Главные вкладки

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

     

    Открытый урок по окружающему миру, способствует формированию у детей представления о разнообразии полезных ископаемых. На уроке перед учащимися, ставится какая -  либо проблема, вопрос, ответ на который находится в процессе совместной работы учеников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый  урок по окружающему миру в 3 классе на тему:                           «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

    Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых,                       профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

    Оборудование:

    1. Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.
    2. Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).

    Ход урока

    I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

    Перед уроком на доске выписываются вопросы:

    - Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

    - Какие виды топлива ты знаешь?

    - Как получают металлы? Где их используют?

    - Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.

    - Тема урока: «Полезные ископаемые».

    II. Проверка домашнего задания

    В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос  по изученному материалу:

    - Назовите три кита экономики.

    - Расскажите о значении природных богатств для экономики.

    - Что такое капитал? Приведите примеры.

    - Для чего необходим труд?

    - От чего зависит успех труда людей в экономике?

    - Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

    III. Работа по теме

    1. Работа по учебнику.

      Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (с.48).

    - Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе    

      подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.

         2.  Практическая работа.

             По ходу работы заполняется таблица в рабочей тетради с.26 №2

    На доске таблица:

    Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.

    - рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48, определите его название.

    - Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.

    - Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?

    Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.

    Полезные ископаемые

    Название

    Основные свойства

    Использование

    Гранит

    Зернистый, твердый и прочный

    Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро

    Известняк

    Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

    Строительство, мел, мрамор

    Глина

    Очень мелкая известь бурого, желтого, белого и др. цветов

    Кирпич, посуда

    Каменный уголь

    Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч

    Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи

    Нефть

    Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча

    Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт

    Железная руда

    Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

    Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы

    Песок

    В виде крупинок, сыпучий

    Дороги, стекло

    1. Работа по учебнику (с.49)

    - Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на с.50, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей)

    - Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей)

    Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (с.51)

    Беседа по прочитанному:

    - Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

    - Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)

    - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)

    4. Работа в рабочей тетради.

     с.25 №1

    - Прочитайте.

    - Найдите в учебнике определение что такое полезные ископаемые. Напишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

    с. 26 №3

    - Прочитайте первое предложение.

    - Догадайтесь о каком полезном ископаемом идет речь. (Нефть)

    - Впишите название полезного ископаемого в клеточки.

    - Продолжите задание.

    Проверка.

    (Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)

    с. 27 №4

    - Прочитайте.

    - Заполните таблицу. Поставьте знак «+»  в соответствующую графу.

    - Где используется глина в строительстве, служит топливом или для получения металлов? (Используется в строительстве)

    - Ставим знак «+»  в этой графе.

    - А где используется известняк? (Тоже в строительстве)

    - Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.

    Проверка.

    с. 28 №5

    - Прочитайте.

    - Назовите способы добычи полезных ископаемых? Приведите примеры.

    - Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название.

    Взаимопроверка.

    с. 28 №6

    - Прочитайте.

    - Что такое шахта? Для чего их строят?

    - Отыщите дорогу к кладу.

    Проверка.

    IV. Физкультминутка

    Мы работали отлично.

    Отдохнуть не прочь сейчас,

    И зарядка к нам привычно

    На урок приходит в класс.

    Выше руки, выше пятки,

    Улыбнись веселей!

    Мы попрыгаем как зайки,

    Сразу станем всех бодрей!

    Потянулись и вздохнули.

    Отдохнули?

    Отдохнули!

    V. Фронтальный письменный опрос

    На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:

    1. Горючее;                                               10. Сыпучее;
    2. Твердое;                                                11. Легче воды;
    3. Жидкость;                                             12. Газообразное;
    4. Тяжелее воды;                                      13. Белого цвета;
    5. Черного цвета;                                      14. Способно плавиться;
    6. Желтого цвета;                                     15. Пластичное;
    7. Хрупкое;                                               16. Плохо пропускает воду;
    8. Имеет запах;                                         17. Коричневого или белого цвета.
    9. Хорошо пропускает воду;      

    Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины.

     Выполненная работа имеет следующий вид:    

    Вариант I

    Каменный уголь: 1, 4, 5, 7

    Песок: 2, 4, 6, 10

    Вариант II

    Нефть: 1, 3, 8, 11

    Глина: 4, 15, 16, 17

    Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом списке.

    VI. Повторение изученного. Кроссворд (см. приложение 1)

    Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.

    VII. Итог урока

    - Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

    - Кто изучает полезные ископаемые, отыскивая месторождения?

    - Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: вызывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

    - А как отвечает нам природа?

    VIII. Домашнее задание

    1. Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с.51) :

    - Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?

    2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:

    - большинство полезных ископаемых – жидкие;

    - места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.

    3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с.29)

                                           

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"

    На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...

    Урок – презентация по окружающему миру (3 класс) Тема: «Полезные ископаемые»

    На уроке показана работа в тетрадях "Проверочные работы". Работа над материалом урока ведётся с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ технологии.Учащиеся на уроке выполняют практическую...

    Урок по окружающему миру 4 класс программа ПНШ по теме "Полезные ископаемые нашего края".

    Урок направлен на формирование умения работать с картой, коллекционным материалом. Знакомство с полезными ископаемыми своего края, свойствами, применением, охраной....

    Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"

    1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра...

    Конспект урока – игры по окружающему миру. 3 класс. Тема: «Почва, полезные ископаемые» (УМК «Планета знаний»)

    Урок-игра поможет обобщить и закрепить знания о почве, ее составе и значении, о полезных ископаемых, их составе, использовании....