Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гайворонская Светлана Николаевна

Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx74.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Водные богатства нашего края»

Цель: формировать представления о разнообразии водоёмов Ростовской области.

Задачи:

  1. Формировать  умения  находить и показывать водоёмы  на карте Ростовской области;
  2. Учить определять правый и левый берег реки и её притоки;
  3. Воспитывать интерес к истории своего края, бережное отношение к водоёмам родного края;

Ход урока

1.Организационный момент.

Сегодня к нам на урок ознакомления с окружающим миром пришли гости. Давайте их поприветствуем.

2.Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о поверхности нашего края. Я предлагаю вам проверить знания по данной теме и выполнить тест.

Тест по теме «Поверхность нашего края»

1. Овраг – это:

А) углубление с крутыми, осыпающимися склонами, на которых нет растений.

Б) углубление с пологими, поросшими растениями склонами

В) яма в земле

2. Место, где добывают песок, глину или уголь, называется:

А) балка                     б) карьер                 в) яма

3. Распахивать поле можно:

А) поперёк склонов

Б) вдоль склонов

В) и вдоль, и поперёк

4. Горы из пустых горных пород называются:

А) свалки                    Б) холмы                            В) терриконы

5. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами называется:

А) овраг                         Б) балка                   В) карьер

6. Поверхность суши бывает:

А) равнинной и гористой

Б) низменной

В) возвышенной

7. Что способствует разрастанию оврагов?

А) ветер    Б) вода        В) растения

8. Если по краям оврага посадить деревья и кустарники, со временем он превратиться в:

А) карьер            Б) низменность       В) балку

9. На месте карьера можно:

А) построить дом

Б) сделать пруд

В) засеять поле

10. Терриконы вредны человеку тем,  что:

А) загрязняют воздух пылью и дымом

Б) Ничем не вредны

В) Обогащают воздух кислородом.

Графический диктант

В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет – знак «-» (нет).

№ п/п

Утверждение

Знак согласия /

несогласия

1

Формы земной поверхности  - это равнины и горы.

2

Возвышенность, высота которой более 1000 м - это холм.

3

Терриконы - это горы,  созданные природой.

4

Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

5

Строители, закончили строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?

6

Овраги и терриконы украшают поверхность родного края.

7

Образованию оврагов способствует ветер и вода.

8

Почва это верхний плодородный слой земли.

9

В состав почвы входят: воздух, вода, песок, глина, перегной, минеральные соли.

10

Тундровые почвы самые плодородные.

3. Самоопределение к деятельности

Слайд 1

Учитель.

- Ребята, отгадайте загадку.

Глядятся в него молодые рябинки, 
Цветные свои,  примеряя косынки. 
Глядятся в него молодые берёзки, 
Свои перед ним поправляя причёски. 
И месяц и звёзды - 
В нём всё отражается ... 
Как это зеркало называется?

Ответы детей. (Река, озеро, водоём)

Учитель.

- Ребята, скажите, что вы подразумеваете под словом водоём?

Ответы детей. (Место скопления воды)

Учитель.   Водоём – это место скопления или хранения воды (озеро, бассейн, пруд, водохранилище, река и др.) 

- Так о чём же мы будем с вами говорить?

Ответы детей. (О водоёмах)

4. Открытие новых знаний

Слайд 2

Учитель. Тема нашего урока:  «Водные богатства нашего края».

- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)

- Раскрутим наш глобус. Какого  цвета стала наша Земля? Почему?
(Земля стала синего цвета,  потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)

- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и солёная)

- Какая вода в водоёмах нашего края?
- Где вода солёная? (В морях и океанах)
- Ребята, на какие 2 группы можно разделить  водоёмы?

 Ответы детей. (Естественные и искусственные)

Учитель. Назовите примеры водоёмов.

Слайд 3

 Ответы детей. (Моря, океаны реки, озёра, родники – естественные, пруды, каналы, водохранилища, колодцы – искусственные).

