Из опыта использования проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

В статье раскрываются подходы к организации исследовательской деятельности обучающихся на уроах окружающего мира,  приведены примеры продукта  исследовательских работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта использования технологии проектно-исследовательской деятельности в на уроках окружающего мира

         Технология проектно-исследовательской деятельности является одной из наиболее эффективных в системе современного образования, в том числе и начального, по следующим причинам:

  • Носит деятельностный характер, так как знания, умения и навыки учащиеся получают в процессе выполнения определённых действий, а не в готовом виде
  • Предоставляет возможность для развития личности каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями
  • Расширяет кругозор учащихся, их познавательную активность
  • Углубляет  и расширяет предметные знания и умения
  • Формирует общеучебные умения – получать и обрабатывать информацию, планировать и выполнять  действия, контролировать себя
  • Активизирует мыслительные процессы, формируя умение обобщать и систематизировать данные
  • Прививает практические навыки
  • Развивает творческие способности, вариативное мышлении, поскольку одну и ту же тему можно представить по-разному
  • Воспитывает самостоятельность, любознательность.
  • Формирует системное мышление (в частности, исследования природоведческого характера выявляют причинно-следственные связи в  природе)

   Любая деятельность начинается с мотива, с потребности ею заниматься. Развивать эту потребность относительно окружающего мира помогают вопросы: «А что бы ты ещё хотел узнать о…?», «Кто хочет узнать?», « А что вам известно…?», «Какие вопросы по теме вы можете задать?».

        С 1 класса на уроках окружающего мира стараюсь привлекать внимание учащихся  к дополнительным источникам информации. Дети должны знать, что их знания могут не ограничиваться учебной литературой. Этому способствует показ энциклопедий, чтение статей научно-познавательного характера в соответствии с изучаемым материалом, знакомство с книгами из серии «Почемучкины книжки».

      Хорошим приёмом является создание на уроке с помощью вопросов проблемной ситуации, которая выявляет несоответствие знаний возможностям объяснить определённые явления.

       После выбора темы работы координирую деятельность учащихся: вместе с ними  определяем, на какие вопросы хотелось бы найти ответ,  планируем, какой и где теоретический материал можно использовать, какие опыты провести в доказательство предположений, последовательность сбора материала, порядок его представления. Таким образом, составляем план-вопросник, в котором чётко и понятно указаны действия. Конечно, в начальной школе невозможно обойтись без помощи родителей, которые помогают детям вести наблюдения, проводить опыты, фотографировать, выбирать литературу, оформлять представление работы. Для учителя главное – научить обобщать и систематизировать полученные в ходе  работы данные, не отклоняться от темы.

        Так, на основе ведения дневника наблюдений за погодой и возникла тема нашего первого исследования в 1 классе: «Осень и зима в нашем крае».  Разбудить интерес к теме помогли вопросы, направленные на выявлении причинно-следственных связей в природе: «Почему сегодня гололёд?  Почему вчера было холодно, а сегодня потеплело? Откуда взялись сосульки? и др.), знакомство с народными приметами, пословицами, загадками о природных явлениях.

   В ходе работы над проектом учащиеся не только составили сводку погоды за прошедшие месяцы, подготовили материал о наблюдаемых природных явлениях –снеге и дожде, провели практическую работу, измеряя высоту снежного покрова, но и определили, как связаны явления природы и сезонные изменения с погодными условиями, а также сопоставили результаты своих  наблюдений и практической работы с народными приметами.

       Во втором классе темы проектов подсказала учебная программа. Так, изучая Солнечную систему, ребята создавали проекты на тему «Какие вопросы задаёт космос?»: «Планеты Солнечной системы», «Почему у Луны нет платья?». В содержание каждого из них входили следующие компоненты:

  • Выступления о планетах, созвездиях
  • Наблюдения
  • Зарисовки и фотографии наблюдаемых объектов
  • Моделирование космических тел, которое помогло наглядно представить соотношение их размеров
  • Викторины
  • Загадки (помогали вспомнить существенные признаки космических объектов и повторить материал)
  • Сочинение сказок

Разнообразие форм деятельности способствовало развитию творчества. Так, один из учащихся (Мазурчук Н.) сочинил загадку про Луну:

«Вечный спутник Земли

Радует нас с вами.

Меняя формы свои

Тёмными ночами».

Другой составил вопросы для викторины (Антонов А.):

  1. Круглая планета, одетая в кольцо.
  2. Как называется лунный самоходный аппарат?
  3. Как называется одежда для космоса?
  4. За какой период Земля совершает оборот вокруг своей оси?
  5. Сверкая огромным хвостом в темноте,

             Несётся среди ярких звёзд в пустоте,

             Она не звезда, не планета

             Загадка Вселенной… и.т. д.

      Изучая тему «Водоёмы», учащимися были подготовлены проекты на тему «Водоёмы нашего края». Работы  носили не только познавательную, но и экологическую направленность. Проекты назывались: «Речка Селезнёвка»(Захарова. А.), «Пруд в посёлке Харитоново» (Ермакова Е.), «Сайменский канал» (Байкова Ю).

Их содержание включало ответы на следующие вопросы:

  • Характеристика водоёма
  • История него происхождения
  • Какое значении имеет в хозяйственной деятельности человека?
  • Какие животные обитают в водоёме?
  • Какая растительность?
  • В каком состоянии находится водоём?
  • Что я могу сделать для его чистоты? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить природу водоёма?

      В итоге дети представили  сообщения, рисунки, составили кроссворд и викторину о растениях и животных, свод правил поведения на водоёме, придумали знаки, которые напоминал бы  о сохранности чистоты водоёма. Выступления по проектам позволило детям не только узнать новое, но и повторить, закрепить изученный материал.

Кроссворд Байковой Ю.:

По горизонтали:

1.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

 2.Место выхода подземных вод на поверхность земли.

3.Течёт, течёт, не вытечет,

   Бежит, бежит – не выбежит.

По вертикали:

              4. Как называется начало реки?

5. Место впадения реки в другой водоём.

6. Как называются речки, которые впадают в большую реку?

     

  Любая деятельность исследовательского характера должна выполняться только по желанию. Работа по созданию проекта достаточно трудоёмкая, однако и результаты её значительны. Дети учатся главному – задавать вопросы и вместе со взрослыми искать на них ответы. Формирование общих подходов к участию в исследовательской деятельности поможет  учащимся впоследствии легче адаптироваться в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блок-схем в учебной деятельности на уроках окружающего мира

Статья содержит теоретический материал по использованию блок-схем при изучении во 2 классе раздела "Природные зоны" по программе "Школа 2100"...

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира"

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся,  по своей структуре соответствующая научной деятельности, характериз...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках окружающего мира

Исследовательская работа на уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования...

Использование моделирующей деятельности на уроках окружающего мира.

В современном обучении на уроках окружающего мира, моделирование используется для активной познавательной деятельности, и познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления....