Зерновые злаки: рожь, ячмень
план-конспект урока по окружающему миру по теме

 

Тема: Зерновые злаки: рожь, ячмень.

Цель: знакомство с представителями семейства злаковых растений: рожью, ячменем.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

а) Образовательные: формировать представление о семействе злаковых, его представителях: ржи, ячмене; закрепить знания о пшенице, ее хозяйственном значении; охарактеризовать сходства и различия ржи, ячменя и пшеницы.

б) Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) путем сравнения пар растений, умение обобщать, развивать связную речь, пополнять словарный запас, развивать графомоторные навыки.

в) Воспитательные: воспитывать внимательность, дисциплинированность, интерес к уроку биологии, аккуратность в выполнении записей в тетради.

Оборудование: учебник, изображение последовательности фаз развития пшеницы, изображения злаков, указывающие на их хозяйственное значение, гербарий, пакетики с натуральными крупами (перловой, ячневой).

 

План урока

 

I. Орг.момент (1-2 мин)

II. Проверка домашнего задания (7-8 мин)

IV. Изложение нового материала (15-17 мин)

V. Физкультурная минутка (1-2 мин)

VI. Закрепление (7-8 мин)

VII. Домашнее задание (1-2 мин)

VIII. Итог урока (4 мин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_biologii_rozh_yachmen.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зерновые злаки: рожь, ячмень.

Цель: знакомство с представителями семейства злаковых растений: рожью, ячменем.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

а) Образовательные: формировать представление о семействе злаковых, его представителях: ржи, ячмене; закрепить знания о пшенице, ее хозяйственном значении; охарактеризовать сходства и различия ржи, ячменя и пшеницы.

б) Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) путем сравнения пар растений, умение обобщать, развивать связную речь, пополнять словарный запас, развивать графомоторные навыки.

в) Воспитательные: воспитывать внимательность, дисциплинированность, интерес к уроку биологии, аккуратность в выполнении записей в тетради.

Оборудование: учебник, изображение последовательности фаз развития пшеницы, изображения злаков, указывающие на их хозяйственное значение, гербарий, пакетики с натуральными крупами (перловой, ячневой).

План урока

I. Орг.момент (1-2 мин)

II. Проверка домашнего задания (7-8 мин)

IV. Изложение нового материала (15-17 мин)

V. Физкультурная минутка (1-2 мин)

VI. Закрепление (7-8 мин)

VII. Домашнее задание (1-2 мин)

VIII. Итог урока (4 мин)

Ход урока

Этапы

урока

Содержание

I. Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Садитесь.

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос








Индивидуальный опрос










Фронтальный опрос

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- К какому классу относится это растение: однодольное или двудольное? Почему? Докажите.

- К какому семейству относится это растение?

- По времени посадки выделяют два вида пшеницы. Какие это виды?

- Что значит озимая пшеница? (Когда ее сеют? Когда убирают урожай?)

- Что значит яровая пшеница? (Когда сеют? Когда убирают?)

- От посева до уборки пшеница проходит шесть этапов жизни или фаз развития. Назовите, какие это фазы?

- Что происходит в первую фазу развития пшеницы – всходы?

- Что происходит во вторую – кущение?

- Что происходит при выходе в трубку?

- Что происходит в четвертой стадии – стадии колошения?

- Что происходит в пятой фазе – цветение?

- Что можно сказать о последней фазе развития пшеницы?

- Какие же особенности можно выделить у такого растения как пшеница? (Как называется стебель? Почему так называется? Как называется соцветие пшеницы? Как называется плод пшеницы, который созревает в колосе?)

- Как используют пшеницу? (делают муку, макароны, вермишель, выпекают белый хлеб. Как называется крупа из мелко помолотых зерен пшеницы?)

III. Постановка задачи урока

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с представителями семейства злаковых растений.

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя






Беседа






Рассказ учителя

с выполнением

записей на доске, учащимися – в тетради.









Беседа









Рассказ учителя









Беседа





Рассказ учителя с показом натуральных зерен

- Еще одним из зерновых злаков является рожь. Посмотрите, как выглядит рожь. Ученые считают, что это растение произошло от дикой ржи и стало культурным, т.е. стало выращиваться человеком для своих нужд. Но выращивать рожь человек стал позже, чем пшеницу.

- Рожь по своему внешнему виду и по тому, как она растет, очень похожа на пшеницу. По времени посадки рожь может быть, как и пшеница, озимая и яровая. Проходит рожь те же стадии развития, что и пшеница. Какие это стадии?

- Сравним 2 этих растения.

- Чем они похожи? (листья, стебель – соломина, соцветие – колос).

- Чем же они различаются?

