Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Клочкова Наталья Афанасьевна

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, "Школа России" Тема: «Деньги. Семейный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dengi.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Тема: « Деньги . Семейный бюджет»

Тип урока:

Цель: Создать условия  на уроке для знакомства обучающихся с историей денежных единиц, их видами и характерными особенностями. Научиться понимать  роль денег в жизни человека и  оставлять семейный бюджет. Познакомить с понятиями : деньги ,бартер, бюджет.

Задачи :

Обучающие: повторить о обобщить полеченные знания о экономике. Научиться различать денежные единицы, осознавать необходимость планировать семейный бюджет. Обрабатывать и обобщать полученную информацию.

Развивающие: формировать навык самостоятельной работы с полученной информацией, умение видеть проблему и найти пути ее решения. Формировать познавательные интересы, мышление, память ,внимание, речь, умение анализировать, обобщать ,делать выводы.

Воспитательные: интерес к познанию окружающего мира, к предмету Воспитывать культуру речи, бережливость ,быть экономным.

Метапредметные УУД

Познавательные:

- умение извлекать нужную информацию из учебной литературы из различных источников;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

-обнаруживать и формулировать учебную проблему и ставить задачу совместно с учителем;

-высказывать свою версию;

- планировать свою деятельность;

Коммуникативные:

-учить строить сообщение в соответствии с поставленной задачей;

-слушать и понимать речь других;

-предлагать помощь и сотрудничество для анализа собственной деятельности;

- умение работать в парах ,в группах;

Личностные:

-мотивация к учебной деятельности;

-принять образ хорошего ученика;

Урок способствует активизации учебной деятельности через различные приемы, формы и методы и поиск знаний в различных ситуациях, установка причинно-следственных связей, сравнения и обобщения и применения знаний на практике.

Формы:   в группах, в парах, самостоятельно, индивидуально;

Методы: диалогический ,наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, сравнение, обобщение.

Межпредметная связь: технология, история, чтение.

Планируемые результаты:

Узнают что такое деньги, семейный бюджет. Научатся различать денежные единицы, понимать роль денег в жизни людей, осознавать необходимость планировать сой бюджет.

        

                                                      Ход урока

1.Мотивация

-Здравствуйте ребята, гости.

-Поприветствуйте друг друга ,улыбнитесь гостям.

-Какой у нас урок?

Это один из важных и интересных уроков.

-Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

-Что вы ждете от урока?

-Какими бы вы хотели видеть себя на уроке?

-Я уверена ,что ваши ожидания оправдаются. Желаю всем нам успеха!

2.Актуализация

-Какую проблему мы решали на прошлом уроке?

-Что такое экономика?

-Кто ведет хозяйство и для кого?

-Что нужно затратить ,чтобы получить какой –нибудь продукт?

-Какая главная задача экономики?               (слайд)

Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.

3.Введение в тему. Открытие нового.

-Посмотрите на экран и скажите ,без чего не может прожить человек?                (слайд)

-Что для этого нужно?

-Предположите ,что такое деньги?

-А причем здесь семья?

-А каждая ли семья может позволить купить себе эти товары?

-Почему?

-Какой возникает вопрос?

Я предлагаю вам такую гипотезу:                                  (слайд)

«Деньги –особый товар ,который можно обменять на любые другие товары и услуги. Бюджет – план расходов и доходов»

-Вы согласны с этим утверждением?

-Наши мнения разошлись.

-Что вы предлагаете?

-Определите тему урока.                  

«Деньги. Семейный бюджет»                                                                                 (слайд)                                                              

-Что бы вы хотели узнать по этой теме?

-Поставим задачу нашего урока.            ( слайд)

Узнать происхождение и значение денег в жизни человека. Научиться составлять семейный бюджет.

Мы определили тему урока ,поставили задачу.

4.Работа по теме

А) Способы приобретения товара.

-Давайте обратимся к словарю Ожегова.

-Прочитайте ,что толкует словарь.        (слайд)

-Посмотрите на экран ,перед вами первобытные люди.        (слайд)

-Как вы думаете, у них были деньги? Почему?

Они жили в пещерах ,одевались в шкуры животных, питались тем ,что давала природа.

Затем люди научились выращивать нужные им растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, стали ткать ткань ,шить одежду, изготавливать посуду. строить жилище. Люди стали распределять работу между собой.                            (слайд)                

-Что получилось в таком обществе?

-Что люди стали делать?

Своими товарами они обменивались на ярмарке. Перенесемся в прошлое .Мы на ярмарке и вам нужно обменять свой товар ,сделанный собственным трудом.                      (музыка)

-Вам понравилось на ярмарке?

-Поднимите руки ,кто смог произвести обмен товар.

Это 1 способ приобретения товара. Называется  «Бартер» -прямой обмен одних товаров на другой.                                                                                                           (слайд)

-Кто не смог произвести обмен?

-Какая возникла проблема?

-Как можно было проще приобрести товар?

