Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Долгополова Юлия Владимировна

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект33 КБ
PDF icon презентация2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Цели:

Обучающие

  • познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира аквариума, их ролью в экосистеме;
  • показать взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме;
  • научить поддерживать экосистему аквариума;
  • учить ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку

Развивающие

  • развивать умение ребят работать в группах, чувство товарищества.
  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение наблюдать, видеть проблему

Воспитывающие

  • воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе

Оборудование (учитель)

  • конверты с заданиями;  
  • презентация;
  • запись «Плеск моря»
  • опорные карточки ;

Оборудование (учащиеся)

  • исследование воды (карточка, план работы, образцы воды);
  • исследование грунта (карточка, план работы, образцы грунта)

На уроке используются структуры сингапурской системы.

На этапе актуализация знаний и постановка учебной проблемы используется « Раунд Тэйбл » (т.е. структура, в которой обучающиеся, по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги )

На этапе самостоятельное применение знаний используется «Сималтиниус Релли Тэйбл»  (Т.е. 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент.  Эмоциональный настрой.

Эпиграф:

 «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!"

 Виталий Бианки. (Слайд 1)

- Как вы понимаете эти слова?

Сегодня на уроке мы будем делать интересное и увлекательное открытие, но сначала повторим, то – что мы уже знаем.

Каждый человек  всю жизнь открывает для себя что-то   интересное, неизведанное, новые звезды, новые планеты и т.д.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

Развиваем умения выказывать своё мнение,

          выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

- У вас на столах синие конверты. Участники под номером 1 откройте их,  рассмотрите содержимое.  Выясните, что за экосистема изображена на  вашей картинке и,  используя структуру «Сималтиниус  Раунд Тэйбл » (т.е. структура, в которой обучающиеся, по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги )  выполните задание. На его выполнение вам дается 2 минуты. Участники под номер 2,  сделают  вывод.  Также не забудьте, про лист самооценки и в  течение всего урока вам нужно  будет оценивать своего партнера по плечу.

Время закончилось, отвечают участники под номером 2

Приложение 1

Вывод: Посмотрите на  картинки, и скажите, как все изображенное на них  можно назвать одним словом?

Что такое экосистема?

Посмотрите на доску и скажите мне, из каких же  частей состоит каждая экосистема?

(Слайд 2)

- А теперь вспомните, что было изображено на картинке 6 группы.

- Мы с вами изучали данную тему?

- Как вы думаете, к какой экосистеме вы можете его  отнести?

- Что можно сказать о размерах этой экосистемы?

- Сформулируйте тему урока? (Слайд 3)

Какие бы вы поставили цели перед собой, чтобы больше узнать об аквариуме?  (Слайд 4)

А теперь обобщим то, что вы сказали.

Итак, мы с вами:

  • познакомимся с представителями растительного и животного мира аквариума, их ролью в экосистеме;
  • увидим взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме;
  • научимся поддерживать экосистему аквариума;

Ребята, кто из вас знает, что означает слово аквариум?

А вот как объясняет значение этого слова словарь Ожегова.  (слайд 5)

Ребята, наши уже хорошо  известные герои Лена и Миша решили помочь нам узнать больше об аквариуме. И у Лены как всегда возник вопрос. Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в моём аквариуме?

На что Миша ей ответил: «Аквариум – это маленькая искусственная экосистема. Но и она подчиняется законам природы. Ты забыла поселить там одного из важнейших обитателей экосистемы».

О каких обитателях забыла Лена?

Экосистемы

Воздух, почва, вода, производители, потребители, разрушители.

(Высказывают свои мнения)

нет

искусственной

маленькая

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

(Ребята высказывают свои мнения)

Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума.

3. Совместное открытие знаний.

4.Физминутка

Ребята, вот перед вами аквариум, нам нужно его правильно заселить.

А как это сделать мы узнаем, когда проведем исследование.

Но сначала отдохнем.

(Слайд 7)

Отдохнули? А теперь пришло время для исследования, его мы проведем по структуре «Финк Райт Раунд Робин»

Участники под номером 1 откройте зеленые  конверты и сообщите тему своего исследования.

Группа №1 – исследование воды

Группа №2– исследование грунта

группа №3– исследование разрушителей

(слайд 8)

группа №4– исследование потребителей

(слайд 9, 10)

группа №5– исследование производителей (слайд 11)

группа №6– исследование свет

(см. приложение №1)

На задание вам отводится 5 минут. Приступайте.

Ваше время вышло. Ребята назовите мне последовательность заселения аквариума.

Я попрошу участников под номером 4 озвучить выводы вашего исследования.

Настает ответственный момент, запускаем нашу рыбку.

Как вы думаете, ей понравится наш аквариум?

 Все ли мы сделали правильно?

Мы с вами закончили наше исследование, и у нас получился действительно замечательный аквариум, но мы ребята не должны забывать о том, что мы несем ответственность за жизнь обитателей аквариума. Не забывайте ухаживать за рыбками: кормить их, менять воду, а также поддерживать кислород и свет.

 

(Под музыку, ребята выполняют движения)

(Обучающиеся работают в группах, проводят исследования и делают выводы.)

5. Самостоятельное применение знаний.

А теперь я попрошу участников №3 открыть желтые конверты и раздать карточки. Сейчас мы выполним задание, используя, структуру «Сималтиниус  Релли Тэйбл»  (Т.е. 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу) и выясним, как вы поняли тему урока. На выполнение у вас 1 минута.

Время вышло, обменяетесь карточками с партнером по плечу и проверьте работы по шаблону.

Взаимопроверка по шаблону. (Слайд 13)

А теперь посмотрим, кто справился с заданием,  не допустив ни одной ошибки. Встаньте, пожалуйста. Молодцы ребята вы получаете «5»

Кто допустил одну ошибку? Вам «4»

Кто допустил больше двух ошибок? Вам нужно еще поработать.

Ребята, а знаете ли вы, что рыбки ещё являются успокоительным средством для человека. Они восстанавливают его работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют, человек после общения с рыбками становится доброжелательным.

Кроме, того, рыбки  помогают предсказывать погоду, например, учёные заметили, что когда золотые рыбки начинают беспокоиться:  метаться по аквариуму, прятаться под камни – то нужно ждать землетрясения; некоторые рыбы, например, сомик, барбус – умеют кашлять, и начинают они это делать, тогда  когда степень загрязнения воды слишком высока, и если в воду попали какие – то примеси, именно в этот момент на  них нападает приступ кашля: им необходимо прочистить жабры в чистой воде.

Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком.

Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки.

 

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

7. Итог урока.

Ребята время нашего урока подошло к концу, давайте подведем итоги:

Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой в начале урока?

Чему вы научились, что узнали?

Ребята перед вами лист самооценки и я вас попрошу их заполнить, а также оценить своего партнера по плечу.

6. Домашнее задание.

Чтение текста темы 18, отвечать на вопросы.

Творческое задание: создать и оформить памятку по созданию аквариума, или подготовить сообщение о многообразии аквариумных рыбок.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру, тема Африка

КОНСПЕКТ УРОКА  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ И ОКЕАНАМ. АФРИКА» УМК «Гармония», О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 класс...

Конспект урока и презентация по окружающему миру (История и обществознание) - 4 класс "Новейшее время".

Этот урок окружающего мира и презентация (История и обществознание) в образовательной системе "Школа 2100" - 4 класс. На этом уроке по теме "Новейшая история"  равно как и на других уроках р...