Главные вкладки

    Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

    Никифорова Любовь Борисовна

    Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока, разработанного по предмету окружающий мир. УМК «Школа России».

    3 класс (базовый уровень)

    «Органы чувств, их значение и гигиена».

    Никифорова Л. Б.

    Учитель начальных классов

    ГБОУ  СОШ № 277

    г. Санкт-Петербург

    Тема: Органы чувств, их значение и гигиена

    Тип: Изучение нового материала.

    Задачи:

    1. Способствовать формированию понятия «органы чувств», показать их значение  для человека.
    2. Развивать  умение наблюдать,  анализировать, обобщать, делать выводы, добывать информацию из статьи учебника и собственного опыта.
    3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

    Планируемые   результаты   урока

    Предметные:

    -- определять органы чувств человека, знать названия чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их функции.

    --знать гигиенические правила и уметь их соблюдать.

    Метапредметные:

    1. Регулятивные

    --понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

    --анализировать свою деятельность,  делать выводы на основе  жизненного опыта

    --планировать своё высказывание, представлять его в виде схемы

    --осуществлять самоконтроль

    1. Познавательные

    --выделять существенную информацию из научно-познавательной литературы.        

     --понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схемы.

     --классифицировать объекты по заданным критериям; сравнивать объекты по заданным критериям (на ощупь, по внешнему виду).

    1. Коммуникативные

    -- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

    -- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила.

    Личностные:

    --проявлять интерес к изучению своего организма.

    --осознавать ответственность за сохранение своего здоровья.

    --осознавать значение гигиенических правил на основе знаний о значении органов и систем органов.

    --согласовывать свои действия, умения, установки с потребностями товарищей по общению

    --применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач

    --оценивать результаты совместного общения

    Межпредметные связи: информатика и ИКТ (использование информационных технологий(интернет), сравнение и систематизация понятий);литературное чтение и русский язык(развитие связанной речи, работа с планом).

    Ресурсы   урока: Рабочая программа; Окружающий мир. Учебник в двух частях. Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011

    Ход   урока

    Содержание деятельности учителя:

    Содержание деятельности учеников:

    Актуализация   необходимых   знаний

    1. Проводит беседу по вопросам: 

    Какой раздел начали изучать? С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? Для чего нам нужно изучать свой организм? С какими органами человека  вы познакомились  на прошлом уроке?

    1. Организует выборочный контроль выполнения домашнего задания (подбор пословиц о здоровье с помощью информационных технологий: интернета)
    2. Предлагает рассказать правила работы в группе.
    1. С опорой на вопросы учителя анализируют деятельность на предыдущем уроке.

    1. Читают пословицы о здоровье, объясняют их смысл. Оценивают качество выполнения задания.
    2. Называют правила работы в группе.

    Мотивация   познавательной   деятельности

    1. Организует наблюдение за опытами, демонстрирующими работу отдельных органов чувств: показывает предметы разные по форме, запаху, вкусу, с разной поверхностью,  производит звуки с помощью предметов.
    2. Демонстрирует запись названия органа чувств и его иллюстрацию. Предлагает сформулировать тему урока. (Приложение 1)

    1. Предлагает самостоятельно или с опорой на схему сформулировать учебную задачу.(Приложение 2)
    1. Анализируют свои ощущения и называют, какой орган помог определить предмет, звук, вкус, запах.

    1. Опираясь на запись и иллюстрацию, совместно формулируют тему урока.

    1. Самостоятельно или опираясь (при необходимости) на схему, формулируют учебную задачу.

    Организация   познавательной   деятельности (по группам)

    1. Предлагает предположить, для чего человеку нужны органы чувств, и какой из органов чувств позволяет человеку получить наибольшее количество информации об окружающем мире.
    2. Предлагает с помощью текста учебника подготовить рассказ по плану об органе зрения. При необходимости предлагает воспользоваться карточкой с опорными словами и знакомым приемом «Закончи предложение».(Приложение 3)

    1. Организует проведение физкультурной минутки: гимнастика для глаз «Траектории» (движение глазами по линиям, Приложение 4)            

    1. Загадывает загадку об органе слуха: У зверушки на макушке,

                                                                              а у нас – ниже глаз (уши).

    Предлагает назвать, о каком органе чувств пойдет речь.

    1. Предлагает самостоятельно спланировать коллективную работу: прочитать статью учебника, затем прочитать предложенные утверждения, соотнести  с текстом, сделать вывод об их правильности, составить рассказ, опираясь на верные утверждения.(Приложение 5)

    1. Загадывает загадки об органах вкуса, осязания и обоняния.

    Меж двух светил в середине я один. (нос)

    Что всегда во рту, а не проглотишь? (язык)

    Какую защиту человек не снимает? (кожу)

    Предлагает обсудить значение органов чувств и предположить, какую информацию получает человек от этих органов, насколько она важна.

    1. Предлагает самостоятельно распределить утверждения в три группы в зависимости от органов чувств. Способствует организации контроля правильности выполнения задания. (Приложение 6)
    2. Организует проведение физкультурной минутки, направленной на снятие напряжения различных групп мышц.
    3. Организует первичный контроль усвоения изученного по вопросам: Какие органы чувств есть у человека? Какую  важную роль они играют в жизни человека?
    4. Предлагает прочитать высказывание ученых: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” и обсудить в группах и высказать мнение о его смысле.
    5. Организует дидактическую игру-соревнование «Волшебный мешочек». Предлагает выбрать двух представителей от группы и, не видя предмета,  наиболее полно о нем рассказать.
    1. Каждая группа совместно формулирует предположение о роли различных органов чувств. Выбирают, с какого органа чувств начнем их изучение.

