Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме:
    Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина".

    Бовина Нина Михайловна

    Программа внеурочной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc132.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    Лебяжинская общеобразовательная средняя школа.

     

    Программа факультативного курса

    для 4 класса

     «Моя малая родина»

    Работу выполнила:

    Бовина Н. М., учитель

    начальных классов

    1. Информационно – справочные сведения

    1. Тема:



    1. Номинация:
    2. Автор:







    4.Место функционирования:






    5. Функционирует:


    6.Вид:


    1. Представлены следующие материалы:

    Программа факультативного курса

     для 4 кл «Моя малая родина»


    туристско-краеведческая

    Бовина Нина Михайловна,1970 г.р.,

    образование высшее

    учитель начальных классов

    МОУ Лебяжинская СОШ

    Камышинского района



         403842, Волгоградская область,

        Камышинский район, с. Лебяжье,

        ул. Советская, 29а.

        Телефоны: 7-40-31, 7-40-33,

        e-mail: raduga.46.@mail.ru

       

         с 2004 года


        эвристический



    - настоящее описание;

    - следующие приложения:

    Приложение 1. Конспект занятия 1 по

                   теме «Введение»

    Приложение 2. Материалы к занятию 3 по  теме «Лебяжье – село поэтическое»

    Приложение 3 Конспект  занятия 4 по теме «Летопись села Лебяжье»

    Приложение 4. Конспект занятия 5 по теме «Презентация родного села»

    Приложение 5. Материал к занятияю 6 по теме «С именем Петра I»

    Приложение 6. Материал к занятию 10 «Петровское-Дмитриевск- Камышин»

    Приложение 7. Материал к занятию14  

                             «Царицын – Сталинград-

                              Волгоград».

    II. Программа факультативного курса для 4 класса «Моя малая родина»

    1) Введение.

    В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:

            - воспитания патриотизма современных школьников;

            - формирования чувства любви к Родине;

            - гордости за свой край, уважения традиций предков.

    Одним из важных средств воспитания патриотизма у детей является краеведение. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников.

    Предлагаемая программа занятий факультатива «Моя малая родина» направлена на удовлетворение этих требований.

    2) Пояснительная записка.

            Представленная программа курса факультатива по краеведению «Моя малая родина» рассчитана на применение в образовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся 4 класса.

            В этом возрасте учащиеся способны понять необходимость более близкого знакомства с историей родного края, запомнить основные самые важные события из истории села, района, области.

    Цель программы:

    Углубленное изучение истории родного края; воспитание гордости за свою малую родину.

    Задачи программы:

    1. Познакомить учащихся с историей родного края, начиная с села, в котором они живут: его прошлым, историей расселения в данной местности, особенностями быта, культуры, обычаев, жизни и труда.
    2. Сформировать простейшие исторические термины (дата, исторический период…) и навыки у учащихся.
    3. Сформировать положительную мотивацию общественно-полезной деятельности учащихся по распространению знаний об истории родного края.
    4. Воспитывать гуманизм, патриотизм, бережное отношение к культуре родного края.

    Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать события прошлого и настоящего, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Методические занятия факультатива являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

    Практические работы, направлены на:

            - применение теоретических знаний на практике;

            - личные наблюдения учащихся;

            - работу с картографическим материалом и историческими источниками.

    Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий:

            - лекция;

            - практикум;

            - игра.

    Занятия в классе чередуются с посещением музеев школы, города и экскурсиями, проводимыми в близлежащие населенные пункты. Важную роль играют посещения библиотек, встречи с интересными людьми, старожилами.

    3)  Содержание программы.

    Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 4-х разделов.

    1. История села Лебяжье.
    2. История г. Петрова Вала.
    3. Камышин. Страницы истории.
    4. Волгоград – город герой.

    Программа рассчитана на 17 учебных часов: из них теоретические занятия – 9 часов, практические занятия – 4 часа, экскурсии – 4 часа.

    Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели по 1 часу или 1 раз в неделю по 0,5 часа (по мере необходимости).

    Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

    Формы контроля промежуточных результатов.

    Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

            - творческие задания;

            - интеллектуальные игры;

            - викторины;

            - выставки творческих работ учащихся.

    Условия реализации программы.

    Программа будет успешно реализована, если:

    - будет усвоен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

            - будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;

            - будет использоваться разнообразный дидактический материал.

    По окончании года обучения учащиеся должны знать:

    • историю возникновения своего села, близлежащих населенных пунктов, включая областной центр;
    • личности знаменитых земляков;
    • достижения культуры;
    • виды исторических источников.

    По окончании года обучения учащиеся должны уметь:

    • соотносить события отечественной и региональной истории;
    • находить свое село, близлежащие населенные пункты, областной центр на карте области;
    • рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
    • давать описание исторических событий и памятников культуры;
    • самостоятельно работать с дополнительной литературой, собирая необходимый материал.

    По окончании года обучения учащиеся должны иметь возможность научиться:

    ▪ ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее и настоящее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

    ▪ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности  на благо семьи, нации, страны;

    По окончании года обучения учащиеся должны применять полученные знания в жизненных ситуациях:

    • использовать полученные знания об истории своего края, при изучении истории Отечества;
    • рассказывать об истории села, районного и областного города знакомым и друзьям;
    • петь казачьи песни.

    Содержание курса

    Введение (1 час)

    Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою истории освоения и развития. Место края в истории политического и экономического развития России.

    Раздел 1

    История села Лебяжье (4 часа)

    Цели и задачи: Усвоить основные понятия раздела, познакомить с легендой и реальной историей села и его названия. Формировать умение находить на карте области с. Лебяжье, рассказывать о его достопримечательностях.

    Содержание: Село Лебяжье. Легенда и реальная история возникновения. Памятники истории. Знаменитые люди. Земляки – герои Великой Отечественной Войны.

    Форма занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсия, работа с наглядными  пособиями  и  дополнительной  литературой, создание рукописной  книги об истории с. Лебяжье.

    Основные понятия: Легенда. История возникновения. Исторические памятники. Летопись.

    Раздел 2

    История г. Петрова  Вала (3 часа)

    Цели  и задачи: Усвоить  основные  понятия  раздела,  познакомить с  историей возникновения

    г. Петрова Вала и историей возникновения его названия. Формировать умение рассказывать о Петровом Вале и его достопримечательностях.

    Содержание: г. Петров Вал. История возникновения. Интересные люди. Памятники истории. Достопримечательности.  

    Форма занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядным материалом и литературой, экскурсии.

    Основные понятия: Петр I. Памятники истории.

    Раздел 3

    г. Камышин. Страницы истории. (4 часа)

    Цели и задачи: Усвоить основные понятия. Знакомить с историей возникновения г. Камышина и его названия. Формировать умение рассказывать о г. Камышине и его достопримечательностях.

    Содержание: г. Камышин. История возникновения. Памятники истории и архитектуры.

    Форма занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с наглядными  пособиями, экскурсии (в Краеведческий музей, по городу)

    Основные понятия: Памятники архитектуры.

    Раздел 4

    г. Волгоград – город герой (4 часа)

    Цели и задачи: Усвоить основные понятия. Формировать представление о г.Волгограде   и  Волгоградской   области.   Формирование   умения   рассказывать о

    г. Волгограде, его достопримечательностях, находить и показывать его на карте области.

    Содержание:  Царицын.  Сталинград.  Волгоград.  Мамаев  Курган,  Панорама.  Дом Павлова. Аллея героев. Волгоградская область. Памятники архитектуры.

    Форма занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии.

    Основные понятия: Героизм.

    Обобщение (1 час)

    Час у деда – краеведа.

    Основные события истории края от древнейших времен до нашего времени.

    4)  Тематическое планирование


    п/п

    Название темы

    Количество часов

    Всего

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие.

    Что такое история?

    1

    1

    I раздел. История с. Лебяжье. (4 часа)

    2

    Легенда

     «Лебединая песня».

    Урок – сказка.

    1

    1

    3

    Лебяжье – село поэтическое. Лекция.

    1

    1

    4

    Летопись села Лебяжье.

    1 ч. Творческая работа по группам

    1

    5

    Презентация села.

    1 ч. Урок – конкурс.

    1

    II раздел. История г. Петрова  Вала (3 часа)

    6

    С именем Петра I.

    Лекция.

    1

    1

    7

    А мимо пролетают поезда

    1 ч. Творческое задание. Оформление раскладушки.

    1

    8

    Достопримечательности

     г. Петрова  Вала.

    1 ч. Экскурсия

    1

    III раздел. г. Камышин. Страницы истории. (4 часа)

    9

    Откуда есть пошёл город… Лекция.

    1

    1

    10

    Петровское –

    Дмитриевск –

    Камышин.

    Лекция.

    1

    1

    11

    Уездный, купеческий …

    1 ч. Экскурсия в Краеведческий музей

    1

    12

    «Камышане воевать умеют». Герои Великой Отечественной Войны

    1

    1

    IV раздел. Волгоград – город герой. (4 часа)

    13

    Историческое прошлое города. Лекция.

