Образовательный проект "Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира как средство повышения мотивационных интересов к предмету"
проект

Образовательный проект "Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира как средство повышения мотивационных интересов к предмету"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Лазуточкина Анна Сергеевна

                                                                        (ФИО)

учитель начальных классов

(должность)

МБОУ «СШ№6»

г. Нижневартовска

(место работы)

                                                        Образовательный    проект

Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира как средство повышения мотивационных интересов к предмету

Пояснительная записка

     В Концептуальных основах комплекта «Школа России», автор А.А. Плешаков, указывается, что «произошедшие в России в последнее десятилетие коренные общественно-политические изменения освободили личность и вызвали к жизни разнообразные педагогические исследования, связанные с многоплановой проблематикой развития личности ребёнка, в том числе младшего школьника. Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании. Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что чётко обозначено в стандарте начального общего образования» [12. с.7]

В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.    

В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Творчество школьников наиболее полно проявляется и успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Особенности курса “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированность и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Проект   соответствует образовательной программе по окружающему миру и нормативным документам:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями (приказы МО РФ   № 1241 от 26.11.2010г, №2357 от 22.09.2011г., №1060 от 18.12.2012г, №1643 от 29.12.2014г. №507 от 18.05.2015г., №1576 от 31.12.2015г., № 613 от 29.06.2017); № 287 от 31 мая 2021г.
  2. Фундаментального ядра   содержания общего образования;
  3. Примерной программы по учебному предмету «Окружающий мир» /авторской программы Н.Ф. Виноградовой Г.С. Калиновой «Начальная школа XXI век» под общей редакцией Н.Ф. Виноградовой М.: Издательский центр "Вентана - Граф", 2019)
  4. Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Издательский центр "Вентана - Граф", 2019г.
  5. Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 23 октября 2019 г. № ВБ-47/04 «Об использовании рабочих тетрадей».

1.Тема и цель проекта актуальны, соответствуют требованиям образовательной программы.

Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках окружающего мира как средства формирования мотивационных интересов обучающихся.

2.Проект представлен целостно, определены его задачи, общий замысел, риски и т.д.

Задачи проекта:

1.изучить методическую и методологическую литературу;

2.разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской технологии на уроках окружающего мира для формирования ключевых компетенций;

3.разработать сценарии уроков окружающего мира с применением методов исследования;

4.создать творческую группу обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью;

5.обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:

  • обученность детей;
  • соответствие стандарту (нормативные требования);
  • соответствие социальным запросам и ожиданиям;
  • соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

3.Созданы условия для возможности школьникам действовать самостоятельно, т.е. пробовать себя в разных культурных формах

Условия для возможности школьникам действовать самостоятельно:

  1. Составление плана.
  2. Подумать самостоятельно.
  3.  Посмотреть книги.
  4. Спросить.
  5. Обратиться к компьютеру.
  6. Понаблюдать.
  7. Провести эксперимент.

В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Применяются системы средств, которые составляют единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, следят за изменениями в общественной жизни. В урочной и внеурочной деятельности выполняют различные творческие и практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера. Проводятся ролевые игры, экскурсии. Выполняют схемы и модели объектов и явлений окружающего мира.

4.В образовательном проекте предложены технологии активного взаимодействия с учащимися по консультированию при разработке проекта

Технология сотрудничества

Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга следующим образом:

Оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии.

Обмениваются информацией и "материальными ресурсами", т. е. всем, что необходимо для выполнения задания.

Учат друг друга формируют навыков вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения. Конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему, а также; много других полезных качеств и.

Поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи.

Оказывают влияние друг на друга. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию. Если кто-то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются. Имеют четко выраженную мотивацию. Стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели.

Создает обстановку взаимного доверия. Взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого.

Сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.

 5.В проекте предложен «продукт» проекта для предъявления его окружающим.

Продукт педагогического проекта: учебно-методический комплект

  1. Педагогический проект «Исследовательская деятельность как средство формирования мотивационных интересов младших школьников».
  2. Статья «Применение исследовательской технологии на уроках окружающего мира»
  3. Авторская программа кружка «Учусь создавать проект».
  4. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для младших школьников, родителей и коллег.
  5. Учебно-исследовательские задания по окружающему миру.
  6. Банк исследовательских работ обучающихся.
  7. 1.Тестовые задания.
  8. 3. Анкеты.
  9. 4.Портфолио ученических проектных и исследовательских работ.

6.В проекте учтены особенности образовательной среды школы

Проект разработан с учетом особенностей образовательной среды школы:

  • Программа развития школы.
  • Программа по работе с одаренными детьми.
  • Научное общество младших школьников.
  • Школьная научно-практическая конференция.
  • Внеурочная деятельность.

7.В проекте предложены методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над проектом

Для формирования учебных мотивов при организации исследовательской деятельности необходимо предложить методы педагогической поддержки обучающихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над исследовательским проектом:

Компоненты мотивационной сферы

Установки педагога и методы обучения

Мотив учения

Смысл учения

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Учет возрастных особенностей школьников

Создание ситуации успеха

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Формирование адекватной самооценки обучающихся

Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

Постановка целей

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Выбор средств, адекватных цели

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Создание ситуации успеха

Эмоции, интерес

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке

Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

Эмоциональная речь учителя

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Применение поощрения и порицания

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Нестандартные форма проведения уроков

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

8. В проекте предложены задания для самостоятельной работы исследовательского характера при осуществлении научно-исследовательской деятельности

Задания для самостоятельной работы исследовательского характера при осуществлении научно-исследовательской деятельности:

1. Развитие умения давать определения.

Задание: отгадайте загадки и объясните. Например,

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

2. Развитие умения задавать вопросы.

Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.) - Это круглое?

Это красное? Это сочное? Это сладкое?

3. Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

4. Развитие умений выдвигать гипотезы.

Задание «Давайте вместе подумаем».

-Почему у белого медведя нос черный?

Гипотезы:

- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

- Предположим, чтобы медвежата его видели.

Почему заяц назван беляк?

Чтобы его видно на снегу не было. Предположим от корня в слове -бел.

-Какое слово чаще всего употребляется во фразеологизмах о животных?

-Я думаю, что чаще всего во фразеологизмах употребляется собака.

-Почему?

-Предположим, что она друг человека. И она одна из первых начала служить человеку еще в первобытном строе.

5.Ориентация в справочной литературе, в интернете.

6. Установление общего признака объектов.

Задание: распределить животных на 3 группы.

Обосновать свой выбор.

Волк, акула, лев, леопард, лиса, кабан, рысь, тигр, заяц, волк, медведь, лось, ёж, белка, слон, еж.

Ход рассуждения ребенка определяется заданием разделить слова на группы, что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства.

Дети делают вывод, что животных можно разделить на 3 группы по источнику питания: хищные, травоядные, всеядные.

7. Развитие умений классифицировать

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

Задание “Найди лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”.

Так, в первом классе реализуются исследовательские проекты: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Во втором классе дети выполняют проекты по следующим темам: «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Родной город/село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии». В третьем классе: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». В четвёртом классе дети выбирают сами одну из предложенных тем в каждом полугодии. Они выполняют самостоятельно два проекта из тем: «Путешествие по городам мира», «Имя на глобусе», «Открытие берестяных грамот», «Правители Древней Руси» и др.

9. В проекте продуманы условия для развития эмоционально-мотивационной сферы учащихся, создано положительное отношение к изучению конкретной дисциплины или нескольких дисциплин

Мотивация успеха относится к позитивной мотивации и характеризуется желанием достичь успеха. Человек направлен на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Следовательно, активность личности зависит от потребности в достижении успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий независимо от этой внешней оценки, тем самым способствуя формированию саморегуляции.

Мотивация достижения успеха для отстающих детей характерна лишь в начале обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечет за собой эта отметка, - недовольства учителя, санкций родителей. Такая мотивация сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

10.В проекте предложена технология проведения презентации проекта, приглашения экспертов, подведения итогов

Существуют следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

  • конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
  • презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
  • выступления, как правило, для определённого круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
  • представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
  • выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определённой теме, дисциплине.

Технология проведения презентации проектов:

Итогом исследовательской работы младших школьников может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей, старших детей, членов жюри-экспертов). В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Основная часть

       Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.

 Данная технология построена на развитии способности обучающихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.  

      Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 первоклассников        

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Поддержание исследовательской активности школьников;

Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;

Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя

Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ

Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:

Задачи обогащения

исследовательского опыта

учащихся

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

Развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

Поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников  

 Учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

знакомство со структурой проектно–исследовательской работы

Экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над  простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными)

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 учащихся

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений

Увеличение сложности учебно-исследовательских задач,  развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов

Мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие

Различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах.

 Организация исследовательской деятельности младших школьников обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям, для этого рекомендуется использование:

  • загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
  • игровых моментов, с использованием и введением в ход занятия сказочных героев;
  • связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
  • связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня; измерение удава в попугаях и мартышках;
  • игр – исследований, фантастических исследований;
  • ролевых игр, дающих возможность провести исследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером);
  • игр-путешествий, например, во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны, по путям Великих географических открытий, фантастические путешествия на другие планеты.

Программно-методические ресурсы: рабочая программа по окружающему миру на основе государственных образовательных стандартов НОО.

Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.).

Интернет-ресурсы:

http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".

http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".

 http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

http://folklornachalka.jimdo.com/цоры/цор-по-окружающему-миру/

Электронные учебники: Электронные приложения к учебнику «Окружающий мир», 1 - 4 класс. Автор: А. А. Плешаков. Серия: УМК «Школа России». Партнеры: обучающиеся (ученики младших классов); их родители; администрация гимназии; социально-психологическая служба гимназии.

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники гимназии (учителя – предметники образовательной области «Начальная школа», воспитатели продленного дня), родители (законные представители).

При организации исследовательской деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей. Такую способность можно назвать учебно-практической самостоятельностью.

Список источников

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2016

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2016.

3.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2019, № 9, с.177-180.

4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2015. № 9.

5. Ляхова Л.В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа №7. 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5  на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...

«Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков обучающихся».

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хруп...

Активные формы и методы преподавания окружающего мира как средство формирования познавательного интереса учащихся

Для использования в работе, а также для выступления на ШМО учителей начальных классов...

Презентация «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения как средство повышения познавательного интереса и качества знаний обучающихся»

В этой презентации вы найдете задания для учащихся, которые сможете использовать на уроках литературного чтения....