Урок окружающего мира в 3 классе по теме : «Полезные ископаемые».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цветкова Светлана Сергеевна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_po_teme.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок окружающего мира в 3 классе по теме : «Полезные ископаемые».

Цели деятельности учителя:

  1. Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;
  2. Развить мышление, наблюдательность, умение обобщить материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логично верно.

Планируемые результаты:

- Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения.

- Предметные: стремятся расширить знания и представления о полезных ископаемых.

- Метапредметные: учатся обрабатывать полученную информацию.

- Коммуникативные: учатся работать в группе.

Понятия: «Месторождения», «материал», «сплав», «геолог», «археолог», «разведка»

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова; хрестоматия «Окружающий мир» О. Н. Федотова; презентация; карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы; образцы полезных ископаемых.

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

1 мин.

- Здравствуйте ребята!.

(Слайд 1)

- Можете садиться. Давайте для начала послушаем стихотворение.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

слушают стихотворение, выдвигают свои предположения

Умение слушать

2. Проверка д

омашнего задания

10

 мин.

- Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

- Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

- Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

- Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие - спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!  

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).

- Правильно ребята, о полезных ископаемых.

(Слайд 2).

- А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

- Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

(Слайд 3)

- Молодцы ребята, у вас все правильно!

- Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

(Слайд 4)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

- Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

(Слайд 5)

- Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

- Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

- Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

(Слайд 6)

-  Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.  

- Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

(Слайд 7)

- Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

 (Слайды 8, 9, 10)

- Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

.

- Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

- Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

(Слайд 11)

- А кто мне скажет, что такое месторождение?

- Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

- Кто нам прочитает?  (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

(Слайд 12)

- Молодцы! Но чтобы нам ответить на этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

- Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

- Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

(Слайд 13)

 А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

(Слайд 14)

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Спрашивает значение слов

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Овладение базовыми предметными, межпредметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между объектами и процессами

строят рассуждения

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулировать собственную позицию, мнения, контролировать действие партера.

  1. Физкульт минутка

2 мин

Давайте отдохнем.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

По дорожке побежим, на лужайку прибежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем.

Рассказывает и показывает упражнения к физминутке

Повторяют упражнения за учителем

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

- Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

3 – карточка с заданием.

- В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

(Слайд 15)

Каждой группе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.  

(работа в группах)

- Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

- Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

(ответы учеников по темам)

(Слайды: 16 – 20)

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

  1. Домашняя работа

1 мин.

Ребята, запишите домашнее задание. Р/т стр. 5 №5.

(Слайд 21)

Даёт домашнее задание

Записывают домашнее задание

  1. Рефлексия

5 мин.

(Слайд 22)

- Какие чувства и ощущения возникали у вас во время работы над заданием и знакомством с данной работой?

- Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как вы их преодолевали (пытались преодолеть)?

- Какие вопросы, возникли в связи с выполняемым заданием?

Подводит учащихся к выводам о проделанной работе

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Оценка результатов работы.

Осуществлять личностную и познавательную рефлексию

  1. Итог урока

5 мин.

- Ребята чему мы сегодня на уроке учились?

- Кто может ещё раз сформулировать цель нашего урока?

- Кто мне может перечислит полезные ископаемые, которые мы разобрали на уроке?

- Мы решили поставленную проблему, которая возникла в начале урока?

- Ребята, мне было интересно работать с вами.

(Слайд 23)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Отвечают на вопросы

Систематизация знаний

Осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс по теме: "Строительные полезные ископаемые".

Урок окружающего мира (ОНЗ) с использованием мобильного класса. Групповая форма работы. Технология деятельностного метода....

Технологическая карта урока по технологии 4 класс по теме "Полезные ископаемые" Изделие "Малахитовая шкатулка" УМК "Школа России" (в соответствии с ФГОС)

На уроке учащиеся знакомятся с поделочными камнями, которые используются для создания декоративных изделий.Учащиеся проводят исследовательскую работу с предложенными учителем камнями и заполняют табли...

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...