Урок окружающего мира. Тема: "Полезные ископаемые. Соль"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Алимова Лариса Федоровна

Детям очень нравятся уроки окружающего мира. Многое хранится в недрах Земли. О разнообразных полезных ископаемых узнают дети на этом предмете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема обобщения: Кладовые земли.

Тема урока:  Полезные  ископаемые. Соль. 

Вид урока: нетрадиционный, с элементами личностно-деятельностного подхода.

Форма:  урок с элементами исследования.                   

Цель: обобщить представления  учащихся о соли, познакомить с основными свойствами; дать первоначальные сведенья о добыче  ее, сформировать представление о разнообразии использования соли.

Задачи: - Дать первоначальные сведенья, закрепить и обобщить опыт учащихся;

- развивать умение читать карту; экологическое мышление; устную речь учащихся; умение обобщать, представлять;

- воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; бережное отношение к богатствам земных недр;

Оборудование:    2-3 группы детей;  на столах: 1. Энциклопедии, книги, карты;

2. оборудование для опытов;соль;

3. раздатка;

4. чистые листы, ручки;

5. таблицы;

6. глобус;

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой учащихся:
  2. Введение  в проблему:

 На доске - гербы городов с изображением соли.

- Как вы думаете что объединяет все гербы? (изображение кристаллов соли)

-Это гербы  городов: Соликамск, Сольвычегорск, Усолье – Сибирское.

- Это названия городов, где  добывается соль.  А что общего в названии городов? (одинаковая  часть во всех словах –СОЛЬ-)

3. Формирование темы урока:

-Кто из вас сможет сформулировать тему урока?

- Действительно, ребята, ТЕМА сегодняшнего  урока:  «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. СОЛЬ»

4. Актуализация знаний детей:

- А хотите проверить что вы уже знаете по этой теме?

Блицопрос:   1. Горные породы, добываемые из недр  земли и используемые человеком, называются ….  (полезные ископаемые)

  1. разведкой полезных ископаемых занимаются …. (геологи)
  2. в переводе с латинского «МИНЕРА» означает … (руда)
  3. каждый день на обеденном столе стоит солонка с минералом ГАЛИТОМ, то есть …. (поваренной солью)

- Вот видите какие вы молодцы и как много вы знаете по теме: ПОЛЕЗНЫЕ ископаемые. А хотите еще больше узнать? Больше узнать о полезном ископаемом, которое действительно всегда есть у вас дома, у вас на столе. Это соль.

- Сегодня мы подробно поговорим об этом полезном ископаемом и ваша задача заполнить таблицу самостоятельно и представить нам ее в конце урока.

1 блок

- Во многих местах на Руси издавна добывали соль. Города, где велась добыча соли, получили «соляные» названия.  

- А может быть, кто-нибудь из вас знает, какое название носит город на Урале, где добывают соль? (Соликамск) (   КАДР)

- г. Соликамск находится в Пермском крае. В 17 веке он стал крупнейшим центром солеваренной промышленности. 36 варниц приносили государству огромные прибыли. Находятся месторождения у левого притока Камы – рек Усолки и Боровой. (ФОТО)

-Взгляните на фото.

- В древности соль ценилась дороже золота. Сейчас соли добывают очень много и запасов ее хватит еще на сотни лет.

РАБОТА по карте:  - А как узнать какие еще  крупные месторождения поваренной соли есть на территории России? (посмотреть карту)

Оз. Баскунчак (фото) – крупнейшее соленое озеро Европы и России, которое расположено в Астраханской области. Соль озера чистейшая, практически без примесей. Соленая залеж составляет сотни метров. Протяженность озера – 18 км, ширина -13 км. Общая площадь -110 кв.км.

Работать на озере летом тяжело, не обойтись без очков от солнца, так как блестят россыпи соляных кристаллов. У озера жарче, 50 градусов. Уже через час, одежда и многие предметы покрыты солевой пылью.

Оз. Эльтон (фото) – это настоящее чудо природы, располагается на территории Волгоградской области. Это «жемчужина приволжской степи» Протяженность озера – 17км, ширина – 14 км. Общая продолжительность  - 160 кв.км.

Усолье-Сибирское (фото) – в Сибири в Иркутской области в 17 веке соль была дефицитным товаром. Ее везли с Урала. Первая соляная варница была построена в 1669 году. Поэтому здесь было основано первое поселение, жители которого занимались соляным промыслом. Первое название села было Михалево, потом уже  переименовали в Усолье, то есть расположенное у соли.  Усолье Сибирское называют всероссийской солонкой. Почти 300 лет здесь добывают соль путем выпаривания рассола.

Низовья Волги (Фото) – здесь располагаются соляные озера в окрестностях сел Николаевка, Линейное, басы, Михайловка и др. отсюда привозили даже во дворец к Екатерине 2 знаменитую «малиновую соль». Такую окраску соли придавали микроскопические организмы – серрации салинарии.

- Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль?

- с. 92 учебника. Прочитайте и расскажите. Соль добывают специальными солесосами, к которым по рельсам подают вагоны. Из трубы солесоса ссыпаются в вагоны размельченная и промытая соль. Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны. (фото)

- Заполните, пожалуйста, таблицу. Запишите то, о чем вы уже  узнали.