    1

    1

    14

    Царицын –

    Сталинград –

    Волгоград .

    Лекция.

    1

    1

    15

    Город герой - Волгоград

    2 ч. Экскурсия по героическим местам.

    2

    16

    Обобщение

    1 ч. Урок – игра

    1

    5) Литература для учителей.

    1. Камышин. Страницы истории. – Волгоград: Комитет по печати, 1994 – 96 с., ил.

    2. Коллектив авторов. Город – герой Волгоград: Экскурсии, путешествия. Справочник – путеводитель. – Волгоград: Волгоградская правда, 1980. – 416 с., ил.

    3. Липявкин А. Ф. Волгоград. Исторический очерк. Н. – Волж. кн. изд. 1971.

    4. Мачунина В. Л. Родной край  Н. – Волж. кн. изд. 1965.

    5. Камышинский историко-краеведческий музей. Путеводитель по музею. Камышин. 1992.

    6. Мамонтов В. Там, где Иловля – река. Записки журналиста о камышинских просёлках. Камышин. 2000.

    7. Рябов С. И. История родного края XVI – XIX . – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд. 1988. – 144 с.

    8. Иванов С. О., Андреев А. Р. История Камышина. Волжская торговля  XVI – XIX веках. Документальное историческое исследование. М, Белый волк, 1999. – 190 с.

    9. Колесниченко В. С. Родная земля Волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7–10 кл. Н.– Волж. кн. изд. 1983. – 192 с.

    10. Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда 1589 – 1967. Волгоград. 1985.

    11. Сергеев А. П., Абалихин Б. С., Каден Г. С. Родная земля Волгоградская. Волгоград. 1975.

    12. Шеггелев И. С., Абалихин Б. С., Нузельман Д. И. Хрестоматия по истории родного края. Волгоград. 1970.

    Литература для детей

    1. Мачунина В. Л. Родной край  Н. – Волж. кн. изд. 1965.

    2. Колесниченко В. С. Родная земля Волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7–10 кл. Н.– Волж. кн. изд. 1983. – 192 с.

    3. Шеггелев И. С., Абалихин Б. С., Нузельман Д. И. Хрестоматия по истории родного края. Волгоград. 1970.

    4. Волгарята: Литературно-худож. сб.-Волгоград: Ниж.- Волж. кн.изд-во,1983.-176с.

    5.  В процессе разработки программы факультативного курса «Моя малая родина» были решены следующие задачи:

    • систематизирован материал по истории края, имеющийся в литературе;
    • собранный материал адаптирован к возрасту младшего школьника;
    • подобран дидактический  материал к данному курсу.

    III. Эффективность функционирования.

    1. Условия функционирования.

            Опыт функционирует в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Лебяжинская средняя общеобразовательная школа».

            В классе 22 человека. Мальчиков – 12 человек, девочек – 10 человек.

            В классе обучаются дети микрорайона школы. Класс не был отобран по специальным критериям. Все учащиеся были приняты в класс по желанию и заявлению родителей.

    Кабинет оборудован по данной проблеме:

    • подобрана литература для коллективной и индивидуальной работы;
    • имеется картографический материал (карты села, города, района и области);
    • видеоматериал;
    • аудиокассеты с казачьими песнями;
    • магнитофон;
    • уголок краеведения: книжка раскладушка.

    2. Рекомендации последователям.

            Последователям опыта следует учитывать возрастные и психологические особенности учащихся начальных классов. В связи с этим необходимо использовать разнообразные виды деятельности на факультативных занятиях, чтобы поддерживать активным произвольное внимание и память учащихся.

            Данный курс может быть использован в массовой практике учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, руководителями кружков.

    Заключение.

    1. Тема:



    2. Номинация:


    3. Автор:






           4. Адрес автора:





           5. Место функционирования:






    6. Функционирует:


    7. Вид:


    Программа факультативного курса

     для 4 кл «Моя малая родина»


    туристско-краеведческая


    Бовина Нина Михайловна,1970 г.р.,

    образование высшее

    учитель начальных классов

    МОУ Лебяжинская СОШ

    Камышинского района


       403840 , Волгоградская область,      

       Камышинский район, г.п. Петров Вал,      

       Проспект Пионеров д.4.кв.23



         403842, Волгоградская область,

        Камышинский район, с. Лебяжье,

        ул. Советская, 29а.

        Телефоны: 7-40-31, 7-40-33,

        e-mail: raduga.46.@mail.ru

       

         с 2004 года


        эвристический



           8. Результативность.

