Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100" на тему: "Аквариум- искусственная экосистема"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Шутько Елена Леонидовна

 

Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний и развитие любознательности обучающихся.

Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в группах, самостоятельную, творческую.

Использовалась дифференциация на этапах работы в группах, при объяснении домашнего задания; по степени помощи учителя; по творчеству; по объему; по степени самостоятельности.

Это помогало подобрать посильные задания для всех групп учащихся, а также индивидуализировать задания.

Для решения задач урока использовались методы:

объяснительно-иллюстративный;

проблемно-поисковый;

беседа.

На всем уроке происходило развитие учебной деятельности.

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной ( загадки, ИКТ, игровые моменты урока, наглядный материал); социальной (похвала учителя, ответственность за работу, желание не подвести).

Развитие операционного компонента, а именно развивалось - логическое мышление(при составлении алгоритма «Собери аквариум», варьировании вопроса, работе с природным материалом); операция обобщения (при повторении и обобщении об экосистеме поля, выводы); гибкость мышления на основе творческой деятельности, произвольности - при удерживании цели заданий; развивалась речь обучающихся.

Развитие регулирующего компонента проходило в процессе самоконтроля ( пошаговый, внешний контроль).

Творческая и практическая работа активизировали деятельность обучающихся, повышали работоспособность на уроке.

Контроль осуществлялся с помощью взаимопроверки, проверки учителем.

В ходе урока просматривались межпредметные связи (информатика, литературное чтение, русский язык)

Урок считаю развивающим, так как происходило развитие всех компонентов учебной деятельности у учащихся, а также были реализованы задачи урока.

Время, отведённое на этапы урока распределено рационально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt50.84 КБ
Office presentation icon akvarium.ppt1.68 МБ
Файл prilozhenie_no1.odt39.1 КБ
Файл prilozhenie_no2.odt11.41 КБ
Файл prilozhenie_no3.odt43.27 КБ
Файл samoanaliz_uroka.odt13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

Первомайского района

г. Ростова-на-Дону

Открытый урок

по окружающему миру

на тему: «Аквариум — искусственная экосистема»

Дата проведения:  21.11.13

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 Шутько Елена Леонидовна

2013-2014 учебный год

Цели:

Обучающие

показать взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме;

рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста;

научить поддерживать экосистему аквариума;

          учить ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку

Развивающие

развивать умение ребят работать в группах, чувство товарищества.

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение наблюдать,

видеть проблему

Воспитывающие

воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе, заботу о животных

Оборудование (учитель): тестовые задания; алгоритм «Создай аквариум» , аквариум, живые рыбки, иллюстрации аквариумных рыб (панорама) и растений, компрессор, творческое, дифференцированное домашнее задание , выставка книг по данной теме, презентация «Экосистема Аквариум»; 6 мини-аквариумов, конверты с заданиями-исследованиями

Оборудование (учащиеся): толковый словарь, рабочая тетрадь, книга “Аквариум”, исследование грунта (карточка, план работы, образцы грунта).

Форма урока: урок-исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы урока: применение наглядно-практического метода и проблемно-поискового

Ход урока

1.Организационный момент.

  1. У нас сегодня с вами необычный урок. Мы сегодня с вами будем исследователями.

2. Эмоциональный настрой.

Эпиграф:«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!" В.Бианки.

- Как вы понимаете эти слова?

- Чем занимается человек? (открывает тайны, интересное, неизведанное)

- Чтобы определить, на какие тайны мы будем искать ответы, выполним задание.

3.Актуализация знаний.

- Рассмотрите рисунки. Выясните, по какому признаку можно объединить картинки? (экосистемы, природа)

Обсудите, сделайте вывод.

Слайд

- Как можно назвать одним словом? (экосистема)

Мы продолжаем наш разговор об экосистемах.

Проведём «Блиц – опрос» и вспомним:

Учитель

Дети

- Что такое экосистема?

ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Какие бывают экосистемы?

Природные и искусственные.

- Что такое искусственная экосистема?

Экосистема, созданная человеком.

- Из каких частей состоит экосистема?

Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители.

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?

Экосистема поля.

Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах дети выполняют задания)

Тест “Экосистема поля”

Поле – это…

природная экосистема;

искусственная экосистема.

Культурные растения – это…

одуванчик, вьюнок, осот;

подсолнечник, лён, рис.

Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…

сорняки;

яркие цветы.

Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…

ядохимикатов;

живых помощников.

Подведём итог:

 -Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная)

- Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (Разрушителей -внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; потребители -собирает урожай)

Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо.

4. Проблемная ситуация.

- Вспомним ещё раз основные понятия темы.

На доске выстраивают схему (по мере получения ответов на вопросы)

ЭКОСИСТЕМА

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

НЕЖИВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ВОЗДУХ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ВОДА

ПОТРЕБИТЕЛИ

ПОЧВА

РАЗРУШИТЕЛИ

ПРИРОДНАЯ

ИСКУССТВЕННАЯ

Вопросы:

1. Как называется единство живых организмов и их среды обитания.

2. Что поддерживается в экосистеме совместными усилиями живых организмов разных профессий?

3. Через что осуществляется круговорот веществ?

4. Назовите составные части экосистемы?

5. Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

Постановка проблемы.

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Попробуем определить тему и задачи урока.

Продолжите предложения.

Отгадайте загадку.

Посмотрите: дом стоит,

До краев водой налит,

 Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный,

В этом домике жильцы все умелые пловцы.

Учитель

Дети

- Что это?

Аквариум.

- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести?

Искусственная экосистема

- Что можно сказать о размерах этой экосистемы?

Она маленькая

- Сформулируйте тему урока?

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

- Назовите учебные задачи урока. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- что такое аквариум;

- доказать, что аквариум это искусственная экосистема;

- познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три "профессии"

- какое значение аквариум имеет в жизни человека.

- Откуда можно получить эти знания?

- книги, спросить, понаблюдать, интернет

4. Совместное открытие знаний

1) Раскрытие понятия – АКВАРИУМ.

  • Откуда мы с вами можем узнать что такое АКВАРИУМ? (на доске карточка с о словом)? (Из толкового словаря.)

2)Эвристическая беседа (учебник с. 74)

Учитель

Дети

- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы.

Рассматривают рисунок.

- Какую экосистему создала Лена?

Лена создала экосистему – аквариум.

- Какая она – природная или искусственная? Почему?

Аквариум - это искусственная экосистема, потому что её создаёт человек.

- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать?

- У Лены в аквариуме нет растений -производителей. Они насыщают воду кислородом.

- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме?

Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители).

Физминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

3)Исследование. Работа в группах.

- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

Мало аквариум купить, его надо еще и "запустить"

- С чего же начать? (С подготовки грунта, воды. Высаживание растений. Запуска рыб, разрушителей. Подключения воздуха и света.)

- Что будем исследовать? (аквариум) - Это будет объектом нашего исследования? - Что будем рассматривать? (взаимодействие живых и неживых компонентов) - Это предмет нашего исследования.

-Каждая группа получает задание по изучению одного из компонентов экосистемы.

Группа №1 «Исследователи воды»и 2 стакана с водой: чистая, фильтрованная и водопроводная.

ВОДА

Инструкция:

Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:

Рассмотрите образцы воды.

Заполните таблицу.

свойства

Вода из водопровода

Вода из аквариума

Цвет (бесцветная/другого цвета)

Прозрачность (прозрачная/мутная)

Запах (есть, нет)

Прочитайте: На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.

Сделайте вывод.

Дайте ответ по плану.

План ответа

Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)

Из дополнительной статьи мы узнали _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/неподготовленная) вода.

Группа№2 «Исследователи почвы»и 3 вида грунта: крупный, средний гравий,песок.

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

Прочитайте статью о грунте.

 Грунт – почва, образующая дно водоёма. Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения. Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы. Грунт – это крупный песок. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

Рассмотрите 3 вида грунта.

Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.

Сделайте вывод и дайте ответ по плану.

 План ответа:

Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________. Для дна используют __________________________________________________________ __________________________________________________________

Перед помещением в аквариум, грунт нужно__________________________________________ и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров.

