Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkpytyy_upok_po_okpuzhayushchemu_mipu_v_3.doc83.5 КБ
Microsoft Office document icon potrebiteli.doc168 КБ
Microsoft Office document icon proizvoditeli.doc540.5 КБ
Microsoft Office document icon razrushiteli.doc53 КБ
Microsoft Office document icon terminy.doc226.5 КБ
Microsoft Office document icon informatsiya_v_gruppy.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Цели:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
  2. Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
  3. Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
  4. Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
  2. Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к знаниям;
  2. Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.

Оборудование:

  • А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100");
  • А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");
  • мультимедийная установка;
  • видеофильм «Озеро Байкал»
  • демонстрационные карточки (структура экосистемы),
  • иллюстрации с изображением обитателей озера,
  • раздаточный материал,
  • выставка книг,
  • доклады учащихся.

                       

                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент. Настрой на урок.

– Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству?  Интересным наш урок получится при совместной работе.    

  1. Актуализация знаний

Прочитайте слова на доске.

Для какого определения они являются опорными?

(Это опорные слова для определения экосистемы)

Что такое экосистема?

(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

Отгадав загадку, вы сможете понять, о чем пойдет речь на уроке:

«В глубоком котловане лежит зеркало»

«Стекло голубое, рама зеленая» (озеро)

- Значит, что будет темой нашего урока? (озеро)

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня об озере? (Узнаем о его обитателях, о круговороте  веществ.  Кто и как живёт в озере.)

- Вы ответили правильно, посмотрим, кто здесь обитает, как живёт озеро. Я предлагаю вам творческую тему нашего урока «Озеро и его обитатели, или история загадочного превращения»   А что же это за загадочное превращение?

- Что вы знаете об озере?

Продолжите фразу: «Я знаю…»

  1. Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.
  2. Озёра бывают пресные и солёные.
  3. Самое большое пресное озеро – Байкал, самое большое озеро в мире – Каспийское озеро - море.
  4. Озёра бывают сточные и бессточные.

Продолжите фразу: «Я хочу узнать…»

  1. Какие организмы живут в озере?
  2. Какова их роль?
  3. Можно ли считать озеро экосистемой?
  4. Почему озеро превращается в болото?

    Посмотрите на фотографии. Это одно и то же место, только с разницей в несколько десятков лет. Чем отличаются эти фотографии? Как изменилось это место?

-Как такое могло произойти? (На второй озеро превратилось в болото, заросло травой.)

-Мы должны ответить сегодня  и на этот вопрос и узнать, почему же так произошло, по какой причине? Это наша вторая задача.

  1.    Открытие нового знания, работа в группах.
  1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте самостоятельно  диалог между ними.

- Какой возникает вопрос? (Почему озеро превращается в болото?)

Все обходят это место,

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Так что же может произойти с озером, если разрушители не будут справляться со своей работой?  Рано или поздно озеро превратится в болото.

      учебник стр. 47. Рассмотрим рисунок.

- Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные.

На дне растут более крупные растения: элодея, хара.

Вблизи берегов видны кувшинки: белые - лилии и желтые - кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу.

Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки.

Чтобы ответить на 1 вопрос, мы поработаем  в группах.

- Сейчас внимательно послушаем представителей каждой группы, а затем проверим, как вы запомнили обитателей озера. Итак, нужно рассказать о представителе, найти его место в озере.  При этом прикрепляем картинку представителя той или иной группы ,  к тому месту, где обитает этот представитель (на доске магнитный плакат с изображением озера).

Задание для 1 группы: рассказать о производителях в озере и их роли.

К производителям озера относятся зеленые растения: элодея, кувшинка, рогоз и водоросли.

РОГОЗ

В высоту достигает 2 метров, образует обширные заросли по берегам водоемов, очень быстро разрастается. Стебли и листья используют как строительный материал, для плетения корзин; корневища, богатые крахмалом - пища для животных.

ЭЛОДЕЯ

Её называют “водяной чумой” за способность к быстрому размножению. 
  Всё растение погружено в воду. Цветёт очень редко, растёт везде, особенно ее много в стоячих водоёмах и в водоемах со слабым течением.  Очень эффективно обогащает воду кислородом.

ВОДОРОСЛИ

Иногда летом  видно зеленую гладь пруда. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она цветет. Если попробовать зачерпнуть  ладонью цветущую воду, то окажется, что она прозрачна. Множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок. Во время цветения водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная водоросль хламидомонада. Она хорошо различима только под микроскопом.  В водоемах также часто встречаются колонии водорослей, такие как вольвокс. Они похожи на ёлочные шарики.  Водоросли поглощают  углекислый газ и выделяют кислород. Это источник питания некоторых потребителей озера.
                                           

КУВШИНКА

У кувшинки толстое корневище, которое лежит на дне, а крупные листья плавают на воде. Цветки белые, имеют приятный аромат. Цветок чем-то напоминает пышную белую розу. Цветки кувшинки всплывают на поверхность и раскрываются рано утром. К вечеру снова закрываются и прячутся под воду. Но так бывает при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо. Если приближается ненастье, кувшинка ведёт себя иначе – цветки либо не показываются, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков данного растения можно предсказывать погоду.

Задание для 2 группы: рассказать о потребителях в озере и их роли.

   Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: карась, плотва, линь, пескарь. Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: щука, окунь и др.

 КАРАСЬ

            Обыкновенный карась живет в заболоченных, заросших водоемах. Любит заилиные места. На зиму обыкновенные караси закапываются в ил (до глубины 70 см) и выживают даже тогда, когда в холодные  зимы мелкие стоячие водоемы промерзают до самого дна. Такую стойкость караси проявляют и при летних засухах, когда озера и болота полностью пересыхают. Из-за этого часто обыкновенный карась является единственным представителем водоемов. Он питается растительными и животными организмами.

ЛЯГУШКА ОЗЁРНАЯ

Озерная лягушка всю жизнь проводит в воде или неподалеку от нее.

Дважды в сутки они совершают перемещение на сушу и обратно. Во время пребывания лягушек на берегу желудки их наполнены максимально. Прибрежные заросли оказываются для них главным местом охоты. В воде животные спокойно лежат на поверхности или лениво передвигаются. Питаются насекомыми. Может нападать  на  мелких птиц, сидящих у воды. Встречаются в желудках озерной лягушки и ужата, и головастики, и лягушата, в том числе и свои собственные.

ЩУКА

Отличаются большой головой с сильно вытянутым и сплющенным рылом. Самые крупные зубы расположены  на нижней челюсти.  Пища щуки разнообразна в зависимости от обстоятельств. Обычно она потребляет наиболее многочисленных рыб. В озерах ими будут плотва, окунь. Маленькие щуки, длиной в палец, глотают преимущественно водяных блох, которыми кишат озера. Весной щука охотно поедает лягушек. Крупные щуки способны напасть на плавающую утку, и их называют в таком случае «утятницами».

Известны случаи, когда щука утаскивала в глубину реки мышей, крыс, куликов.

ОКУНЬ

одна из самых распространенных рыб. Водится в речках, реках, озерах, в больших прудах - всюду, где достаточно свежая вода.

В молодости в его рационе главным образом личинки насекомых, черви, мелкие рачки, икра рыб. Взрослые питаются рыбой преимущественно, хотя не дают спуску и другим подводным животным: поедают все, что движется и съедобно, - червей, линяющих раков, моллюсков и т. д.

Задание для 3 группы: рассказать о разрушителях в озере и их роли;

- Какая  же «профессия» у рака, беззубки, бактерий? (Разрушители)   О них расскажут ребята из 3 группы.

На дне водоемов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров.

МИКРООРГАНИЗМЫ (микробы)

мельчайшие организмы, видимые только в микроскоп, например, бактерии. Играют большую роль в круговороте веществ в природе.

РАКИ

Тело ракообразных покрыто твёрдым хитином. Он служит животным в качестве наружного скелета и защищает их, но препятствует росту. Поэтому время от времени раки линяют. В этот период они быстро растут. Многие виды после линьки оказываются совершенно беспомощными и вынуждены укрываться от врагов в каких-нибудь убежищах. Они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очищение водоемов.

Беззубка

Моллюск. Тело животного заключено в двустворчатую раковину. Обе створки одинаковы, покрыты снаружи гладкой коричневой кожицей, изнутри слоем перламутра. Замочный край (место соединения обеих створок) без зубов. Отсюда название – беззубка. Она распространена по всему земному шару в пресных, стоячих или медленно текущих водах; ползает по илистому дну и зарывается в ил. Пищу ее составляют мельчайшие организмы или разлагающиеся органические вещества, которые приносятся пассивно к ротовому отверстию током воды.

