Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Школа России",тема:"Где живут белые медведи?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Арбузова Алла Васильевна

УМК "Школа России",тема:"Где живут белые медведи?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_okruzh_mir1kl.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу "Мир вокруг нас" (автор А.Плешаков) в 1-м классе

Задачи урока:

  • продолжить формирование представлений о разнообразии природы Земли,
  • познакомить детей с жаркими районами планеты,
  • показать связь между природными условиями и животным миром,
  • учить элементарным приемам работы с глобусом.

Планируемые достижения обучающихся:

  • усвоить, что на Земле есть районы, где круглый год жарко.
  • научиться находить их на глобусе.
  • приводить примеры животных этих районов.

Оборудование: 

  • У учителя - глобус, видеофрагменты о тропическом лесе, саванне, звукозапись песни " Не ходите, дети, в Африку гулять".
  • У обучюащихся - учебник для 1 класса "Мир вокруг нас" - А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, глобусы, кепки, зонтики, бананы, хурма.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Повторение темы: "Где живут белые медведи?"

- Незнайка решил вас проверить. Он сочинил рассказ " На севере" и, как всегда, допустил ошибки. Слушайте внимательно и найдите их:

Один из холодных районов Земли - это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, не смотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасает густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

(Ошибки: В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс. Пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

- Покажите на глобусе (дети работают в двух группах) эти районы.

- Итак, на Земле холодными районами считаются Северный Ледовитый океан и Антарктида.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадку и догадайтесь о ком будем говорить на уроке.

У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост.
Спереди зверя хвост большой,
Кто же это? Кто он такой?

- На глобусе средняя линия - экватор делит глобус пополам. Так вот там, где эта линия соприкасается с сушей, там располагаются тропические леса. Сегодня мы узнаем, какая погода там, что растет и кого из животных можно встретить в тропическом лесу.

- Все вы знаете строки стихотворения К.И. Чуковского " Телефон":

: А потом позвонил
Крокодил -
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше!

- К нам пришла посылка, на которой три слова: " Тропический лес, крокодилу." И мы с вами отправляемся в мысленное путешествие по тропическому лесу навстречу с адресатом. Ну должны же мы вручить крокодилу посылку?

- Представьте себе, что мы в тропическом лесу. Мы идем день, неделю, а конца тропическому лесу все нет и нет. Жара, духота! Наденьте кепки и внимание на экран. Смотрите, вдруг встретится крокодил! (видеоролик) - Перед нами огромное количество высоких деревьев. Это эвкалипты - самые высокие деревья на Земле. Их высота свыше 100 м. Стволы ровные, без ветвей, только на верхушке расположены ветви.

- Где же тут встретить крокодила? Попробуем забраться на вершину этих деревьев. Там можно обнаружить множество птиц, среди них попугай - клюв крючком, им удобно колоть орехи, семена, расковыривать в стволах деревьев дупла для гнезд, да еще и за ветви деревьев цепляться.

- Давайте спросим попугая, где живет крокодил.

Дорогой попугай,
Ты, наверное, знаешь свой край.
И с твоей стороны было б мило
Нам помочь разыскать крокодила!
- Попугай приподнял хохолок. Помолчал.
Да вдруг как закричал:
Кр-рр-крокодилов я тут не встречал!
Нет, постойте, совсем позабыл.
Как-то встретился мне крокодил -
Пролетал он по нашему краю,
А куда и откуда не знаю!
До чего ж бестолковая птица!

- Попрощавшись с попугаем, мы спустились с дерева. Тут мы увидели множество растений. Посмотрите! Это лианы, для роста и развития им необходимо опираться на другие растения. Из них плетут канаты, висячие мосты, корзины.

- На хорошо освещенных солнцем местах мы увидим цветущие орхидеи. Цветы необычной формы: то напомнят бабочку в полете, то похожи на белого крупного голубя.

- Ребята, вы обратили внимание, что, рассказывая о растениях тропического леса, я употребляю слова: самые большие, самые высокие, крупные и красивые. Это неслучайно! Много света и тепла царят здесь весь год. Здесь нет зимы!

- Вот мы немного с вами проголодались. И тут нам встречается банановая роща. Предлагаю вам отведать по кусочку банана. Кстати, бананы - это не деревья, а гигантская трава. В банановой роще можно встретить обезьян.

- Вдруг все потемнело, загрохотал гром и начался ливень, с неба обрушились целые водопады. Приготовьте зонтики.