Учитель.

- Какая самая крупная река протекает по территории нашей области?

Ответы детей (Река Дон).

Слайд 4

Учитель.

Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли московской,
С Ивана-озера течет.
Века идут….  Но не мелеет
Донское русло на пути;
И всё мужает, всё смелеет
Казачье воинство в степи.

Слайд 5

Река Дон  пятая по длине река на территории нашей страны протяженностью 1870 км. Протекает на территории Тульской, Воронежской, Ростовской и Волгоградской областей (на территории Ростовской области – 480 км.). Слово «Дон» обозначает «река» или «вода». Исток реки находится у города Новомосковска Тульской области. Дон питают 5255 притоков. Пересекая всю территорию области с востока на юго-запад, Дон впадает в Таганрогский залив, образуя дельту

Слайд 6

Дельта Дона. На сорок больших и мелких рукавов делится Дон, впадая в Таганрогский залив. В дельте Дона располагаются травяные болота, плавни, луга сильного увлажнения, солонцы, пески. Такое видовое разнообразие флоры привело к разнообразию животного мира. Это угодье считается важным очагом размножения более 50 видов водоплавающих и водных птиц. Для 70 видов птиц эта территория – важнейший район обитания в период зимовки, осенней и весенней миграции. В дельте Дона обычно нерестятся редкие виды рыб, обитает 21 редкий вид животных и около 30 видов растений.

Слайд 7

Река Дон впадает в Таганрогский залив  - это  Северо-восточная часть Азовского моря. Длина залива – 140 км, глубина от 2 до 6 метров. При сильных северо-восточных или юго-западных ветрах происходит обмеление на несколько километров от морского края дельты или, наоборот, затопление территории дельты за счет повышения уровня воды.

Слайд 8

Учитель. Реку Дон питают 5255 притоков. Самые крупные притоки реки Дон: левые – Хопёр, Медведица, Воронеж, Сал, Маныч, правые – Северский Донец, Красная Меча, Чир.

 Слайд 9

Малые реки области – это единый организм бассейна реки Дон. На территории области протекает 165 малых рек общей протяженностью 9565 км, образующих 26 бассейнов. Для улучшения водохозяйственной обстановки, экологического оздоровления малых рек в области ведутся работы по расчистке русел, обустройству водоохранных зон. Защита малых рек – одна из важнейших проблем в общей системе природоохранного комплекса.

Слайд 10

Озера. На территории нашего края насчитывается больше сотни больших и малых озёр. В основном это пойменные озера. Их режим связан с режимом рек. Озера Манычской впадины – тектонические, реликтовые, а некоторые из них и наличием целебных сероводородных грязей (черный ил на дне озера). Самое большое озеро Ростовской области – Маныч - Гудило - реликтовое, тектоническое. Его средняя глубина 0,66 м. Вода в озере соленая. Озеро представляет особенную ценность как место массового гнездования птиц. В районе озера обитает 29 видов животных, которые занесены в Красную книгу.

Слайд 11

Цимлянское водохранилище – это  искусственный водоём.

Не так давно между рекой Калачом  - Доном и городом Цимлянском просторно было лишь степным ветрам. В 1952 году  Дон, перехваченный большой плотиной, затопил огромное пространство, образовав степное Цимлянское море. Этот водоём вполне оправдывает название «море». Ведь простирается оно в длину на 360 км, а ширина его около 18 км. Если стоять на плотине, то берега моря едва видны в голубой дали.

В штормовую погоду здесь поднимаются волны, достигающие 3-метровой высоты. Водохранилище построено для орошения засушливых донских степей, для судоходства крупных судов по Дону.

Слайд 12

Весёловское водохранилище.

Водохранилище располагается в  Сальском, Пролетарском и Багаевском районах нашей области. Его площадь составляет 309 квадратных километров. Водохранилище является местом гнездования многих видов птиц. Значительная часть прилегающей территории является местом, где человек охраняет и воспроизводит редкие виды животных и птиц, таких как кабан, пятнистый олень, косуля, фазан, дрофа и др. 

