Главные вкладки

    Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Школа России",тема:"Где живут белые медведи?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Арбузова Алла Васильевна

    УМК "Школа России",тема:"Где живут белые медведи?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkr_urok_okruzh_mir1kl.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по курсу "Мир вокруг нас" (автор А.Плешаков) в 1-м классе

    Задачи урока:

    • продолжить формирование представлений о разнообразии природы Земли,
    • познакомить детей с жаркими районами планеты,
    • показать связь между природными условиями и животным миром,
    • учить элементарным приемам работы с глобусом.

    Планируемые достижения обучающихся:

    • усвоить, что на Земле есть районы, где круглый год жарко.
    • научиться находить их на глобусе.
    • приводить примеры животных этих районов.

    Оборудование: 

    • У учителя - глобус, видеофрагменты о тропическом лесе, саванне, звукозапись песни " Не ходите, дети, в Африку гулять".
    • У обучюащихся - учебник для 1 класса "Мир вокруг нас" - А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, глобусы, кепки, зонтики, бананы, хурма.

    Ход урока

    I. Организационное начало урока.

    II. Повторение темы: "Где живут белые медведи?"

    - Незнайка решил вас проверить. Он сочинил рассказ " На севере" и, как всегда, допустил ошибки. Слушайте внимательно и найдите их:

    Один из холодных районов Земли - это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, не смотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасает густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

    (Ошибки: В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс. Пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

    - Покажите на глобусе (дети работают в двух группах) эти районы.

    - Итак, на Земле холодными районами считаются Северный Ледовитый океан и Антарктида.

     

    III. Сообщение темы и цели урока

    - Отгадайте загадку и догадайтесь о ком будем говорить на уроке.

    У этого зверя огромный рост,
    Сзади у зверя маленький хвост.
    Спереди зверя хвост большой,
    Кто же это? Кто он такой?

    - На глобусе средняя линия - экватор делит глобус пополам. Так вот там, где эта линия соприкасается с сушей, там располагаются тропические леса. Сегодня мы узнаем, какая погода там, что растет и кого из животных можно встретить в тропическом лесу.

    - Все вы знаете строки стихотворения К.И. Чуковского " Телефон":

    : А потом позвонил
    Крокодил -
    И со слезами просил:
    - Мой милый, хороший,
    Пришли мне калоши,
    И мне, и жене, и Тотоше!

    - К нам пришла посылка, на которой три слова: " Тропический лес, крокодилу." И мы с вами отправляемся в мысленное путешествие по тропическому лесу навстречу с адресатом. Ну должны же мы вручить крокодилу посылку?

    - Представьте себе, что мы в тропическом лесу. Мы идем день, неделю, а конца тропическому лесу все нет и нет. Жара, духота! Наденьте кепки и внимание на экран. Смотрите, вдруг встретится крокодил! (видеоролик) - Перед нами огромное количество высоких деревьев. Это эвкалипты - самые высокие деревья на Земле. Их высота свыше 100 м. Стволы ровные, без ветвей, только на верхушке расположены ветви.

    - Где же тут встретить крокодила? Попробуем забраться на вершину этих деревьев. Там можно обнаружить множество птиц, среди них попугай - клюв крючком, им удобно колоть орехи, семена, расковыривать в стволах деревьев дупла для гнезд, да еще и за ветви деревьев цепляться.

    - Давайте спросим попугая, где живет крокодил.

    Дорогой попугай,
    Ты, наверное, знаешь свой край.
    И с твоей стороны было б мило
    Нам помочь разыскать крокодила!
    - Попугай приподнял хохолок. Помолчал.
    Да вдруг как закричал:
    Кр-рр-крокодилов я тут не встречал!
    Нет, постойте, совсем позабыл.
    Как-то встретился мне крокодил -
    Пролетал он по нашему краю,
    А куда и откуда не знаю!
    До чего ж бестолковая птица!

    - Попрощавшись с попугаем, мы спустились с дерева. Тут мы увидели множество растений. Посмотрите! Это лианы, для роста и развития им необходимо опираться на другие растения. Из них плетут канаты, висячие мосты, корзины.

    - На хорошо освещенных солнцем местах мы увидим цветущие орхидеи. Цветы необычной формы: то напомнят бабочку в полете, то похожи на белого крупного голубя.

    - Ребята, вы обратили внимание, что, рассказывая о растениях тропического леса, я употребляю слова: самые большие, самые высокие, крупные и красивые. Это неслучайно! Много света и тепла царят здесь весь год. Здесь нет зимы!

    - Вот мы немного с вами проголодались. И тут нам встречается банановая роща. Предлагаю вам отведать по кусочку банана. Кстати, бананы - это не деревья, а гигантская трава. В банановой роще можно встретить обезьян.

