Урок окружающего мира 4 класс по теме: "Строительные полезные ископаемые".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок окружающего мира (ОНЗ) с использованием мобильного класса. Групповая форма работы. Технология деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.docx270.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме: «Строительные полезные ископаемые»

4 класс (разв.система  Л.В.Занкова)

ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности.
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома - замечательной планеты Земля.
А что же мы о ней уже знаем? И о чем будем говорить сегодня?
Учитель открывает запись на доске.

Это планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) - ?

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идет речь?
( О нашей планете; о планете Земля…)
- Как вы озаглавите текст? ( Земля). (на доске высвечивается  слово "Земля)".
- Что же нам предстоит выяснить сегодня? (второй ?)
( Что находится в недрах Земли; как она устроена; что у нее внутри есть ядро, о ее богатствах…)
- А что является богатствами, находящимися в недрах Земли? ( Полезные ископаемые).
(высвечивается словосочетание "Полезные ископаемые").

-Какие учебные задачи вы бы хотели решить по этой теме?
-Обратимся к словарю (дети читают термины по карточкам на доске).

железная руда

глина

медная руда

песок

геолог

гранит

алюминиевая руда

известняк

оловянная руда

- Все ли слова вам знакомы?
- Какое слово вы считаете лишним и почему? (Геологи - люди, остальное - полезные ископаемые). ?СЛОВАРЬ (Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых)
- Оставшиеся слова распределите на  две группы. Догадались, по какому признаку?
(В результате работы на доске получается такая таблица)

железная руда                            песок

алюминиевая руда                    глина

медная руда                               известняк

оловянная руда                         гранит

- Что объединяет слова первой группы?  На прошлом уроке мы познакомились с рудами металлов и определили, что в нашей стране есть рынок металлов, получаемых из руд и необходимых в промышленности. (показ контурной карты ? на Урале, в Сибири ). http://rexstar.ru/uploads/content/file778e6ee8d58471a85a9089255b5670f7.jpg

-А вот полезные ископаемые второй группы являются представителями другого рынка полезных ископаемых. Какого? 

- Сегодня вы представляете 4 фирмы по добыче и переработке полезных ископаемых, представленных во второй группе. Наши гости-это представители нового рынка ( как он называется придется определить в дальнейшей работе), которым для бизнеса необходимы качественные  песок, глина, известняк, гранит.

-Какую учебную задачу мы ставим на урок?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Работать мы будем в группах.  Каждая группа-фирма – это маленькая исследовательская лаборатория.

-Руководители каждой группы выберите для своей фирмы П.И. (жеребьевка по карточкам).

-Ваша фирма должна  убедить представителей нового рынка в качестве полезных ископаемых?

-Где возникло затруднение? Почему оно возникло?

IV. Построение  проекта выхода  из затруднения.

-Как  выйти  вашим фирмам  из затруднения?

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью информационного листа.

-Руководители фирм возьмите информационные листы.

(Фронтальное ознакомление с информационным листом)

1)Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

2)Исследование свойств П.И.

3) Добыча П.И.

4) Применение П.И.

5)Заполнение таблицы в нетбуке.

V. Реализация  проекта  выхода  из затруднения.

-Сможете  реализовать пункты плана? (нет, нет образцов, приборов, материалов)

(Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся.   Оформление результатов – таблица.)

Название полезного ископаемого

Свойства полезного ископаемого

Добыча полезного ископаемого

Применение полезного ископаемого

- Перед вами  коробка с материалами, информационные листы, инструкционные карты. Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской  работе.

(Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом,  осуществляют  исследовательскую работу: изучают свойства полезных ископаемых, способ добычи, использование, оформляют  результаты своей работы.)

VI. Включение в систему знаний.

  Презентация каждой группы.

- Расскажите о результатах своей работы.  Где можно использовать ваше полезное ископаемое?

-Итак, наши гости, представителями какого рынка оказались? (рынка строительных полезных ископаемых)

-Какое из строительных полезных ископаемых оказалось самым важным? (все важны)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Как вы думаете, что можно считать продуктом нашего урока? (таблицы,  знания, полученные на уроке)

-Подумайте,  если вы будете экскурсоводами на рынке строительных ПИ, сможете ли вы рассказать посетителям о каждом экспонате-ПИ. Если уверены -– покажите зелёный цвет, сомневаетесь - жёлтый, не сможете – красный.

? Домашнее задание. Подготовить материалы для экскурсоводов, проводящих экскурсию по нашей выставке, найти загадки о полезных ископаемых.

Инструкционная карта.

  1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь – проводит опыты;

    оформитель – записывает полученную информацию в таблицу;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

  1. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.
  1. Рассмотрите образец  гранита. Определите,  какого цвета и из чего состоит. Запишите на листе и в таблицу.

 _____________ ___________________________________

  1. Определите твёрдость гранита.

                -  Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

                -  Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

                -  Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

                   только след от гвоздя.  

                Запишите на листе и в таблицу______________________________ .

  1. Проверьте  прочность.  

      Заверните кусочек гранита в бумагу, ударьте  по нему молоточком. Сделайте выводы.   Подчеркните и запишите в таблицу.

                хрупкий     или      прочный

  1. Определите, гранит легче или тяжелее воды.

              -  Опустите кусочек гранита в стакан с водой.

               - Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

                 (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

                                легче воды     или      тяжелее воды

3. Откройте конверт №1. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

5. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         - Мы исследовали………………………. .

         - Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

         - Добывают в ( карьер, шахта)

Инструкционная карта.

  1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь– проводит опыты;

    оформитель– записывает  полученную информацию;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

  1. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.
  1. Высыпьте песок  и глину из стакана на лист бумаги. Что вы наблюдаете? Сделайте выводы. Подчеркните

          песок                                                               глина

плотный или рыхлый                                    плотная или рыхлая

прозрачный или непрозрачный           прозрачная или непрозрачная

 сыпучий или вязкий                                     сыпучая или вязкая

2)Рассмотрите песок и глину под микроскопом. Определите их цвет. Сделайте выводы.

Песок  ___________________, глина__________________________.

3)Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая?  Смочите малым количеством воды образцы глины и песка. Разомните песок и скатайте  шарик.  Разомните глину и скатайте шарик.  Сделайте выводы. Подчеркните нужное.

                                                   песок

 Плохо сохраняет форму          или       можно придать любую форму

                                                  глина

Плохо сохраняет форму         или         можно придать любую форму

3. Откройте конверт. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи песка и глины.

5. Прочитайте в информационном листе о применении песка и глины, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         - Мы исследовали………………………. .

         - Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

         - Добывают в ( карьер, шахта)


Инструкционная карта.

1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь – проводит опыты;

    оформитель – записывает полученную информацию в таблицу;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

        2. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

1) Рассмотрите образец  известняка. Определите,  какого цвета и из чего состоит. Запишите на листе и в таблицу.

 _____________ ___________________________________

2) Определите твёрдость известняка.

                -  Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

                -  Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

                -  Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

                   только след от гвоздя.  

                Запишите на листе и в таблицу______________________________ .

3) Проверьте  прочность.  

      Заверните кусочек известняка в бумагу, ударьте  по нему молоточком. Сделайте выводы.   Подчеркните и запишите в таблицу.

                хрупкий     или      прочный

4) Определите, известняк  легче или тяжелее воды.

              -  Опустите кусочек известняка  в стакан с водой.

               - Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

                 (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

                                легче воды     или      тяжелее воды

3. Откройте конверт. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

5. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         - Мы исследовали………………………. .

         - Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

         - Добывают в ( карьер, шахта)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  ЛИСТ

ГЛИНА И ПЕСОК

Применение песка: песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым. Из стекла делают стеклянную посуду, стеклянные изоляторы (ролики) на столбах, стеклоткань для обмотки теплоизоляции на трубах теплотрасс, стекловату – хороший изолирующий и утепляющий материал, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номера домов). Из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона, незаменим в строительстве дорог.

  1. Применение глины. С глубокой древности люди широко применяли глину, используя ее пластичность. Из нее делали посуду для хранения зерна и других продуктов, так как корзины из прутьев неплотны и плохая защита от мышей. Дети и взрослые лепили из глины игрушки, но даже высушенная глина была очень непрочной…Но однажды, сейчас мы не можем сказать кто, но каким-то образом (скорее нечаянно) обломок глиняной посуды или изделие из сырой глины попало в огонь костра – после, разгребая костер, люди наткнулись на этот обломок, он не сгорел – нет – он стал красным, но главное  - прочным. Это было открытие. С тех пор люди изделия из сырой глины сушили, а затем обжигали на жарком огне, получая прекрасную посуду, в которой можно варить пищу. Кроме того люди применяли глину при строительстве жилища, особенно там, где не было леса. Жилище делали из веток, а затем обмазывали глиной. Если жилище было из камней – их скрепляли глиной, ей же смазывали отверстия и трещины. Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома. Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго (200-300 лет). Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару. Глиняные трубы применяются для стока воды, орошения и осушения полей. Из белой глины делают фарфоровую посуду, изоляторы, облицовочную плиту.
  2. Добыча песка. Мы часто встречаемся в жизни с песком. Но почти никогда не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита – образуются песчинки. Песок есть везде, но его мало, проходят годы, столетия – вода ручьев, рек переносит песок и откладывает его на дне рек и по ее берегам (пляжи и косы) у берегов морей. Так образуются скопления песка – месторождения. Залегают они обычно глубоко – поэтому песок добывают, открыто в карьерах экскаваторами или со дна рек плавучими экскаваторами – землечерпалками.
  3. Добыча глины.         Месторождения глины образует текучая вода, принося  с собой глину. Обычно из глубокого потока сначала оседает песок – он тяжелее, а глину вода уносит немного дальше, и она оседает, образуя скопления. Глину, как и песок, добывают в карьерах экскаваторами.

Карьер – это открытый котлован.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ГРАНИТ

1.Применение гранита. Гранит в далеком прошлом использовался повсеместно. Из гранита изготавливались архитектурные сооружения. Всем известны средневековые гранитные замки в Европе. А чего стоят древние величественные китайские храмы из гранита! С самых древних времен гранит считался символом могущества. Сейчас  гранит весьма популярен. Ведь гранит является символом вечного дыхания природы, он теплый и живой. Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно. Гранит никогда не стареет, не теряет своего внешнего вида, практически не загрязняется. Кроме того, гранит совсем не пропускает влагу и имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он хорош для мощения как внутри помещения, так и снаружи. Гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников.

2.Добыча гранита. Гранит добывают из недр земли, на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас - с помощью взрывов. Производят взрыв, затем экскаваторы подбирают куски гранита, дробильные машины измельчают его в щебенку, отправляют на завод, где обрабатывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Полезные ископаемые"

Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему "Полезные ископаемые". 3 класс "Школа России"...

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...

Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...