Конспект урока по окружающему миру "На севере Европы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Щербакова Марина Сергеевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по окружающему миру,

 в 3 классе «А»

ГБОУ СОШ №647

2013 г.

учитель начальной школы

Щербакова Марина Сергеевна

Тема: «На севере Европы»

Цели урока:

обучающие:

  • познакомить учащихся с северными европейскими государствами;
  • познакомить учащихся основными историческими фактами и некоторыми достопримечательностями Скандинавских стран;

воспитательные:

- воспитывать патриотизм,

- воспитывать уважение к окружающему миру;

развивающие:

- развивать кругозор;

- развивать основные психические процессы: внимание, память, образное и словесно-логическое мышление, устную речь.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, флаги скандинавских стран.

I. Организационный момент

Приветствие. Организация учащихся на учебную деятельность.

II. Проверка домашнего задания

__________________________________________


Наши ближайшие соседи


  1. Какая страна является нашим ближайшим соседом на севере?
  • Норвегия
  • Эстония
  • Украина
  1. Какая страна не является Прибалтийской?
  • Латвия
  • Польша
  • Эстония
  1. Столицей какой страны является Варшава?
  • Белоруссии
  • Польши
  • Финляндии
  1. С какой страной Россия граничит на юге?
  • С Финляндией
  • С Латвией
  • С Грузией
  1. Какое из соседних государств является самым населенным?
  • Украина
  • Азербайджан
  • Китай
  1. С каким государством мы имеем морскую границу?
  • С Казахстаном
  • С Японией
  • С Белоруссией
  1. Столицей какой страны является Киев?
  • Украины
  • Белоруссии
  • Казахстана
  1. У какой страны сокращенное название КНДР?
  • У Казахстана
  • У Китая
  • У Кореи
  1. Столицей какой страны является Тбилиси?
  • Казахстана
  • Грузии
  • Азербайджана
  1.  Столицей какой страны является Улан-Батор?
  • Монголии
  • Китая
  • Кореи


III. Работа по теме урока






1. Объявление темы и целей урока









2. Вводная беседа












3. Беседа о странах


а) доклад ученика, Норвегия





б) Дополнение учителя














в) доклад ученика, Швеция





г) дополнение учителя
















д) доклад ученика, Финляндия





е) дополнение учителя
















ё) доклад ученика, Дания


ж) дополнение учителя












з) доклад ученика, Исландия


и) дополнение учителя
















IV. Физминутка

 

V. Работа с учебником и тетрадью

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда мы с вами отправимся нам нужно угадать. Перед вами парусники. Ваша задача сейчас догадаться, куда же плывут эти парусники, а чтобы  это определить, надо правильно соединить две части парусника.

Сейчас давайте посмотрим, правильно ли вы их соединили.

Итак, мы с вами определили станы нашего путешествия это Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия. Это страны, которые находятся на севере Европы. И именно поэтому тема нашего сегодняшнего урока так и называется «На севере Европы»

Какова цель нашего занятия?

Правильно, цель нашего урока познакомиться с основными историческими фактами и некоторыми достопримечательностями Скандинавских стран.

На севере Европы есть большой полуостров. Называется он Скандинавский. На нём и расположены две страны – Норвегия и Швеция. По соседству находятся Финляндия и Дания. А на некотором расстоянии, на большом острове находится страна Исландия.  

Ребята из  класса подготовили доклады по этим странам.

После каждого путешествия мы с вами будем заполнять таблицу, которая лежит у вас на партах, эту таблицу мы будем заполнять в течение 4 уроков, для того чтобы вы знали, какие страны находятся в Европе, их столицы, главы государств и государственные языки. Итак, отправляемся в наше путешествие по Европе. Первая наша страна, куда мы отправимся, будет Норвегия. А расскажет нам про неё Елистратов Рома. 

Норвегия

Королевство Норвегия, самое северное европейское государство, занимает северо-западную часть Скандинавского полуострова. Столица - Осло. Глава государства — король. Денежная единица — норвежская крона. Норвежские города расположены на морском побережье.

