Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Сообщество луг. Человек и сообщество луг
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Горбунова Алла Викторовна

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема урока:             Сообщество луг.     Человек и  сообщество луг

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

А.В. Горбунова

                                                        учитель начальных классов

                                                МОУ «СОШ №7», пгт Талинка

                                                Октябрьского района, ХМАО

Тема урока:          Сообщество луг.         Человек и  сообщество луг

Цель:  Ознакомление  учащихся с природным сообществом - луг, установление тесной  взаимосвязи  животных и растений  луга в результате совместной деятельности учащихся.  Расширение  и обогащение  знаний  учащихся об окружающем  их животном и растительном мире, развитие  наблюдательности,  аналитического мышления  детей,  исследовательских способностей, умения наблюдать и делать выводы.  Воспитание   бережного  отношения к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, млеет, тает,

Грач горластый прилетает…

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

У.: А почему первому весеннему месяцу было дано такое название?

Д.: затруднились ответить.

Ученик (заранее подготовленный): У древних римлян год начинался не с первого января, как сейчас, а с первого марта, с приходом весны, наступлением теплых дней. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из своих ближних или дальних соседей, то первый месяц года посвящался у них римскому богу войны Марсу. Отсюда и название этого месяца – март, или по-латински «мартиус».

(Слайд-1)Н а р о д н ы е   п р и м е т ы говорят:  

 Зима весну пугает, да все равно тает.   Грач на горе – весна на дворе.

(Слайд-2)У.:Все с нетерпением ждут весны. Вот и в творчестве великих русских художников тема весны нашла своё отражение.  Посмотрите на картину И. Левитана «Март», представьте, что вы стоите на крыльце этого дома. Расскажите о своих ощущениях.

Д.: Солнышко пригревает. Даже глаза зажмурил, потому что оно очень яркое. Ветерок тихий и тёплый. Лошадь фыркает. Можно услышать как падают капли с крыши и т.д.

(Слайд-3)У.:А теперь посмотрите на картину А.Саврасова «Грачи прилетели». Послушайте хлопотливые крики  первых вестников весны – грачей.

Д.: (слушают аудиозапись). Как интересно! Грачи рады, что вернулись на родину. Только  на этой картине пасмурная погода, но весной и такое бывает.  У нас ведь тоже сегодня небо хмурое.

II.  Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

У.: Понравилось?  Красотой весны, её звуками вы очень скоро будете наслаждаться целыми днями. А сегодня я приглашаю вас в очередное путешествие.

III. Проверка домашнего задания. (Детям было дано задание: нарисовать знаки, которые можно будет повесить на входе в лес).

(Слайд-4)Работы детей: правила поведения в лесу.

У.: Сначала отправляемся в лес. Посмотрим, какие знаки разместили  друзья природы при входе в лес?

Д.: Комментируют свои рисунки. (Коллективно выбираются лучшие, чтобы оформить в школе стенд «Будь природе другом!»)

На доске при помощи картинок составлены  «Пищевые цепи» (в каждой допущена ошибка)

У.:А вот и ещё какие-то картинки. Что это?

Д.: Пищевые цепочки.

У.: Рассмотрите их. Что скажете?

Д.: Здесь есть ошибки.

У.:  Хорошо. Исправив ошибки, вы окажетесь в удивительном месте. Каком?  Узнаете, когда выполните задание  в парах.

Работают в карточках:

ольха - крот– кукушка  

дуб - мышь - сова

осина - заяц - пчела

кузнечик - лось - волк

Правильный вариант:

ольха - гусеница – кукушка  

дуб - мышь - сова

осина - заяц - лиса

молодые побеги - лось - волк

У.: Какие животные не принадлежат природному сообществу лес?

Д.: Крот, пчела, кузнечик.

У.:А где живут эти животные?

Д.: На лугу.

У.: Переверните картинки на доске. Составьте слово.

Д.: (составляют) Луг.

У.: Сегодня мы отправляемся на луг. Что вы знаете про луг? Есть ли в нашей местности луга?

Д.: Там растут разные растения.  (Далее затруднения).

У.: Что вы хотите узнать про луг?

Д.:

1. Что такое луг?

2.Растения луга?

3.Животные луга?

4.Является ли луг сообществом?

5.Луга и человек.    (Слайд-5)

IV. Изучение новой темы.

У.:Итак, наше путешествие начинается.

Видеофрагмент «На лугу» (Слайд-6)

У.: (после просмотра видеофрагмента)Попробуйте дать определение «Что такое луг?»

Д.:  Луг –это царство цветов.  Или травы.   Луг - это участок , где растут травы и цветы.

