Разработка урока Окружающего мира ( по сингапурской системе) 3-4 классы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

обобщение и расширение ранее усвоенных знаний  с привлечением краеведческого материала
  - воспитание бережного отношения к живой и неживой природе
  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-singapur.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Урок по окружающему миру в 3- 4 классе
  • по Сингапурской системе обучения
  • Гимранова Р.Р
  • Тема урока:  Моя республика  - мой край родной

Цель: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний  с привлечением краеведческого материала.

Задачи:

- способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания;

- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе; прививать любовь к поэзии местных авторов;

Оборудование:  проектор, дидактические материалы (карточки для выполнения заданий и тестов), слайды .Журналы,рисунки .

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель 

–Добрый день, ребята, какой сегодня прекрасный день.  Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Проверьте свои рабочие места. Садитесь.

Проверка домашнего задания. Деди подготовили стихи по теие

.

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родно

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление мое.

Работа над новым материалом

- Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего - чего только нет в нашем краю!

Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с   родным краем.  

Презентация « Мой Край»

Люблю мой край…

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река…

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит…

И выйдет с берегов река – в апреле.

Лес весной шумит…

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти!

 Учитель. Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле.   

Учитель. Вопрос на доске    « Что такое Родина?»

Структура ДЖОТ ТОТС

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом . Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.  Время  на выполнение  - 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 3 , стол номер 1

Учитель: « Что такое Родина?»  Это самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Ваш дом, улица, город – где вы родились и живете, это наша школа; это природа,  которая нас окружает. С чего начинается Родина? А, может, она начинается с земли отцов, дедов, прадедов? Ведь земля наша – кормилица, наш хлеб. Хлеб душистый, мягкий, теплый, вкусный. Что может быть важнее хлеба?! Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только позаботиться сама о себе не может. Поэтому, ребята, любите землю, будьте заботливым хозяином, берегите землю от истощения и разрушения. Для нас наша родина - РТ, посмотрим на карту – найдем границы, реки  города.

На доске карта  РФ.

Найдем место расположения Кайбицкого района – Соседние республики

- Покажите, пожалуйста, на карте Российской Федерации наш Татарстан.  (Стол 2 участник 1)

Наша республика расположена в восточной части Восточно-Еропейской ,или

Русской  равнины, у слияния великих рек  Европы Волги  и Камы.

Обучающая структура

Сингл Раунд Робин

  • Посмотрите на карту, которая лежит  у вас на столе.  
  • Подумайте  и ответьте на вопросы.
  • Проговорите ответы по кругу 2 раза.  

Время работы 30 сек. (1,5 мин)

(Ответы на слайде)

1)  Кто наши соседи?

Соседями Татарстана являются Чувашская республика, республика Марий-Эль, Удмуртия, и Башкортостан, Кировская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.

2) Какие города вы знаете?

(Казань, Н.Челны, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск и др. и т.д.)

3) Какие народы живут в нашей  республике?

(русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры, армяне, украинцы и др.) Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома, города.

Вопрос всему классу: В какой природной зоне мы живем? 15 сек.

Ответит стол №1 участник №2,стол №…,  стол №…

(Большая часть республики находится в лесной зоне и зоне  лесостепи. Здесь холодные  зимы и умеренно- теплое лето.  Мы имеем хорошо выраженные четыре времени года: весну, лето, осень и зиму. Каждое время года имеет свои прелести и особенности.)

Обучающая структура

Модель РАФТ

  • На столах лежит материал  о Республике Татарстан
  • Учащимся необходимо ознакомиться с информацией, обсудить в группах
  • Представить информацию в виде постера или брошюры
  • Защитить свой  проект перед классом.
  • Время работы 20 минут

.

Стол№1 Птицы  нашего края

.- Жить без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как их легкий, свободный полет поднимает дух! Как радует слух их чудесное пение! - На территории нашей республики можно встретить около трехсот видов птиц. Большинство из них появляются у нас весной. В это время наш край оживает, наполняется птичьим гомоном, посвистами, кукованием. Всюду распевает звонкие задорные песни зяблик. Он поет до середины июля, а потом умолкает до следующей весны. Круглый год в лесу живут синицы, пищухи, поползни, в хвойных лесах – клесты. На зиму прилетают северные гости-снегири и чечетки. Одна из наиболее красивых птиц – это скворец. Он покоряет всех красотою своего голоса. А вот тетерев. Его бормотание напоминает журчание весеннего ручья. Пение соловья не спутаешь ни с чем другим: он свистит, щелкает, рокочет, заливается дивными трелями. К тому же соловьи приносят пользу, уничтожая клопов, пауков, многоножек. Постоянный обитатель леса – большой пестрый дятел - исключительно полезная птица, и человек охраняет ее. Филин любит жить в лесной глуши. Сейчас он в наших краях - редкая птица, поэтому подлежит охране. Рядом с нами живут и другие птицы: грачи, галки, ласточки. Прилетают зимой кормиться в селение серая ворона, сорока. Сколько вредных насекомых, личинок уничтожают эти птицы за лето!

Стол№2 Животный мир

Животный мир нашего края богат и разнообразен. Самый крупный зверь – это лось. Лось – краса и гордость наших лесов. Он строен, высок и могуч. В елово-пихтовых лесах водятся белки. Зайцы чаще всего обитают в лесах и кустарниковых зарослях и редко – в полях, лугах. Лисицы и волки живут по всей территории республики. Медведь - редкий зверь. Он включен в список особо охраняемых животных. В 1994 году в наших краях появились бобры. Они тоже охраняются. Животные Татарстана приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях, к зиме отрастает у некоторых густая и длинная шерсть, некоторые залегают в спячку. К млекопитающим относятся животные: еж, крот европейский, речной бобр, белка обыкновенная, бурундук, соня лесная, хомяк обыкновенный, ондатра, заяц-русак, заяц-беляк, волк, лиса, бурый медведь, выдра, , кабан, лось.

Стол №3«Правила поведения на природе»

Создать постер «Правила поведения на природе»

Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно.

• Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.

• С грибами, найденными тобой в  лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирай только известные тебе грибы и обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляешь по лесу, не трогай поганки: они очень ядовиты.

• Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья.

• Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров), отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.

Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред природе!

• Если ты развёл костёр, то, уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.

• Не ломай деревья, не разоряй птичьих гнёзд — не нарушай красоту и гармонию природы.

• Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая завалена бумажными обёртками, целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь (стеклянные бутылки, железные консервные банки), необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.

Перед защитой РАБОТ проводится музыкальная разминка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР

 Обобщение.

3-2-1

  • Запишите 3 важных момента, которые вы сегодня узнали
  • Запишите  названия постеров, которые вам понравились
  • Запишите комментарий или вопрос, который  возник во время урока

Домашнее задание.

 Достопримечательности нашего села  Ульянково (в различных источниках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

•      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

Разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания" 3 класс УМК "Перспектива"

Данный урок является первым по окружающему миру в 3 классе в рамках УМК "Перспектива". Он очень хорошо подходит для проведения 1 сентября в День знаний,  поскольку его тема и основная цель заинте...

Разработка урока окружающего мира "Отчего мы иногда болеем?" 4 класс Вахрушев

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отчего мы иногда болеем?" по учебнику Вахрушева....