Проектно - исследовательская деятельность на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мануйлова Евгения Евгеньевна

Исследовательская работа на уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_festival.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 C-1 Исследовательская работа на уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования

В  Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования большое  внимание  уделяется проектной  и  исследовательской  деятельности, как  решающем фактору в  формировании  у   школьников  умения  учиться. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

         Современный  школьник – это  не  чистый  белый  лист. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в начальной школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

     C-2 В связи с этим  в нашем классе создан НИИ младших школьников «Родник».   Были  поставлены  цели.

 C-3 Основной  целью  является: формирование  мотивации  к  обучению, познанию  и  творчеству  в  течение  всей  жизни  в  информационную эпоху.

C-4  Главная  задача - создание условий для развития  творческой научно-исследовательской  деятельности. Достижение метапредметных  результатов  обучающихся, освоение УУД.

C-5  Структура НИИ «Родник» позволяет вовлечь в исследовательскую работу всех учеников и раскрыть их способности. Ребята ведут себя по разному: одни активно ищут информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую деятельность.     В связи с этим были созданы следующие отделы: лекторский, оформительский, ИКТ,   информационный, консультанты. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка он   может принять участие в работе выбранного им отдела.

C-6  Также  был  создан «Научный  совет». В состав  научного  совета  входят: руководители отделов, родители  и  учителя- предметники.

C-7  Составлены  принципы  работы. Деятельность НИИ «Родник»  разнообразна. Таким образом, можно отметить, что  - это не только школьное научное общество, а самый настоящий клуб по интересам. Здесь можно проявить себя в искусстве, журналистике, исследовательской деятельности, литературе, проектной деятельности, общественной работе.

С-8  Ожидаемым  результатом данной программы является всесторонне – развитая личность:.

Свою работу мы начали с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа.

 Нами разработаны:

 Программа и план работы отделов. Они были  рассмотрены  и  утверждены  на «Научном  совете».

С-9-10  Намечены  примерные  этапы  и структура научного  исследования. Этапы  и  структура  может  меняться в  зависимости  от  вида  проекта.

С-11 Рассмотрели  источники  информации. Источников  информации недостаточно, поэтому мы  планируем  общение  с  другими  учреждениями дополнительного образования, музеями Буденновского района.

Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность необходимо строить в сотрудничестве с родителями.

     Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

 Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

С-12  В своей работе я применяю два вида исследования: экспресс – исследования и долгосрочные исследования.

  В соответствии с планом работы  начинаю вовлекать своих учеников в мини – исследования.

С-13-14 Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования».  Главной  целью этой  работы является: обобщение  информации,  выделение  главного, умение  делать  выводы.  Параллельно  с этим  развивается  навык общения, работа  с  источниками  информации. Данный вид исследования особо актуальный при изучении свойств воды, воздуха, глины, песка и другое.

    С-15 Также мы проводим и долгосрочные исследования.  Применяю следующие виды проектов:

  • В  работе  над  проектом «Каждой  пичужке  по  кормушке»  принимали  участие  не  только  родители, но и бабушки, и дедушки.

С  большим  интересом  ребята  работают  над  исследовательскими  проектами.

С-16 Наиболее интересным стал исследовательский  проект «Тайны песчаных карьеров». Хотелось бы рассказать, как родился этот проект. Все началось с необычного камня, найденного в песке моим учеником. Ребят заинтересовала эта находка. Начали активный поиск информации, совместно с этим продолжались поиски камней. Можно только представить, сколько песка было перелопачено. Каждому хотелось побывать в роли археолога-первооткрывателя. Удалось установить названия камней, узнать каким путем они образовывались. Сегодня перед вами результат этого проекта – коллекция камней собранная детьми.

  • С-17 -18 Творческий  проект.  Темы  таких  проектов  развивают  у  детей  логическое  мышление,  воображение и  воспитывают  инициативность, ответственность. Очень  любят составлять  проекты  о  животных. Наблюдения  провожу  от  простого  к  сложному, с  различными  анализаторами (потрогать, понюхать, послушать). Учёные  сделали  исследования  и  доказали,  что 10% - запоминают,  когда  читают,  20% - когда  пишут, а 70% - запоминают,  когда  сами  исследуют  и  делают  выводы. Лучшими  работами  были  признаны – презентация «Красная  книга  Ставропольского  края и видео – фильм « Растения – часть  живой  природы» (показ фильма),  «Глобус – модель земного шара»
  • Вашему вниманию представляется работа моей ученицы по теме: « Растения – часть  живой  природы»

Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранными и сложными. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Так, например, в курсе окружающего мира  первые представления о нашей планете Земля дети получают, изучая ее модель – глобус

Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.

Поэтому я Вам предлагаю провести экспресс –исследование, при изучении глобуса.

Пред изучением данной темы детям предлагается подготовить мини – проект о глобусе. Проекты дети защищают на уроке.  Сообщают интересные факты, которых нет в учебнике. Вот такой проект и подготовила ученица 3 класса Береснева Алена (Показ  буклета по глобусу.)

На внеурочной деятельности ребята изготавливают модель земного шара, тем самым закрепляют уже полученные знания о глобусе, такие как материки, северный и южный полюс.

Далее приступаем к изучению параллелей и меридианов.

Для этого детям предлагается собрать самостоятельно модель земного шара. Каким образом это происходит? Сейчас я хочу Вас возвратить в прошлое. Вы учащиеся 3 класса.

     У вас на столе стоит  глобуа. Давайте его рассмотрим.

В глобусе есть ось.   Что мы о ней знаем? Мы знаем, что она  не видимая, вокруг нее вращается Земля. Она наклонена. Повращайте  глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

( Происходит смена дня и ночи.)

- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

Возьмите ярко – синюю нить и выделите ей экватор.

Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели. Возьмите голубые  нити и отметьте параллели. Какая самая длинная параллель?

. Еще на Земле есть Северный полюс и Южный полюс.  Найдите их . Почему они белого цвета?

На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. 

 - Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. Возьмите красные нити и  отметьте меридианы.  В чем их особенность?

- Чем отличаются параллели от меридианов?

-  Посмотрите, что у нас получилось?  Иногда глобус называют «мяч в сетке».+

Таким образом, мы проводили мини- исследования при закреплении знаний о  глобусе.

        С-19 Любой  проект должен быть защищен. Выступление  на  публике  является  одним из приёмов  социализации  личности.  В конце  каждой  четверти  мы  проводим общее  заседание НИИ,  на  котором  ведём отчёт  о проделанной  работе. На  эти  заседания  мы  приглашаем  родителей, администрацию  школы, учителей – предметников. Такая  работа  даёт  возможность  осознать  свою  значимость, развивает  познавательный  интерес, любознательность, умение работать  с  информационными источниками, учит общению со сверстниками, готовит  детей  к  переходу  в  пятый класс.  Каждая  работа  поощряется  различными  дипломами, грамотами, благодарностями, медалями.

 Результаты  нашей  работы  уже  видны. Все  ученики  стали  активными  читателями  библиотеки, они  могут  найти информацию  из  различных источников, принимают  участие  в  олимпиадах,  конкурсах. Наши  ученики  занимают  призовые  места  в  школьных  конкурсах.

 Мы будем продолжать начатую работу, постараемся найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира"

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся,  по своей структуре соответствующая научной деятельности, характериз...

Из опыта использования проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

В статье раскрываются подходы к организации исследовательской деятельности обучающихся на уроах окружающего мира,  приведены примеры продукта  исследовательских работ....

Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира" 2 класс Автор: Хошева Т.В.

Мы провели исследовательскую работу,чтобы ответить на простой,казалось бы, вопрос:что такое снег?...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира

Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения,  дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особ...

Статья на тему «Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во время внеурочной деятельности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...