- Колос пшеницы толстый и не ломается. Колос ржи плоский и хрупкий, легко разламывается на части.

- В отличие от пшеницы, само растение ржи темнее.

-  Плод ржи, как и у пшеницы, зерновка. Она узкая, сероватого цвета. А у пшеницы – золотистая округлая зерновка.

- Рожь кустится сильнее. У взрослого растения ржи стеблей больше, чем у пшеницы.

- Рожь лучше переносит холода и морозы, лучше переносит жару и недостаток влаги, потому что ее корни глубже уходят в почву, чем у пшеницы. Рожь можно выращивать на менее плодородных почвах, чем пшеницу.

- Как используют рожь?

- Как называется мука, которую делают изо ржи? (ржаная)

- Ржаная мука темнее пшеничной. Для чего используют ржаную темную муку?

- Ржаной (черный) хлеб очень питательный, витаминный продукт. Он содержит много различных витаминов.

- Еще одним из злаков является ячмень.

- Ячмень – древнейший злак на земле: его зерна ели ещё 10 тысячелетий назад. Он хорошо приживается на засушливых территориях, а также высоко в горах. Так высоко не растет ни один другой злак!

- Как и пшеница, ячмень бывает яровой и озимый. Из всех зерновых культур ячмень самая скороспелая культура. Поспевает уже через 3 месяца после посева. У ячменя можно наблюдать те же стадии развития, что и у пшеницы. Какие это стадии?

- Сравним 2 этих растения.

- Чем они похожи? (листья длинные, узкие, стебель – соломина, соцветие – колос, плод – зерновка).

- Чем же они различаются? (ячмень поспевает быстрее пшеницы, хозяйственное значение)

- В давние времена зерна ячменя перемалывали в ячменную муку и пекли из неё хлеб. Он был довольно вкусный, но быстро черствел и крошился.

- Сейчас зерна ячменя используются для изготовления крупы: перловой и ячневой. Знаете вы такие крупы?

- Перловая крупа – это цельные зерна ячменя. Крупинки перловки овальной или округлой формы, белого или желтоватого цвета, похожи на жемчужинки. На французском языке жемчужина называется «реrlе». Потому крупа и называется  перловой. Особенность этой крупы в том, что она очень долго варится. Из неё готовят рассыпчатую кашу, фаршируют ею овощи, добавляют в супы.

- Если перловая крупа – это цельные зерна ячменя, то ячневая крупа – дробленые зерна. Варится она быстрее, чем перловая. Её тоже можно добавлять в супы, готовить из неё каши.

- Еще зерна ячменя используют в пивоварении. Из ячменя пиво варили с древних времен.

V. Физкультурная минутка

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

И ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

VI. Закрепление

Фронтальный опрос

-  Сейчас проверим, кто из вас был самым внимательным учеником класса.

1. Какое растение семейства злаковых, очень похожее на пшеницу, внешне отличается более темным цветом?

2. Из муки каких растений изготовлен каждый продукт? (сравнение картинок)

3. К какому семейству относится?

4. Назови фазы развития ржи.

5. Стебель называется…, потому что…

6. Соцветие у ржи - …

7. Плод ржи называется …

8. Рожь … переносит холода и морозы, чем пшеница.

9. Как используют рожь?

10. Назовите самую скороспелую зерновую культуру.

11. Для чего в хозяйстве используют ячмень?

12. Почему перловая крупа получила такое название?

VII. Домашнее задание

С. 117-119 (старый учебник)

VIII. Итог урока

- О каких растениях сегодня узнали на уроке?

- К какому семейству они относятся?

- К какому классу растений они относятся? Почему?

- Что показалось трудным?

- Что показалось интересным?

Оценки.

- Спасибо за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зерновые культуры. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Зерновые культуры". УМК "Школа России". 3 класс...

Презентация по окружающему миру "Злаки и ягоды"

Презентация по окружающему миру "Злаки и ягоды" УМК "Начальная школа 21 века"...

Тестовое задание по окружающему миру по теме "Злаки" - 2 класс

Окружающий мир богат и разнообразен.Тестовое задание  проверит знания детей по теме "Злаки" - 2 класс, научит классифицировать растения по группам и узнавать о них много интересного.Задания предс...

Клипарт "Злаки"

Клипарт "Злаки"...

Презентация "Что такое злаки и из чего пекут хлеб?

Презентация к внеурочному мероприятию "Циклы бесед о хлебе" Беседа 1....

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР. ЯГОДЫ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЗЛАКИ, ГРИБЫ.

Картотеки пальчиковых игр по тематике урожай: ягоды, фрукты, овощи, злаки, грибы....