Это 2 способ приобретения товара. Называется «Купля-продажа»-обмен товара на деньги.                                                                                                                             (слайд)

-Что мы узнали?

Б) Сообщения групп. «Происхождение денег»

Люди страдали от неудобства и изобрели деньги. Это был очень долгий процесс. Деньгами были зерно, шкурки животных, табак, чай. Я просила каждую группу узнать происхождение денег.

1-группа                                                                                                                             (слайд)

Деньгами были малюски –каури .Это ракушки .В них делали дырочки и носили на шее в виде бус. На шее могло висеть до 1000 ракушек. За 500 ракушек можно было купить корову. По колличеству ракушек можно было определить материальное положение человека.

2-группа                                                                                                                               (слайд)

В ходу появились серебряные слитки, различной формы. Называли их гривны. Если нужно было заплатить половину гривны ее рубили топором .Такую половину называли « рубль»  от слова рубить .Отсюда и произошло название российского рубля.

3-группа                                                                                                                               ( слайд)

Позже появились копейки –монетки , на которых был изображен всадник с копьем .Эти деньги были выпущены при Иване четвертом. Название копейка произошло от слова копье. А при Екатерине второй появились бумажные деньги.

-Посмотрите, какими были деньги.                                                                                  (слайд)  

В) Работа в парах. Изучение частей  монет.

Мы познакомились происхождением денег. А сейчас рассмотрим наш рубль и определим  части. В этом нам поможет учебник на стр.68.Работаем в парах.

-Чья пара выйдет и расскажет о частях рубля?

-Поиграем в игре «Орел, решко»                                                                                    (слайд)

В разных государствах разные деньги .

-Рассмотрите деньги и скажите , что у них общего и чем они отличаются?

-В разных странах сейчас используют различные денежные единицы.            (слайд)        

-Что используют в России?

- В США?

-Во многих странах Европпы?

-Что мы сейчас делали ?

Физическая минутка.

Г) Доходы ,расходы-бюджет.

Сейчас мы узнаем, каким образом большинство людей получают деньги. Ответы у вас на столах, мы их будем вешать на доску.

Игра «Назови одним словом»

1. Плата за работу за  определенный период   времени?

2.Студент получает деньги за хорошую учебу?

3.Денежное обеспечение бабушек и дедушек по старости ?

4.Папа имеет собственную фирму , что он будет получать ?

5.Вознаграждение за труд по договору (писатели , художники, композиторы)?

Одним словом называется –доход. Это деньги заработанные членами семьи.

-Но ни одна семья не может жить без расходов. Вторая колонка у нас будет называться расход.

- На что может тратить семья?

- Какие таблички у вас остались?

-Что такое расход?

Расход-трата денег на разные товары и услуги.

А доход и расход –одним словом –бюджет.

-Что мы узнали?

5.Закрепление

А ) Первичное закрепление.

-А сейчас проверим ,как вы усвоили новый материал.

- Группы ,задайте друг другу вопросы.

-Скажите , где пригодятся нам эти знания?

Б) Вторичное закрепление. Работа в группах.

-Сейчас мы будем в роли экономистов.

1группе - посчитать доходы.

2группе -посчитать расходы.

3 группе - составить бюджет.

Отчет групп.

-Что мы сейчас делали?

-Важно ли  планировать свой бюджет? Почему?

Можно получать много денег и тратить их бесполезно. А можно получать меньше денег и жить достойно.

В) Работа над пословицами.

-Посмотрите на экран и скажите ,какая из пословиц смогла бы стать девизом нашего урока?   Докажите.                                                                                                  (слайд)                  

«Копейка – рубль бережет»

« Не имей сто рублей , а имей сто друзей»

«Здоровье – не купишь»

6) Самостоятельная работа. Работа в печатной тетради.

-Проверим знания стр.48 упр.№ 2

-Проверим с экраном. Взаимопроверка.               ( слайд)

-У кого нет ошибок? У кого одна ? У кого больше двух?

7.Рефлексия.

-Мы решили поставленную задачу?

-Я узнал?                                                                                                                      (слайд)

- Какую гипотизу  мы выдвигали в начале урока?                                                  (слайд)

-Теперь вы согласны с ней? Докажите.

-Проверим с выводами в учебнике стр. 69,стр. 78.

-Над чем данный урок заставил нас задуматься?

-Оцените работу в группах.

-Покажите, сохранилось ли у вас настроение к концу урока?  

8.Домашнее задание.                                                                                         ( слайд)

Стр. 75-78 в учебнике, стр. 48 № 1,5 в печат. тетради.

 Задание группам.1гр-доходы гос. бюджета, 2гр –расходы госуд. бюджета,3гр –из чего состоит государственный бюджет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Семейный бюджет"

По учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: ·        Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Семейный бюджет"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Семейный бюджет"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое деньги, как они появились, что такое бартер, купля-продажа, валюта, нумизматика, сбережения; формирование знаний о сторонах монеты.Плани...