Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Колосницина Елена Анатольевна

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система органов". Урок построен в технике проблемного диалога. Для повышения мотивации учащихся к изучению темы использован игровой познавательный материал, работа с фразеологизмами. Урок  сопровождается презентацией, созданной в PowerPoint.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 4 класс. ОС «Школа 2100»

 Тема урока «Как устроен организм человека»

Колосницина Елена Анатольевна

Это первый урок в разделе «Как работает наш организм». На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие «система органов».

Цель:

 Формировать умения распознавать органы человека

Минимум:  знать внешнее строение тела человека; называть органы и системы, к которым они принадлежат; соотносить название системы органов с функцией, которую она выполняет.

Минимакс: к концу урока каждый должен иметь чёткое представление о том, что такое «организм человека», его строение, объяснять понятие «система органов».

Максимум: уметь определять, какие системы органов расположены в той или иной части тела, их взаимосвязь.

Методы обучения:  проблемно – диалоговый.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация, дидактический материал «Лото: Системы органов»

  1. Орг.момент
  2. «Вхождение в урок»

Слайд 2:

Загадка:

Кто ходит утром на 4-х ногах,

в полдень на 2-х, а вечером на 3-х?

Слайд 3:

- Изучая природу, мы, как настоящие исследователи, не должны пройти мимо главного чуда на нашей планете. Это чудо – человек.

- Вы знаете, что человек - часть природы. В чем же его отличие от животного?

(речь, труд, мышление)

  1. Актуализация знаний. Выход на тему урока.

- Какие условия необходимы человеку для жизни на Земле?

- Предположите, чья продолжительность жизни больше: древних людей или наших современников. Обоснуйте свое мнение. (Если в своих высказываниях дети не назовут оказание медицинской помощи, нужно подвести их к этому.)

- Можно ли лечить болезни, не зная, как устроен  организм человека? А нам с вами нужны эти знания, ведь мы не врачи?

Слайд 4-5:

Тема: « Как устроен организм человека»

Совместная постановка целей урока.

- С давних времен человек пытался познать не только мир, частью которого он является, но и самого себя.

 В  истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент – медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена  трогать умершего считалось преступлением, за это могли сжечь на костре. Рискуя собственной жизнью Гарвей ради здоровья и жизни других людей тайно проводил свои исследования.

Слайд 6:

- Итак, Медицина - исследует причины заболеваний и методы их лечения.

 Изучением организма человека сегодня занимаются и другие науки.

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека.

Изучением  внешнего строения человека занимается наука - анатомия .

Слайд 7:

- А какие части тела вы можете назвать? (Дети называют знакомые им части тела, по клику мышкой они появляются на экране)

Учитель:    Голова – верхняя часть тела человека (клик мышкой – перекрашивание прямоугольника «голова»).

- Знакомы ли вам фразеологизмы:

Бежать сломя голову - ?

Своя голова на плечах - ?

   Руки, ноги – верхние и нижние конечности (клик мышкой – появляется прямоугольник «конечности»).

- Что значит «опустить руки», «ударить по рукам»?

(клик мышкой – появляется прямоугольник «туловище»).

- Можете ли вы объяснить, что называют туловищем?  (Туловище – часть тела без головы и конечностей)

- Слово  исконно русское, имеет значение «тулить», «прятать».

Неслучайно в туловище спрятано большинство органов.

- А как вы понимаете поговорку «Дурная голова ногам покоя не дает»?

Может быть голова – главная в нашем организме?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо знать, какую работу выполняют органы?

Слайд 8:

Физиология – это наука, изучающая работу органов, внутреннего строения организма человека.

Постановка проблемы.

- Прочитайте слова Лены на с.8

- Что удивило Лену?

- Как бы вы ответили ей на этот вопрос. Может ли какой–либо один орган выполнять работу других?

- Сегодня на уроке мы выясним, верны ли ваши рассуждения. Для  этого мы начнем изучать  наш организм.

  1. Совместное открытие знаний

- Наш организм состоит из различных органов.