Группа №3 «Исследователи Разрушителей»

Прочитайте текст учебника с. 77 и ответьте на вопросы:

  • Кто является разрушителями в аквариуме?
  •  Как по другому можно назвать?
  • Какая роль у мусорщиков?
  •  Кто выполняет их роль в аквариуме? (улитки, рыбки-сомики.)
  •   Может ли их не быть в аквариуме? (да)

Вывод: мусорщиков может не быть, за чистотой аквариума следит Человек.

Группа №4 «Исследователи Потребителей. Рыбы.»

Прочитайте текст учебника с. 75 - 76 и ответьте на вопросы: - Кого чаще всего содержат в аквариуме?  - А вы знаете правила по которым человек выбирает рыбок?

Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев,сомиков, пецилий, лимий, гирардинусов.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя. А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов,

львиноголовок.

Группа №5 «Исследователи Производителей»

Прочитайте текст учебника с. 75, текст в карточке и ответьте на вопросы:

- Кто является производителем в аквариуме?

 - Какую роль выполняют растения.

        В аквариумной практике растения имеют очень важную роль - прежде всего, это главный декоративный элемент подводного ландшафта; служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений - превосходный нерестовый субстрат; другие - поглощают из воды кальций - снижая ее жесткость; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы.

ПОДГОТОВЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 Свет

1 ученик : Дома у меня есть аквариум. Мне дали задание:

выяснить, как освещение влияет на аквариум?

Сколько света нужно аквариуму?

Выяснить, что является источником кислорода в аквариуме?

Я выяснила, что в аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, зарастает водорослями и требует постоянной очистки. Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут.

И пришла к выводу, что аквариум нужно искусственно освещать, например лампой дневного света (показать)

Кислород 

Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Поэтому в аквариуме нужен дополнительный источник кислорода. Например, компрессор(показать)

- У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

- Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

Группа №6 «Исследователи корма.»

Корм для рыб.

Наиболее популярные корма для рыб - это так называемые сухие корма. Особенно хорошо известны хлопья - они идеально подходят для многих мелких и средних рыб,- а также гранулы и таблетки. Два последних вида корма бывают разных размеров и предназначены для рыб разной величины.

Ни в коем случае не кормите рыб хлебом, печеньем, сыром или продуктами из сыра, так как все они содержат насыщенные жиры, вредные для рыб.

Нельзя перекармливать рыб. Обычно это имеет самые неприятные последствия. Избыточное кормление не всегда вызывает прямой вред для рыб. Оно может привести к серьезным проблемам с качеством воды, которые могут стать причиной стресса или даже гибели рыб.

5. Первичное закрепление изученного материала.

1. Беседа

- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком)

- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

Дети составляют схему, правильно вставив в схему представителей каждой «профессии».(Вывешивается схема-картинка.)

6. Работа с алгоритмом «Создай аквариум»

У вас на столах схема алгоритма. Запишите команды алгоритма.

7. Практическая работа

На столах части «экосистемы аквариум». Выполняя действия, согласно алгоритму «Создай аквариум», соберите мини-аквариумы. Запустите рыбку.

8. Выполнение работы в тетради.

1)Задание № 1на стр.76

- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

2) Выполнение задания 4 на стр.76.

- Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок.)

- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений.)

- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум)

9. Значение аквариума в жизни человека.

Итак, так ли необходим аквариум в жизни человека?

Для чего он нужен?

(учащиеся совместно с учителем составляют «ромашку» значения аквариума в жизни человека).

- Что бы вы из данных значений определили на первое место?

10. Рефлексия

- Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

- Вспомните, какие цели мы ставили? Выполнили мы их?

Вспомните слова Виталия Бианки. Можно сказать, что мы открыли неизведанное и интересное?

- А сейчас оцените свою работу (Заполните рыбками аквариум):

- вам было интересно на уроке, все понятно; Прикрепите серую рыбку

- вам было интересно на уроке, но многое вы не поняли; Прикрепите желтую рыбку

- вам было плохо, неинтересно, вы ничего не поняли; Прикрепите красную рыбку

11. Домашнее задание.

Выберите любое понравившееся задание и подготовьте к следующему уроку. При подготовке сообщений вы можете использовать книги, журналы, любую дополнительную литературу.