Какая чудесная картина у нас получилась!

Так является ли озеро экосистемой? (Да)

Мы ответили на первый вопрос.

Вывод: Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.

Физкультминутка.

Работа в тетради.

стр. 47 учебник, стр. 23 №1 в тетради

- Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. (Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).

 - Обитатели озера соединены зелеными стрелками. Что они обозначают? (Цепи питания. Передачу органического вещества). Запишем ответ в рабочей тетради.

 - От бактерий к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает? (Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям). Запишем ответ в рабочей тетради.

Вывод: Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.

         Постановка проблемы.

 - Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)

 - Перечитаем  диалог Лены и Миши на странице 46. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).

 - Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).

 - Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).

 - В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).

 - Прочитаем вывод на странице 46 и сравним его с нашим выводом.

 - Что сильнее боится загрязнения: озеро или река? Почему? (стр. 49 – учебник, вопрос №6)

 - Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.

         IV.  Первичное   закрепление.

- Почему живая природа в экосистеме разделена на три профессии? (Потому что существуют кормильцы, едоки и мусорщики и они связаны между собой).

стр. 23  №2 в тетради

 Дополнительные задания

- Надо определить профессии живых организмов. Назовите: I группа - производителей, II группа -  потребителей, Ш  группа - разрушителей.

- С какой профессии всегда начинается цепочка питания? (Производители)

водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии

- А теперь каждая группа составит цепочку питания. У вас на столах лежат карточки.

- Проверим. Какие цепи питания у вас получились?

Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль

- Вы хорошо справились с этим заданием.

- Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме). 

V.  Итог  урока.

 - Какую экосистему изучали на уроке?

 - Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера?

- Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)

 - Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.

Давайте посмотрим внимательно на вопрос 6 стр.49

Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!

Есть озеро красивое

У нас в родном селе,

Но летом там опасно

Купаться детворе.

Там летом гуси плавают,

Коровы воду пьют,

Приезжие туристы

Пустую тару бьют.

На озере вдоль берега,

Всё тиной заросло,

С горы потоки мусора

И грязи принесло.

Захочется днём жарким

По озеру проплыть,

А там дизентерия,

Холера может быть.

Там трубы, батареи,

Колёса могут быть…

Но надо это озеро

Нам как-то сохранить!

Давайте будем чистить

От грязи берега,

И уберём весь мусор

На свалки навсегда.

Не будем на озёрах

Заводы возводить,

Травить зверей и рыбу,

Птиц местных не губить.

Ведь наша мать- природа

Не сможет нам простить

Жестоких тех ошибок,

Что ей мешают жить.  

VI. Рефлексия.

- С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух? Подвести итог урока, хочу,  задав вам вопрос, понятно ли о каком загадочном превращении шла речь в начале урока.

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 49.
  2. Составить памятку об охране озер.



Предварительный просмотр:

№ 3 потребители

Расскажите о потребителях в озере

                                                                                                                        Карась

                                                                           Лягушка

                  Щука

Окунь



Предварительный просмотр:

№ 3

Расскажите о производителях в озере

Элодея

                                                                                                          Кувшинка

                                                       Рогоз

        Водоросли



Предварительный просмотр:

                                             № 3 разрушители

                              Расскажите о разрушителях в озере

  

                                                                        Микроорганизмы (бактерии, микробы)

  Рак

Беззубка



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

КАРАСЬ

            Обыкновенный карась живет в заболоченных, заросших водоемах. Любит заилиные места. На зиму обыкновенные караси закапываются в ил (до глубины 70 см) и выживают даже тогда, когда в холодные  зимы мелкие стоячие водоемы промерзают до самого дна. Такую стойкость караси проявляют и при летних засухах, когда озера и болота полностью пересыхают. Из-за этого часто обыкновенный карась является единственным представителем водоемов. Он питается растительными и животными организмами.

ЛЯГУШКА ОЗЁРНАЯ

Озерная лягушка всю жизнь проводит в воде или неподалеку от нее.