(Слайд-7)У.: Верно, луг –это участок,  покрытый травянистой растительностью.

- В каких природных зонах встречаются луга?

(Слайд-8)Д.: (задумываются).  В лесной зоне, в степи.

(Слайд-9)У.: Луга встречаются и в горах.

Итак, мы теперь знаем, что такое луг.

-А какие растения растут на лугу?

(Слайд-10)Д.: Ромашки, колокольчики…

У.: откройте учебники на странице 46, дополните свои ответы.

Д.: мятлик, чина луговая и т.д.

Рассказ учителя: 

Луг – это целый ковёр разнообразных цветов. Здесь и жёлтые лютики, и белые корзинки ромашек, голубые и сиреневые колокольчики,  васильки.

-Ребята,  у кого появилось желание нарвать букет цветов и подарить маме?

Д.: Полевые цветы рвать нельзя! Для букетов  цветы выращивают специально в оранжереях и продают в цветочных магазинах.

(Слайд-11-14)У.: А сколько  на лугу  НАСЕКОМЫХ! Назовите их.

Д.: пчёлы, шмели, мухи, кузнечики….

У.: Так и хочется взять сачок и ловить, ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков!

Д. : Нет, нельзя ловить насекомых, этим мы приносим вред природе.

У. Молодцы. Я уверена, что от ваших рук и от рук ваших друзей не пострадает ни одно растение и ни одно животное. Вы настоящие  друзья природы.  На лугу есть растения, насекомые, а кого вы ещё встретите на лугу?
Работа  с учебником стр. 47 (читают самостоятельно)

У.:Что узнали нового?  Назовите  других представителей  луга.

Д.: Пауки, хищный канюк, крот, черви, мокрицы, многоножки.

У.: Почему на лугах не живут крупные животные?

(Слайд-15)Д.: Им негде прятаться.

(Слайд-17-18)У.: Молодцы. А теперь посмотрите на два луга. Чем они различаются?

Д.: На одном больше цветов, трава высокая.

У.: На каком  лугу человек станет пасти домашних животных?

Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у стр. 46

У.: Прочитайте текст на данной странице.

Д.: Читают самостоятельно.

У.: Что узнали нового?

(Слайд-19)Д.:  Много растений на лугу. Среди них – ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные.

У.: Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

У.: Итак, что мы теперь знаем про луг? (Итог по слайду-20)

Д.: Узнали, что такое луг.  Узнали какие растения и животные живут на лугах. Узнали, что человек использует луг для выпаса животных и заготовки сена.

У.: Является ли луг природным сообществом? Как ответить на этот вопрос?

Д.: Составить пищевые цепочки

Работа в группах: пользуясь рисунками учебника, текстом составьте пищевые  цепочки.

Варианты пищевых цепочек:

тимофеевка – мышь - змея

чина луговая  - гусеница  - паук

мятлик - мышь - канюк

трава - кузнечик - перепел

насекомые и их личинки - крот - лунь

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

Вывод: луг – это природное сообщество.

У.: Что такое природное сообщество?

Д.: Единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

IV. Итог урока:

У.:Какие задачи мы ставили в начале урока?

Д.: Изучить луг, узнать является ли он природным сообществом.

У.: Все ли задачи решили?

Д.: Да, на все вопросы ответили.

У.:  А в наших краях луга встречаются?

Д.: затрудняются.

У.: В нашем крае из-за климатических особенностей, встречаются только заливные луга по берегам рек.

Ребята,   бывая на природе, постарайтесь пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.

(Слайд-21)Рефлексия «Верю-не верю» (Вместо точек поставьте +, если верное высказывание, - если неверное).

Вопросы:

  1. … луг – это природное сообщество.
  2. …луга не имеют значения для людей.
  3. …люди   сеют на лугах травы.
  4. …на лугах растут ядовитые растения.
  5. …нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла.

V. Д/З: Стр. 45-48.

Задание на выбор:

1) На лугу произрастает много лекарственных и ядовитых растений. Узнайте про них и к следующему уроку подготовьте сообщение об одном из них.

Тысячелистник.

Крапива

Мать-и-мачеха

Одуванчик

Подорожник

Ромашка аптечная

Калужница

Лютик

Мышиный горошек

2) Рабочая тетрадь  №66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...

Урок окружающего мира во 2 классе "Строение тела человека"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС, содержит конспект урока и мультимедийную презентацию....

Урок окружающего мира в 4 классе "Как узнать человека" ( Программа "Школа 2100")

Использую технологию проблемно-диалогического обучения – важнейшее направление реализации Образовательной программы “Школа-2100». При проблемном введении материала методы постановки проблемы об...

Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...