    В классе обучаются дети микрорайона школы. Класс не был отобран по специальным критериям. Все учащиеся были приняты в класс по желанию и заявлению родителей.

    Кабинет оборудован по данной проблеме:

    • подобрана литература для коллективной и индивидуальной работы;
    • имеется картографический материал (карты села, города, района и области);
    • видеоматериал;
    • аудиокассеты с казачьими песнями;
    • магнитофон;
    • уголок краеведения: книжка раскладушка.

    В результате прохождения курса программы учащиеся знают:

    • историю возникновения своего села, близлежащих населенных пунктов, включая областной центр;
    • личности знаменитых земляков;
    • достижения культуры;
    • виды исторических источников.

            Умеют:

    • соотносить события отечественной и региональной истории;
    • находить свое село, близлежащие населенные пункты, областной центр на карте области;
    • рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
    • давать описание исторических событий и памятников культуры;
    • самостоятельно работать с дополнительной литературой, собирая необходимый материал.

    Применяют  полученные знания в жизненных ситуациях:

    • используют полученные знания об истории своего края, при изучении истории Отечества;
    • рассказывают об истории села, районного и областного города знакомым и друзьям;

    В процессе изучения курса учащиеся выезжают на экскурсии в места, историю которых изучают. Они посетили самые достопримечательные места г.п. Петров Вал, например, памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, на котором совсем недавно были высечены имена солдат. Они побывали в краеведческом музее г.Камышина, где имели возможность ближе и более наглядно познакомиться  с историей города. В конце изучения курса дети вместе с родителями ездили в город – герой Волгоград, побывали на Мамаевом кургане, панораме Сталинградской битвы.

    Изучение данного курса несомненно играет важную роль не только в образовательном процессе, но и в воспитательном.

    Заключение

    на авторскую программу факультативного курса для 4 кл «Моя малая родина».

        Программа представлена в номинации туристско-краеведческая.

        Автор программы Бовина Нина Михайловна,1970 г.р., образование высшее,

        учитель начальных классов  МОУ Лебяжинская СОШ  Камышинского района.

        Адрес образовательного учреждения: 403842, Волгоградская область,

        Камышинский район, с. Лебяжье, ул. Советская, 29а.

        Телефоны: 7-40-31, 7-40-33   e-mail: raduga.46.@mail.ru

        Адрес автора: 403840 , Волгоградская область, Камышинский район,

         г.п. Петров Вал, Проспект Пионеров д.4 кв.23.

         Программа функционирует с 2004 года.

        Результативность.

    В классе обучаются дети микрорайона школы. Класс не был отобран по специальным критериям. Все учащиеся были приняты в класс по желанию и заявлению родителей.

    Кабинет оборудован по данной проблеме:

    • подобрана литература для коллективной и индивидуальной работы;
    • имеется картографический материал (карты села, города, района и области);
    • видеоматериал;
    • аудиокассеты с казачьими песнями;
    • магнитофон;
    • уголок краеведения: книжка раскладушка.

    В результате прохождения курса программы учащиеся знают:

    • историю возникновения своего села, близлежащих населенных пунктов, включая областной центр;
    • личности знаменитых земляков;
    • достижения культуры;
    • виды исторических источников.

            Умеют:

    • соотносить события отечественной и региональной истории;
    • находить свое село, близлежащие населенные пункты, областной центр на карте области;
    • рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
    • давать описание исторических событий и памятников культуры;
    • самостоятельно работать с дополнительной литературой, собирая необходимый материал.

    Применяют  полученные знания в жизненных ситуациях:

    • используют полученные знания об истории своего края, при изучении истории Отечества;
    • рассказывают об истории села, районного и областного города знакомым и друзьям;

    В процессе изучения курса учащиеся выезжают на экскурсии в места, историю которых изучают. Они посетили самые достопримечательные места г.п. Петров Вал, например, памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, на котором совсем недавно были высечены имена солдат. Они побывали в краеведческом музее г.Камышина, где имели возможность ближе и более наглядно познакомиться  с историей города. В конце изучения курса дети вместе с родителями ездили в город – герой Волгоград, побывали на Мамаевом кургане, панораме Сталинградской битвы.

    Изучение данного курса несомненно играет важную роль не только в образовательном процессе, но и в воспитательном.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

    Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...

    Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

    Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

    Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

    Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение ...

    Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

    Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности для начальной школы "Моя малая Родина" (Курск). Для 1 - 4 классов....

    Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

    Программа “Моя малая Родина”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за св...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

    Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы и учителям кубановедения младшего звена....