2 блок.

- А где вы встречаетесь с поваренной солью? (дома, на море)

- Перед вами поваренная соль. Какая она? (заполнить таблицу) Запишите в таблицу то, что вы сейчас можете определить.

Вывод:

-Поваренная соль в природе встречается в виде залежей каменной соли, а также в рассолах – в морской воде и в соленых озерах. Каменная поваренная соль – это горная порода, состоящая из хлористого натрия (галита). В чистом виде соль прозрачна и бесцветна.

3 блок:

- А как вы думаете, как соли попали в море и океан? Какие гипотезы  у вас?

-Вывод: Реки приносят частицы солей из почвы и каменистых пород в моря и океаны. Вода испаряется, а соли остаются и накапливаются.

- Как вы думаете, как вода переносит частицы соли в моря? (вода - хороший растворитель)

- Какой опыт может это нам продемонстрировать?

Для опыта нам понадобится стакан с водой, соль, ложечка. Насыплем в стакан с водой неск-ко ложек соли, размешаем. Что мы наблюдаем? ( Вывод: соль растворилась и вода стала соленой)

- Как мы получили соленую воду? (добавили соль в пресную воду)

-А какой вода была первоначально? (пресной)

- А как вы думаете, есть ли соли в простой воде? (есть, только в малых дозах, но говорят, что простая вода не имеет вкуса)

- А как вы думаете, существует ли вода совсем без соли? (да, дистиллированная).

- Кто-нибудь может сказать, какую воду называют дистиллированной? (на экране – определение)

-Посмотрите на экран. Там вы увидите определение слова.

- А какая на вкус морская вода?

- В морской воде большая концентрация соли ( в основном, поваренной). Это 30-35 гр соли на 1 л воды. 30-35 гр – это чуть меньше 2-х столовых ложек.

-Взгляните на глобус и постарайтесь ответить на вопрос: какой воды на Земле больше-морской или пресной?

-Вывод:  Рассмотрите эту схему. Она как раз и подтверждает ваше предположение.

- Какой вывод мы, человечество, для себя можем сделать? (запасы пресной воды мала, поэтому мы должны беречь, экономить ее)

4 блок:

- А в каком море трудно утонуть и почему, как вы думаете? (где повышенная концентрация соли)

- Рассмотрите эти фотографии. Как думаете, почему так происходит? (вода соленая лучше держит, чем пресная)

- Какой опыт нам поможет в этом разобраться? («эффект Мертвого моря»)

(дети показывают презентацию и объясняют)

5 блок:

- А где используют соль? Найдите ответ в материалах, который у вас на столах. ( в пищу, соляные пещеры при лечении  астмы, в заготовках, при хранении монет, мехов, ценностей)

- А как вы думаете, зачем мы солим пищу?

      Соль необходима нашему организму, что бы он нормально работал. Но в нашем организме не хватает соли. Поэтому она поступает в наш организм вместе с пищей. Интересно, что в жарком климате человек нуждается в соли больше, чем мы с вами, так как там идет усиленное потоотделение, большое потребление жидкости, поэтому соли требуется больше. Многие народы Севера (чукчи, эскимосы) могут продолжительное время обходится без соли. Средняя ежедневная норма для взрослых: 2 гр в холодных странах и до 20 гр в жарких.

        Потребность в соли увеличивается при физических нагрузках. И воду для утоления жажды рекомендуется пить не кипяченую и не простую, а минеральную или подсоленную.

        С натуральными продуктами соль не поступает в организм, поэтому пищу надо подсаливать, но не перебарщивать. Доза в 3 кг на 1 кг массы тела считается смертельной. Избыточное потребление соли ведет к заболеванию почек, сердца и увеличению давления. Много соли в хлебе, сыре, колбасе и других мясных продуктах. В сахаре соли вообще нет.

7 блок:

- Кто из вас знает, что это за старинный обычай ХЛЕБ-СОЛЬ? (дети ищут ответ в словарях)

ОБОБЩЕНИЕ темы: - Ребята, давайте проверим, что у вас получилось, как вы заполнили таблицу. А еще решите, пожалуйста, кроссворд.

- Получилось решить его? А как вы думаете, где еще можете вы применить знания, которые получили сегодня?

Домашнее задание: 1.Поискать дополнительный  материал о соли.

  1. Приготовить рассказ об этом полезном ископаемом.

Рефлексия:

  1. Если вы смогли заполнить всю таблицу самостоятельно – O закрасить зеленым цветом;
  2. Если что-то дописали при проверке – желтым цветом;
  3. А если что-то осталось незаполненным, постарайтесь об этом узнать дома, у родителей, в энциклопедии, то закрасьте O красным цветом.

 

критерии

оценка

  1. Мне урок понравился


  1. Я узнал много интересного


  1. Я  был активен  на уроке


  1. Я  самостоятельно добывал знания

ДА – зеленым цветом, НЕТ - красным, НЕ ОЧЕНЬ – желтым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"

На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...

Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые" (3 класс).

Конспект урока окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно)....

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"

1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра...

Технологическая карта урока окружающего мира "Свойства полезных ископаемых", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о свойствах полезных ископаемых. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о свойст...