- Подготовь сообщение об аквариумной рыбке.

- Составь 5 вопросов по теме: “ Аквариум – маленькая искусственная экосистема”.

- Нарисуй аквариум твоей мечты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тест «Экосистема поля»

Выберите верный ответ.

1. Поле — это...

а) природная экосистема;

б) искусственная экосистема.

2. Культурные растения — это …

а) одуванчик, осот, вьюнок;

б) подсолнечник, лён, рис.

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля — это...

а) сорняки;

б) яркие цветы

4. Биологическая борьба — это способ защиты с использованием …

а) ядохимикатов;

б) живых помощников

Тест «Экосистема поля»

Выберите верный ответ.

1. Поле — это...

а) природная экосистема;

б) искусственная экосистема.

2. Культурные растения — это …

а) одуванчик, осот, вьюнок;

б) подсолнечник, лён, рис.

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля — это...

а) сорняки;

б) яркие цветы

4. Биологическая борьба — это способ защиты с использованием …

а) ядохимикатов;

б) живых помощников

Тест «Экосистема поля»

Выберите верный ответ.

1. Поле — это...

а) природная экосистема;

б) искусственная экосистема.

2. Культурные растения — это …

а) одуванчик, осот, вьюнок;

б) подсолнечник, лён, рис.

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля — это...

а) сорняки;

б) яркие цветы

4. Биологическая борьба — это способ защиты с использованием …

а) ядохимикатов;

б) живых помощников

Тест «Экосистема поля»

Выберите верный ответ.

1. Поле — это...

а) природная экосистема;

б) искусственная экосистема.

2. Культурные растения — это …

а) одуванчик, осот, вьюнок;

б) подсолнечник, лён, рис.

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля — это...

а) сорняки;

б) яркие цветы

4. Биологическая борьба — это способ защиты с использованием …

а) ядохимикатов;

б) живых помощников

Тест «Экосистема поля»

Выберите верный ответ.

1. Поле — это...

а) природная экосистема;

б) искусственная экосистема.

2. Культурные растения — это …

а) одуванчик, осот, вьюнок;

б) подсолнечник, лён, рис.

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля — это...

а) сорняки;

б) яркие цветы

4. Биологическая борьба — это способ защиты с использованием …

а) ядохимикатов;

б) живых помощников

Тест «Экосистема поля»

Выберите верный ответ.

1. Поле — это...

а) природная экосистема;

б) искусственная экосистема.

2. Культурные растения — это …

а) одуванчик, осот, вьюнок;

б) подсолнечник, лён, рис.

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля — это...

а) сорняки;

б) яркие цветы

4. Биологическая борьба — это способ защиты с использованием …

а) ядохимикатов;

б) живых помощников



Предварительный просмотр:

Алгоритм «Собери аквариум»

Приложение №2

Алгоритм «Собери аквариум»



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Задания в конверты для групп

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

Прочитайте статью о грунте.

 Грунт – почва, образующая дно водоёма. Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения. Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы. Грунт – это крупный песок. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

Рассмотрите 3 образца грунта.

Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.

Сделайте вывод и дайте ответ по плану.

 Вывод:

Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________. Для дна используют __________________________________________________________ __________________________________________________________

Перед помещением в аквариум, грунт нужно__________________________________________ и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров.

Разрушители аквариума:

Ответьте на вопросы, используя материал учебника на стр. 74-77.

Кто является разрушителями в аквариуме?

 - Как по другому можно назвать?

- Какая роль у мусорщиков?

 - Кто выполняет их роль в аквариуме?

  • Может ли их не быть в аквариуме?

Вывод: мусорщиков может не _______, за чистотой аквариума следит_______________________.

Потребители аквариума.

Условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах или  таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды. Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов. В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пецилий, лимий, гирардинусов.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

        В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.

 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов,

львиноголовок.

ВОДА

Инструкция:

Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:

Рассмотрите образцы воды.

Заполните таблицу.

свойства

Вода из водопровода

Вода из аквариума

Цвет (бесцветная/другого цвета)

 

 

Прозрачность (прозрачная/мутная)

 

 

Запах (есть, нет)

 

 

Прочитайте: На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.

Сделайте вывод.

