Урок - игра "Природные сообщества"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира для 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие

Городской фестиваль педмастерства

Учитель

Мирошина Наталья Геннадьевна

Класс

3

Дата проведения

12.02.2018

Форма урока

Урок-игра.

Предмет

Окружающий мир

Тема

Природные сообщества.

Цели

Обучающие:

  • Повторить с  учащимися  понятие «природное сообщество»
  • учить самостоятельно,  получать информацию из различных источников
  • учить работать со схемами

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически
  • развивать коммуникативные навыки при работе в группе
  • развивать навыки самоконтроля и самооценки

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу

Планируемый результат

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:

- формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

-действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

-находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Основные понятия

сообщество

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-Виноградова Н. Ф.Г.С. Калинова Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Рабочие тетради:

Виноградова Н. Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 3класс: рабочие тетради № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений  – М.: Вентана-Граф, 2013

- раздаточный материал

- -клей, ножницы, ручки

- презентация к уроку

Организация пространства

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы, которые соревнуются между собой.

Гости урока выступают в роли жюри и экспертов.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас разделиться на 3 группы и сесть за столы. У нас сегодня урок – игра. Мы проведём соревнование между командами.
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (весёлый смайлик).
Вы готовы работать? Покажите мне ваш настрой смайликами.
Спасибо, я уважаю смелых и активных людей!

Я желаю всем проявить активность, настойчивость в познании нового, желаю приятного общения, успехов на уроке.

Выберите в каждой группе своего лидера, который станет вашим командиром. Придумайте название команды.

Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости. Я предлагаю им выступить в роли жюри и экспертов.

Ребята, во время игры, вы можете попросить помощь эксперта (тучка), но помните, что самостоятельная работа будет оцениваться выше.

Делятся на команды.

Показывают смайлики.

Выбирают командира и название команды

( настрой на работу)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем (Коммуникативные УУД).

II.

1 конкурс Актуализация знаний.

  Цели:

- организовать проверку знаний по изученным темам

- Ребята, послушайте загадки и отгадайте о каком природном сообществе в них говориться.

- Ребята, кто из вас первым отгадает загадку, тот получает для работы то сообщество, о котором была загадка.

- Хотите узнать, с каким природным сообществом ваша команда будет работать  на уроке?

- Тогда я предлагаю вам внимательно послушать загадки.

Загадки:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Дом этот не простой,

он дремучий и густой          (Лес)

На нём растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер, кашка!

Что ещё?  Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ, как ёлка.

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!         (Луг)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды -

В нём всё отражается ...

Как это зеркало называется?

 ( Озеро)

Дети отгадывают загадки

Самооценка деятельности

Каждая группа  отгадывает загадку о природном сообществе и получает конверт с его названием с заданием.

Знать о признаках сообществ

III.Самостоятельная работа

Вы должны вырезать нужные картинки и приклеить их на лист, составляя из них природное сообщество. По схеме составить рассказ о своём сообществе. Работайте совместно, помогайте друг другу.

Дети составляют схему (вырезают, приклеивают)своего природного сообщества и распределяют роли выступающих между членами своей группы.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

IV.Применение знаний

Все готовы?

Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание.

 Лес

А почему вы поместили туда белку?

А может белка существовать без леса?

А какие объекты оказались лишними? (Рыба).

Почему? (Она не может жить без воды, водорослей)

Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание.

(рассказ детей) Озеро

Какие объекты оказались лишними?

Почему? (Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте).

Предоставляем слово группе, которая третьей выполнила задание.

(рассказ детей) Луг

Какие объекты оказались лишними?

Почему? (белый медведь – т.к. он живет в Арктике).

Предоставляем слово группе, которая последними  выполнила задание.

- Подумайте и скажите, что объединяет живые существа в природное сообщество?

- Выскажите свои предположения, а я запишу ваши ответы на доске.

- Какова роль растений в жизни животных?

- Какова роль животных в жизни растений?

рассказ детей

ответы на вопросы

Работа детей на интерактивной доске с ЭОР по окружающему миру.

Знать представителей разных сообществ

Знать, что такое природное равновесие.

Знать законы природы

Уметь составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

V.

2 конкурс

Самостоятельная работа в группах

Составьте цепи питания.

Дети составляют цепи питания на карточках.  

Знать, что такое цепь питания.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД)

VI.

3 конкурс

Применение знаний

Поиграем в зоологическое лото.

Командир должен выбрать сообщество, путём случайного попадания.

Я буду показывать вам карточки с животными, а вы после короткого обсуждения, забираете подходящие вам карточки и заполняете ими игровое поле

Командир наугад вытягивает карточку с сообществом. Дети определяют к какому сообществу относятся животные, которых показывает учитель и поднимают красный кружок, если хотят забрать эту карточку себе.

Знать представителей разных сообществ

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

VII.Физкультминутка

Мы с вами входим в лес,

 Сколько здесь чудес.

 Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся

 Покажем - крылья сложили назад.

-Проверим, кто сейчас был самый внимательный?

О каком сообществе шла речь при выполнении физкультминутки?

(О природном сообществе лесе).

(Посмотрели вправо, влево)

Выполняют движения по тексту.

VIII.

4 конкурс – Конкурс капитанов.

Постановка учебной задачи.

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

- Попробуйте отгадать сообщество.

Вам помогут предметы, лежащие на этом столе. Есть ли между ними связь?

- А вы знаете, что это такое?

Резерв:

Какое море за селом

Волнует ветерок? -

В нём волны можно собирать,

Укладывать в мешок. (Поле)

- Почему поле можно назвать сообществом? Попробуйте объяснить.

Кто создал это сообщество?

 Дети высказывают свои предположения

С помощью учителя формулируют тему урока: «Природное сообщество поле»

С помощью учителя ставят цель урока.

Установить логические связи между предметами.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IX.  Построение проекта выхода из  затруднения  

.

Какие ещё природные сообщества создал человек?

- У вас разные мнения. Где мы можем себя проверить?

Дети работают с разными источниками информации

(учебник, энциклопедия, карточки)

Знать, что такое сообщество.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

X. Первичное закрепление

 

Цели:

- организовать обсуждение новой темы;

Демонстрирует презентацию по теме «Природные сообщества»

Дети работают по презентации.

Знать представителей сообщества «поле»

Уметь слушать и понимать речь учителя (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

XI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

- организовать работу над  проектом

- Вы получаете план работы.

- Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.

(составление кластера по теме «Поле» и цепей питания)

-Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга.

Дети распределяют обязанности в группе , работают с планом и выполняют проект. Готовые схемы передают в жюри.

Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

XII.Применение знаний 

Цель:

Развивать интерес правильному питанию.

Конкурс «Угадай кашу».

Каждой команде будет предложено на пробу 6 видов каш.

Вы должны угадать название каши и из какой крупы она готовится.

Пробуют свежесваренные каши.

Применяют бытовые знания.

Знать злаковые культуры полей и названия круп.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

XIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас показать нам своё настроение.

Те ребята, кто работал активно ,  всё понял на уроке и сможет объяснить другому – покажите весёлый смайлик.

У кого возникли проблемы – смайлик со средним настроением.

У кого после этого урока плохое настроение – грустный смайлик.

-Поскольку, это было соревнование между командами, предоставляю слово жюри.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь

Организуют фиксирование содержания.

Организуют рефлексию.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 




Предварительный просмотр:

План ответа по теме: «Природное сообщество»

  1. Название сообщества.
  2. Подходящее фото.
  3. Какие организмы составляют сообщество?
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.

План ответа по теме: «Природное сообщество»

  1. Название сообщества.
  2. Подходящее фото.
  3. Какие организмы составляют сообщество?
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.

План ответа по теме: «Природное сообщество»

  1. Название сообщества.
  2. Подходящее фото.
  3. Какие организмы составляют сообщество?
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.



Предварительный просмотр:

Природное сообщество

- «царство деревьев»

- природный водоём, заполняющий впадину суши водой и не связанный с морем и океаном

- территория, на которой нет леса, но много травянистых растений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока:             Сообщество луг.     Человек и  сообщество луг...

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс

Тема урока: Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро.  Цель урока: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах, ознакомлению с растительным и животным   миром водое...