Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Урок окружающего мира в 3 классе Жукова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Тема урока «Природное сообщество-озеро»

    Жукова Любовь Анатольевна

    Цель урока: сформировать представление обучающихся об озере как о природном сообществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_teme_prirodnoe_soobshchestvo-ozero_3_klass.docx43.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 3 классе

      Жукова Любовь Анатольевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

    Тема урока «Природное сообщество-озеро»

    Цель:

    сформировать представление учащихся об озере как о природном сообществе;

    задачи: познакомить учащихся с разнообразием живых организмов озера на примере типичных представителей растительного и животного мира, выявить их приспособления к среде обитания, показать пищевые взаимосвязи.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    Личностные результаты:

    - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);

    адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

    ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя,  родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

    Регулятивные  УУД:

    -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

    -после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

    -прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

    -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности 

    Познавательные УУД:

    -ориентироваться в своей системе знаний;

    -извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

    -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация, видео);

    -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

    Коммуникативные УУД:

    -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

    -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    -совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

    -осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

    Ход урока:

    I.Мотивация.( слайд 1)

    Я предлагаю сегодня поработать на уроке под девизом: «С малой удачи начинается большой успех». Вы сегодня будете делиться новыми знаниями, полученными самостоятельно. Вы будете обучать друг друга, получать  новые знания
    – Для того, чтобы у вас было хорошее настроение, я предлагаю вам послушать музыку «В мире животных». (Музыкальный видеоролик)

    -Вы будете работать в парах, группах. В конце урока каждый оценит свою работу и поставит себе оценку в листе самооценки.

    II. Актуализация опорных знаний

    1. На доску вывешиваются картинки (доска)

    ЛЕС        КАБАН, ЛОСЬ,

    ЛУГ        МЫШЬ, КРОТ, КУЗНЕЧИК

            УТКА, ЦАПЛЯ, ондатра

    - Ребята, определите среду обитания для данных животных.

    - Всех ли животных удалось распределить? Назовите среду обитания оставшимся объектам живой природы.

    Ученики: река, озеро, болото.

    2.Итак, тема урока «Озеро – природное сообщество»( слайд 2)

    Работа по карте

    -Назовите крупнейшие озера  нашей страны. Более подробно о них вы узнаете в конце урока от ваших одноклассников.

    3. Целеполагание (слайд 3)

    В  нашей стране есть много озер, некоторые такие огромные, что их называют морями. Это Каспийское озеро. Озеро Байкал –необыкновенное красивейшее озеро на Земле.

    Красотой озер можно любоваться бесконечно, но мы - ученики – исследователи. Поэтому нам сегодня на уроке предстоит исследовать ОЗЕРО.

    - А это значит мы должны узнать? …

    Задачи:

    -узнать, что такое озеро?

    -познакомиться с животным и растительным миром озера;

    -составить цепи питания озера;

    -доказать, что озеро- природное сообщество.

    3.Беседа.

    - Какие вы знаете природные сообщества?

    - Что такое сообщество?

    - Давайте дадим определение «что такое озеро?»

    Работа в группе.

    -Найдите, что такое озеро из  учебника (стр.49)

    Вывод: озеро – это природный водоём, который образуется в зонах лесов,  степи, тундры. Наш Ямал –это край сотен тысяч озер. Точное число их в нашей местности до сих пор не определено.

    III. Первичное усвоение новых знаний

    1.Работа в группе.

    - Мы знаем, что каждая природная зона имеет свои особенности, свой животный и растительный мир. Сейчас я предлагаю вам работу по группам:

    1, 2 группы -биологи,

     3, 4-зоологи,

     5, 6-экологи

    -Ваша задача: прочитать текст и составить по нему кластер или таблицу.

    - Биологи изучают растительный мир(1,2 группы)

    Значение(роль) - пища животным, выделяют кислород, убежище.

    - Зоологи – изучают животный мир(  3, 4 группы)

    Значение(роль) - поддерживают природное равновесие, корм, удобрения для водоемов, питаются растениями)

    - Экологи (5, 6 группы)

    -Какое значение имеет озеро для человека?

    - Составьте с помощью условных знаков памятку «Охрана озера»

     IV. Первичная проверка понимания

    Групповая работа

    - Ребята, одна из задач нашего урока – доказать, что озеро является природным сообществом.

    -Составьте цепи питания в группах. В этом поможет вам учебник.

    растения – улитка – рак

    водоросли – карась – выдра, щука

    - Представьте, что исчезли на озере лягушки, что может произойти?

    исчезли лягушки - много комаров, мух

    - Вы, наверное, убедились в том, что в озере всё, как и в других сообществах всё взаимосвязано. Водные растения насыщают водоем кислородом, сами при этом являются пищей для всевозможных животных. Моллюски, рыбы, насекомые являются пищей для других обитателей озера- птиц и хищных животных. Конечно, живые организмы в озере объединены друг с другом и с неживой природой множеством связей. Значит, озеро – это природное сообщество.

    V. Итог урока

    Рефлексия

    Синквейн «Озеро»

    - В конце урока каждый должен оценить себя за работу на протяжении всего урока, поставив  себе оценку в лист «самооценки».

    Релаксация (презентация)

    - Во время работы с картой, вы убедились, что на нашей планете огромное количество великолепных по красоте озер. Одни созданы самой природой, другие – творение рук человеческих, но каждое удивительно и необычно по-своему. Есть бурлящие озера, есть исчезающие и снова появляющиеся, есть даже асфальтовое и пятнистое озера.

    Очень удивительным природным творением является Чернильное озеро – «озеро дьявола», расположенное в Алжире. Оно наполнено чернилами, которые экспортируют в разные страны мира. А вот местным жителям соседство с таким озером не доставляет никакой радости.

                Один из самых безжизненных и опасных водоемов нашей планеты находится на острове Сицилия – озеро Смерти. В нем нет никакой живности, на берегу не растут ни трава, ни деревья. Более того, до воды ни в коем случае нельзя дотрагиваться.

                А вот если вы хотите совершить подводную прогулку без акваланга, отправляйтесь на озеро медуз на архипелаге Скалистые острова. На небольшой площади в 10 тыс.кв.м. обитает более 25  миллионов медуз. Они собираются вместе в середине озера, образуя практически сплошную стену. Но стоит человеку приблизиться к этой стене, медузы расступаются, чтобы пропустить гостей в свое удивительное королевство.

    В озере Абрахам в Канаде зимой поверхность льда состоит из замерзших пузырьков. А в Антарктиде есть незамерзающее озеро с соленостью в 11 раз больше морской воды!

            На территории России  находится уникальное - самое большое и глубокое озеро с пресной водой – Байкал.

            Все озера уникальны и прекрасны! Сберегите  красоту нашей планеты!

    VI.Домашнее задание (по выбору)

    1.Подготовить устный рассказ о природном  сообществе и дополнить его правилами  поведения на воде.

    2. Придумать экологические знаки.

    3.Составить сказку «Жило-было озеро».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля «Основы светской этики»».Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

    Доклад по теме "Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля«Основы светской этики"«Самая страшная из грозящих нам катастроф  это не столько атомная, тепловая и тому подобные...

    УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

    Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

    Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

    Проектная задача на уроке окружающего мира в 3 классе по теме " Природное сообщество - лес".

    Проектная деятельность на уроке окружающего мира. Третьеклассники решают  проектную задачу по теме " Природное сообщество - лес"...

    технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме Природные богатства и труд людей

    урок окружающего мира 3 класс Припродные богатства и труд людей...