Слайд 9-10:

-Попробуйте узнать, о каком органе идет речь:

  • Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает, носить ее можно хоть сто лет. (кожа)
  • Это плотный мускулистый мешочек размером немногим больше кулака. Он все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. (сердце)
  • Одни считают, что он нужен для украшения, другие – для того, чтобы задирать его кверху. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос)
  • Это главное отделение твоей «внутренней кухни». (желудок)

- Вы замечательно справились с заданием. Но в нашем организме есть и другие органы.  Все органы объединены в системы. У каждой системы своя задача.

Давайте изучим системы органов и выясним их значение для нашего организма.

  •  Работа с текстом учебника на стр. 9 -11 и тетрадью (№1-2)(групповая работа)

Группы изучают состав и функцию одной из систем:

1) органы дыхания,

2)органы кровообращения,

3) органы пищеварения,

4) органы выделения,

5) органы чувств,

6)  нервная система.

Затем  выясняют в какой части тела находятся органы данной системы. После чего заносят результаты своей работы в соответствующую строку таблицы (тетрадь - задания 1, 2).

Слайды 11 - 16:

  • Выступления групп.

Физкультминутка

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немного потрясем.

Руку левую вперед, а потом ее назад,

А  потом опять вперед и немного потрясем.

Ногу правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немного потрясем.

Ногу левую вперед, а потом ее назад,

А  потом опять вперед и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге,

И все вместе делаем вот так!

- Без работы какой системы мы не смогли бы сейчас танцевать? (опорно-двигательной) Слайд 17

  • Работа с учебником - с.9, тетрадь - №1-2

«Опорно-двигательная система» (фронтальная работа).

- Какие еще системы нами не рассмотрены? (размножения, кожа). Какова их роль?

Слайд 18 - 29:

  • Самопроверка заданий № 1-2 в тетради.
  • Выполнение задания № 3 в тетради (парная работа)

Слайд 20: Проверка № 3

Слайд 21.

Промежуточный вывод

- Итак, как вы поняли, что такое «организм человека»? «система органов»?

Организм человека - это система органов, связанных между собой и образующие единое целое – тело человека.

Система органов – группа органов, связанных друг с другом и выполняющих общую задачу в организме.

  1. Самостоятельное применение знаний

а) «Лото: Системы органов» (работа в парах)

 -  Соедините систему органов с ее описанием. (Приложение 1)

Проверка осуществляется учителем по мере готовности пар.

б) Игра «Что было бы, если бы удалили… (называется орган).

 (фронтальная работа)

Вывод: Каждая система играет в организме свою особую роль, для  полноценной работы организма необходима совместная работа всех органов.

  1. Подведение итога

Слайд 22:

Выводы:

  • Организм человека – это …
  • Система органов - …

- Что нового узнали?

- Что больше всего заинтересовало?

- Нужно ли изучать свой организм, или этого делать нельзя, как считали в древности?

Слайд 23:

  1. Домашнее задание:

 Тема 1, ответить на вопросы.

Список использованных источников:

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А. - Человек и природа. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2008.
  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С.- Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник. Часть1.- М.: «Баласс», 2008.
  3. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.


Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Лото «Системы органов и их функции»

Для работы на уроке необходимо разрезать карточки лото по линиям красного цвета.

Задание: соедините системы органов с их описанием

Служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы

Органы дыхания

Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ

Снабжают организм питательными веществами и водой

Органы пищеварения

Переносят одни вещества к клеткам тела, а другие – из клеток

Органы кровообращения

Выводят из организма вредные и ненужные вещества

Органы выделения

Нервная система

Управляет всем организмом

Помогают человеку ориентироваться в мире

Органы чувств

Обеспечивают зарождение ребенка

Органы размножения

Опорно–двигательная система


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....

Разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания" 3 класс УМК "Перспектива"

Данный урок является первым по окружающему миру в 3 классе в рамках УМК "Перспектива". Он очень хорошо подходит для проведения 1 сентября в День знаний,  поскольку его тема и основная цель заинте...

Разработка урока Окружающего мира ( по сингапурской системе) 3-4 классы

обобщение и расширение ранее усвоенных знаний  с привлечением краеведческого материала  - воспитание бережного отношения к живой и неживой природе...

Разработка урока окружающего мира "Отчего мы иногда болеем?" 4 класс Вахрушев

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отчего мы иногда болеем?" по учебнику Вахрушева....

Урок окружающего мира. Тема. Петр I - император. 3 класс, программа "2100"

В уроке используются учебные фильмы по истории России...