Ливень кончился так же неожиданно, как и начался, и выглянуло солнце. Оказывается в тропическом лесу почти каждый день идет дождь, но он быстро заканчивается и опять становится жарко. Наконец лес стал редеть, и появились первые негритянские деревушки. Вот дорога, хорошо утрамбованная. Как вы думаете кем? (Слоном)

- Давайте его спросим про крокодила:

Подожди-ка ты немного,
Ты, наверное,
Весь лес исходил -
Не встречался ль тебе крокодил?
- Я себя старожилом считаю.
А про прокодила,
Нет, про громадила,
Тьфу, про крокодила,
Ничего не знаю!

- До свиданья слон! До встречи! И снова в путь. Вскоре нашу дорогу преградила река. Ребята, будем осторожнее, здесь живет самая крупная змея- Анаконда.

- По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно.
Тех, кто в речку угодил,
Нос откусит : (крокодил)

- Ура! Мы нашли крокодила. Наконец, позади все мучения, крокодилу вручаем мы ношу. Я достаю : (галоши)

Глянул он на нас, на калоши
И вздохнул.
"Ваш подарок хорош,
Но, увы, не едим мы калош!"

- Ничего, крокодилушка. В тропиках очень часто идут дожди: без галош тебе не обойтись!

- Сейчас мы немного отдохнем. Под музыку будем изображать мимикой и жестами животных, о которых поется в песне " Не ходите, дети, а Африку гулять!"

- Давайте отыщем на глобусе Африку. Здесь очень много больших открытых пространств, поросших травой. Это - саванна. (на экране слайд)

- Перед вами самое высокое в мире животное- жираф. Они бывают в высоту до 5 метров! Шкуру жирафа украшает пятнистый узор: на светлом фоне по всему телу разбросаны темные пятна. Пятнистость делает жирафа незаметным.

В саванне, в отличие от тропических лесов, бывает зима. Полгода совсем не бывает дождей. Жара стоит необычайная. Многим животным приходится пробегать огромные расстояния в поисках воды. Трудно всем. А особенно слону: ему за день нужно выпить не менее 10-ти ведер воды. Что только они не придумывают! Чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы и пьют из них.

В саванне растет удивительное дерево - баобаб. Ствол такой огромный, чтобы обхватить его пришлось бы нам всем классом взяться за руки. Слон раздирает кору этого дерева, а там как губка с водой! Вот он и спасается от жажды.

- О жизни жителей саванны и тропических лесов вы можете узнать из книги "Большая книга о животных"

- Давайте совершим привал. Устроимся в тени баобаба и поработаем в группах. Задание такое: 1-я группа (в саванне), 2-я группа (в тропическом лесу)

- Составьте словесный портрет " своего слона" по плану:

а) рост;

б) цвет;

в) части тела. (африканский слон крупнее индийского, индийский светлее африканского, разный размер ушей, в хоботе у первого ветка, а другой устроил себе душ).

- Кому из вас приходилось в жизни видеть кого-нибудь из экзотических животных? Где? (в зоопарке)

- Как вы думаете, где лучше жить животным: в зоопарке или в природе? (в природе)

- Почему? Ведь их в зоопарке кормят, лелеют, выгуливают: (в неволе плохо, лучше в природе, там их дом)

- Есть такие зоопарки, где животных не только хорошо содержат, но и размножают, а потом выпускают на волю.

- Как вы думаете , могут ли люди причинить животным сваны и тропического леса вред? (да, их крадут и увозят в другие страны, потому что у этих животных ценная шкура)

- Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных саванн и тропических лесов .

IV. Итог урока

- Где же живут слоны?

- Что вам понравилось сегодня на уроке? (была игра, путешествовали заочно, ели бананы, смотрели фильм, работали в группах)

- Я дарю вам "Свидетельство" о том, что вы познакомились с теплыми районами Земли - саванной и тропическим лесом и занимательные задания по этой теме для досуга.

Поделиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1й класс Школа России. Тема: Как получают мёд

Урок-открытие практикум. После беседы о том как получают мёд дети проводят практическую работу. С помощью инструментов отжимают мёд из сот....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" на тему "Какая бывает промышленность"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 «А»Тема: «Какая бывает промышленность» Цели: познакомить с промышленностью, как с отраслью экономики; Планируемые результаты: Личностные: Формирование це...

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет"...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край"

Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" на тему «Мы зрители и пассажиры »

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" на тему «Мы зрители и пассажиры »...