Использование блок-схем в учебной деятельности на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (2 класс) на тему

Статья содержит теоретический материал по использованию блок-схем при изучении во 2 классе раздела "Природные зоны" по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ispolzovanie_blok-shem_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Погудина Надежда Павловна       МОУ «Октябрьский лицей»

Муниципальное образовательное учреждение

«Октябрьский лицей»

Калачевского муниципального района

Волгоградской области

Использование блок-схем

в учебной деятельности

на уроках окружающего мира

 

Погудина Надежда Павловна,

учитель начальных классов,

 высшей квалификационной категории

пос. Октябрьский

2010 год

Природоведение – один из самых интересных и в то же время сложных предметов начальной школы. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, природа и общество рассматриваются здесь в неразрывном единстве. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира.

Чаще всего ученики начальных классов не любят уроки ознакомления с окружающим миром. Они кажутся детям скучными и неинтересными. Поэтому я поставила одной из основных задач в своей работе сделать занятия разнообразными, увлечь ребят этими уроками, чтобы дети сами стремились узнать больше того, что написано в учебнике.

Это хорошо можно показать при изучении второклассниками раздела «Природные зоны» по программе «Школа 2100», используя современные технические средства обучения, успешно развивать познавательные интересы детей, делая тем самым более продуктивным процесс их обучения. По данному разделу разработаны уроки, графические опорные блок-схемы, опирающиеся на описание природных зон. Они достаточно традиционны по структуре. Но их содержание, средства представления материала, формы организации работы и используемые методические приемы имеют ряд существенных особенностей, обусловленных использованием новых информационных технологий на уроках и на этапе подготовки к ним учителя. Тем самым обеспечивается высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, развивает у них интерес к учебе.

Для составления блок-схем к теме «Природные зоны» в данном опыте использована технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова. В основе построения урока по новой технологии лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся. Основу стереотипа учебной деятельности представляют, по словам В.Ф. Шаталова, опорные конспекты (блок-схемы), в которых закодирован учебный материал. 

Блок-схема – это схема-рисунок, где с помощью условных знаков, определенных слов, черточек, символов и иногда отдельных предложений передается главное содержание материала. Блок-схема составляется и строится так, чтобы направить детскую мысль в нужное русло, благодаря алгоритмам, заложенным в нее, дает возможность активизировать умственную деятельность учащихся, развивать их творческую и познавательную активность, логическое мышление, речь. Блоки обычно составляют стержень, вокруг которого выстраивается урок с применением разнообразных приемов и средств обучения.

Структура урока с применением блок-схемы становится более гибкой. Урок может идти по схеме, возможен обмен впечатлениями, главное работают все учащиеся: анализируют, группируют, классифицируют, обобщают. При изложении материала блок служит опорным планом рассказа учителя и учащегося, позволяет легко и быстро построить рассказ, не забывая главного в нужной последовательности, избавляет от необходимости держать план рассказа в уме. Изложение материала проводится большими блоками (природная зона), что позволяет лучше его осмыслить, осознать. Блок дает шанс ученику хорошо отвечать, избавляет от слов-паразитов, помогает в развитии речи.

Блок-схемы могут использоваться на всех этапах решения учебной задачи. Освоение такой моделью позволяет быть более активными участниками учебного процесса.

1 этап. Изучение нового материала.

Блок-схема может  выполняться учителем на доске (мелом) по ходу объяснения или открываться после объяснения (та же схема, но приготовленная заранее на компьютере, на плакате).    

Леса умеренного пояса

умеренный пояс         север

/  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /   юг

Зима        сезонность           Лето

- t°                                                                + t°

холодная недолгая        тёплое незасушливое

        * >   река  ۵    >

К.                      ЛЕС

      север (тайга)        хвойный        лиственный        юг

                                            смешанный

        пища

        укрытие

                  ЛЕС        древесина

        лекарство

        место для отдыха

        чистый воздух

Е.

Растительноядные: заяц, белка, лось,…

Всеядные: медведь, ёж,…

Хищные: волк, лиса, тигр,….

Насекомоядные: (зимующие) воробей, дятел,….

        (перелётные) скворец, ласточка, утки,….

М. Грибы, черви, почвенные клещи, микробы.

В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно сжато излагает материал по опорной схеме, обращая внимание на важнейшие моменты (в схеме они могут быть выделены другим цветом или подчеркнуты). В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.

Учащиеся после рассказа учителя по опорному плакату зарисовывают блок в рабочих тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память. Выполнять схему нужно быстро, аккуратно, так как времени мало. Далее идет совместная работа учителя и учащихся:

  • чтение теоретического материала в учебнике (чтение по главам или выборочное чтение);
  • выделение в опорной схеме важных моментов;
  • озвучивание, расшифровка закодированного с помощью условных знаков, слов, основных понятий;
  • продолжение (самостоятельное) модели по данному началу;
  • конструирование моделей путем расширения (обогащения) содержания входящих в его состав данных.  

Очень часто после изучения нового материала для его закрепления проводится тестовая работа. Учитель раздает каждому учащемуся листы с незаконченными предложениями. Задача учащегося состоит в том, чтобы дописать предложения, используя знания об изученной зоне, пользуясь опорной схемой.

В зоне лесов.

  1. Зона лесов приходит на смену... (тундры).
  2. В лесной  зоне  растут….(хвойные) и ….(лиственные) деревья.
  3. «Едоков» можно разделить на 4 группы:…(хищные, всеядные, растительноядные, насекомоядные).
  4. В этой зоне много «мусорщиков»:… (грибы, черви, почвенные клещи, микробы).

