Урок истории 4 класс. Тема: "Мастера печатных дел"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Алексеева Наталья Ивановна

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Тема:   Мастера печатных дел.

Цели: 

- сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья;

- развивать устную речь, воображение;

- воспитывать любовь к истории.

Оборудование:

 компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, Плешаков.А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса Часть 2.

  Плешаков А.А. Рабочая тетрадь  №2 к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас», раздаточный материал для создания страниц букваря, страница из букваря Кариона Истомина (конец XVII в.)

Составила:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Алексеева Н.И.

2010г.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Загадка:  Хоть не шляпа, а с полями,

                Не цветок, а с корешком.

                Разговаривает с нами

                Всем понятным языком.

                                                 (Книга.)

- Сегодня на уроке узнаем о первой печатной книге, по каким учебникам учились в XVII веке. Тема урока «Мастера печатных дел».

      II. Проверка домашнего задания. Проверочное тестирование: Иван Третий.

Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности:

уровень А - повышенной сложности, В – средней сложности, С – базовый.

А – повышенной сложности

А 1. Где принимал Иван Третий иностранных послов?

1) в княжеских палатах

2) в Грановитой палате

3) в Кремле

4) в Успенском соборе

А 2. Кто из правителей стал первым царем на Русской земле?

1) Иван Третий

2) Иван Грозный

3) Иван Калита

4) Дмитрий Донской

А 3. Почему Иван Третий решил дать отпор Золотой Орде?

1) Москва объединила вокруг себя русские земли

2) Русь окрепла

3) весь народ поддерживал князя

4) Русь не могла платить дань

А 4. Почему русские войска одержали победу?

1) Иван Третий был расчетливым и осторожным человеком

2) русское войско заняло выгодную позицию

3) Ахмат не решился сразиться с многочисленным русским войском

4) русские воины храбро сражались

В – средней сложности

В 1. Гед произошла встреча русской рати с войском Ахмата?

1) на реке Непрядве

2) на реке Дон

3) на реке Угре

4) на реке Неве

В 2. Какой символ появился на печати Ивана Третьего?

1) Георгий-Победоносец

2) двуглавый орел

3) медведь

4) щит и меч

В 3. Как стала называться наша страна при Иване. Третьем?

1) Московия

2) Русь

3) Россия

4) Россь

В 4. Кто из правителей стал первым царем на Русской земле?

1) Иван Третий

2) Иван Грозный

3) Иван Калита

4) Дмитрий Донской

С – базовый

С 1. Гед произошла встреча русской рати с войском Ахмата?

1) на реке Непрядве

2) на реке Дон

3) на реке Угре

4) на реке Неве

С 2. Какой кремль был построен при Иване Третьем?

1) белокаменный

2) дубовый

3) из железа

4) из красного кирпича

С 3. Где принимал Иван Третий иностранных послов?

1) в княжеских палатах

2) в Грановитой палате

3) в Кремле

4) в Успенском соборе

С 4. Как московский люд предупреждал об опасности?

1) стреляли из лука

2) стреляли из пушек

3) зажигали огни

4) звонили в колокола

III. Введение в тему.  

- Сегодня мы совершим путешествие в первую московскую типографию и узнаем, когда же на Руси стали печатать книги. Вспомним, как древнерусские мастера создавали рукописные книги.

 

       IY. Работа по теме

1 слайд 

Мастера печатных дел.

- Еще в древности у человека появилась потребность передать свой опыт, знания последующим поколениям. Устно они могли поведать о своих деяниях только своим детям и внукам. А как сделать слово вечным? Несколько тысячелетий назад появилась письменность.

2-3 слайд

Известно, что раньше люди писали книги вручную. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.

4 слайд   (1 ученик)

Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами (древний или средневековый рукописный свиток), выводя замысловатые буквы.

5 слайд    (1 ученик)

Буквицы, или инициалы - начальные буквы, чаще писали красного цвета киноварью, отсюда и название "красная строка". Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.

6 слайд

Перепись книги была очень трудоёмкой и длительной работой. Например, «Остромирово Евангелие», всемирно известная древнерусская книга, была переписана за 7 месяцев (с октября 1056 г. по май 1057 г.) дьяконом Григорием для Новгородского посадника (князя) Остромира. В книге 294 листка, значит, переписывалось около 1,5 листков в день.

 

- Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатанья. (1445 год)

- Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг)

- Как назывались металлические буквы? (Литеры)

7 слайд     (2 ученик)

В XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок.

Он придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатанье быстро распространилось в Европе. За первые 50 лет в 260 городах Европы открылись полторы тысячи типографий (мастерских, где печатали и переплетали книги). Среди первых печатных книг было много учебников.

С тех пор книги в Европе стали печатать.

-  А теперь перенесемся в Россию XVI века. Кто же здесь начал книгопечатанье?

8 слайд    

- В середине XYI века начинается книгопечатание в России. Точные даты и имена создателей первых русских печатных книг остались неизвестными.

9 слайд

На Руси первый печатный станок сделал тоже Иван. В историю он вошёл как первопечатник Иван Фёдоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах подписывался как Иван Фёдорович Москвитин.

10 слайд    (3 ученик)

Будущий русский первопечатник Иван Фёдоров родился около 1510 года.

Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван Федоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

11 слайд     (4 ученик)

19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.

12 слайд     (4 ученик)

Правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал. И, решив не отставать от Европы, повелел Иван Грозный построить Государев Печатный двор.

13 слайд    (5 ученик)

Стоял Печатный двор в Москве, в Китай-городе. Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Фёдоров, будущий первопечатник.

 (Здание корректорской, или, как её тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор).

14 слайд    (5 ученик)

Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год!

Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.

15 слайд

Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги.

16 слайд

Шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.  

17 слайд    (6 ученик)  

Позднее, в1574 году в Львове,  Иван Федоров напечатал первый русский букварь.

18-19 слайд    (6 ученик)

Иван Фёдоров создал букварь, используя славянские буквы. Он был составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. Этот букварь напечатали, и стали по нему учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки. Приводились на страницах и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения.

20 слайд

 Но не умерло его дело – свидетельство тому, книга, которую вы держите в руках.

Ивану Фёдорову был установлен памятник во Львове и  в Москве, неподалеку от места расположения первой типографии.

21 слайд Черный слайд.

Оценки!

Y. Физкультминутка.

VI. Изучение нового материала.

  1. Работа по учебнику. С. 82-83
  2. Работа в рабочей тетради. С. 29 №2

      -  Разгадайте кроссворд «Как начиналось печатное дело», с помощью текста учебника

     с. 82-83.

     (По горизонтали: 6. Первопечатники. По вертикали: 1. Федоров. 2. Апостол. 3. Гутенберг. 4. Мстиславец. 5. Москва.)

  22 слайд «Кроссворд»

      Взаимопроверка.

     Домашнее задание

Прочитайте текст, ответьте на вопросы «Проверь себя» (с.82-85)

      VII. Работа с учебником.

С. 86 №2

      - Прочитайте задание.

Внимательно рассмотри иллюстрации. Попробуй познакомить одноклассников с одной из букв так, как это сделал автор букваря в XVII веке.

 Рассмотрите иллюстрации с. 85

23 слайд

Страница из букваря Кариона Истомина. Конец XVII в.

        VII. Творческая работа.  Создание страницы букваря.

      - А сейчас, вы станете мастерами печатных дел  и создадите свою страницу букваря.

(Дети работают в группах, выполняя коллективную работу.)

       

       IX. Защита проекта.

Оценки! (изо)

       X. Подведение итогов урока.

      - Создавалась наша грамота для благих целей. И очень важно чтобы мы все помнили об этом и пользовались устным и письменным словом  разумно и для добра. Мы получили это наследие, и нам надо научиться, им пользоваться, чтобы сохранить для потомков.

                  Молчат гробницы, мумии и кости

                  Лишь слову жизнь дана:

                  Из древней тьмы на мировом погосте,

                  Звучат лишь Письмена.

                  И нет у нас другого достоянья!

                  Умейте же беречь

                  Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                  Наш дар бессмертный – речь.

                                                                           (Иван Бунин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по предмету: окружающий мир (Плешаков) 4 класс. Тема: «Мастера печатных дел»

Конспект  открытого урока по  предмету окружающий мир (Плешаков)4  классТема: «Мастера печатных дел»...

Презентация к уроку технологии на тему: "Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки ко Дню матери, 8 марта, дню рождения"

Презентация к уроку  технологии на тему: "Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки ко Дню матери, 8 марта, дню рождения". В презентации подробно показывается процесс изгото...

Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе. Тема «МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ»

Тема «МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художе...

Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Мастера печатных дел». УМК "Школа России"

Тема: «Мастера печатных дел».Цели деятельности учителя: формирование представлений о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.Планируемые результаты:Предметные:познакомить с...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 3 класс. Тема "Мастера Изображения, Постройки и Украшения"

Цель: познакомить учащихся с новым учебником, выявить уровень знаний, умений и навыков; ознакомить с принадлежностями для рисования (папка с бумагой, карандашами по степени мягкости, акварель, гуашь, ...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...


 

Комментарии

 Потапова Инна Николаевна

Урок понравился. Интегрированный, с применением технологии разноуровнего обучения. Дети с большим интересом работали на этом уроке. Конспект составлен грамотно с применеием новых технологий.