Города степной и лесостепной зон
план-конспект урока по окружающему миру по теме

 

Тема: Города степной и лесостепной зон: Курск, Воронеж, Оренбург, Омск.

Цель: знакомство с городами степной и лесостепной зон.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

а) Образовательные: формировать представление о местоположении, геральдике, о значении в хозяйственной деятельности, достопримечательностях городов лесостепной и степной зоны; закрепить знания о хозяйственном значении зоны степей и лесостепей для хозяйства страны.

б) Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) в процессе проверки домашнего задания, изучения нового материала; развивать связную речь, процессы произвольного внимания в процессе закрепления материала; пополнять словарный запас; развивать графомоторные навыки путем записи изучаемого материала в тетради.

в) Воспитательные: воспитывать внимательность, дисциплинированность, интерес к учебному предмету, аккуратность в выполнении записей в тетради; воспитывать любовь к родной стране.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, географическая карта «Природные зоны», учебник.

 

План урока

 

I. Орг.момент (1-2 мин)

II. Проверка домашнего задания (7-8 мин)

III. Изложение нового материала (15-17 мин)

IV. Физкультурная минутка (1-2 мин)

V. Закрепление (7-8 мин)

VI. Домашнее задание (1-2 мин)

VII. Итог урока (4 мин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_goroda_stepnoy_i_lesostepnoy_zon.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Города степной и лесостепной зон: Курск, Воронеж, Оренбург, Омск.

Цель: знакомство с городами степной и лесостепной зон.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

а) Образовательные: формировать представление о местоположении, геральдике, о значении в хозяйственной деятельности, достопримечательностях городов лесостепной и степной зоны; закрепить знания о хозяйственном значении зоны степей и лесостепей для хозяйства страны.

б) Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) в процессе проверки домашнего задания, изучения нового материала; развивать связную речь, процессы произвольного внимания в процессе закрепления материала; пополнять словарный запас; развивать графомоторные навыки путем записи изучаемого материала в тетради.

в) Воспитательные: воспитывать внимательность, дисциплинированность, интерес к учебному предмету, аккуратность в выполнении записей в тетради; воспитывать любовь к родной стране.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, географическая карта «Природные зоны», учебник.

План урока

I. Орг.момент (1-2 мин)

II. Проверка домашнего задания (7-8 мин)

III. Изложение нового материала (15-17 мин)

IV. Физкультурная минутка (1-2 мин)

V. Закрепление (7-8 мин)

VI. Домашнее задание (1-2 мин)

VII. Итог урока (4 мин)

Ход урока

Этапы

урока

Содержание

I. Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Садитесь.

II. Проверка домашнего задания


Фронтальный опрос





- Какую природную зону начали изучать?

- Покажите ее на карте.

- Что такое степь?

- Живут ли в степной зоне люди?

- Какие народы населяют степи?

- Назовите основные занятия людей в степной зоне?

- Какие отрасли промышленности развиты?

- Как думаете, почему степные районы густо заселены?

- Какие города расположены в зоне степей?

III. Постановка задачи урока

- Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся с некоторыми городами степной зоны.

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя
























































Беседа



















Рассказ учителя

















Беседа


Рассказ учителя

- В центре европейской части России, к югу от Среднерусской возвышенности, раскинулись лесостепи. Плодородные чернозёмные почвы, мягкая зима и жаркое лето сделали этот район благоприятным для сельского хозяйства. Этот район называют Чернозёмным. Здесь находятся города Курск, Воронеж, Тула, Липецк, Тамбов, Белгород и другие.

- Мягкий климат и плодородные почвы всегда способствовали заселению и освоению территорий степи и лесостепи.

- Первый город, с которым мы познакомимся – Курск.

- Это древний русский город. Он расположен в центральной части России, в лесостепной зоне.

- Название города связывается с курицами. Этих  домашних птиц разводили в этом районе издавна. Другие ученые объясняют название города куропатками, которые обитали в данной местности. Но и те, и другие ученые сходятся во мнении, что название города было связано с птицами. Поэтому на гербе города Курска можем увидеть на серебряном щите трех летящих куропаток.

- Население Курска около 410 тысяч человек.

- Древняя курская земля – один духовных центров православной России. Во время венной войны недалеко от города произошло одно из крупнейших сражений — Курская битва. Хотя оно и было выиграно русскими войсками, на поле боя полегло огромное количество людей. В их честь изготовили мемориальную доску с именами воинов-героев, павших в Курской битве. В городе также есть памятник героям гражданской войны. В 2007 г. Указом Президента РФ Курску присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

- В городе можно увидеть различные здания. Они используются по-разному. Но есть у них общая черта – все эти здания очень красивые, построены необычно. Они являются памятниками архитектуры. Тоже самое касается соборов, церквей и храмов.

- Современный Курск — это болыпой промышленный центр. Здесь работают пищевые комбинаты, швейные, машиностроительные и приборостроительные заводы. В Курске находится Курская магнитная аномалия — крупнейшее месторождение железной руды.

В Курской области много садов с яблоками, вишней, сливами и другими фруктами.

Еще одной особенностью города Курска является соловей.

Соловей  -  любимая птица русского народа. Лучшими мастерами считаются соловьи из средней части России, особенно из окрестностей Курска. Поэтому они ценились выше других на птичьем рынке.

Воронеж.

Этот город расположен на юге лесостепной зоны, на реке Воронеж.

Орёл символизирует власть, мощь, бесстрашие. Кувшин с изливающейся из него водой – уникальный исторический символ Воронежа – отражает богатство и плодородие здешних земель.

- Есть серебряные детали?

Серебро – символ благородства, справедливости, мира.

Золото – символ величия, уважения, прочности. Золото символизирует урожай, изобилие и плодородие, указывает на развитое сельское хозяйство города.

 Древнерусские воины символизируют доблесть, храбрость и героизм, проявленные жителями города при обороне земель русских. Городу Воронежу присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Население Воронежа - 850 тысяч человек.

В Воронеже много образовательных и культурных учреждений, город украшают различные фонтаны и памятники.

- Чем занимаются жители города Воронежа?

К северу от города расположен Воронежский  заповедник,   в  котором  сохранилась естественная растительность лесостепной зоны. В заповеднике разводят речных бобров.

Оренбург.

Герб города Оренбурга состоит из двух полей золотого цвета, разделенных сине-голубой волнистой полосой, символизирующей реку Урал как границу между Европой и Азией.

Вот так внешне выглядит современный город Оренбург. Музей основан 27 лет назад, внешне напоминает средневековый замок.

Оренбург и Оренбургская область славится пшеницей, кукурузой, на юге области выращивают арбузы. Животноводы разводят коров, овец, свиней. Продукция сельского хозяйства перерабатывается на предприятиях пищевой промышленности.

В Оренбургской области добывают нефть и газ, поэтому в городе находятся предприятия по переработке газа и нефти.

Всем людям известно то, что в Оренбурге вяжут пуховые платки. Это фирменный знак фабрики.

- Чем занимаются жители города?

Омск

Омск — крупный промышленный город Западной Сибири. Он стоит на берегу реки Иртыш. Омск — город-миллионер. - Что это значит? (это значит, что в городе проживает больше миллиона человек).

- Это один из крупнейших городов Сибири и всей нашей страны. Посмотрите, как выглядит современный город. Омск был основан в 18 веке, поэтому в городе много прекрасных старинных зданий.

Наряду со старинными зданиями можно увидеть современные постройки, в т.ч. и скульптуры.

- Посмотрите, какая интересная скульптура. Как называется?  Похож этот скульптурный сантехник на настоящего?

- Очень реалистичная скульптура. Так и кажется, что Степан сейчас поднимется из люка. На другой стороне улицы расположена еще одна скульптура - «Люба». Все приезжие должны посидеть с «Любой» на железной скамейке – тогда они обязательно вернутся в Омск!

- Чем занимаются жители города?

V. Физкультурная минутка

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

И ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

VI. Закрепление

Фронтальный опрос

-  Сейчас проверим, кто из вас был самым внимательным учеником класса.

1. Какой город изучали первым? Почему его так назвали?

2. Чем знаменит Курск? В каких отраслях промышленности занято население?

3. Покажите на карте, где расположен Воронеж? Что находится к северу от Воронежа? Каких животных там разводят? Чем занимаются жители?

4. Где расположен Оренбург? Покажите на карте. Какие культуры выращивают в районе Оренбурга? Чем еще занимаются люди? Чем знаменит Оренбург?

5. На берегу какой реки расположен Омск? Покажите. Много ли людей проживает в нем? Что интересного есть в городе Омске?

6. Похожи ли занятия людей в изученных городах?

Почему? (благоприятные условия для возделывания зерновых и масличных культур, рядом есть сырье, которое необходимо для работы промышленных предприятий)

- Важны ли эти города для хозяйства России? Почему?

VII. Домашнее задание

С. 121-123

VIII. Итог урока

- О каких городах сегодня узнали на уроке?

- В какой природной зоне они расположены?

- Чем занимаются жители этих городов?

- Что показалось трудным?

- Что показалось интересным?

Оценки.

- Спасибо за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "Степная аптека", 4 класс

Цикл уроков проектной деятельности позволяет решать новую для образования проблему - подготовить человека, умеющего находить нужную информацию в условиях её обилия....

Урок гражданственности и патриотизма. "Кубань моя, степная дочь России"

Дать первоначальные представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями" государство" , "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, Гимн", "права и обязанности...

Кубань моя - степная дочь России.

Мы живем с вами на прекрасной земле, в замечательном крае, плодородном, зелёном, которые омывают два тёплых и ласковых моря, где живут добрые и сильные духом люди, разных национальностей, живут ...

Урок гражданственности и патриотизма. Тема: Кубань – моя, степная дочь России.

Цель: расширить знания учащихся  об истории Краснодарского края, познакомить с историческими вехами Кубани; воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма, чувства гордос...

#кубановедение Проект Лесостепные пожары

Проект ученицы 9 класса на тему "Лесостепные пожары"...

Конспект внеурочного занятия "Природные условия лесостепной и степной зон Челябинской области (2 класс)

Цель: знакомство с природными условиями зон Челябинской области. Планируемые результаты:Предметные:-знать особенности природных зон Челябинской области;-уметь отличить каждую природную зону.Лично...

Конспект внеурочной деятельности "Лесостепная зона Челябинской области" (2 класс)

Планируемые результаты:Предметные:-познакомиться с понятием «лесостепная зона»;-расширить знания о природных зонах Челябинской области;-научиться отличать природные зоны.Личностные:-формир...