Дважды в сутки они совершают перемещение на сушу и обратно. Во время пребывания лягушек на берегу желудки их наполнены максимально. Прибрежные заросли оказываются для них главным местом охоты. В воде животные спокойно лежат на поверхности или лениво передвигаются. Питаются насекомыми. Может нападать  на  мелких птиц, сидящих у воды. Встречаются в желудках озерной лягушки и ужата, и головастики, и лягушата, в том числе и свои собственные.

РОГОЗ

В высоту достигает 2 метров, образует обширные заросли по берегам водоемов, очень быстро разрастается. Стебли и листья используют как строительный материал, для плетения корзин; корневища, богатые крахмалом - пища для животных.

ЩУКА

Отличаются большой головой с сильно вытянутым и сплющенным рылом. Самые крупные зубы расположены  на нижней челюсти.  Пища щуки разнообразна в зависимости от обстоятельств. Обычно она потребляет наиболее многочисленных рыб. В озерах ими будут плотва, окунь. Маленькие щуки, длиной в палец, глотают преимущественно водяных блох, которыми кишат озера. Весной щука охотно поедает лягушек. Крупные щуки способны напасть на плавающую утку, и их называют в таком случае «утятницами».

Известны случаи, когда щука утаскивала в глубину реки мышей, крыс, куликов.

МИКРООРГАНИЗМЫ (микробы)

мельчайшие организмы, видимые только в микроскоп, например, бактерии. Играют большую роль в круговороте веществ в природе.

ЭЛОДЕЯ

Её называют “водяной чумой” за способность к быстрому размножению. 
  Всё растение погружено в воду. Цветёт очень редко, растёт везде, особенно ее много в стоячих водоёмах и в водоемах со слабым течением.  Очень эффективно обогащает воду кислородом.

РАКИ

Тело ракообразных покрыто твёрдым хитином. Он служит животным в качестве наружного скелета и защищает их, но препятствует росту. Поэтому время от времени раки линяют. В этот период они быстро растут. Многие виды после линьки оказываются совершенно беспомощными и вынуждены укрываться от врагов в каких-нибудь убежищах. Они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очищение водоемов.

ОКУНЬ

одна из самых распространенных рыб. Водится в речках, реках, озерах, в больших прудах - всюду, где достаточно свежая вода.

В молодости в его рационе главным образом личинки насекомых, черви, мелкие рачки, икра рыб. Взрослые питаются рыбой преимущественно, хотя не дают спуску и другим подводным животным: поедают все, что движется и съедобно, - червей, линяющих раков, моллюсков и т. д.

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ВОДОРОСЛИ

Особенность одноклеточных водорослей определяется тем, что их организм состоит из одной клетки. 

Иногда летом  видно зеленую гладь пруда. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она цветет. Если попробовать зачерпнуть  ладонью цветущую воду, то окажется, что она прозрачна. Множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок. Во время цветения водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная водоросль хламидомонада. Она хорошо различима только под микроскопом.

В водоемах также часто встречаются колонии водорослей, такие как вольвокс. Они похожи на ёлочные шарики.

Водоросли поглощают  углекислый газ и выделяют кислород. Это источник питания некоторых потребителей озера.
                                           

КУВШИНКА

У кувшинки толстое корневище, которое лежит на дне, а крупные листья плавают на воде. Цветки белые, имеют приятный аромат. Цветок чем-то напоминает пышную белую розу. Цветки кувшинки всплывают на поверхность и раскрываются рано утром. К вечеру снова закрываются и прячутся под воду. Но так бывает при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо. Если приближается ненастье, кувшинка ведёт себя иначе – цветки либо не показываются, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков данного растения можно предсказывать погоду.

Беззубка

Моллюск. Тело животного заключено в двустворчатую раковину. Обе створки одинаковы, покрыты снаружи гладкой коричневой кожицей, изнутри слоем перламутра. Замочный край (место соединения обеих створок) без зубов. Отсюда название – беззубка. Она распространена по всему земному шару в пресных, стоячих или медленно текущих водах; ползает по илистому дну и зарывается в ил. Пищу ее составляют мельчайшие организмы или разлагающиеся органические вещества, которые приносятся пассивно к ротовому отверстию током воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о  режиме питания.Рассказать о значении питания  для человека.Дать понятие полезная ...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа

Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....

Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...