова цель нашей дальнейшей работы? (Выяснить, какие преобразования провел в России Петр I.)
    Давайте начнем с того, что  отправимся вместе с Илюшей и Анютой в Санкт-Петербург. Вы знаете где находится этот город? (карта)
    ( чтение текста на с.66)

    -Почему русские правители на протяжении 8 веков не строили в устье реки Невы город?

    Что сделал Петр?

    -Какой возникает вопрос?

    -Посмотрите на карту на с. 53.

    -К Каким морям имела выход Россия в это время?

    -Для чего понадобилась строить город в устье реки Невы?

    -Давайте проверим свои предположения по тексту..

    - Найдите и прочитайте на стр.66   . (самостоятельное чтение)

    - Какие же преобразования провел Петр I? (Петр I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты.)

    Мы знаем, что Петр I был государем, правителем, а кем он был еще? ( Он был солдатом, моряком, строителем - Что еще нового из прочитанного узнали о Петре? Не жалел ни себя, ни своих подданных)
    - Объясните, как вы это понимаете (высказывания детей)
    - Хорошо это или плохо: не жалеть ни себя, ни своих подданных? (мнения)
    - Рассмотрите иллюстрации на странице. Какие реформы вы видите? (Создание армии, строительство заводов, кораблей, создание флота.)

    - Прочитайте подписи под рисунками и скажите, какое слово повторяется. ( Насильственно, насильно)
    - Как вы это понимаете? (ответы детей)
    -При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, были приписаны к ним и не могли их покинуть.

    - Хотели бы вы жить в России времен Петра I?

    - Однако подданные называли своего царя «Отцом Отечества». Интересно, почему? Выясним ответ на этот вопрос, работая в группах. У каждой группы будет свое задание, оно находится в конверте.

    1 группа готовит ответы на вопросы: С какой целью Петр I начал войну? С кем воевала Россия? Под каким флагом громили шведский флот? (стр. 29)

    2 группа готовит ответы на вопросы: Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?
    (стр. 29)

    3 группа готовит ответы на вопросы: 
    1. Что праздновал Петр I в 1721 году?
    2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?
    4 группа готовит ответы на вопросы: Кем стал Петр I по окончанию войны? В каком году это произошло?
    Настали ли новые времена для России? Как называются эти времена?
    (стр. 31)

    5 группа готовит ответы на вопросы: Кому был установлен памятник на берегу Невы?
    Для чего была основана Академия наук?
    (стр. 31)

    - Почему же подданные называли своего царя «Отцом Отечества», какими делами прославился Петр Великий?
    (ответы групп, , одновременно рассматривают изображения Андреевского флага, памятника «Медный всадник», виды Санкт-Петербурга.)

    4. Первичное закрепление
    -
    Ответим на вопросы, данные после текста в учебнике. (отвечают на вопросы 1,2)
    -Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? (Нет)
    Вывод: многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

    5. Самостоятельная работа.
    - Откройте рабочую тетрадь на странице 25, самостоятельно выполните задание.
    - Проверим работу (один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся)

    6. Итог урока

    – Назовите главные слова нашего урока. (Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др.)

     Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?
    (Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе, но проходили эти преобразования не просто.)


    - Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
    - Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?
    - Что для вас было самым интересным? (отвечают на вопросы)

    - Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности на уроке.

    - Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.

    Домашнее задание
    обязательное: учебник стр.26-31 пересказ, ответы на вопросы.
    дополнительное по желанию (на выбор):
    объяснить фразу: «Санкт-Петербург – морские ворота России»;
    подготовить материал о других реформах Петра I;
    подробнее рассказать об Андреевском флаге.

    дополнительный материал

    1. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

    Одержав первые победы и отвоевав у шведов устье реки  НЕВЫ Петр сам срубил березу, сделал крест и поставив его сказал « ЗДЕСЬ БУДЕТ ЦЕРКОВЬ И КРЕПОСТЬ ВО ИМЯ Святых апостолов Петра и Павла».. Так был заложен Санкт – Петербурге т.е. город  святого Петра. Петропавловский собор и по сей день стоит в  Санкт – Петербурге

    1. Андреевский флаг

    В честь Андрея Первозванного, первого апостола, который пришел на славянские земли с христианскими проповедями.

    3. Камни для города

    4.   Служба в армии

    5. 14 ремесел (мед. Операциях, зуб врач.

    1.  С какой целью Петр I начал войну?

    2.  С кем воевала Россия?

    3 . Под каким флагом громили шведский флот?

    1.Какой город был основан в устье реки Невы и каким      трудом?

    2.Чем он стал для России?

    1. Что праздновал Петр I в 1721 году?    


    2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?


    1.Кем стал Петр I по окончанию войны?

    2. В каком году это произошло?


    3.Настали ли новые времена для России?

    4. Как называются эти времена?

    Биография, история жизни Михаила Илларионовича Кутузова


    Михаил Илларионович Кутузов (Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский) (1745 - 1813) – величайший полководец, генерал-фельдмаршал.

    Родился Михаил в семье сенатора Иллариона Голенищева-Кутузова. Первое обучение в биографии Михаила Кутузова проходило дома. Затем же в 1759 году он поступил в Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу. Окончив школу, остался преподавать математику, вскоре стал флигель-адъютантом, а позже – капитаном, командиром роты.

    Недолго покомандовав отрядами, в биографии Кутузова настал чрезвычайно важный период – его перевели в армию Румянцева, которая вела войну с Турцией. Под руководством генерал-фельдмаршала, а также Суворова, Кутузов получил несравненный военный опыт. Начав войну офицером, вскоре он получил звание подполковника..

    В 1772 году его перевели во 2-ю армию князя Долгорукого. Если рассматривать дальнейшую краткую биографию Кутузова, то следует отметить его возвращение в Россию в 1776 году, получение чина полковника. В 1784 году Кутузов получил звание генерал-майора за успешную деятельность в Крыму. 1788-1790 года в биографии Кутузова отличались военной насыщенностью: он принимал участи в осаде Очакова, боях под Каушанами, штурме Бендер, Измаила, за что получил звание генерал-поручика. Также Кутузов принимал участие в русско-польской войне, много преподавал военные дисциплины, служил военным губернатором.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

    Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

    конспект урока по окружающему миру 4 класс "Петр I. Российская империя"

    Конспект урока по окружающему миру по УМК "Гармония"...

    Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

         Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

    Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"

    Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...

    Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100" на тему: "Аквариум- искусственная экосистема"

    Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний и развитие любознательности обучающихся....

    Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

    Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...

    Открытый урок по окружающему миру на тему "Петр Великий"

    Открытый урок по окружающему миру на тему "Петр Великий"...