Конспект открытого урока по окружающему миру в первом классе. Начальная школа XXI века.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конспект урока позволяет формировать нравственные черты характера; развивать творческие способности учащихся: слышать звуки, видеть красоту природы через фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру в первом классе. Начальная школа  XXI века.

Тема: Звуки весны.

Цели:

  1. Способствовать развитию аналитического мышления, воображения, уметь группировать звуки.
  2. Закрепить понятия «признаки времени года» - весны, её особенности.
  3. Формировать нравственные черты характера; развивать творческие способности учащихся: слышать звуки, видеть красоту природы через фольклор.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Форма урока: урок – поиграем.

Оборудование:  

  1. Справочная литература:

а) Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»: Методика обучения 1 – 4 класса. – М.: Современник, 1989 – 735с.

б) Березовая карусель: «Русские народные детские игры и хороводы.     ⁄   Собрал и пересказал Г. Науменко – М .: Детская литература, 1980.

        2. Учебная литература:

         б) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса – М.: Вентана – Граф,  2005.    

                               

                                Ход урока.

  1. Организация класса.

Ученик.

Гулять сегодня некогда!

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам,

Мы очень рады им.

Наш веселый первый класс

Вам покажет все сейчас:

То, чего достигли мы,

Находясь, весь год в пути.

Учитель.

     Звонок зовет

     первоклашек на урок.

Слушать, видеть, изучать,

 Мир, что окружает нас.

А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,

Не шутите, не вертитесь,

Слушайте внимательно.

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно.

    Дети.  Да!  

Учитель. Это слышать мне приятно.

II.    Речевая разминка.

Закройте ребята глаза, прислушайтесь, загляните в себя, включите свое воображение.

Звучит магнитофонная запись различных звуков (звуки воды, пение птиц).

Учитель. Ребята, что вы услышали?

Дети. Птицы поют, ручьи звенят…

Учитель. Это звуки, какого времени года?

Дети. Весны.

 Учитель.  Почему весной мы особенно рады каждому звуку?

Дети.  Весной природа оживает, и человек этому рад…

Учитель.  Наступила весна, все вокруг ожило, мир наполняется разными звуками.

У весны своя мелодия. Из каких звуков составлена эта песня весны? Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

    III. Введение в тему, её актуализация.

  1. Звуки воды.

     

    а) Капель.  

Учитель.

Всему на свете свой черед –

И следом за метелью

Нам позывные подает

Весна своей капелью.

Учитель. Что такое капель? (Учитель ставит карточку со словом «капель».) Приложение 1.

Дети. Падение с крыш и деревьев капель тающего снега и сосулек.

Учитель. Началась песенка капели. А какой звук повторяется во время капели?  

Игра «Кап-кап».

Дети произносят по рядам: «Кап-кап, кап-кап, кап-кап.»

 

Учитель. Тает, тает от пригрева снежная шуба на крыше, и вот побежала первая, вторая, третья капелька вниз с крыши.

И что же образуется внизу?

Дети. Ручейки.

б) Ручьи.

Учитель. Звенит, звенит под ярким солнышком светлая капель, собираясь внизу, на земле, в лужицы, ручейки.

     По полям бегут ручьи,

     На дорогах лужи.

Послушаем звуки ручья.

Игра «Найди реку».

На столах лежат карточки, рассмотрите их. Вы видите, нарисовано несколько ручейков, они запутались, только один из них добрался до водоема. Определите, какой из них? Приложение 4.

По дорогам бегут ручьи (учитель ставит карточку со словом»ручьи»), образовавшиеся от таяния снега.

 Как называется такая вода?

Дети. Талая или полая.

Учитель. Название, какого явления произошло от слова «полая»?

Дети. Половодье.

Учитель ставит карточку «половодье»

Слушаем звуки половодья.

в) Ледоход.

Учитель. Вы определили, что один из ручейков нашел выход к реке. И начались изменения, а вот какие мы узнаем,  прочитав стихотворение на стр. 94.

- О каком явлении природы говорится в стихотворении?

Дети. Ледоход. (Учитель ставит к. «ледоход».)

Учитель.

Начинается ледоход, и мы слушаем его звуки.

г)  Дождь.

     Учитель. А какие осадки чаще выпадают весной?

Дети. Дожди. (Учитель ставит к. «дождь».)

Учитель. Идет дождь, и мы слышим  звуки весеннего дождя.

Учитель. Протяните руки, произнесите громко слово «кап – ля».

И представьте себе, как падает капля, почувствуйте, как она переливается в ладошках.

Игра «Дождик»

Поиграем и  изобразим дождь.

Учитель. Вода дарует жизнь. Издавна люди радовались дождю: будет дождь, будет и урожай.

Вот одна из приговорок:

    Дождик, дождик, пуще!

    Дай хлеба гуще!

    Дождик, дождик, поливай!

    Дай хороший урожай.

Учитель. А теперь вместе.

Вывод.

     Учитель. Какие звуки воды можно услышать весной?

Дети. Звуки дождя, капели, ручья, ледохода, половодья.

Учитель. Разделите эти звуки на две группы.

Дети. I группа – капель, дождик, ручей,

     II группа – ледоход, половодье.

Учитель. По каким признакам, вы разделили?

Дети. Капель, дождик, ручей – звонкие, веселые, звуки…

Ледоход, половодье – громкие, шумящие…

Учитель. Музыкальные звуки обозначают нотами. А где живут ноты?

Дети. На нотном стане.

Учитель. Вот и поставим на нотный стан наши ноты.

   

 (Учитель ставит на нотный стан две ноты - капельки).

  1. Звуки – пение птиц.

В начале урока прослушали аудиозапись, и вы услышали весенние звуки воды. А теперь я попрошу вас, прослушать внимательно эту запись, может быть еще, что-то услышали.

Ребята, я догадалась, что вы услышали нужный звук и определили, кто его издает. И мы это узнаем,  отгадав загадку.  

а) Учитель.

     Отгадайте загадку:

     Снится ночью пауку

     Чудо – юдо на суку

     Длинный клюв и два крыла,

     Прилетит – плохи дела

     А кого паук боится?

    Угадали? Это… (птица)

Учитель. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы. Их мелодичные веселые, звонкие песни оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Учитель. Какие птицы прилетают к нам с юга?

б) Игра «Прилетели птицы». 

Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что – то другое, то нужно хлопать.

Начинаем:

Прилетели птицы:

                                         Голуби, синицы,

                             Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

У. Что не правильно, почему?

Д. Мухи – это насекомые.

У. Продолжим.

Прилетели птицы:

                                         Голуби, синицы,

                                        Аисты, вороны,

                         Галки, макароны. (Дети хлопают)

У. Начинаем снова.

Прилетели птицы:

                         Голуби, куницы. (Дети хлопают)

У. Продолжим.

Прилетели птицы:

                                         Голуби, синицы,

                                        Чибисы, чижи,

                                         Галки и стрижи,

                              Комары, кукушки. (Дети хлопают)

У. Прилетели птицы:

     Голуби, синицы,

     Галки и стрижи,

     Чибисы, чижи,

     Аисты, кукушки,

Даже совы – с плюшки,

Лебеди, скворцы…

- Все вы молодцы!  

в) Дифференцированная  работа.

        1группа.

Карточка. 

Птичьи разговоры. (Приложение 2)

Покажите с помощью стрелок, кто как разговаривает.

Гуси                                                            крякают

Соловьи                                                      кричат

Журавли                                                      гогочут

Утки                                                            свистят

Вороны                                                         ухают

Ласточки                                                   каркают

Синицы                                                      щебечут

Совы                                                              пищат

Голуби                                                        воркуют

 

2 группа игра «Назови птицу». Приложение 3.

г) Фронтальная проверка.

д) Обряд «Встречи весны»

Учитель. У наших предков был обычай зазывать весну, считалось, что птицы прилетают и приносят с собой весну.

- Расскажите, как зазывали весну.

Дети. Выпекали из теста фигурки «жаворонков», раздавали их детям, которые залезали на самые высокие места (на крыши, заборы, деревья) и выкрикивали «Весенние заклички».

   

Учитель. Какие заклички вы знаете?

Дети.

     Жаворонки, жаворонки,

     Прилетайте к нам!

     Тут кисели толкут,

     Тут блины пекут.

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето!

А мы вам – зиму.

У нас корму нету.

Учитель. Зазывали весну закличками, играми, песнями.

Игра «Весняночка»

          Ой, бежит ручьем вода,

              Нет ни снега, нет ни льда.

Ой, вода, ой вода,

              Нет ни снега, нет ни льда.

 

     Прилетели журавли.

    И соловушки малы,

   Журавли, журавли,

   И соловушки малы.

 

      Мы весняночку поем,

         Весну – красную зовем.

 Ой, поем, ой, поем,

      Весну красную зовем.

Дети поют песню, выполняют танцевальные движения.

IV. Подведение итога урока.

- Наш урок подошел к концу. Вы все очень  хорошо работали. А  сейчас определим, с каким  настроением вы  уйдете с урока.   Если сейчас у вас  хорошее, весеннее, солнечное  настроение, то ваша нотка взлетит на самую высокую ступеньку нотного стана. Но если,  у вас что-то не получилось  сегодня, не задался, не огорчайтесь, свою нотку вы можете по полному праву поместить чуть-чуть пониже.

 

Дети ставят на нотный стан нотки в виде капель, цветов, бабочек, листочек и т.д..

    Учитель. Как много высоких нот, значит, наша песня весны – звонкая,     веселая. А теперь, послушаем нашу песню весны.

Звучит запись П.И.Чайковского «Времена года. Весна».

V. Домашнее задание. 

Вслушайтесь в песню весны, и вы поймете, о чем щебечут  птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну. И о своих необычных наблюдениях вы расскажите на уроке.

Учитель раздает печенье «Жаворонки».

     

                                 

Приложение 1.

капель             ручей

дождь           ледоход

         половодье

Приложение 2.

Покажите с помощью стрелок, кто как разговаривает.

Гуси                     крякают

Соловьи               кричат

Журавли              гогочут

Утки                     свистят

Вороны                щебечут

Ласточки              каркают

 

Приложение 3.

04A0650i             s_623i

D3889i                  s_049i

g_050i                        s_042i

04A0660i                     zh6871i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"

Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе

Воспитывать любовь  к  животным,ответственность за  наших  четвероногих друзей.Учить  детей  сопереживатьсочувствовать.Познакомить  детей  с  различными по...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе.

Конспект по окружающему миру по теме "Водоёмы" во 2 классе ("Школа России")...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".

Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои люби...

Конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса  по учебнику А. А. Плешакова.(УМК «Школа России»)Тема урока:  Откуда берутся снег и лёд?Тип урока: ознакомление с новым материалом...