Дайте ответ по плану.

План ответа

Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)

Из дополнительной статьи мы узнали _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/неподготовленная) вода.

Производители аквариума.

Прочитайте текст учебника с. 75 - 76, текст в карточке и ответьте на вопросы:

Кто является производителем в аквариуме?

 - Какую роль выполняют растения.

        В аквариумной практике растения имеют очень важную роль - прежде всего, это главный декоративный элемент подводного ландшафта;

        служат основным источником кислорода в аквариуме;

        многие из растений - превосходный нерестовый субстрат;

        другие - поглощают из воды кальций - снижая ее жесткость; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы.

Лена: Дома у меня есть аквариум. Мне дали задание:

выяснить, как освещение влияет на аквариум?

сколько света нужно аквариуму?

выяснить, что является источником кислорода в аквариуме?

Я выяснила, что в аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, зарастает водорослями и требует постоянной очистки. Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут.

И пришла к выводу, что аквариум нужно искусственно освещать, например лампой дневного света

        Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Поэтому в аквариуме нужен дополнительный источник кислорода. Например, компрессор

Корм для рыб.

Наиболее популярные корма для рыб - это так называемые сухие корма. Особенно хорошо известны хлопья - они идеально подходят для многих мелких и средних рыб,- а также гранулы и таблетки. Два последних вида корма бывают разных размеров и предназначены для рыб разной величины.

Ни в коем случае не кормите рыб хлебом, печеньем, сыром или продуктами из сыра, так как все они содержат насыщенные жиры, вредные для рыб.

Нельзя перекармливать рыб. Обычно это имеет самые неприятные последствия. Избыточное кормление не всегда вызывает прямой вред для рыб. Оно может привести к серьезным проблемам с качеством воды, которые могут стать причиной стресса или даже гибели рыб.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

открытого урока по окружающему миру

Данный урок относится к теме: "Аквариум — искусственная экосистема".

Он связан с предыдущими уроками, на которых обучающиеся учились правильно представлять себе проблемную ситуацию при изучении природы, определяли название экосистемы, выделяли части экосиситем, изучали среду обитания растений и животных.

Также на предыдущих уроках проводился семантический анализ с последующим выделением основных понятий, связанных со специфическим названием частей экосистемы.

Данный урок работает на последующий урок, на котором продолжится работа по обобщению материала по теме «Экосистемы».

Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний и развитие любознательности обучающихся.

Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в группах, самостоятельную, творческую.

Использовалась дифференциация на этапах работы в группах, при объяснении домашнего задания; по степени помощи учителя; по творчеству; по объему; по степени самостоятельности.

Это помогало подобрать посильные задания для всех групп учащихся, а также индивидуализировать задания.

Для решения задач урока использовались методы:

объяснительно-иллюстративный;

проблемно-поисковый;

беседа.

На всем уроке происходило развитие учебной деятельности.

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной ( загадки, ИКТ, игровые моменты урока, наглядный материал); социальной (похвала учителя, ответственность за работу, желание не подвести).

Развитие операционного компонента, а именно развивалось - логическое мышление(при составлении алгоритма «Собери аквариум», варьировании вопроса, работе с природным материалом); операция обобщения (при повторении и обобщении об экосистеме поля, выводы); гибкость мышления на основе творческой деятельности, произвольности - при удерживании цели заданий; развивалась речь обучающихся.

Развитие регулирующего компонента проходило в процессе самоконтроля ( пошаговый,  внешний контроль).

Творческая и практическая работа активизировали деятельность обучающихся, повышали работоспособность на уроке.

Контроль осуществлялся с помощью  взаимопроверки, проверки учителем.

В ходе урока просматривались межпредметные связи (информатика, литературное чтение, русский язык)

Урок считаю развивающим, так как происходило развитие всех компонентов учебной деятельности у учащихся, а также были реализованы задачи урока.

Время, отведённое на этапы урока распределено рационально.

Учитель 3 «Г» класса Шутько Е.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...

Открытй урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Горные экосистемы".

Открытй урок по окружающему миру с презентацией по теме "Горные экосистемы". 2 класс. Программа ОС "Школа 2100"....

Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».

Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области  Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аква...