Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Иванова Светлана Викторовна

Конспект по окружающему миру по теме "Водоёмы" во 2 классе ("Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_vo_2_klasse.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Тема: «Водоёмы».

Цели урока:

  • Познакомить детей с разнообразием водоёмов;
  • Учить классифицировать объекты окружающего мира;
  • Научить различать части реки;
  • Воспитывать интерес к предмету; бережное отношение к воде;
  • Способствовать развитию внимания, речи, мышления, памяти;
  • Развивать умение анализировать собственный опыт путём выражения самооценки;
  • Акцентировать работу над развитием самостоятельности учащихся.
  • Развивать способность к эстетическому восприятию природы.

Оборудование:

  1. Изображения водоёмов.
  2. Индивидуальные листы для работы.
  3. Глобус.
  4. Учебник «Мир вокруг нас», 2 класс, в двух частях. Часть вторая. Автор А.А. Плешаков.
  5. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас»., часть 2, автор А.А. Плешаков.
  6. Аудиозапись песни В.Шаинского «Синяя вода».
  7. Звуки природы: лесной ручей, морской прибой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

  1. Сообщение темы.

(Аудиозапись песни «Синяя вода» В. Шаинского)

- Ребята, кто из вас был внимательным и услышал, о чём мы будем сегодня говорить?

- Правильно, о водоёмах.

(Обратимся к толковому словарю, узнаем значение слова).

- Мы с вами отправимся в путешествие по водоёмам Поднимите руку, кто любит путешествовать? А с кем вы путешествовали? А нам поможет путешествовать Капелька – Капитошка.

- Капелька-Капитошка приготовила для вас загадки.

- Ваша задача – внимательно прослушать наших чтецов и отгадать,  о каких водоёмах говорится в загадках.

1. Чуть дрожит на ветерке

     Лента на просторе.

    Узкий кончик – в роднике,

    А широкий – в море.

  2 .Шириною широко,        

     Глубиною глубоко,

    День и ночь о берег бьётся,

    Из него воды не пьётся,

    Потому что не вкусна-

    И горька, и солона.

  1. Все обходят это место:

Здесь земля – как-будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

  1. Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой.

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой.

  1. Глядятся в него молодые рябинки.

Цветные свои поправляя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды – в нем всё отражается,

Как это зеркало называется?

  1. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

- А какие вы ещё знаете водоёмы?

(обратимся снова к Толковому словарю)

Слово

Значение

Водоём

Это естественное или искусственное углубление в земле, которое заполнено стоячей или медленно стекающей водой.

Пруд

Искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивных потребностей. В сельской местности для стирки и купания, для водопоя скота. В городах и зонах отдыха пруды являются местами рыбной ловли, купания и проведения спортивных мероприятий.

Канал

Название «канал» происходит от латинского слова «каналис» - труба, желоб. Это искусственное русло для воды, устраиваемое для связи между водными объектами.

Водохранилище

Большой искусственный водоём для хранения воды для города.

(Работа в парах)

- А теперь давайте прочитаем текст в учебнике на стр. 80 и подумаем, о каких водоёмах идёт речь.

3. Актуализация знаний.

- Теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили водоёмы. (Игра проводится в форме блиц-опроса на основе анализа и синтеза)

- По моему описанию в паре с соседом вы должны догадаться, о каком водоёме идёт речь.

1. Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом в самый зной

Ледяной поит водой. (Родник)

2. К маме –речке я бегу.

И молчать я не могу.

Я ведь сын её родной,

А родился я весной. (Ручей)

3. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная.  (Пруд)

4. Огромный воем, заполненный солёной водой. (Океан).

5. Не море, не земля, корабли не плавают, и ходить нельзя (Болото).

- Как вы думаете на какие две группы можно разделить все водоёмы?

Все водоёмы можно разделить на естественные и искусственные.

- Подумайте, какие водоёмы в нашем списке искусственные, а какие естественные.

(На столах у каждого ребёнка карточки с буквами)

- Я буду называть водоёмы , а вы – показывать соответствующую карточку.

- Давайте проверим себя. Чтение текста – задание на стр. 80. Сравнить с обозначением на доске.

4. Физкультминутка.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два.

Море волнуется – три,

Морская фигура, на месте замри!

5. Постановка задач урока.

- А сейчас с помощью Капельки – Капитошки мы узнаем, из каких частей состоит река.(На доске схема, которая заполняется по ходу рассказа).

                             Рассказ Капельки – Капитошки

   Родиась я в тёмном подземном царстве, в маленьком ручье. В его чистой воде не плещутся рыбы, к нему не летят птицы и не идут звери, чтобы напиться вкусной воды. Под землёй нет ни рыб, ни птиц, ни животных. Наш ручеёк стал упорно пробиваться наверх, где светит солнце и где все ему будут рады.

    Долго наш ручеёк подыскивал место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, в низинке, где помягче земля, он начал бить маленьким фонтанчиком. Я, и все мои братья, и сёстры – капельки стали подпрыгивать вверх. «Клю! Клю!» - закричали все мы одновременно. Это означало, что мы приглашаем всех отведать нашей чистой воды и послушать нашу радостную песню.

   - Давайте послушаем, как журчит ручей, ведь это и есть исток, начало речки, которая побежит вперёд и вперед к большой реке.

(Звучит запись – лесной ручей)

   _ Потом я, и мои братья, и сёстры устремились вперёд в потоке по углублению, которое называют русло реки. Мы неслись очень быстро, играли друг с другом в догонялки. Слева от нас был левый берег, справа – правый. Потом к нам стали присоединяться другие капельки из других речек. Эти речки называют притоки. Нас становилось всё больше и больше, и наша маленькая речка потихоньку превращалась в большой поток. Мы плыли уже не так быстро. И, наконец, нас вынесло в большое глубокое пространство. Нас встретили другие капельки, которые жили в море. Мы сразу подружились и стали играть вместе. Место, где река впадает в море, называют устье. А потом морские капельки спели нам песню.

   - давайте полушаем эту песню и подумаем, о чём поёт нам море.

(Звучит запись – морской прибой).

Выслушиваются рассказы детей.

  1. Практическая работа.

- возьмите листы бумаги и постарайтесь нанести те части реки, о которых пойдёт речь. (Дети работают индивидуально со схемами, затем проходит взаимопроверка работы).

  • найдите и обозначьте начало реки;
  • найдите и обозначьте место, где река впадает в море;
  • углубление, по которому течёт река;
  • на левом берегу нарисуйте человечка, на правом – дерево;
  • обозначьте исток левого притока;
  • обозначьте устье правого притока.

- Поменяйтесь листами.  Поднимите руку, кто доволен своей работой.

7. Игра «Знаешь ли ты …»

(Работа с глобусом)

  - А сейчас Капелька – Капитошка предлагает посмотреть на глобус и найти её. Да, огромные водные пространства, обозначенные голубым цветом, - это океаны. Да, огромные водные пространства, обозначенные голубым цветом, - это океаны. Части океанов, которые впадают в сушу, - это моря. На  суше можно найти множество синих ленточек. Это реки. Их принято показывать от истока к устью. Голубыми пятнышками выглядят на глобусе озёра. (Вызванные ученики показывают на глобусе океаны, моя, реки, озёра)

- А знаете ли вы?

  • Самый глубокий океан? (Тихий)
  • Самое глубокое озеро (Байкал)
  • Самая длинная река (Нил)
  • Самое солёное море? (Мёртвое)
  • Самое большое озеро? (Каспийское море)
  • Цветне названия морей? (Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое)
  1. Беседа по теме «Почему надо беречь воду»

    - На уроках окружающего мира мы не раз говорили  об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения и животных, почву, воздух, но и воду. Вода несёт жизнь растениям , животным и людям . Вода – одно из самых главных богатств Земли. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода солёная   и не пригодна для питья. Пресной воды намного меньше. Запасы пресной воды во многом сокращаются из-за загрязнения. Не загрязняйте водоёмы.

9. Подведение итогов.

- Наше путешествие подошло к концу. Но теперь мы спокойны – у воды есть настоящие друзья, которые будут её беречь и охранять.

- Какая главная река в нашем городе?

- А какое озеро в наших местах?

- Как называются другие реки и ручьи, которые впадают в Неву? (Притоки)

- Как определить, какой берег у реки правый, а какой левый? (По течению)

 - Как называется место, где река берёт начало? (Исток)

- Кто из вас знает, где наша река Нева берёт своё начало? (В Ладожском озере)

- А куда впадает? (В Финский залив)

10. Рефлексия

- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?

                                                       узнал, открыл для себя  ……

 Сегодня на уроке я                  научился, смог ….

                                                      Могу похвалить себя и своих  

                                                       одноклассников за ……..        

11. Домашнее задание:                                  

В рабочей тетради «Мир вокруг нас» выполнить задание № 4, стр. 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")

Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....