Влияние типов почв на рост и развитие пшеницы и ячменя Исследовательский проект
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Жукалина Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 2-7 КЛАССОВ МБОУ «УВАРОВЩИНСКАЯ СОШ» «НАЧАЛО»

______________________________________________________________________

Номинация 6. «Первые шаги в растениеводстве и животноводстве»

Влияние типов почв на рост и развитие пшеницы и ячменя

Исследовательский проект

                                                                                                                             Автор:

  Голубева Виталина,

                          ученица 2 «м» класса

Научный руководитель:

Жукалина Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

Образовательное учреждение:

МБОУ «Уваровщинская сош»

Кирсановского района

п. Краснослободский, 2017

Содержание

Введение    .................................................................................................................3

 Глава 1.Теоретическая часть. Изучение свойств  пшеницы, ячменя и способов

 их выращивания.

1.1.  Поиск информации в интернете ………….………………………………….5

1.2   Типы почв села Ковылка. …………………………………………………….6

1.3   Песчаная почва …………………………………………………………………

1.4. Характеристика растений, используемых в качестве объекта

исследования ………………………………………………………………………..7

Глава 2. Практическая часть. Возделывание пшеницы, ячменя.

2.1. Закладка опыта………….…………………………………………………….11

2.2. Наблюдение за развитием пшеницы и ячменя……………………………...12

Заключение ……………………………………………………….........................13

Список литературы…… ………………………………………………...............14

Приложения……………………………………………………….........................15

    Введение

     В 2016 году в России собрали рекордный урожай пшеницы и ячменя. Но я знаю, что урожайность пшеницы и ячменя в различных регионах нашей необъятной страны резко отличается. Мне стало интересно, в чём же дело. А, может быть, на рост растений влияет почва?  Я решила изучить данный вопрос.                              

  Я посадила   семена ячменя и пшеницы в чернозём и песчаную почву. Мне стало интересно, какое влияние окажет почва на развитие злаковых культур.

   Цель работы: исследование влияния чернозёма и песчаных почв на развитие пшеницы и ячменя.

   Задачи:

  • изучить агротехнику возделывания пшеницы и ячменя;
  • изучить типы почв: чернозём и песчаник;
  • заложить опыт и провести наблюдения за развитием пшеницы, ячменя в различных типах почв;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы, как влияют почвы на развитие растений.

Гипотеза: я предполагаю, что типы почв влияют на рост и развитие пшеницы, ячменя.

Объект исследования: пшеница, ячмень и типы почв: чернозём и песчаник.

 Предмет исследования: развитие пшеницы и ячменя в чернозёме и песчаных почвах.

             Методы исследования:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • поисковый.

Исследовательская работа имеет практическое значение.

1.Материалы исследования можно использовать на уроках окружающего мира, географии.

2.Освоены технологии проведения опытов с почвой и выращивания злаковых культур.

3.Сформировано понимание необходимости бережного отношения к почве родного края.

Глава 1.Теоретическая часть

  1. Поиск информации в интернете.

    Еще на уроках окружающего мира я узнала, что почва – это верхний плодородный слой землиА, прочитав статьи из энциклопедии, я узнала, что над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники. Они превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Пройдет 300 лет, пока появится 1 см. такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы над тем, как важно беречь почву!

   Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см. природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

  Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

   Посетив несколько разных сайтов в интернете, я постаралась выделить для себя наиболее значимую информацию.

  Вот, например, науку о почве – почвоведение – создал русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

  А ещё узнала, что корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества, необходимые для жизни растений.

  Солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной, или гумус, влияет на плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее [1].

  Животные, обитающие в почве, а особенно дождевые черви, рыхлят ее, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, обогащают остатками своей пищи. Один дождевой червь за год рыхлит до 20 тонн сухой земли. (Это 5 больших самосвалов, нагруженных землёй!)

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая ее и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивают поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

1.2 Типы почв села Ковылка.

     Начав исследование выбранной темы, я решила узнать, какие типы почв можно встретить на территории   села Ковылка.                  

      Тамбовская область расположена в центральной части Окско-Донской равнины.  На территории области преобладают черноземные почвы. 

      Чернозёмы – это почвы высокого потенциального плодородия. Устойчивая зернисто-комковатая структура, высокое содержание гумуса, большой процент кальция, хорошие водопоглощающие и водоудерживающие способности позволяют рекомендовать их как лучший вариант для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако, как и любые другие почвы, они имеют свойство истощаться в результате постоянного использования, поэтому уже через 2 – 3 года после их разработки на грядки рекомендуется вносить органические удобрения.