    1. Каждый самостоятельно читает статью в учебнике. Коллективно составляют рассказ, выбирают представителя, который рассказывает об органе зрения. Принимают решение о необходимости использования карточки с подсказкой.

    1. Под руководством учителя выполняют различные упражнения.

    1. Отгадывают загадку и называют орган чувств.

    1. Самостоятельно читают статью учебника об органе слуха и различные утверждения.

    Соотносят содержание статьи и верность утверждений.

    Коллективно составляют рассказ об органе слуха, выбирают представителя, который рассказывает об органе слуха.

    1. Отгадывают загадки и называют органы чувств. Обсуждают в группах предположения о роли органов вкуса, осязания и обоняния, высказывают свои предположения.

    1. Анализируют высказывания, распределяют их в три группы. Читают статью учебника, коллективно проверяют правильность выполнения задания.

    1. Выполняют упражнения под руководством учителя.

    1. Опираясь на вопросы учителя, коротко  рассказывают об органах чувств и их значении.

    1. Обсуждают в группах и высказывают мнение о взаимосвязи органов чувств и работе мозга.

    1.  Коллективно выбирают  двух человек от группы. Каждый из них ощупывает предмет в мешочке, не глядя, называет его, достает и рассказывает о нем.

    Делают вывод о взаимосвязи мозга и органов чувств.

    Подведение   итогов

    1. Предлагает представить в виде схемы  взаимосвязь между изображением каждого органа чувств, его названием и мозгом. (Приложение 7)

    1. Проводит беседу по вопросам: Что было знакомо? Что узнали новое на уроке? Что делали, чтобы получить новую информацию или проверить предположение? Как работали с текстом учебника? Что было трудно? Что удалось сделать быстро при работе в группе? что вызвало затруднения?
    1. С помощью изображений, слов, называющих органы чувств, и стрелок совместно составляют схему. Выбирают представителя, который опираясь на схему, говорит, что узнали на уроке, что учились делать.
    2.  Анализируют свою деятельность на уроке, делают вывод о возможностях статьи учебника и своего опыта, как источника информации.

    Анализируют коллективную деятельность, делают вывод о том, что для успешной работы в группе необходима хорошая подготовка к уроку каждого ученика.

    Диагностика   достижения   планируемых   результатов: проведение теста из пособия «Тесты. Окружающий мир. 3класс» Плешаков А.А. Эксмо 2012

    Дополнительные   творческие   задания: проиллюстрировать на выбор правила «Береги органы чувств!»

    3. Методическое обеспечение урока и методические аспекты урока.

     1. Используются следующие образовательные технологии:

    --здоровьесберегающие технологии (тема урока способствует воспитанию культуры здоровья; физкультурные минутки формируют навык сохранения здоровья; смена видов деятельности с учетом индивидуальных особенностей учебной деятельности позволяет продуктивно осваивать материал в течение всего урока; дифференцированная помощь в виде схем, опорных карт с учетом уровня подготовки отдельных учащихся в течение всего урока позволяет каждому ученику успешно осуществлять учебную деятельность)

    --ИКТ-технологии (подготовка домашнего задания с помощью ресурсов Интернет способствует формированию умения находить и обрабатывать информацию, формированию логического мышления)

    --игровые технологии (дидактическая игра «Волшебный мешочек»,  как средство стимулирования учащихся к учебной деятельности, проводится на заключительном этапе урока)

    2. Дидактические материалы: демонстрационные таблички «Траектории» для проведения физкультурной минутки для глаз; демонстрационные таблички с названиями и схематические изображения органов чувств, карточки с опорными словами и планом для составления рассказа на каждую группу;  для демонстрации опыта: погремушка, чеснок, щепотка кофе в пластиковых пакетах, порционные соль, сахар в упаковках, пластиковые стаканчики с водой (3 штуки), кусочек меха, наждачная бумага, монетка; непрозрачный «волшебный» мешочек с игрушками небольшого размера (разного цвета, размера, формы, материала)

    Средства обучения: учебник, тетрадь «Тесты. Окружающий мир.3класс», беседа, рассказ, опыт, коллективное обсуждение.

    3.Рекомендации:

    -- при подготовке к уроку: учащимся необходимо указать сайты, которые позволяют подготовить домашнее  задание с минимальной помощью родителей;

    --при проведении урока рекомендуется контроль за степенью участия каждого ученика в коллективной работе; при проведении игры «Волшебный мешочек» необходимо учитывать эмоциональное состояние класса (можно убрать элемент соревнования групп).

    Источники информации и литература.

    1. Окружающий мир. Учебник в двух частях.

    Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011

    1. Естествознание. Человек. Учебник для 9класса

    (вспомогательная школа). Сивоглазов В.И. М.: Просвещение 1994

    1. http://festival.1september.ru/articles/508516/
    2. http://www.health-music-psy.ru/index.php?page=main
    3. http://tijey.ucoz.ru/
    4. http://festival.1september.ru/
    5. http://do.gendocs.ru/docs/index-99441.html
    6. http://nsportal.ru/
    7. http://rushkolnik.ru/docs/index-20389944.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка развивающей игры для учеников 1 класса «Школа пиратов» (сценарий к 23 февраля)

    Самая сложная школа в мире – пиратская. Школа пиратов начинает свою работу и приглашает вступить в неё. Во время игры дети учатся внимательности, тренируют память, внимание и наблюдательность, учатся ...

    Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

    Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

    Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"

    Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....

    Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" "Откуда берут снег и лёд"

    Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по окружающему миру 1 класс «Школа России»...

    Методическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" "Как украшает себя человек"

    Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс «Школа России»...

    Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. Школа России.

    Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. УМК Школа России....