Урок окружающего мира в 3 классе Жукова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Тема урока «Природное сообщество-озеро»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Цель урока: сформировать представление обучающихся об озере как о природном сообществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_prirodnoe_soobshchestvo-ozero_3_klass.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

  Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

Тема урока «Природное сообщество-озеро»

Цель:

сформировать представление учащихся об озере как о природном сообществе;

задачи: познакомить учащихся с разнообразием живых организмов озера на примере типичных представителей растительного и животного мира, выявить их приспособления к среде обитания, показать пищевые взаимосвязи.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);

адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя,  родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

Регулятивные  УУД:

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

-прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности 

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация, видео);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

-осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Ход урока:

I.Мотивация.( слайд 1)

Я предлагаю сегодня поработать на уроке под девизом: «С малой удачи начинается большой успех». Вы сегодня будете делиться новыми знаниями, полученными самостоятельно. Вы будете обучать друг друга, получать  новые знания
– Для того, чтобы у вас было хорошее настроение, я предлагаю вам послушать музыку «В мире животных». (Музыкальный видеоролик)

-Вы будете работать в парах, группах. В конце урока каждый оценит свою работу и поставит себе оценку в листе самооценки.

II. Актуализация опорных знаний

1. На доску вывешиваются картинки (доска)

ЛЕС        КАБАН, ЛОСЬ,

ЛУГ        МЫШЬ, КРОТ, КУЗНЕЧИК

        УТКА, ЦАПЛЯ, ондатра

- Ребята, определите среду обитания для данных животных.

- Всех ли животных удалось распределить? Назовите среду обитания оставшимся объектам живой природы.

Ученики: река, озеро, болото.

2.Итак, тема урока «Озеро – природное сообщество»( слайд 2)

Работа по карте

-Назовите крупнейшие озера  нашей страны. Более подробно о них вы узнаете в конце урока от ваших одноклассников.

3. Целеполагание (слайд 3)

В  нашей стране есть много озер, некоторые такие огромные, что их называют морями. Это Каспийское озеро. Озеро Байкал –необыкновенное красивейшее озеро на Земле.

Красотой озер можно любоваться бесконечно, но мы - ученики – исследователи. Поэтому нам сегодня на уроке предстоит исследовать ОЗЕРО.

- А это значит мы должны узнать? …

Задачи:

-узнать, что такое озеро?

-познакомиться с животным и растительным миром озера;

-составить цепи питания озера;

-доказать, что озеро- природное сообщество.

3.Беседа.

- Какие вы знаете природные сообщества?

- Что такое сообщество?

- Давайте дадим определение «что такое озеро?»

Работа в группе.

-Найдите, что такое озеро из  учебника (стр.49)

Вывод: озеро – это природный водоём, который образуется в зонах лесов,  степи, тундры. Наш Ямал –это край сотен тысяч озер. Точное число их в нашей местности до сих пор не определено.

III. Первичное усвоение новых знаний

1.Работа в группе.

- Мы знаем, что каждая природная зона имеет свои особенности, свой животный и растительный мир. Сейчас я предлагаю вам работу по группам:

1, 2 группы -биологи,

 3, 4-зоологи,

 5, 6-экологи

-Ваша задача: прочитать текст и составить по нему кластер или таблицу.

- Биологи изучают растительный мир(1,2 группы)

Значение(роль) - пища животным, выделяют кислород, убежище.

- Зоологи – изучают животный мир(  3, 4 группы)

Значение(роль) - поддерживают природное равновесие, корм, удобрения для водоемов, питаются растениями)

- Экологи (5, 6 группы)

-Какое значение имеет озеро для человека?

- Составьте с помощью условных знаков памятку «Охрана озера»

 IV. Первичная проверка понимания

Групповая работа

- Ребята, одна из задач нашего урока – доказать, что озеро является природным сообществом.

-Составьте цепи питания в группах. В этом поможет вам учебник.

растения – улитка – рак

водоросли – карась – выдра, щука

- Представьте, что исчезли на озере лягушки, что может произойти?

исчезли лягушки - много комаров, мух

- Вы, наверное, убедились в том, что в озере всё, как и в других сообществах всё взаимосвязано. Водные растения насыщают водоем кислородом, сами при этом являются пищей для всевозможных животных. Моллюски, рыбы, насекомые являются пищей для других обитателей озера- птиц и хищных животных. Конечно, живые организмы в озере объединены друг с другом и с неживой природой множеством связей. Значит, озеро – это природное сообщество.

V. Итог урока

Рефлексия

Синквейн «Озеро»

- В конце урока каждый должен оценить себя за работу на протяжении всего урока, поставив  себе оценку в лист «самооценки».

Релаксация (презентация)

- Во время работы с картой, вы убедились, что на нашей планете огромное количество великолепных по красоте озер. Одни созданы самой природой, другие – творение рук человеческих, но каждое удивительно и необычно по-своему. Есть бурлящие озера, есть исчезающие и снова появляющиеся, есть даже асфальтовое и пятнистое озера.

Очень удивительным природным творением является Чернильное озеро – «озеро дьявола», расположенное в Алжире. Оно наполнено чернилами, которые экспортируют в разные страны мира. А вот местным жителям соседство с таким озером не доставляет никакой радости.

            Один из самых безжизненных и опасных водоемов нашей планеты находится на острове Сицилия – озеро Смерти. В нем нет никакой живности, на берегу не растут ни трава, ни деревья. Более того, до воды ни в коем случае нельзя дотрагиваться.

            А вот если вы хотите совершить подводную прогулку без акваланга, отправляйтесь на озеро медуз на архипелаге Скалистые острова. На небольшой площади в 10 тыс.кв.м. обитает более 25  миллионов медуз. Они собираются вместе в середине озера, образуя практически сплошную стену. Но стоит человеку приблизиться к этой стене, медузы расступаются, чтобы пропустить гостей в свое удивительное королевство.

В озере Абрахам в Канаде зимой поверхность льда состоит из замерзших пузырьков. А в Антарктиде есть незамерзающее озеро с соленостью в 11 раз больше морской воды!

        На территории России  находится уникальное - самое большое и глубокое озеро с пресной водой – Байкал.

        Все озера уникальны и прекрасны! Сберегите  красоту нашей планеты!

VI.Домашнее задание (по выбору)

1.Подготовить устный рассказ о природном  сообществе и дополнить его правилами  поведения на воде.

2. Придумать экологические знаки.

3.Составить сказку «Жило-было озеро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...

Портфолио Горынцевой Любови Петровны, учителя начальных классов МБОУ "Ямальская школа - интернат имени Василия Давыдова"

Обобщение опыта в рамках аттестации педагога на высшую квалификационную категорию. Присвоена высшая квалификационная категория, приказ Департамента образования ЯНАО №1601 от 29.12.2016 года....

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...

Использование исследовательских методов на уроках окружающего мира для формирования познавательных УУД обучающихся начальных классов

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление осно...

Урок окружающего мира с использованием регионального компонента. Учитель: Ильичева Нонна Александровна, высшая квалификационная категория. Тема урока «О чём расскажет план» 3 класс

  Младший школьный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты ...