Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Усова Ольга Владимировна

 

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ; ВОСПИТАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДЕ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie__izmeneniya_v_prirode.docx58.23 КБ
Файл okr.mir_navstrechu_vesne.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

ВЕСЕННИЕ  ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

ЦЕЛИ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ; РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ; ВОСПИТАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДЕ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.  

ОБОРУДОВАНИЕ:                          

ХОД УРОКА.

 ОРГ. МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных. ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ.
Светлый, солнечный, прекрасный, тёплый, чудесный, яркий.
- Весна- это замечательное время года. Поэты называют весну «утром года».
ПРИШЛА ВЕСНА.
Как хорошо, что пришла к нам весна!
Солнышко светит теперь допоздна.
Дождик прольётся, тёплый, хороший.
Только наденешь и снимешь калоши.
Сверху набухли у всех на виду
Почки зелёные в нашем саду.
Скоро из почек, клейких, зелёных,
Вылезут светлые листья на клёнах.

- Сегодня мы подведём итоги и обобщим наши знания по теме «Весенние изменения в природе», Вспомним замечательные стихи и поговорки о весне и весенних месяцах. Проведём урок в форме конференции, на которой принимают участие такие
научные группы: юные ботаники, юные зоологи, юные биологи.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

- Наша задача – составить схему, которая бы отражала весенние изменения, и определить, что является причинами и следствиями этих изменений.

- Почему весну называют утром года?
- Кто даёт команду к пробуждению природы?  
СОЛНЦЕ.
_
 Как изменилось положение солнца?     СОЛНЦЕ ВЫШЕ.
- Что является следствием изменения положения солнца?  ДЕНЬ СТАНОВИТСЯ ДЛИННЕЕ.  
- Как изменилась температура воздуха?  
ТЕМ. ПОВЫСИЛАСЬ.
- Какие изменения в неживой природе последовали за повышением температуры?  
ИЗМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНОСТИ - БОЛЬШЕ ЯСНЫХ ДНЕЙ; ПОТЕПЛЕНИЕ.
- Какие осадки характерны для весны?  
ДОЖДИ.
- Какие явления природы можно наблюдать только после потепления?  ГРОЗЫ.
- Когда чаще всего бывает первая гроза?  
В МАЕ, РЕЖЕ – В КОНЦЕ АПРЕЛЯ.  

1. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

     

  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

 - Давайте вспомним весенние месяцы

В теплых солнечных сапожках,                                            

с огонечком на застежках,

по снегам бежит мальчишка –

снег пугает, шалунишка:

только ступит - стаял снег,

раскололся лед у рек.

Охватил его азарт:

а мальчишка этот - ....

(март)

Будит лес, поля и горы,

все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель.

Это будит всех.......

(апрель)

В лапотках бежит малыш,

ты шаги его услышь.

Он бежит, и все цветет,

он смеется – все поет.

Спрятал счастье в лепестках

у сирени на кустах.. .

«Ландыш мой, благоухай!» -

повелел веселый ...(май)

РАБОТА ПО ТЕТРАДИ. С. 35. №47.(В ПАРЕ).
МАЙ, АПРЕЛЬ, МАРТ.
ПРОВЕРКА –Учитель читает загадку – Дети по тетради, что происходит в природе в этом месяце.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 

-МАРТ-первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз крепок. Бывает, разыграется метель. Но всё уже дышит весной. Небо светится яркой голубизной. НАЧИНАЕТСЯ ВЕСНА СВЕТА.
- АПРЕЛЬ месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы.
-
 МАЙ наряжает деревья в нежные шапки цветов, раскрашивает луга сочной травой, начищает до блеска яркое солнце. Тёплые дожди умывают лес, в воздухе стоит пьянящий аромат черёмухи, цветут ландыши в лесу. Май – это весна зелени.
- Почему ранней весной ещё холодно, несмотря на то, что солнце уже довольно высоко над линией горизонта и световой день увеличился?
Много солнечной энергии расходуется на таяние снегов и на испарение талой воды.

Выступление научной группы биологов.
- Апрель называют весной воды, потому что в апреле начинает интенсивно таять снег на полях и в лиственных лесах, что приводит к появлению ручьёв, наполнению водой малых и больших рек, начинается ледоход.
- Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
- Апрельский скворец – весны гонец.
- Апрельский цветок ломает снежок.
- Апрель – месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума.
- Мокрый апрель – хорошая пашня.

- Какие природные явления можно наблюдать в апреле?
Половодье – появление талой воды.
Ледоход – таяние воды (льда).

РАБОТА ПО ТЕТРАДИ №46 СТР. 35.

АПРЕЛЬ.

Учитель показывает 1 часть схемы.
- О какой природе пойдёт наш разговор дальше?    ЖИВАЯ ПРИРОДА

-  Вспомните, какие явления происходили в жизни растений в осенний и зимний периоды?  Изменение окраски листьев, листопад у лиственных деревьев и кустарников, увядание и отмирание наземной части у травянистых растений, покой зимой.
- Что изменилось с приходом весны?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С. 98, 2 абзац.
- Что появляется на деревьях? ПОЧКИ, СОЦВЕТИЯ – СЕРЁЖКИ.
Какие появляются цветы?  
ПЕРВОЦВЕТЫ
Первыми покрываются весенними цветами места, открытые полуденному солнцу (на южных склонах холмов, на южных опушках рощ и лесов). Чтобы зацвести ранней весной, растения должны были заранее, ещё осенью, заготовить цветочные почки.

Выступление научной группы ботаников с сообщениями о первоцветах.

Робкий листочек.
Зелёный росточек
Прохлады боится,
Никак не решится
Из почки пробиться.
И солнышко шепчет:
- Не бойся, голубчик!
И тянет листочек
За маленький зубчик.

_ О каком цветке идёт речь в загадке?

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

(Подснежник) 

ГИАЦИНТ, ИРИС, ТЮЛЬПАН, ПРИМУЛА, КРОКУСЫ, МАТЬ – и – МАЧЕХА.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

ПРОСМОТР ВИДЕОКЛИПА ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ.
- Во время просмотра видеоклипа прекрасная музыка Вивальди и картины природы, пробудившейся после зимнего сна, помогут вам отдохнуть и настроиться на продолжение работы.
- Как встречают весну животные?

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. С. 99. 2 абзац.
- Где селятся птицы, прилетевшие к нам весной?
На шесте сидит певец,
А зовут его…СКВОРЕЦ.
Он соло пел среди ветвей,
Его назвали… СОЛОВЕЙ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ ЗООЛОГОВ. СООБЩЕНИЕ О ПТИЦАХ.
- Сейчас мы повторим приметы апреля, поможет нам в этом КРОССВОРД Работа по группам

- Какие изменения в неживой и живой природе происходят в мае?

ВЫСТУПЛЕНИЕ БИОЛОГОВ.

- Давайте вспомним пословицы и поговорки о мае.
В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Май – пора сева.
Май – травник.
Май создаёт хлеба, а июнь – сено.
- В чём заключается особенность мая?  
ЖИВОТНЫЕ СПЕШАТ ПРОДОЛЖИТЬ СВОЙ РОД.

МАЙ.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗООЛОГОВ.  СООБЩЕНИЕ О ЖИВОТНЫХ.  

ОБОБЩЕНИЕ.  ИТОГ УРОКА.

-Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется; землю разбудить и отогреть – апрель только этим и занимается; тёплую землю в зелень разодеть – это достаётся маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает.

РАБОТА В ГРУППЕ. 

- Составьте схему причинно – следственных связей. «ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

(На доске.) ПОТЕПЛЕНИЕ – ТАЯНИЕ СНЕГА – ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ – ПРОБУЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ – ПОЯВЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ – ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.

ВЕСНА.

Тихо, тихо, незаметно
Март вступил в свои права,
Под лучами солнца тают
Ледяные зеркала.
И на быстрой колеснице
В гости к нам спешит апрель,        

Чтобы вовремя доставить
Для природы акварель.
Не успели оглянуться-
Май купается в цветах,
У весны раскрылись крылья
В ярких, красочных тонах!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Учебник с. 98-100. Тетрадь с. 36 №48-49.
Группа биологов – Составить памятку «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

Группа ботаников – Придумать и нарисовать условные знаки «Охрана природы весной».Группа зоологов – Написать сочинение «Весна – время пробуждения природы».

Кроссворд «ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ».

  1. Падающие капли  оттаявшего снега. КАПЕЛЬ.
  2. Главный признак начала весны.  ПОТЕПЛЕНИЕ.
  3.  Место, где стаял снег, и открылась земля.  ПРОТАЛИНА.
  4. Движение льда по течению рек и на озёрах весной во время таяния. ЛЕДОХОД. 
  5. Главный источник тепла в природе. СОЛНЦЕ.
  6. Вид осадков. ДОЖДЬ.     

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – АПРЕЛЬ.

к

а

п

е

л

ь

п

о

т

е

п

л

е

н

и

е

п

р

о

т

а

л

и

н

а

л

е

д

о

х

о

д

с

о

л

н

ц

е

д

о

ж

д

ь

        

Кроссворд «ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ».

1

7

2

3

4

5

6

  1. Падающие капли  оттаявшего снега.
  2. Главный признак начала весны. 
  3.  Место, где стаял снег, и открылась земля.  
  4. Движение льда по течению рек и на озёрах весной во время таяния.
  5. Главный источник тепла в природе.
  6. Вид осадков.
  7.  КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО.

ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.

ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.

ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.


                               

ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС.

УЧИТЕЛЬ: УСОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА.

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ; ВОСПИТАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДЕ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.  

ОБОРУДОВАНИЕ: УЧЕБНИК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О. Т. ПОГЛАЗОВА, В. Д. ШИЛИН, 2008., ТЕТРАДЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О. Т. ПОГЛАЗОВА,2008., КРОССВОРД «ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ», НАБОР КАРТОЧЕК «ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В ПРИРОДЕ», ПРЕЗЕНТАЦИИ: «ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ», «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ», ФОТОГРАФИИ ПЕРВОЦВЕТОВ, ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ, АУДИЗАПИСЬ ВИВАЛЬДИ «ВЕСНА». 

                                                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

длиннее день потепление грозы осадки дожди переменная ясная погода солнце выше повышение температуры

Слайд 5

ВЕСНА

Слайд 9

АПРЕЛЬ Неживая природа ТАЯНИЕ СНЕГА ЛЕДОХОД ПОЛОВОДЬЕ Живая природа СОКОДВИЖЕНИЕ НАБУХАНИЕ ПОЧЕК РАЗВЁРТЫВАНИЕ ЛИСТЬЕВ ЦВЕТЕНИЕ ПЕРВОЦВЕТОВ МАССОВЫЙ ПРИЛЁТ ПТИЦ ГНЕЗДОВАНИЕ

Слайд 17

к а п е л ь п о т е п л е н и е п р о т а л и н а л е д о х о д с о л н ц е д о ж д ь Кроссворд «ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ».

Слайд 18

МАЙ Обилие травы Цветение деревьев и кустарников Появление потомства у животных Дожди Грозы Заморозки Живая природа Неживая природа

Слайд 19

« ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ». ПОТЕПЛЕНИЕ ТАЯНИЕ СНЕГА ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ ПРОБУЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ ПОЯВЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.

Слайд 20

Домашнее задание: 1. Учебник с. 98-100 , с. 168 2 . Р абочая тетрадь с. 36. №48-49. 3. Зоологи. Сочинение «Весна – время пробуждения природы» Биологи. Памятка «Уход за комнатными растениями». Ботаники. Нарисовать условные знаки «Охрана природы весной».

Слайд 21

отдыхайте... Спасибо за урок!

Слайд 22

Движение льда по течению рек и на озёрах весной во время таяния. к а л о о о о о о е ь ь е е е е е л л л с п п п п х д ж д л н ц д д т т р а а и и н н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру, тема Африка

КОНСПЕКТ УРОКА  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ И ОКЕАНАМ. АФРИКА» УМК «Гармония», О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 класс...

Конспект урока и презентация по окружающему миру (История и обществознание) - 4 класс "Новейшее время".

Этот урок окружающего мира и презентация (История и обществознание) в образовательной системе "Школа 2100" - 4 класс. На этом уроке по теме "Новейшая история"  равно как и на других уроках р...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 1 класс по теме «Что вокруг нас может быть опасным»

Предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииКласс: 1 классТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).Конспект представлен в виде технологической карты...