5. Дуб, ясень, клен, орешник растут в... (лиственном) лесу.

Так же при проверке знаний учащегося по изученным темам используются графические утвердительные диктанты. Это средство моделирования имеет своей целью обобщить полученные знания в единой модели, удобной в использовании. Каждый диктант охватывает всю изученную тему (блок). Задача учащихся согласиться или нет. Учитель читает предложение. Если учащиеся согласны, то ставят знак "∩", если не согласны, то ставят знак «__». 

Лесная зона

  1. Целая армия «мусорщиков».
  2. Суровая зима, короткое лето.
  3. Смешанные и хвойные леса.
  4. Карликовые деревья.
  5. Вечная мерзлота.
  6. Много корма, есть надёжное укрытие.
  7. Хорошо различается сезонность.
  8. Лето знойное, жаркое, сухое.
  9. Выращивают мандарины, лимоны.
  10. Большое количество «едоков».

Ответ:

1

2

3

4  

5

6

7

8

9

10

Еще из природоведческих диктантов я использую буквенные и цифровые диктанты.

Природные зоны

         1 вариант                                                   2 вариант

                1

Зона ледяных пустынь

2

                2

Тундра

4

                3

Зона лесов

6

                4

Степи

7

                5

Пустыни умеренного пояса

3

                6

Пустыни жаркого пояса

8

                7

Саванны

5

                8

                Тропические леса

       1

Вопросы:

  1. Поверхность земли покрыта многочисленными озёрами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. (Тундра.)
  2. Хозяин зоны - белый медведь. Он охотится на тюленей, умело ловит рыбу. (Зона ледяных пустынь.)
  3. Кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. (Зона ледяных пустынь).

 4. Корни растений уходят глубоко в почву на 20 метров. У некоторых растений вместо листьев колючки. (Пустыни умеренного пояса.)

5. Самое крупное животное - северный олень. Любимая еда - ягель. (Тундра.)

Ответ:

  1. вариант: 2,1,1,5,2.       2 вариант: 4,2,2,3,4.

Опрос по тестам занимает не более 2-3 минут. Проверить правильность ответов можно несколькими способами:

  • на экране появляется готовая схема-ответ;
  • взаимопроверка в парах.
  • Проверка тестов проводится более сильными учащимися.

Это «дублеры» учителя, которые наиболее ответственно относятся к урокам природоведения.

2 этап. Работа ученика дома.

Дома учащиеся, повторив материал по учебнику, пересказывают его, опираясь на схему. Готовить материал и пересказывать можно по частям-блокам или целиком, как удобнее ученику, но пересказ в целом обязателен по готовности.

Кроме того, ученик должен уметь зарисовывать схему по памяти, для чего он и проводит соответствующую тренировку (так как это придется делать на уроке). 

3 этап. Проверка домашнего задания.

Опрос домашнего задания на уроке с использованием блок-схемы ведется по двум направлениям: устно («тихий» опрос) и письменно. К доске вызываются от 1 до 3 учеников к учителю для «тихого» опроса и те поочередно отвечают материал, пользуясь схемой. Все остальные должны по памяти воспроизвести схему на листах. На воспроизводство схем отводится до 10-12 минут, смотря по объему материала. Схема должна выполняться быстро, простым карандашом, по возможности аккуратно. Помогает этому бумага в клетку. Допускается использование цветной пасты для подчеркивания или выделения особо важных мест.

Выполнение схем и «тихий» опрос идут одновременно. За 10-12 минут вполне опрашивается 3-4 ученика, так как по схеме они отвечают быстро. 

На первых уроках по этой технологии можно вначале выслушивать устный ответ у доски, а затем все приступают к воспроизводству схемы. Вариантов достаточно. После 2-3 уроков с применением блок-схем для устного «тихого» опроса можно привлекать «дублеров», которых лучше назначить заранее, перед объяснением нового материала. Это гарантирует их предельное внимание и добросовестную подготовку дома. Не следует назначать «дублерами» одних и тех же детей, ими должны побывать все. Дети быстро привыкают к новой технологии и в классе формируются более здоровые отношения. По мере успехов в обучении следует шире использовать взаимоконтроль  устных ответов, сокращая его письменное воспроизводство. Дети охотнее отвечают устно и по мере развития речи охотнее идут отвечать.

Подобному моделированию подчиняется каждый урок природоведения, что  придаёт логическую стройность и четкость познавательной деятельности учащихся. Такой процесс способствует развитию и самовыражению личности детей, формированию у них чувства уверенности и достоинства, расширяет кругозор, словарный запас, развивает речь.

Литература:

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс.- М.: Баласс, 2008.
  2. Комплект наглядных пособий. Окружающий мир 1-4 класс.- М.: Баласс, 2004.
  3. Мельчаков Л., Скаткин М.Н. Природоведение. Учебник 3,5 класс. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Плешаков А.А. Природоведение. Учебник для 4 класса.- М.: Просвещение, 2001.
  5. Сухарев Ю.В. Природоведение. – Чапаевск, 1996.
  6. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта,  1994.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Из опыта использования проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

В статье раскрываются подходы к организации исследовательской деятельности обучающихся на уроах окружающего мира,  приведены примеры продукта  исследовательских работ....

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.(Методические рекомендации)...

Использование моделирующей деятельности на уроках окружающего мира.

В современном обучении на уроках окружающего мира, моделирование используется для активной познавательной деятельности, и познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления....

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...

Образовательный проект "Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира как средство повышения мотивационных интересов к предмету"

Образовательный проект "Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира как средство повышения мотивационных интересов к предмету"...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Действительно использование данной технологии приносит хороший результат. Спасибо за материал.