Урок окружающего мира в 3 классе Жукова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Тема урока «Природное сообщество-озеро»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Цель урока: сформировать представление обучающихся об озере как о природном сообществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_prirodnoe_soobshchestvo-ozero_3_klass.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

  Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

Тема урока «Природное сообщество-озеро»

Цель:

сформировать представление учащихся об озере как о природном сообществе;

задачи: познакомить учащихся с разнообразием живых организмов озера на примере типичных представителей растительного и животного мира, выявить их приспособления к среде обитания, показать пищевые взаимосвязи.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);

адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя,  родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

Регулятивные  УУД:

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

-прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности 

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация, видео);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

-осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Ход урока:

I.Мотивация.( слайд 1)

Я предлагаю сегодня поработать на уроке под девизом: «С малой удачи начинается большой успех». Вы сегодня будете делиться новыми знаниями, полученными самостоятельно. Вы будете обучать друг друга, получать  новые знания
– Для того, чтобы у вас было хорошее настроение, я предлагаю вам послушать музыку «В мире животных». (Музыкальный видеоролик)

-Вы будете работать в парах, группах. В конце урока каждый оценит свою работу и поставит себе оценку в листе самооценки.

II. Актуализация опорных знаний

1. На доску вывешиваются картинки (доска)

ЛЕС        КАБАН, ЛОСЬ,

ЛУГ        МЫШЬ, КРОТ, КУЗНЕЧИК

        УТКА, ЦАПЛЯ, ондатра

- Ребята, определите среду обитания для данных животных.

- Всех ли животных удалось распределить? Назовите среду обитания оставшимся объектам живой природы.

Ученики: река, озеро, болото.

2.Итак, тема урока «Озеро – природное сообщество»( слайд 2)

Работа по карте

-Назовите крупнейшие озера  нашей страны. Более подробно о них вы узнаете в конце урока от ваших одноклассников.

3. Целеполагание (слайд 3)

В  нашей стране есть много озер, некоторые такие огромные, что их называют морями. Это Каспийское озеро. Озеро Байкал –необыкновенное красивейшее озеро на Земле.

Красотой озер можно любоваться бесконечно, но мы - ученики – исследователи. Поэтому нам сегодня на уроке предстоит исследовать ОЗЕРО.

- А это значит мы должны узнать? …

Задачи:

-узнать, что такое озеро?

-познакомиться с животным и растительным миром озера;

-составить цепи питания озера;

-доказать, что озеро- природное сообщество.

3.Беседа.

- Какие вы знаете природные сообщества?

- Что такое сообщество?

- Давайте дадим определение «что такое озеро?»

Работа в группе.

-Найдите, что такое озеро из  учебника (стр.49)

Вывод: озеро – это природный водоём, который образуется в зонах лесов,  степи, тундры. Наш Ямал –это край сотен тысяч озер. Точное число их в нашей местности до сих пор не определено.

III. Первичное усвоение новых знаний

1.Работа в группе.

- Мы знаем, что каждая природная зона имеет свои особенности, свой животный и растительный мир. Сейчас я предлагаю вам работу по группам:

1, 2 группы -биологи,

 3, 4-зоологи,

 5, 6-экологи

-Ваша задача: прочитать текст и составить по нему кластер или таблицу.

- Биологи изучают растительный мир(1,2 группы)

Значение(роль) - пища животным, выделяют кислород, убежище.

- Зоологи – изучают животный мир(  3, 4 группы)

Значение(роль) - поддерживают природное равновесие, корм, удобрения для водоемов, питаются растениями)

- Экологи (5, 6 группы)

-Какое значение имеет озеро для человека?

- Составьте с помощью условных знаков памятку «Охрана озера»

 IV. Первичная проверка понимания

Групповая работа

- Ребята, одна из задач нашего урока – доказать, что озеро является природным сообществом.

-Составьте цепи питания в группах. В этом поможет вам учебник.

растения – улитка – рак

водоросли – карась – выдра, щука

- Представьте, что исчезли на озере лягушки, что может произойти?

исчезли лягушки - много комаров, мух

- Вы, наверное, убедились в том, что в озере всё, как и в других сообществах всё взаимосвязано. Водные растения насыщают водоем кислородом, сами при этом являются пищей для всевозможных животных. Моллюски, рыбы, насекомые являются пищей для других обитателей озера- птиц и хищных животных. Конечно, живые организмы в озере объединены друг с другом и с неживой природой множеством связей. Значит, озеро – это природное сообщество.

V. Итог урока

Рефлексия

Синквейн «Озеро»

- В конце урока каждый должен оценить себя за работу на протяжении всего урока, поставив  себе оценку в лист «самооценки».

Релаксация (презентация)

- Во время работы с картой, вы убедились, что на нашей планете огромное количество великолепных по красоте озер. Одни созданы самой природой, другие – творение рук человеческих, но каждое удивительно и необычно по-своему. Есть бурлящие озера, есть исчезающие и снова появляющиеся, есть даже асфальтовое и пятнистое озера.

Очень удивительным природным творением является Чернильное озеро – «озеро дьявола», расположенное в Алжире. Оно наполнено чернилами, которые экспортируют в разные страны мира. А вот местным жителям соседство с таким озером не доставляет никакой радости.

            Один из самых безжизненных и опасных водоемов нашей планеты находится на острове Сицилия – озеро Смерти. В нем нет никакой живности, на берегу не растут ни трава, ни деревья. Более того, до воды ни в коем случае нельзя дотрагиваться.

            А вот если вы хотите совершить подводную прогулку без акваланга, отправляйтесь на озеро медуз на архипелаге Скалистые острова. На небольшой площади в 10 тыс.кв.м. обитает более 25  миллионов медуз. Они собираются вместе в середине озера, образуя практически сплошную стену. Но стоит человеку приблизиться к этой стене, медузы расступаются, чтобы пропустить гостей в свое удивительное королевство.

В озере Абрахам в Канаде зимой поверхность льда состоит из замерзших пузырьков. А в Антарктиде есть незамерзающее озеро с соленостью в 11 раз больше морской воды!

        На территории России  находится уникальное - самое большое и глубокое озеро с пресной водой – Байкал.

        Все озера уникальны и прекрасны! Сберегите  красоту нашей планеты!

VI.Домашнее задание (по выбору)

1.Подготовить устный рассказ о природном  сообществе и дополнить его правилами  поведения на воде.

2. Придумать экологические знаки.

3.Составить сказку «Жило-было озеро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Портфолио Горынцевой Любови Петровны, учителя начальных классов МБОУ "Ямальская школа - интернат имени Василия Давыдова"

Обобщение опыта в рамках аттестации педагога на высшую квалификационную категорию. Присвоена высшая квалификационная категория, приказ Департамента образования ЯНАО №1601 от 29.12.2016 года....

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...

Использование исследовательских методов на уроках окружающего мира для формирования познавательных УУД обучающихся начальных классов

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление осно...