Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цели и задачи:

Ø показать значимость растений в жизни человека;

Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;

Ø закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;

Ø обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

Ø развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx47.66 КБ
Office presentation icon okhrana_rasteniy.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

  • показать значимость растений в жизни человека;
  • формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
  • закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
  • обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  • развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения;
  • оценивать поступки людей по отношению к природе;
  • формулировать правила друзей природы;
  • анализировать, делать выводы.  

Личностные планируемые результаты (ЛР):

  - проявлять интерес к новому содержанию занятия;

  - оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;

Метапредметные планируемые результаты (МПР):

 - регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

 - познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

 - коммуникативные: осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

Предметные планируемые результаты (ПР):

- объяснять, почему необходимо охранять растения; формулировать правила поведения в природе

Методы и методические приемы:

беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (стихотворений), экологическая игра, экологические знаки, тестирование учащихся, проблемные ситуации.

Оборудование:

  • экологические знаки об охране растений;
  • для игры “Экологический светофор” набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;

Литература для учителя:

  • Учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Окружающий мир”. Часть 1.
  • И.В. Цветкова “Экологический светофор”. Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. Москва – 1999. Издательский дом “НООСФЕРА”.
  • В.В. Петров “Растительный мир нашей Родины”. Книга для учителя. Москва “Просвещение” - 1991.
  • “Планета – наш дом”. Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство “Лайда” Москва – 1995.

Литература для учащихся:

  • Учебник для 3 класса А.А. Плешакова «Окружающий мир” 1 часть;
  • Б.А. Александров “В стране зелёной”. Москва, “Просвещение” - 1973.
  • А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка”. Москва, “ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС” - 1995.
  • Атлас-определитель “От земли до неба”, Москва, «Просвещение», 2013.
  • А.А.Плешаков «Зелёные страницы», Москва, «Просвещение», 2012.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, пожалуйста. Поздоровайтесь.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

- Я желаю вам хорошего настроения . Я уверена, что у нас всё получится. Садитесь.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку “Пять”.

  1. Повторение пройденного материала.

        На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал и разгадаем кроссворд. А нескольким учащимся предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста письменно.    (Листочки для теста приготовлены заранее.)

     Вопросы теста для проверки знаний:

1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)
2. Назови насекомых-опылителей.
(Пчёлы, шмели, бабочки)
3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.)
4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.)
5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек)
6. Что нужно для прорастания семени?
(Тепло, вода, воздух)
7. Назови стадии развития растений из семени.
(Корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).

Кроссворд (слайд)

http://festival.1september.ru/articles/560417/img1.gif

  1. Перенос пыльцы с одного цветка на другой (опыление).
  2. Группа растений, живущая на камнях, во влажных местах (мхи).
  3. Группа растений, имеющая корень, стебель, листья, размножается спорами (папоротники).
  4. С помощью чего размножается большинство растений (семена).
  5. Группа растений, у которой вместо листьев хвоинки (хвойные).
  6. Одно из условий прорастания растения из семени (вода).
  7. Как называется сладкий цветочный сок (нектар).
  8. Наука, изучающая растения (ботаника).
  9. Группа животных, занимающаяся опылением растений (насекомые).
  10. Самая многочисленная группа растений (цветковые).
  11. Какой орган растения является проводником питательных веществ и воды (стебель).
  12. Какая часть растения первой появляется из семени (корень).
  13. Газ, необходимый для дыхания растений (кислород).

3. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

-  Вы показали свои знания о растениях и перед вами показалась тема урока. Прочитайте её.

       Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – ещё один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвём… А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в город с природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.

      Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений. (Слайд)

      - Какие цели и задачи мы поставим перед собой на урок?

- На уроке мы будем учиться объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения; оценивать поступки людей по отношению к природе; формулировать правила друзей природы

4. Изучение нового материала.

- Какова же роль растений в жизни человека? (Ответы детей)

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем взрослым людям.

- Какое значение имеют растения для животных? (Ответы детей) (Слайд)

- Какое значение имеют растения для человека? (Ответы детей) (Слайд)

- Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими? ( Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения)

- Посмотрите, как хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. (Слайд)

- Как вы понимаете выражение “охранять растения”? (Охранять растения – это значит бережно к ним относиться)

- Какие же меры принимают люди для того, чтобы сохранить удивительный мир природы? В Московской области существует заповедник. Послушаем, что расскажет нам о нём ваш одноклассник. (Сообщение учащегося)

Приокско - Террасный заповедник (Слайд)

      Этот заповедник находится на юге Московской области, на берегу реки Оки. Здесь берег широкими уступами спускается к реке. Такие уступы учёные-географы называют террасами. Этим объясняется название заповедника. Он был создан в 1945 году. Почти всю территорию заповедника занимает лес. Здесь можно увидеть самые разные типы лесов: сосновые, еловые, берёзовые, осиновые, дубовые, липовые. Вся природа здесь неприкосновенна, находится под охраной.

- В Москве существует Ботанический сад. (Слайд) Узнаем о нём из учебника. Прочитаем статью на стр. 86. (Чтение статьи)

- Какова основная задача учёных этого сада? (Разведение редких растений)

- Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений? (Ответы детей)

- Ребята одной из школ придумали правила поведения природы и обозначили их знаками. Догадайтесь, о чём говорят эти знаки? (Ответы детей) (Слайды).

5. Закрепление нового материала.

- Чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях предлагаю вам игру «Экологический светофор». (Слайд)

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы? (Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает)

-  Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “Красный свет – природе вред!”; “Жёлтый – осторожно!”; “Свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!” (Слайд) 

       Я буду зачитывать текст, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Маша  хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Маши ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Маша закрепила концы венка, и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы, и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

     6. Итог урока.

-  В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” - словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

- Подвести итог всему сказанному мне хочется, отрывком из стихотворения:

Давайте пройдемся медленно по лугу,
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(Слайд)

7. Домашнее задание.

  - Прочитать в учебнике статью «Охрана растений» стр. 84 - 86. Попробуйте придумать своё правило поведения в природе  и обозначить его знаком для составления книжки-малышки «Охрана растений»

8. Рефлексия.

- А теперь оцените свою работу на уроке, заполнив небольшую анкету. Подчеркните ответ, соответствующий вашей работе на уроке.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Школа России" "Откуда в наш дом приходит электричество"

Урок по окружающему миру в 1 классе "Откуда в наш дом приходит электричество"....

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Школа России" "Откуда в наш дом приходит электричество"

Урок по окружающему миру в 1 классе "Откуда в наш дом приходит электричество"....

Конспект открытого урока по окружающему миру в первом классе. Начальная школа XXI века.

Конспект урока позволяет формировать нравственные черты характера; развивать творческие способности учащихся: слышать звуки, видеть красоту природы через фольклор....

Что мы знаем о народах России? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру...

Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений" 3 класс....

Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений"

Открытый  урок по окружающему миру "Охрана растений" был проведен в 3 классе...