    - Вдруг все потемнело, загрохотал гром и начался ливень, с неба обрушились целые водопады. Приготовьте зонтики.

    Ливень кончился так же неожиданно, как и начался, и выглянуло солнце. Оказывается в тропическом лесу почти каждый день идет дождь, но он быстро заканчивается и опять становится жарко. Наконец лес стал редеть, и появились первые негритянские деревушки. Вот дорога, хорошо утрамбованная. Как вы думаете кем? (Слоном)

    - Давайте его спросим про крокодила:

    Подожди-ка ты немного,
    Ты, наверное,
    Весь лес исходил -
    Не встречался ль тебе крокодил?
    - Я себя старожилом считаю.
    А про прокодила,
    Нет, про громадила,
    Тьфу, про крокодила,
    Ничего не знаю!

    - До свиданья слон! До встречи! И снова в путь. Вскоре нашу дорогу преградила река. Ребята, будем осторожнее, здесь живет самая крупная змея- Анаконда.

    - По реке плывет бревно,
    Ох, и злющее оно.
    Тех, кто в речку угодил,
    Нос откусит : (крокодил)

    - Ура! Мы нашли крокодила. Наконец, позади все мучения, крокодилу вручаем мы ношу. Я достаю : (галоши)

    Глянул он на нас, на калоши
    И вздохнул.
    "Ваш подарок хорош,
    Но, увы, не едим мы калош!"

    - Ничего, крокодилушка. В тропиках очень часто идут дожди: без галош тебе не обойтись!

    - Сейчас мы немного отдохнем. Под музыку будем изображать мимикой и жестами животных, о которых поется в песне " Не ходите, дети, а Африку гулять!"

    - Давайте отыщем на глобусе Африку. Здесь очень много больших открытых пространств, поросших травой. Это - саванна. (на экране слайд)

    - Перед вами самое высокое в мире животное- жираф. Они бывают в высоту до 5 метров! Шкуру жирафа украшает пятнистый узор: на светлом фоне по всему телу разбросаны темные пятна. Пятнистость делает жирафа незаметным.

    В саванне, в отличие от тропических лесов, бывает зима. Полгода совсем не бывает дождей. Жара стоит необычайная. Многим животным приходится пробегать огромные расстояния в поисках воды. Трудно всем. А особенно слону: ему за день нужно выпить не менее 10-ти ведер воды. Что только они не придумывают! Чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы и пьют из них.

    В саванне растет удивительное дерево - баобаб. Ствол такой огромный, чтобы обхватить его пришлось бы нам всем классом взяться за руки. Слон раздирает кору этого дерева, а там как губка с водой! Вот он и спасается от жажды.

    - О жизни жителей саванны и тропических лесов вы можете узнать из книги "Большая книга о животных"

    - Давайте совершим привал. Устроимся в тени баобаба и поработаем в группах. Задание такое: 1-я группа (в саванне), 2-я группа (в тропическом лесу)

    - Составьте словесный портрет " своего слона" по плану:

    а) рост;

    б) цвет;

    в) части тела. (африканский слон крупнее индийского, индийский светлее африканского, разный размер ушей, в хоботе у первого ветка, а другой устроил себе душ).

    - Кому из вас приходилось в жизни видеть кого-нибудь из экзотических животных? Где? (в зоопарке)

    - Как вы думаете, где лучше жить животным: в зоопарке или в природе? (в природе)

    - Почему? Ведь их в зоопарке кормят, лелеют, выгуливают: (в неволе плохо, лучше в природе, там их дом)

    - Есть такие зоопарки, где животных не только хорошо содержат, но и размножают, а потом выпускают на волю.

    - Как вы думаете , могут ли люди причинить животным сваны и тропического леса вред? (да, их крадут и увозят в другие страны, потому что у этих животных ценная шкура)

    - Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных саванн и тропических лесов .

    IV. Итог урока

    - Где же живут слоны?

    - Что вам понравилось сегодня на уроке? (была игра, путешествовали заочно, ели бананы, смотрели фильм, работали в группах)

    - Я дарю вам "Свидетельство" о том, что вы познакомились с теплыми районами Земли - саванной и тропическим лесом и занимательные задания по этой теме для досуга.

    Поделиться


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру 1й класс Школа России. Тема: Как получают мёд

    Урок-открытие практикум. После беседы о том как получают мёд дети проводят практическую работу. С помощью инструментов отжимают мёд из сот....

    Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" на тему "Какая бывает промышленность"

    Предмет: Окружающий мирКласс: 3 «А»Тема: «Какая бывает промышленность» Цели: познакомить с промышленностью, как с отраслью экономики; Планируемые результаты: Личностные: Формирование це...

    Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет»

    Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет"...

    Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

    Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

    Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край"

    Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая....

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" по теме "Звездное небо"

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Школа России" по теме "Звездное небо"...