  1.  Песчаная почва.

       Песчаная почва относится к легким видам почв. Узнать ее также не составит труда: она рыхлая, сыпучая, легко пропускает воду. Если горсть такой земли взять в руки и попробовать сформировать комок – ничего не получится.

    Все качества, присущие песчаным почвам, являются и их плюсом, и их минусом. Такие почвы быстро прогреваются, хорошо аэрируются, легко обрабатываются, но вместе с тем быстро охлаждаются, скоро пересыхают, слабо удерживают в зоне корней минеральные вещества (питательные элементы вымываются водой в глубинные слои грунта). В результате этого у них менее полезная микрофлора и они мало пригодны для выращивания каких-либо культур [2].

 Приложение 1.

1.4 Характеристика растений, используемых в качестве объекта исследования.

 

     В качестве объектов исследований были использованы семена пшеницы обыкновенной, или мягкой, и ячменя обыкновенного. Приложение 2.

      Пшеница известна с давних времен. Мягкие сорта пшеницы относятся к разновидности однолетних травянистых растений. Наиболее часто встречаются семейства злаковых и мятликовых. Самые первые экземпляры мягкой пшеницы были найдены тысячелетия назад на территории сегодняшней Турции. В наши дни из данного злака делают преимущественно хлебобулочные изделия, хотя встречаются и другие способы использования данного сельскохозяйственного продукта. Условия, в которых выращивается мягкая пшеница, не отличаются высокими требованиями к климату, поэтому она достаточно распространена и в России.

       Этот   хлебный   злак   культивируют   повсеместно, во   всех   земледельческих   районах   мира. Общая площадь   посевов   пшеницы   во   всех   странах   мира    составляет почти   третью   часть площади, занятой всеми зерновыми культурами, и   примерно   пятую   часть всей обрабатываемой человеком земли. А это ни   много   ни   мало – почти восьмидесятая часть всей суши   земного шара!  Ни   одна   другая   культура не   занимает такой площади [4].

 

Пшеница  обыкновенная,  или мягкая (лат. Tríticum aestívum) : растение достигает высоты 40-100 см, редко до 150 см Соломина тонкая, полая внутри. Узлы голые или опушены лишь на ранних этапах жизни растения. Листовая пластинка 6-16 мм. шириной, сначала мягкая, опушённая, но потом становится голой и жёсткой. Опыление перекрёстное или самоопыление.

В процессе созревания плод (зерновка) плотно сжат нижней и верхней цветковой чешуёй, а по созреванию выпадает наружу. Эндосперм белый или стекловидный.

Прорастание происходит только при температуре выше 4°C.  

Яровую пшеницу размещают в севооборотах после многолетних и однолетних бобовых трав, зернобобовых и пропашных культур, кроме подсолнечника, после которого поле бывает сильно засорено падалицей, что делает его плохим предшественником. Иногда яровую пшеницу высевают после озимой пшеницы. Однако это нежелательно, поскольку ведет к накоплению болезнетворной инфекции и вредителей пшеницы.

Обработка почвы под яровую пшеницу зависит от зоны, предшественника, засоренности, склона и других особенностей поля и почвы. При этом важно провести систему зяблевой обработки почвы сразу же или вскоре после уборки предшественника. Это повышает запасы влаги в почве, уменьшает число сорняков и вредителей.

Удобрение.  Яровая пшеница (особенно твердая) требовательна к плодородию почвы и хорошо отзывается на полное удобрение и особенно - на азотные и азотно-фосфорные удобрения.

Посев. Для посева используют крупные отсортированные семена (масса 1000 зерен - 35-40 г. для мягкой пшеницы), полученные с высокоурожайных участков. Их обеззараживают от вредителей.

Яровая пшеница - культура раннего срока сева, обеспечивающего дружное появление всходов и лучшее укоренение растений. Ранние посевы в меньшей степени страдают от майской засухи, от повреждений злаковыми мухами, блошками и другими вредителями, меньше повреждаются ржавчиной. В ЦЧР яровую пшеницу обычно высевают первой из хлебов, как только почва достигнет физической спелости, при температуре посевного слоя 5-6°С. Глубина посева яровой пшеницы - 4-5 см. При необходимости ее можно увеличить до 7-8 см, но при этом затягивается появление всходов и снижается полевая всхожесть. Семена должны находиться во влажной почве, на плотном ложе.

Уход.  В сухую ветреную погоду сразу после сева яровой пшеницы почву прикатывают кольчато-рубчатыми катками. Это улучшает контакт семян с почвой, подтягивает влагу к семенам из нижних слоев почвы, ускоряет появление всходов.

Для борьбы с почвенной коркой и нитевидными проростками сорняков проводят мелкое довсходовое боронование через 3-5 дней после сева. При необходимости можно провести и боронование всходов пшеницы в фазе 2-3 листьев.

Уборка. Уборка яровой пшеницы должна быть своевременной, без потерь величины и качества урожая. Применяют раздельное и прямое комбайнирование.                      Нельзя допускать смешивание высококачественного зерна сильной пшеницы с ценной, а тем более со слабой. Поэтому важно заблаговременно выявить массивы высококачественной пшеницы и сформировать партии зерна сильной, ценной и твердой пшеницы, не смешивая их в процессе очистки, сушки.

Широкому распространению пшеницы способствовала ее неприхотливость к агроклиматическим условиям и оптимальные мукомольные свойства, позволяющие в процессе переработки получать качественные хлебобулочные изделия. В этом отношении мягкая пшеница является наиболее выгодным сырьем для пищевой промышленности. Сложившаяся практика ведения сельского хозяйства на первый план вывела именно яровые сорта как наиболее подходящие для возделывания в условиях российского климата.  Второй злаковой культурой является ячмень.

           Ячмень обыкновенный (лат. Hordéum vulgáre)-это однолетнее   растение высотой 30—60 см, у культурных сортов — до 90 см. Стебли прямые, голые.

Листья до 30 см длиной и 2—3 см шириной, плоские, гладкие, с ушками при основании пластинки.

           Образует колос с остью длиной около 10 см; каждый колосок — одноцветковый. Колосья четырёх- или шестигранные, до 1,5 см шириной, с гибкой осью, не распадающейся на членики.  Плодоношение в июле - августе.

Важнейшая сельскохозяйственная культура, одно из древнейших культурных растений в истории человечества (растение начали возделывать около 10 тысяч лет назад)  [5]. 

Менее требовательный к климатическим условиям, чем кукуруза, пшеница и рис. Приспособлен к различным типам почвы, но лучшие урожаи дает на плодородных суглинках. Выведено несколько сот сортов, адаптированных к местным условиям.    Поскольку корневая система ячменя поверхностная, высевать его надо достаточно рано, когда в почве много влаги. Лучше, чем другие зерновые, подходит на роль покровной культуры для других злаков, люцерны или клевера: меньше затеняет почву и редко полегает, повреждая подпокровные растения.  

Стандарты для солодового зерна ячменя очень высоки: оно должно быть спелым, твердым, не поврежденным при обмолоте, здоровым, чистым, обладать высокой всхожестью.

От кормового ячменя такого качества не требуется. Его зерно, как правило, дробленное, а не целое, скармливают в первую очередь свиньям и домашней птице. Приложение 3.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 Возделывание пшеницы и ячменя.

2.1.Закладка опыта.

     Мой эксперимент начался 17 ноября 2016 года в 12 часов 30 минут. Я насыпала в специальные лотки чернозём и песок. Семена отобрала без повреждений, одинаковые по форме и массе. Полила почву водой. Посадила семена пшеницы, ячменя в первый и второй лотки по 40 семян на глубину 4 см, расстояние между зерном - 2 см. Почву периодически увлажняла. Для прорастания лотки с почвой и высаженными семенами были выставлены на подоконник в условия одинаковой освещенности и температуры окружающей среды (18°С). Наблюдения вели через каждые 3 дня, в ходе которых отмечали количество взошедших семян и высоту растений.

  2.2.Наблюдение за развитием пшеницы и ячменя.

    В течение месяца я наблюдала за тем, как растут   посаженные  мною пшеница и ячмень в чернозёме и песчаной почве. Результаты наблюдения представлены в таблице.

Таблица 1.

 Количество взошедших семян пшеницы и ячменя    в чернозёме.

Количество взошедших семян, шт.

пшеницы

ячменя

Высота растений, см

пшеницы

ячменя

5-й день

3

5

1,2

2,3

8-й день

5

7

1.5

3,7

11-й день

5

6

2,4

4,2

14-й день

7

10

4

4,8

17-й день

4

7

5,4

4,9

20-й день

4

3

5,8

6.4

23-й день

2

2

5,9

6,4

Таблица 2.

Количество взошедших семян пшеницы и ячменя    в песчаной почве.

Количество взошедших семян, шт.

пшеницы

ячменя

Высота растений, см

 пшеницы    

 ячменя  

 5-й день

1

3

0,5

0,8

8-й день

4

6

0,5

1

11-й день

2

4

1

1,5

14-й день

1

3

1

1,7

17-й день

1

2

1

1,7

20-й день

2

3

1,5

2,2

23-й день

1

2

1,5

2,6

Вывод.

       Проделанная исследовательская работа подтвердила гипотезу, что типы почв влияют на развитие злаковых культур: пшеницы, ячменя.

  Лучше всего пшеница и ячмень растут в чернозёме. Всходы дружные, растения крепкие. Корневая система развивается активнее в рыхлой благоприятной почве.

Я узнала, что чернозём богат питательными веществами, насыщен воздухом, он рыхлый. Воздух необходим для роста растений.

 Песок тоже рыхлый, но беден питательными веществами. Растения взошли редко, стебли слабые.

  По результатам эксперимента можно сделать вывод и о качестве семян. У ячменя всхожесть выше, чем у пшеницы.

Заключение.

 Занимаясь этой работой, я много узнала: биологические особенности пшеницы и ячменя, агротехнологические приёмы их возделывания, типы почв.

    Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё. Если человек не будет ухаживать за почвой, оберегать её от разрушения, то урожаи будут скудными.

   Я горжусь тем, что в нашей местности чернозёмная почва. Поэтому трудолюбивые люди нашего села собрали такой богатый урожай пшеницы и ячменя.

Не зря в народе говорят: «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли - цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт».

Библиографический список.

  1. Материалы по изучению русских почв. Выпуск 5(32): — Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербург, 2004 г.- 148 с.
  2.  Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения: Учебник для вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 384с.
  3. Годунова К.Н. Агротехника высокопродуктивных сортов зерновых. М., «Колос», 1977, 272с.
  4.  Бараев А.И. и др. Яровая пшеница. - М., «Колос», 1978, 429с.
  5. Тахтаджян А.Л. / Жизнь растений. т. 6. Цветковые растения // Под ред. акад. АН СССР / М.- «Просвещение». - 1982., 544 с.
  6. http://agrofak.com/rastenievodstvo/yarovaya-pshenicza/vozdelyvanie-yarovoj-pshenicy.html
  7. http://rznp.ru/priroda-ryazani/pochvy/osobennosti-i-zakonomernosti-rasprostraneniya-pochv.html

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                   

Приложение 1.

Чернозём.

Песчаные почвы.

Приложение 2.

Семена пшеницы.

Семена ячменя.

Приложение 3.

C:\Users\надя\Desktop\1627263_plod-pshenicy-risunok.jpg

Пшеница  обыкновенная, или мягкая (лат. Tríticum aestívum)

    Ячме́нь обыкнове́нный (лат. Hordéum vulgáre)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние классической музыки на рост и развитие комнатных растений. Крокус.

Влияние классической музыки на рост и развитие комнатных растений. Крокус....

Исследовательская работа "Влияние окружающей среды на рост и развитие растений"

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные выводы.Своими наблюдениями дети делились на занятиях х кружка "Я - и...

Описание проекта: «Экология почвы. Влияние состава лесной и городской почвы на рост растений».

Почва и её плодородие составляют материальную базу и основное богатство страны.  С каждым годом из-за загрязнения, эрозии и других причин плодородие земель уменьшается. Вещества, находящиеся в ок...

Проект «Влияние структурированной воды на рост и развитие комнатных растений».

Структурированная вода положительно влияет на рост и развитие комнатных растений....

Исследовательский проект: "Влияние солнечного света на рост и развитие растений"

Представлен исследовательский проект обучающихся второго класса по изучению влияния солнечного света на рост и развитие растений...

Исследовательский проект "Влияние различных видов почв на рост и развитие петунии".

Исследовательский проект "Влияние различных видов почв на рост и развитие петунии". Проект долгосрочный. Начало проекта -15.апреля (посев семян), закончился проект -10.09.В ходе проекта было...

Влияние экологических факторов на рост и развитие комнатных растений

Экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата помещений для чего нужно это знать учителю либо молодому специалисту.Мы живем в том периоде, где нам каждый раз приходится взаимодейст...