Большую часть Норвегии занимают Скандинавские горы. Высокие плоскогорья покрыты ледниками, западные склоны прорезаны заливами — фьордами. Часть побережья расположена за полярным кругом, но благодаря теплому Северо-Атлантическому течению прибрежные воды не замерзают.

Люди этих краев всегда были связаны с морем. Это северный край. Здесь растут ель, сосна, береза. В лесах лоси, олени, барсуки, бобры, рыси, куницы, горностаи. Там, где леса переходят в тундру, растительность меняется. В Норвегии много птиц, что связано с большим количеством озер, куда прилетают на лето многие виды перелетных птиц.

Рыболовство — занятие норвежцев, живущих на побережье. В национальной кухне преобладает рыба. Ее едят вареной, вяленой, соленой. Норвежцы занимаются и звероводством, выращивают норку, развито животноводство (содержат крупный рогатый скот и овец, а на севере — оленей). На земле сеют пшеницу, сажают картофель, морковь, свеклу, травы, кормовое зерно (ячмень, овес).


Сейчас заполним с вами таблицу.

  • Какую первую страну мы с вами узнали сегодня, какое у нее название?
  • Какая столица у Норвегии?
  • Кто глава государства?
  • Какой государственный язык в этой стране?

Продолжаем наше путешествие. Отправляемся в следующую страну, которая называется Швеция, а про неё нам расскажет Зац Алиса 

Швеция

Швеция расположена на каменном фундаменте, состоящем из очень твердых горных пород — гранитов и гипсов.

В древности каменное основание Швеции было покрыто толстым слоем льда. Ледник, двигаясь на юг, выпахал глубокие котловины, сгладил скалы. После потепления талые ледниковые воды заполнили все низменности, и среди холмов и гор образовались озера.

Через перевалы в горах проложены железные дороги, по которым из Швеции к морским портам Норвегии перевозят главные богатства страны — железную руду и древесину. В Швеции только 5% населения занимаются сельским хозяйством, но они полностью обеспечивают страну продовольствием. Хорошо развито молочное животноводство. В промышленном и сельском хозяйстве здесь применяют самую современную технику.

Самый большой город Швеции — ее столица Стокгольм. Он расположен на берегах пролива, соединяющего озеро Меларен с морем, на 14 островах, связанных между собой мостами. В старой части города улицы такие узкие, что по ним даже машине не проехать. Крыши старинных домов красные, черепичные. Во многих домах есть камины, где в холодную погоду пылает огонь, а на столе стоит керосиновая лампа.

И будни, и праздники шведов нельзя представить без спорта. Даже в самых маленьких городках есть гимнастические залы, стадионы, бассейны, катки и снежные трассы.

Швеция — родина спортивной гимнастики, шведская стенка изобретена здесь. Очень любят в стране лыжный спорт и хоккей.

Шведы и их соседи — норвежцы прославились в истории как мужественные мореплаватели. Их прозвали северными людьми, а русские — варягами. Много столетий назад варяги отправлялись на лодках через Балтийское море, по Волхову и Днепру торговать с Киевской Русью.


Продолжаем заполнять нашу таблицу.

  • Какую вторую страну мы с вами посетили сегодня, какое у нее название?
  • Какая столица у Швеции?
  • Кто глава государства?
  • Какой государственный язык в этой стране?


Мы отправляемся дальше, и следующую страну Финляндию.

А поведет нас туда Иванова Яна 

Финляндия

Финляндия — ближайшая к нам северная страна Европы. От Санкт-Петербурга до финской границы ехать на автомашине или поезде всего несколько часов.

Глава финского государства — президент.

Финляндия — морская страна. На западе и юге ее омывают воды Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Побережье Финляндии сильно изрезано заливами и бухтами со множеством небольших островков. Финны называют свою родину Суоми, что в переводе на русский означает «страна болот». Часто Финляндию называют страной тысячи озер.

Голубые озера, образованные тысячи лет назад талыми ледниковыми водами, создают финские пейзажи. Озера соединены между собой короткими речками. Реки, озера, море богаты рыбой.

Все, что можно сделать из дерева, производится в Финляндии: фанера, бумага, сборные дома, мебель. Климат в Финляндии суров. Ночные заморозки бывают здесь даже в июле. На каменистой почве, которую трудно обрабатывать, в суровом климате выращивают ячмень, рожь, пшеницу, сахарную свеклу. Склоны холмов, болота, берега озер — хорошие пастбища для скота. На заводах из руды плавят металл, делают станки и машины, строят суда.

Столица Финляндии — город Хельсинки — расположен на скалистом полуострове у Финского залива. Центр Хельсинки напоминает старый Санкт-Петербург. Главный архитектурный ансамбль города строили видные петербургские зодчие. На одном из островов этнографический музей под открытым небом, другой остров — исторический заповедник, третий — зоопарк.

Город Тампере тесно слит с природой. Он построен на узком перешейке между озер. Вдоль каскада водопадов теснятся промышленные предприятия, использующие их энергию.

Крупнейшая судоверфь расположена в городе Турку.

В северной части страны, в Лапландии, живет народ саами. Здесь развито оленеводство. Здесь же живет Сайта-Клаус.


Продолжаем заполнять нашу таблицу.

  • Какую третью страну мы с вами посетили сегодня, какое у нее название?
  • Какая столица у Финляндии?
  • Кто глава государства?
  • Какой государственный язык в этой стране?


Продолжая наше путешествие, мы попадаем в следующую страну – Данию. А расскажет нам про нее Зинкина Татьяна 

Дания

Королевство Дания — небольшое государство, по размерам сопоставимое с Московской областью. Дания — морская страна. Из любого места на суше до морского побережья не более 60 км. Датчане привыкли к влажному воздуху, туманам и дождям, прохладному лету и теплой зиме. Снег выпадает редко и быстро тает.

Дания расположена на полуострове Ютландия, восточный берег которого изрезан заливами и бухтами. Это удобные естественные гавани. На западном берегу полуострова таких гаваней нет.

Столица Дании — Копенгаген. Это крупнейший порт Скандинавии. Здесь на корабли, отправляющиеся в Англию, ФРГ и другие страны, грузят яйца, масло, бекон, сыр, рыбу, рыбные консервы и фруктовые консервы — все, чем богата Дания.

В стране нет нефти, мало угля и руды — все это привозят на кораблях в порты по морю. Но все же в Дании развита металлообработка, здесь делают прекрасные сельскохозяйственные машины, приборы, электронное оборудование, высококачественное медицинское оборудование. На верфях Копенгагена строят суда, которые идут на экспорт.

Копенгаген — один из старейших европейских городов, ему более 800 лет. На камнях у берега пролива Эресунн, разделяющего Швецию и Данию, примостилась бронзовая Русалочка, героиня сказки Х.К. Андерсена. Она давно стала символом Копенгагена и всей страны. В центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику. В государственном музее искусств выставлены картины прославленных мастеров датской и мировой живописи, среди них полотна Рембрандта, Рубенса, Йорданса. В окрестностях города, в Этнографическом музее, можно увидеть старинные дома и хуторские постройки, а в Навигационном музее — суда викингов, поднятые со дна моря.


Что мы можем сказать про Данию.

  • Про какую страну мы с вами сейчас слушали и смотрели, какое у нее название?
  • Какая столица у Дании?
  • Кто глава государства?
  • Какой государственный язык в этой стране?

И последней нашей страной на сегодня будет Исландия, а расскажет нам про нее Шанин Данила.

Исландия

Почти у Северного полярного круга, за тысячу километров от Европы, в северных водах Атлантического океана находится большой остров Исландия. На нем расположена страна с таким же названием. Суров здесь климат, снег держится почти полгода.

Исландия — страна вулканов. Здесь их очень много — около 200; из них 30 активно извергались за последнее тысячелетие.

В Исландии нередко бывают землетрясения. Во многих местах из трещин в земной коре через определенные промежутки времени вырываются фонтаны горячей воды. Это гейзеры. Их горячими водами исландцы обогревают дома, теплицы.

С вулканами и гейзерами соседствуют, как ни странно, ледники. Они занимают огромные площади (около 12% всей территории страны).

В прибрежных водах Исландии много рыбы. Поэтому главное занятие жителей острова — морское рыболовство. Помимо предприятий по переработке рыбы в Исландии есть заводы по производству цемента, алюминия, небольшие машиностроительные, кожевенные, обувные, пищевые и другие предприятия.

Столица Рейкьявик расположена в уютной бухте в глубине залива. Небольшие двух-, трехэтажные дома с красными, зелеными, синими крышами придают Рейкьявику особое очарование.


Заполняем последнюю графу нашей таблицы на сегодня.

  • Про какую страну мы с вами сейчас слушали и смотрели, какое у нее название?
  • Какая столица у Исландии?
  • Кто глава государства?
  • Какой государственный язык в этой стране?






А сейчас рассмотрите карту в учебнике на стр. 110.  Используя эту карту, выполните задание № 1 в рабочей тетради, подпишите названия Скандинавских стран.

Почему эти страны называются Скандинавскими?

Какая страна имеет столицу Рейкьявик? (Исландия)

Какая страна имеет столицу Осло? (Норвегия)

В какой стране Копенгаген? (Дания)

Дальше продолжаем работу в тетрадях. Задание №2. соедините стрелками названия государств и их столицы.

А для того чтобы нам выполнить следующее задание, мы должны вспомнить достопримечательности каждого государства. Найдите в учебнике достопримечальности каждой из этих стран.

О каких достопримечательностях Норвегии вы прочитали?
(Фьорды — самая знаменитая природная достопримечательность. Это узкий, глубоко вдавшийся в брег морской залив со скалистыми берегами.)

  • Впишите в таблицу.

А в Швеции, какие достопримечательности? (Королевский дворец, музей корабля «Баса».)

  • Впишите в таблицу.

Назовите достопримечательности Финляндии. (Президентский дворец, множество озер, аквапарки.)

—        Впишите в таблицу.

Что интересного есть в Дании? (Памятник Х.К. Андерсену, скульптура «Русалочка», канал Нюхавн, парк развлечений Леголенд.)

  • Впишите в таблицу.

Назовите достопримечательности Исландии. (Вулканы, гейзеры.)

—        Впишите в таблицу.


Парусники на доске


Ответы детей







Тема на доске























Елистратов Рома


Видеофильм










Ответы детей






 Зац Алиса






Видеофильм









Ответы детей





Иванова Яна




Видеофильм












Ответы детей








Зинкина Татьяна


Видеофильм










Ответы детей  


Шанин Данила



Видеофильм











Ответы детей













Ответы детей

VI. Закрепление изученного

Сравните флаги Скандинавских стран. Что у них общего, а в чем различия? (Перпендикулярные полосы, различные цвета: флаги Дании и Норвегии красного цвета, Финляндии -белого, Швеции и Исландии — синего.)

   Следующее задание будет такое, на доске висят карточки с названием государств и флаги, ваша задача сейчас соединить страну и флаг.

VII.Итог урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

О каких странах мы сегодня говорили?

Что такое фьорды и где их можно увидеть?

В какой стране есть музей одного-единственного корабля?

Какая страна знаменита своими озерами и аквапарками?

В какой стране и каком городе вас встречает героиня сказки?

Какое северное государство занимает отдельный остров?

VIII. Домашнее задание

Прочитать статью в учебнике на стр. 110-118 и выполнить задание в рабочей тетради № 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, тема: «На севере Европы» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые находятся на севере Европы.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и их столицы;- знать назва...

Конспект урока по окружающему миру «На Севере Европы», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с северными европейскими странами. Планируемые результаты:Предметные: Знать: названия стран Скандинавии, их столицы и особенности. Уметь: уметь показы...

Конспект урока по теме «На севере Европы»

Цели деятельности учителя: формирование представлений у детей  о странах, которые находятся на севере Европы.Планируемые результаты:Предметные: - уметь находить и показывать на карте страны и их ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "На севере Европы" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с северными европейскими государствами; формирование умения ориентироваться по карте; развитие познавательного интереса, кругозора.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока по теме "На севере Европы" (УМК "Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов, в них проживающих.Планируемые результатыПредметные:знать: государственные символы и досто...

Конспект урока по окружающему миру 3кл "На севере Европы"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые находятся на севере Европы.Планируемые результаты:Предметные: - уметь находить и показывать на карте страны и их столицы;- знать назв...