Использование исследовательских методов на уроках окружающего мира для формирования познавательных УУД обучающихся начальных классов
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Петрова Александра Михайловна

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petrova_aleksandra.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме
«Использование исследовательских методов на уроках окружающего мира для формирования познавательных УУД обучающихся  начальных классов»

    В начальной школе учащимся необходимо научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Наибольшие затруднения у детей вызывает усвоение информации именно на уроках окружающего мира. Это связано, с большим объемом информации, неумением детей работать с информацией, недостаточным количеством наглядных пособий и сложностью некоторых тем. В этой ситуации помощь учителю может оказать кроме уже известных средств, использование на уроках исследовательских методов.

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме. Такое обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем.

Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую или частично-поисковую деятельность ученика в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала преподавателем. В этих условиях исследовательский метод оказывается лишь одним из способов самостоятельной познавательной деятельности ученика, исключающим активную деятельность преподавателя по изложению учебного материала и его объяснению.

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.[3]

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Также, одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий. Преподаватель выдвигает проблему для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них. Преподаватель лишь указывает источники. Также возможен самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа.

«Окружающий мир» в начальной школе очень интересный, но сложный предмет. Говоря о дисциплине «окружающий мир», предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира так, как раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. И в этом на помощь приходят исследовательские методы, такие как  аналитические (теоретический анализ научной литературы) и психодиагностические (наблюдение, беседа, эксперимент). Использование исследовательских методов на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся познавательные УУД. [1]
    К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. [1]

Так, например, для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Например, говорим о комнатных растениях. В учебнике «Окружающий мир», 2 класс, нет описания того, как вырастить растения. Но в нем есть рисунки, позволяющие догадаться, что комнатные растения могут размножаться черенками (сразу дети наглядно видят как черенок выглядит), листьями, семенами, луковицами. Узнав это, рассматриваем цветы в классе и пытаемся выяснить как размножаются данные цветы. Получив определенные знания, с помощью следующего рисунка выясняем как вырастить растение из черенка, как ухаживать за растениями, делаем выводы. Таким образом, на данном этапе школьник выполняет такие познавательные УУД: общеучебные – осознанно строит сообщение в устной форме (как размножается растение), действия постановки и решения проблем (как вырастить растение), и логические действия (сравнивает разные виды растений и приходит к выводу, что всем комнатным растениям нужен свет, тепло, воздух и вода, но в разных количествах).
Задания, которые позволят обучающимся овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родственным признакам часто выполняются на уроках окружающего мира, так как рассматриваются объекты живой и неживой природы. Например, учащимся предлагаются такие задания: сравни деревья в сентябре и октябре: раздели животных на группы, найди общие признаки у данных видов и т.д. [2]

При изучении тем, посвященным правилам дорожного движения, карт, планов местности, выполнения творческих заданий много используется знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. [1] Например, придумай свой знак охраны данного объекта; запиши план - описание условными знаками, выполни действия согласно знакам в таблице и др. На уроке учащиеся могут самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.

Например, «стрелка вниз» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;  «стрелка вверх» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;  «плюс-минус» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный; «плюс» - ответил по своей инициативе, ответ правильный; «минус» - не ответил.

Таким образом, при изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно- знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Список литературы:

  1. Петрова И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст]/ И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы международной науч. конференции. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116. – Режим доступа:  http://ped.bobrodobro.ru/10802
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]/ А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 143 с.: ил. – (Школа России). – Режим доступа: http://newgdz.com/uchebniki-2-klass-onlajn/10834-chitat-okryjaushii-mir-2-klass-pleshakov-onlain
  3. Чеховских В.Т. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие, часть II / – М.: «Новое знание», 2003. – 379 с. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/201849-2/vozrastnaya-i-pedagogicheskaya-psikhologiya-uchebnoe-posobie-2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта использования проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

В статье раскрываются подходы к организации исследовательской деятельности обучающихся на уроах окружающего мира,  приведены примеры продукта  исследовательских работ....

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира...

Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные...

Статья «Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира»

Статья «Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира»...

Мастер - класс «Формирование исследовательских умений на уроках окружающего мира»

В даннойй методической разработке представлены методические приёмы по формированию исследовательских умений на уроках окружающего мира....