Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начальных классов
учебно-методический материал по окружающему миру по теме
В работе рассматриваются методические вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в начальных классах. Указывается значение начно-исследовательской деятельности для развития познавательной активности обучающихся. Особое внимание уделено краеведческой исследовательской деятельности, которая важна для духовно-нравственного воспитания личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 4.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начальных классов
Главной задачей современной школы является развитие личности ученика, в том числе и формирование его активной позиции в познавательном процессе.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, является проектное обучение, которое имеет более высокую степень самостоятельности, познавательной мотивированности,приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности. Важным в учебном проекте является не только результат познавательной деятельности ученика, но и обучение его умениям проектирования: пробпематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, созданию презентации и, конечно, воспитание коммуникативности в процессе деятельности.
В проектную деятельность дети включаются с 1 класса. Сначапа это небольшие творческие задания, при этом учитываю интересы детей. Проект обязательно должен быть интересен ребёнку. В начальной шкле проекты бывают разные: исследовательские, информационные, игровые, творческие, практико-ориентированные. По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классах целесообразно ограничить 1-2 неделями. В 3-4 классах продолжительность от 1 до 2 месяцев.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
- выбор темы;
- постановка цели и задач;
- гипотеза исследования;
- организация исследования;
- подготовка к защите и защита работы;
- рефлексия.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Очень важно для учителя увлечь детей, а также их родителей исследовательской деятельностью, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования, подбирают информацию, помогают ребёнку готовить защиту своей работы.
В 3 классе моих учеников заинтересовала история нашего заонежского села. Они очень удивились, когда узнали, что Толвуе около 700 лет. В деревне Часовенской Толвуйского погоста родился и вырос Преподобный Зосима, который является одним из основателей Соловецкого монастыря. А "Царицын ключ", вода которого является целебной, назван так потому, что из него пила воду мать будущего царя из династии Романовых, которая под именем Марфа была послана в ссылку в Толвуйский погост на 5 лет.
Один из моих учеников выполнил проектную работу "Какой была Толвуя в старину". Его родители тоже заинтересовались этой темой и помогли сыну сделать презентацию, состоящую из старинных и современных фотографий села Толвуя.
Другой ученик увлёкся историей Толвуйской школы, с помощью мамы и тёти изучал материалы нашего школьного музея, сделал презентацию об истории школы, выступил перед одноклассниками. Ребят очень заинтересовало, как учились дети в Толвуе в 19 веке ( школа была образована в 1805году).
В 4 классе появился новый учебный предмет "Основы православной культуры". Этот учебный предмет вызвал особый интерес ещё и потому, что рядом со школой начали восстанавливать старинный православный храм.
Трое учеников из моего класса стали работать над проектами "Крещение", "Пасха", "Палеостровский монастырь" (восстанавливается и находится в 6 км от Толвуи на одном из живописных островов Онежского озера).
В ходе работы над проектами дети учились проводить анкетирование и брать интервью. Например, исследуя материал о полезности наших северных ягод, ученик обращался к медицинскому работнику нашей больницы с определёнными вопросами о свойствах лесных ягод.
Считаю, что проектная деятельность на краеведческие темы очень важна не только для развития, но и для духовно-нравственного воспитания личности. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, где ты родился и вырос,а также с интереса к её прошлому, традициям, людям.
Проектная деятельность. конечно, не заменяет урочную деятельность, но творчески дополняет обучение учащихся на уроках, способствует развитию познавательной активности личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-198358-1360736672.jpg)
Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов
Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....
Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов
Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353019-1385282228.jpg)
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-480841-1413038017.jpg)
Организация профориентированной деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время
В процессе развития ребенок с 2,5 - 3 лет насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-704152-1446884583.jpg)
Развитие самостоятельной творческой деятельности обучающихся начальных классов.
Статья опубликованная в сборнике по итогам « Форума инноваторов» . 2010г....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275535-1601998537.jpg)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/30/picture-1415471-1659166441.jpg)
ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
ПОРТФОЛИО «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»...