Слайд 13

Пролетарское водохранилище
Пролетарское водохранилище – это водохранилище на реке Западный  Маныч  в Ростовской области, Ставропольском крае, Республике Калмыкия. Образуется Ново - Манычской дамбой. Пролетарское водохранилище простирается от устья реки Егорлык с северо-запада на юго-восток на 430 км. Максимальная глубина 4,5 м, средняя 2, 6 м. Это крупный водоём с лабиринтом лиманов и мелких заливов. Ряром с водохранилищем расположен город Пролетарск.

Слайд 14

Схема реки

- Вспомните схему реки. Как называется место, где река берёт своё начало? (Исток)

- А место впадения реки в другую реку или море, озеро? (Устье)

- Что ещё имеет река? (Притоки. Река течёт по руслу, у неё есть правый и левый берега.   Притоки тоже бывают левыми и правыми.)

- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки,  а слева – левый берег и левые притоки.)

5 Физминутка.

«Как живёшь?»

- Как живёшь?        Большие пальцы обеих рук держат вверх.

- Вот так!

- Как идёшь?          Маршируем.

- Вот так!

- Бежишь?              Бег на месте.

- Вот так!

- Ночью спишь?     Ладошки соединяем вместе и кладём на них голову.

-Вот так!

- Как берёшь?      Ладошку прижимаем к себе.

- Вот так!

- А даёшь?           Ладошку от себя вперёд.

- Вот так!

- Как шалишь?    Надуваем щёки и кулачками мягко ударяем по ним.

- Вот так!

- Как грозишь?     Погрозить пальцем друг другу.

- Вот так!

- Как сидишь?      Садятся  за парты.

- Вот так!

6. Первичное закрепление

Работа в тетради с. 68

Задание №1. Составить список водных объектов нашего края.

В Ростовской области водные ресурсы представлены в виде: родников, ручьёв,  рек,  озёр,  водохранилищ,  каналов,  прудов.

Таблица 1 Описание реки Дон

Задание №3 Какие экологические проблемы выражены этими знаками? Сформулируйте и запишите.

7. Работа по новой теме

Беседа.

- Что вы знаете о значении водоёмов в жизни людей? (Люди берут воду из водоёмов для питья и приготовления пищи,  хозяйственных нужд. Водоёмы – это дом для растений и животных. По воде перевозят грузы. Вода  необходима  для работы заводов  и фабрик.)

Вывод:

Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.

Творческое задание.

Ребята,  у вас на столе у каждого лежит лист с изображением схемы реки. Вам необходимо вписать в рамочки следующие данные:

- Как называется то место, где река берёт начало?

- Как называется то место, куда она впадает?

- Определить, где расположены левый и правый притоки.

- Указать где у реки левый и правый берега.

Загадки о водоёмах и воде.

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)

Посреди поля лежит зеркало: 
стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А  широкий в море. (Река)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Из него вода не пьётся, 
Потому что не вкусна — 
И горька, и солона. (Море)

8. Подведение итогов урока

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

9. Рефлексия.

- Что вызвало у вас интерес на уроке?

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

10. Домашнее здание

Прочитать текст учебника на стр. 145-148, пересказать, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"

Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых ...

Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».

Урок : ознакомление с окружающим миром  1 класс .Тема урока  «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель:  Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...

Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.

В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....

Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"

Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе....

Презентация по окружающему миру 4 класс по теме "Реки и водоёмы нашего края"

В помощь учителям начальных классов города Москвы для проведения урока по теме "Реки и водоёмы нашего края"....

Урок ознакомления с окружающим миром 2 класс «Дикие и домашние животные»

В данном материале собраны интересные факты о домашних и диких животных.Материал можно испльзовать как на уроках окружающего мира,так и на внеклассных мероприятиях....