Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Полухина Ольга Владимировна

Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc72 КБ
Файл chto_takoe_ekonomika.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Окружающий  мир» (УМК «Школа России»)

Конспект открытого урока по теме  «Что такое экономика?»  

2 класс  05.12.2016 г.

             УЧИТЕЛЬ: ПОЛУХИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Цели деятельности учителя

Цель. Сформировать понятие «экономика». 

Задачи.

Обучающие:

 -сформировать новое понятие «Экономика»;

- создать условия для формирования знаний об экономике;

-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;

- сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;

- обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Развивающие: 

- развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики;

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

- научатся: различать отрасли экономики;

- получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные:

  • познавательные –-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

ставить проблему поискового характера;

 -проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

-применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

-проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

  • коммуникативные –-слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

 уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

  • регулятивные

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

 организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

 -ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «ШКОЛА РОССИИ»:

- Плешаков А.А. «Окружающий  мир».  Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015.;

- рабочая тетрадь  для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2016.;

- презентация «Что такое экономика?».

Ход урока

Название этапа

Деятельность учителя

1.Организационный этап.

Мотивирование к учебной деятельности

 - Здравствуйте ребята! Предлагаю начать наш сегодняшний урок с девиза:

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает!   (слайд 2)

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости. 

2.Введение в тему урока

- Сегодня мы начнём изучать новый раздел окружающего мира. Откройте учебник на с. 103 и прочитайте его название.

-Прочитайте, что мы узнаем, чему научимся,  изучая этот раздел?  (слайд 3-4)

- Мы с вами живём в городе, а кто из вас хоть раз был в селе?

- Вы заметили, чем жизнь города отличается от жизни села. Давайте вспомним, что такое город и село. Чем же они отличаются?

        

3.Постановка учебной задачи

–Где бы ни жил человек, что бы он не делал, всюду рядом находится…

 Какое слово зашифровано у меня на доске?

НО   ЭКО   КА   МИ (5- 6 слайд)

–Правильно, тема  нашего урока "Что такое экономика?"

-Вы знаете, что такое экономика?

Как вы считаете, надо вам это знать? Почему?

Давайте определим цель урока.  Для этого используйте начало фразы:

- Я думаю, что узнаю…

- Мне хотелось бы узнать …

4. Изучение нового материала

Беседа.

-Оказывается, с экономикой сталкивается любой человек - рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник.

Вы едете в автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.

Можете вы сейчас объяснить, что такое экономика?

Обратимся к истории возникновения слова «экономика».

- Где можно найти значение незнакомого слова?

Можно обратиться к словарю, зайти  в Интернет, в  поисковой системе задаём слово «экономика».

Получаем ответ:

Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства. (слайд 7)

 того,

Экономика - это наука о рачительном хозяйствовании.

- Кто ведёт это хозяйство и для кого?

- Экономика — это прежде всего человек, люди. Это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, другие продают его, третьи покупают.

- Для кого товар создают, продают, покупают?

- Для кого существует экономика?

Главная часть экономики - это люди.

Цель экономики - жизнь и благоденствие людей.

- Что необходимо затратить, чтобы получить какой-либо продукт?

Экономика - это труд, трудовая деятельность.

- Что получается в результате осознанной, целенаправленной трудовой деятельности?

Экономический продукт - это продукция, товары, услуги, то есть всё, что продаётся и покупается.

Это могут быть разные вещи, услуги. Например, постричь в парикмахерской, отправить письмо на почте и др. А так же произведения искусства: песня, стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идёт на продажу, за неё выплачивается заработная плата.

- Что должен иметь экономический продукт, чтобы его продали и купили?

Каждая вещь, услуга имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать.

-Что необходимо иметь, чтобы сделать покупку?

                Деньги - это кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живёт весёлой жизнью.

                Экономика - это стоимость, деньги, цены.

        

5. Работа по учебнику. Составление кластера

- В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли.

- Какие отрасли хозяйства включает экономика? Прочитайте об этом на с. 104 учебника.

А теперь давайте выполним задания на с. 105.

- Давайте попробуем определить название разных отраслей  экономики по группам товара.

1. Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это отрасль называется  промышленность. ( слайд 8 )

2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства. (слайд 9 )

3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.

( 10 слайд )

4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др.  Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. (11 слайд )

5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. С помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт( слайд 12)

-Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева. Вот самые основные отрасли экономики.

( слайд 13 ) 

6. Физминутка

  Буратино потянулся,
  Раз - нагнулся
  Два - нагнулся.
  Руки в сторону развёл,
  Видно, ключик не нашёл.
  Чтобы ключик нам достать,
  Нужно на носочки встать.

7. Применение полученных знаний через создание проблемной ситуации.

- Итак, вы получили новые знания, теперь надо применить их для решения  проблемной  ситуации. Чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, каждый день в школе или дома вы получаете стакан молока. Предлагаю провести игру «Как к нам стакан молока пришёл?»

- Кто изображен на слайде? ( слайд 14-15)

-А как называется человек, который их пасет?

-А что будет, когда корова поест траву?  Значит, настала пора корову…(доить).

-Кто доит коров?

- Ребята, вся эта деятельность, которую мы с вами рассмотрели,  называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйство. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается.

-Подумайте, что люди будут делать с молоком, которое они получили от коров?

-А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной?

-А как называется автомобиль с кузовом- цистерной для перевозки молока? Ребята, мы с вами столкнулись с еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт.

 Какое значение он имеет?

- А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано с транспортом?

-Куда мы с вами приехали?

-А что такое молокозавод?

- А что происходит с молоком после того, как его переработали? Что с ним делают?

- Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность. 

Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы с вами используем в пищу.

Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность.

-На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Заводим моторы, едем в магазин.

- Кто работает в магазинах?

- А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики?

- Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

- А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения.

И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.

Работа в парах. (слайд 16)

 – Вы получили новые знания, теперь надо применить их.   Выполните задание в своих рабочих тетрадях на стр.47

Взаимопроверка.

8.Итоги урока

- Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили на уроке. Перед вами тест. Найдите правильные ответы у себя на листочках и обведите их ручкой в кружок.

Совместная проверка в классе. Предварительно дети обмениваются тестами с соседом по парте.

- Так, почему важно изучать экономику?

9. Домашнее задание

Учебник стр.104-107

10. Рефлексия

- Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …

- Было трудно…

- Теперь я знаю, что



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира «Что такое экономика?» Учитель начальных классов: Полухина Ольга Владимировна Москва, 2017

Слайд 3

Откройте учебник на с . 103 и прочитайте название темы.

Слайд 4

Жизнь города и села. Город Село

Слайд 5

Соберите рассыпавшееся слово. но эко ка ми эко но ми ка

Слайд 6

Я думаю, что узнаю… Мне хотелось бы узнать о…

Слайд 7

Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства. Экономика – это отношения между людьми. Эти отношения складываются, когда одни создают товар , другие продают его, а третьи – покупают.

Слайд 8

Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания . Где для нас это все производят? Промышленность

Слайд 9

Хлеб, молоко, овощи, мясо… Это к нам приходит откуда? Сельское хозяйство

Слайд 10

Без этой части экономики мы с вами не смогли бы жить, так как оказались бы на улице. Не было бы заводов и фабрик, не было бы промышленности, так как станки не могли бы круглый год работать под открытым небом . Строительство

Слайд 11

Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазина, рынки, торговые точки. Какая часть экономики помогла нам в этом? Торговля .

Слайд 12

Эта часть экономики помогает доставить материалы для строительства новых домов, обработать землю и доставить зерно на элеватор, мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём. Транспорт

Слайд 13

ЭКОНОМИКА Промышленность Сельское хозяйство транспорт торговля Строительство

Слайд 14

Как к нам стакан молока пришел…

Слайд 16

Работа в паре Откройте рабочую тетрадь на с. 47. Определить и подписать отросли экономики .

Слайд 17

Тест по теме « Что такое экономика?» 1 . Закончи определение: «Экономика – это..» а) забота о природе б) возможность зарабатывать деньги в) хозяйственная деятельность человека 2. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо? а) промышленность б) сельское хозяйство в) торговля 3 . Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель? а) промышленность б) сельское хозяйство в) торговля 4. Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи? а) промышленность б) сельское хозяйство в) торговля 5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары? а) торговля б) транспорт в) строительство 6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки? а) торговля б) транспорт в) строительство

Слайд 18

Итог урока Продолжите фразу : - Было интересно узнать, что… - Меня удивило … - Было трудно… - Теперь я знаю, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...

Открытый урок по окружающему миру УМК "Школа России" в 1 классе "Где зимуют птицы". Презентация.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, главной задачей которого является знакомство учащихся с зимующими и перелётными птицами Самарской области. Урок сопровождается презентацией....

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.

Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек  на территории России....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Правила вежливости" УМК "Школа России" 2 класс

Урок изучения нового материала.Цели урока: Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях....