Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сажина Любовь Юрьевна

 

1. Тема урока: Полезные ископаемые.

2. Предмет: окружающий мир

3. Класс: 3

4. Автор: Сажина Л.Ю.

5. Тип урока: практическая работа

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:1. Расширить знания о  полезных ископаемых.

. 2.Познакомить со свойствами полезных ископаемых и их использованием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_o.m.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

в 3-м классе по теме

"Полезные ископаемые"

   Учитель начальных классов

Сажина Л.Ю.

2014г.

 Конспект  урока

1. Тема урока: Полезные ископаемые.

2. Предмет: окружающий мир

3. Класс: 3

4. Автор: Сажина Л.Ю.

5. Тип урока: практическая работа

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:1. Расширить знания о  полезных ископаемых.

. 2.Познакомить со свойствами полезных ископаемых и их использованием.

 УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных  учебных задач; умение  рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства некоторых полезных ископаемых и их использование человеком; представить результаты в таблице;  вовлечь обучающихся  с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование:  учебник, рабочая  тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», инструкционные карты,  образцы полезных ископаемых, ручные лупы, гвозди, салфетки.  

Ход урока.

Структурные элементы, хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель этапа

1

Орг.момент

 (1 мин.)

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Дети приветствуют учителя.

Включение в учебную деятельность

2

Актуализация знаний.

(3 мин.)

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы сделаете несколько маленьких, но очень важных открытий. Но чтобы сделать эти открытия, нам необходимо вспомнить из каких трех китов состоит экономика? (слайд1)

 Составляем кластер

Цель:

повторение тех знаний, которые необходимы для построения нового знания.

3

Мотивация и целеполагание.

- Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами.  Мы постараемся расширить знания об этих богатствах.

Д:  В «Корзине идей» находятся: кусочек кирпича, керамический колокольчик, фарфоровая чашка, дымковская игрушка, медная проволока, алюминиевая ложка, фигурки из стекла, духи, стальное перо, кусочек угля.

У: Из чего сделаны эти предметы? Будем искать ответы на ваши вопросы сегодня на уроке. А сейчас, ребята, подумайте, по какому принципу объединены предметы в нашей корзине?

Показ образцов полезных ископаемых. Ребята, что это?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему.

-Для того чтобы приступить к изучению нового, мы должны сформулировать цель урока

Ребята, наша тема состоит из двух слов. Как вы понимаете каждое из них?

Дайте  определение «полезные ископаемые».

“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.(слайд 5)

Дети высказывают предположения, не все предметы дети могут поставить в пару. У детей возникают вопросы.

Для изготовления всех предметов использовались полезные ископаемые.

Полезные ископаемые (слайд 2)

Изучить свойства полезных ископаемых

Полезные – нужные, необходимые….

Ископаемые – то, что выкопали….

Варианты детей (слайд 4)

Цель: развитие познавательных интересов учащихся.

4

Планирования поиска способа решения.

- Ребята, а вам интересно узнать что-нибудь новое о п.и.?

- Предлагаю  два варианта: первый – сама объясню, второй – на основе ранее полученных знаний попробуете выполнить сами.

- Какой вариант выберете вы и почему?

 А знаете ли вы кто такие исследователи?

А что значит исследовать?

Исследовать – это значит осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь.

Как  вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?

Верно, мы сегодня будем исследовать различные п.и. и их свойства.

Распределите роли для работы в группе.

 - Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

Те, кто что-то исследует.

Выслушиваются варианты ответов детей.

Дети определяют свои роли в группе.

-Необходимо правильно распределить работу.

 -Будем выслушивать мнение каждого.

-Следовать плану и следить за временем

Цель: координирование слаженной работы.

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. (слайд 6)

Детям дается план исследования. Каждая группа исследует образец п.и.

(гранит, мрамор, кварц, известняк)

По окончанию работы выслушиваются сообщения .

5

6

7

8

9

10

Практическая работа. Исследование.

Работа в группах.

Физминутка.

Рефлексия

Проверка знаний

Рефлексия (слайд).

Оценивание учителем, самооценка.

Домашнее задание

Вывод каждой группы

Кто такие геологи?

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Что было обнаружено в ходе исследования?

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (слайд17).

- Итак, мы теперь знаем  свойства некоторых полезных ископаемых, знаем где их  используют. (слайд18-21)

Нужно ли охранять п.и? Зачем?

Как вы можете поучаствовать в охране п.и?

Какие п.и. вы запомнили? Нужны ли п.и. человеку и для чего?(слайд 18)

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

- Рада за всех участников. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

Узнать, какие  п.и. добывают в нижегородской области.

Дети проводят исследование.

Люди, которые изучают п.и., исследуют месторождения п.и.

Каждое п.и. обладает определенными свойствами. Используются  в:

Строительство

(песок, гранит, глина, известняк)

Топливо

(каменный уголь,торф,нефть, газ)

Металлургия

(руда)

Твердые, жидкие, газообразные (составляем новую таблицу)

Учащиеся заполняют оценочные листы

Дом.задание выполняется по уровню подготовленности учащихся

Цель: исследовать свойства полезных ископаемых.

Цель: профилактика переутомления

Цель: подведение итогов исследования.

Цель: проверить качество запоминания нового материала

Цель: развивать навык самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"

На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

Открытый урок по окружающему миру, способствует формированию у детей представления о разнообразии полезных ископаемых. На уроке перед учащимися, ставится какая -  либо проблема, вопрос, отв...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Почему надо беречь полезные ископаемые»

Технологическая карта урока«Почему надо беречь полезные ископаемые»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые»Цели урока: закрепить знания учащихся о полезных...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Полезные ископаемые"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Полезные ископаемые.Цели урока: познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.Планируемые результаты:•...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме : «Полезные ископаемые».

Конспект урока окружающего мира в 3 классе...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Полезные ископаемые".

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Полезные ископаемые"....