Урок природоведения "Лес - природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Винклер Ольга Михайловна

Урок предназначен для специальных - коррекционных школ I и II видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_ne_tolko_dlya_nashey_zabav1.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по природоведению для 4 класса II вида.

Тип урока – изучение нового материала.

Тема: «Лес – природное сообщество»

Цель:  Познакомить с понятием природное сообщество.

Задачи.:

1.Образовательные. Показать взаимосвязь между компонентами природного сообщества. Познакомить с понятием пищевая цепочка. Уточнять и расширять  представления учащихся о животных леса.

2. Развивающие. Развивать умение анализировать.

3.Воспитательные. Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.

4. Коррекционные. Активизировать словарь по теме животные, птицы леса, кустарники, деревья, травы. Закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы.

Оборудование: плакат - смешанный лес,  хвойный и лиственный, картинки обитателей верхнего яруса, среднего яруса, нижнего, надписи ярусов, схема «Лес – это …», картинки пищевой цепочки (лист, заяц, волк).

Словарь: природное сообщество, лесная подстилка, ярусы леса, пищевая цепочка

Ход урока:

I.Организационный момент.

Лес не только для нашей забавы

Лес не только для  нашей игры

Все деревья, кустарники, травы

Нам для пользы друзья взращены.

Этап постановки цели и задач урока.

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Дети. Мы будем говорить о лесе.

Учитель. Правильно, мы будем говорить о лесе и о том, что растёт в лесу и кто живёт в лесу.

(читаем тему урока) Лес – природное сообщество.

Учитель. Наша задача сегодня к концу урока понять какая существует связь между компонентами природного сообщества.

II. Актуализация знаний о погоде.

Учитель. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Сейчас время года весна.

Учитель. А почему выдумаете, что это весна?

Дети. Потому что на календаре месяц март. Снег ещё не тает, но температура воздуха стала выше, чем зимой.

Учитель. Опишите какая сегодня погода?

Дети. Сегодня солнечная, тёплая погода (пасмурная, холодная погода), температура воздуха минус 15 градусов, дует слабый ветер, на улице иней.

Учитель. После урока дежурный заполнит календарь погоды.

III. Новый материал.

Учитель. Красив лес в любое время года. Много  картин о лесе написано великими художниками. Какие вы знаете картины о лесе?

Дети. Я знаю картины Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору».

Дети. Я знаю картину Левитана «Золотая осень»

Учитель. Хорошо ребята, молодцы.

Учитель. А какой бывает лес?

Дети. Лес бывает хвойный, лиственный и  смешанный.

Учитель. Ребята,  а ещё лес – это многоэтажное здание, на каждом этаже или ярусе живут свои растения, животные и птицы.

Нижний ярус   - это травы, цветы, ягоды.

Какие растения нижнего яруса, вы знаете? (незабудка, ландыш, колокольчики, Иван – чай и другие). Дети называют растения, животных, птиц и вешают соответствующие картинки на плакаты леса.

Учитель. Кто здесь живёт?

Дети. Здесь живут муравьи, ящерицы, ежи, зайцы и другие животные.

Следующий ярус кустарников.

Учитель. Назовите кустарники?

Дети. Сирень, калина, малина, черника, шиповник.

Учитель. Кто здесь живёт?

Дети. Здесь живут  птицы свиристели, дрозды, воробьи.

Учитель. Какой самый верхний ярус?

Дети. Верхний ярус деревьев, там живут белки, птицы.

Учитель. Назовите птиц верхнего яруса.

Учитель. Как вы думаете, какой ярус самый главный?

Дети. Самый главный это ярус деревьев.

Учитель. Почему?

Дети. Потому что от него зависит жизнь всех лесных обитателей.

Учитель.  Могут жители леса поменяться своими этажами?

Дети. Нет, не могут (выслушиваю предположения и догадки)

Учитель. Правильно, ребята.

Учитель. А ещё особую роль в жизни сообщества играет лесная подстилка. Она состоит из опавших листьев и остатков растений. Лесная подстилка нужна  для защиты зимующих в ней насекомых и для образования плодородного слоя почвы – перегноя. В ней обитают насекомые и микроорганизмы.

Физминутка.

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель.  Часто можно услышать: «Лес – наше богатство».  Чем же богат лес? Что в лесу спрятаны какие то богатства?

Учитель.  А о том, чем богат лес было вашим домашним заданием.

(Дети 2 – 3 человека читают  свои сообщения)

Учитель.  Ребята, давайте сделаем вывод, что такое лес и чем же он богат, может, кто - то ещё добавит

                                              ЛЕС ЭТО:                      

  • Чистый воздух
  • Место отдыха
  • Зелёная аптека
  • Строй материалы
  • Кладовая
  • Дом зверей

V. Самостоятельная работа

Учитель.  Ребята,  вы сказали, что лес это дом зверей, а что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья? (посмотрите на схему, на схеме картинки кустарники, заяц, волк, убирается одна из картинок и разбирается ситуация)

Дети. Зайцам нечего будет есть (убрали картинку кустарников)

Учитель. А если не станет зайцев,  что будет?

Дети. Не будет пищи лисе, волку.

Учитель. Разрушится вся пищевая цепочка.

А теперь посмотрите, у вас на парте лежат картинки, из которых надо составить пищевую цепочку, попробуйте это сделать самостоятельно.

Учитель. Вывод. (читаем тему урока) Лес – природное сообщество почему?

Потому что все  живут сообща: растения, животные, птицы, насекомые.

Правильно, все живут сообща и зависят друг от друга.

IV. Итог урока.

Учитель. Что мы сегодня узнали на уроке?

Сегодня на уроке мы узнали, что такое природное сообщество. Узнали про пищевую цепочку. Узнали о  ярусах леса.

 Повторили названия птиц, животных, растений, насекомых.

Учитель. Ребята, как вы думаете, кто сегодня на уроке  хорошо работал ? Получают оценки…

Домашнее задание.

Запишите домашнее задание: «Подготовить сообщение о редких животных Омской области, которые живут в лесах».

Учитель. Всем спасибо за урок. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Лес-природное сообщество"

презентация к уроку окружающего мира о теме "Лес-природное сообщество" по "Планете знаний" для 2 класса...

Презентация к уроку "Луг - природное сообщество"

Презентация к уроку "Луг - природное сообщество"...

Урок - игра "Природные сообщества"

Урок окружающего мира для 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века"...