Урок ознакомления с окружающим миром 4 класс "Школа России" Тема "Путешествие по карте России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Кофанова Нина Ярославна

Материал доступный, интересный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Урок ознакомления с окружающим миром.

                                              4 класс.

                                     «Школа России».

                          Тема: Путешествие по карте России.

Цели:

  1. Совершенствовать представление о формах поверхности. Познакомить ребят с местонахождением равнин, гор, морей, озер, островов, полуостровов.
  2. Расширять кругозор детей, развивать память, внимание, речь, умение правильно показывать объекты на карте.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. Географическая карта России, карта Кемеровской области.
  2. Картины «Уральские горы», «Байкал».
  3. Карточки для проверки домашнего задания.   

                                               Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания. Условные знаки.

а)  Называются объекты, а дети показывают карточку с условным обозначением:

б) Два ученика по карточкам отвечают на вопрос, как показать на карте нужный объект.

в) Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

  1. Как называется огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой?

3.   Как  называются участки суши, которые поднимаются над морями и океанами очень высоко?

4.   Название океана.

По вертикали:

  1. Как называется материк, на котором находится Россия?
  2. Модель Земли.

Ответы:

По горизонтали: 1. Материк. 3. Горы. 4. Индийский.

По вертикали: 2. Евразия. 3. Глобус.

  1. Изучение нового материала.
    Учитель. А сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по карте России. Познакомимся с равнинами, реками, морями, озерами, островами и полуостровами.

Цель нашего путешествия – знакомство с поверхностью нашей страны, ее водными жемчужинами.

Наш урок мы проведем, путешествуя на самолете. Начнем его стихотворением Н. Забила «Наша Родина».

Как велика моя Россия,

Как велики просторы,

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю – весна,

В другом – снега и вьюга.

  1. Первая остановка – равнины и горы.

Два ученика рассказывают о Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах и показывают их на карте России.

Учитель. В России, конечно, есть не только равнины, но и горы. Так, например, Уральские горы, которые разделяют Восточно-Европейскую равнину от Западно-Сибирской. Эти горы протянулись с севера на юг, через всю страну. Они довольно низкие: в высоту не достигают и двух километров.

Значительно выше Кавказские горы: до пяти километров и даже выше.

Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом. В горах очень красиво и интересно, но путешествовать там опасно. Это можно делать только с людьми, которые хорошо знают горы.

Покажите на карте Уральские и Кавказские горы.

  1. Следующая остановка – острова и полуострова.

Учитель. Остров Сахалин – это небольшой (по сравнению с материками) участок суши, со всех сторон окруженный водой.

Найдите на карте другие острова и покажите их.

Полуостров Камчатский – это участок суши, вдающийся в воду.

Найдите на карте другие полуострова и покажите их.

  1. Дальнейшая остановка – моря, озера и реки.

Учитель. Берега России омывают моря трех океанов. Давайте покажем их.

Северный Ледовитый океан располагается на севере, Атлантический океан – на западе, а на востоке – Тихий океан.

 Моря Северного Ледовитого океана очень холодные, круглый год они почти полностью покрыты льдом. Моря Тихого океана тоже довольно холодные, над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.

Балтийское и Черное моря – моря Атлантического океана. Они особенно глубоко впадают в сушу. Черное море – теплое, большая его часть никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.

  1. Разговор о «голубых глазах» России.

Учитель.  «Голубыми глазами» люди называют Каспийское озеро и озеро Байкал.

В России больше двух миллионов озер. По форме они бывают круглые, продолговатые, извилистые. Большинство озер необычайно красивы.

Самое большое озеро – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем-озером или просто морем. Это крупнейшее озеро в мире.

А озеро Байкал – самое глубокое в России и в мире. Байка называют «священным озером». Люди, живущие на побережье Байкала, относятся к нему не как к озеру, а как к живому и мудрому существу. С ним связано очень много легенд и поверий. Коренные жители не позволяют себе даже кинуть камень в озеро без нужды: если Байкал положил его сюда волной, значит здесь ему и лежать.

Говоря о Байкале, нельзя не рассказать легенду об Ангаре.

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Он очень любил свою единственную дочь Ангару.. Красивее ее не было на Земле. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Но однажды, когда отец Байкал заснул, Ангара убежала к юноше Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами и поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей Земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара:

- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть каплю воды!

Байкал гневно крикнул:

- Я могу дать только свои слезы!

С тех пор течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным.

Скалу, которую Байкал бросил вслед своей дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю». Только давно это было, теперь люди стали смелее и больше не боятся Байкала.

Покажите озеро Байкал на карте России.

  1.  Последняя остановка – реки.

Учитель. В нашей стране кроме озер есть еще и реки. Их более миллиона. Сейчас мы посмотрим на самые известные крупные реки России – Волга, Обь, Енисей, Лена. . Дети подготовили выступления о крупных реках.

 Наше путешествие подходит к концу.

Дети прочитывают вывод в учебнике.

  1. Итог урока.

Учитель. Покажите на карте известные вам реки, озера, моря, горы.

Какое озеро самое глубокое, а какое самое большое?

Покажите крупные реки России.

                                                                                            Кофанова Н.Я.

                                                                                            Кемеровская обл.

                                                                                            МОУ «II-Пристанская оош»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...

УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1 КЛАСС ТЕМА: « Вода и ее свойства». ...

Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».

Урок : ознакомление с окружающим миром  1 класс .Тема урока  «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель:  Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...

Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"

На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...

УМК "Школа России" 1класс Урок Ознакомления с окружающим миром.

Урок с презентацией по теме: "Почему солнце светит днем, а звезды ночью"...

Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"

Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран" УМК "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.Задачи:Дид...