Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
    методическая разработка по теме

    Елена Викторовна Дворник

     

    Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе и всему живому, через изучение родного края и его традиций. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее культуру и постичь ценности мировой цивилизации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_moya_malaya_rodina.doc119.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МКОУ

    «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

    ____________ А.Е. Курзанов            

    «_____» ______________ 2011 г.                        

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по ВР

    ___________ С.Н. Сысенко

    «_____» _____________ 2011 г.

    РАССМОТРЕНО

    на заседании   методического объединения учителей начальных классов    

    «_____» __________ 2011 г.

    Протокол № __________                                                                                                                                                    

    Программа внеурочной деятельности

    по духовно-нравственному направлению

    «Моя малая родина»

     Срок освоения программы – 2 года,

                                         возраст обучающихся 7-9 лет

    Составитель: Дворник Елена Викторовна,

    учитель начальных классов

    Боголюбово, 2011

    Объяснительная записка.

    1.Актуальность программы

            Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Данный кружок является составной частью программы «Возвращение к истокам».

            Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе и всему живому, через изучение родного края и его традиций. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее культуру и постичь ценности мировой цивилизации.

            Наш поселок за последнее столетие претерпел и продолжает претерпевать огромные изменения, которые касаются и социально-культурной и технико-экономической сторон жизни населения. Меняется уклад жизни, забываются накопленные веками трудовой жизни народа традиции.

            Целью предлагаемой программы является изучение истории родного края, сохранение и развитие историко-культурного наследия российского народа. Особое внимание следует уделить истории поселка, культуре и народным традициям.

            Пока не поздно, нужно записать:  названия улиц, ручьев, отдельных зданий и сооружений, лесов, полей, а также имена, фамилии людей, клички животных, названия праздников.

            Нельзя пройти мимо легенд, песен, частушек, пословиц, в которых отразился порой наивный, но полный поэзии и своеобразной философии мир.

            Необходимо изучать народные праздники, обычаи, отмечать важные события поселка, чтобы дети смогли передать свои знания следующему поколению. Акцентирование внимания школьников на том, что окружает их с детства и поэтому становится привычным, заставит по - новому посмотреть вокруг себя, поможет вооружить их, знаниями о родной стороне. Тропинка от родного дома выведет на широкую дорогу родной истории, обогатит духовный мир.

            Изучая историю своего поселка, школьники смогут углубить и конкретизировать знания школьных предметов: истории, русского языка, биологии, географии.

    2.Особенности программы

            Работа учащихся направлена на исследование культурной жизни поселка Боголюбово.

    3. Цели и задачи

    1. Расширение кругозора младших школьников.
    2. Развивать стремление к познанию исторического прошлого и настоящего родного края, к знакомству с великими людьми, с историческими достопримечательностями.
    3. Совершенствовать навык описания окружающего, развивать речь, память, мышление, воображение.
    4. Развивать творческие способности ребят.
    5. Прививать любовь к родной природе, воспитывать гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

    4. Контроль знаний

     Сочинения ребят «Мои впечатления», конкурсы рисунков и поделок. Проведение викторин, конкурса знатоков, праздников.

    5.Особенности программы

    Работа учащихся направлена на исследование исторического прошлого и настоящего поселка Боголюбово.

     

    Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя:

    -организация и проведение экскурсий

    -написание сочинений

    -выполнение творческих работ; поделки, рисунки

    -встречи с интересными людьми

    -проведение интеллектуальных игр, викторин.

    6. Прогнозируемые результаты

    По окончанию этого курса ребята должны уметь рассказывать об истории, традициях, природе и животном мире родного края.

    Ученик получит:

    1. Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;
    2. Ориентацию на нравственное содержание  смысла,  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    3. Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.
    4. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

    Ученик получит возможность научиться:

    1. Адекватно использовать  речевые средства общения для решения  коммуникативных задач;
    2. Допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;
    3. Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    5. Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

    Программа кружка

    Программа создана на основе программы по краеведению для сельских школ Владимирской области.

    Программа состоит из пяти блоков.

    1 блок «Боголюбово 12 века»

    Ребята познакомятся с историей села Боголюбово, с основателем села Андреем Боголюбским.

    Посетят Свято - Боголюбский монастырь, палаты Андрея Боголюбского, храм Покрова на Нерли, музейный центр «Русская изба», храм Акима и Анны. Узнают историю возникновения названий улиц, старых построек. Архитектурных памятников поселка Боголюбово.

    На практических занятиях будут учиться выполнять краткосрочные проекты, исследовать объекты.

    Выполнят аппликации, рисунки, поделки.

    2 блок «Моя семья»

    Ребята узнают историю происхождения своего имени, фамилии, узнают о жизни и деятельности своих предков. Составят родословную своей семьи. Праздники в семье: дни рождения, дни памяти, юбилеи свадеб и значимые даты в семье. Какие домашние питомцы проживают в доме, их клички, описание внешнего вида, как ухаживать за ними.

    3 блок «Христианские праздники»

    Ребята познакомятся с главными христианскими праздниками «День Акима и Анны», «Покров», «Рождество христово», Пасха». Узнают о роли праздников в жизни родных и близких, о народных традициях».

    На практических занятиях изготовят пасхальные яйца, поздравительные открытки. Примут участие в фольклорных праздниках.

    4 блок «Предприятия поселка Боголюбово»

    Познакомятся с предприятиями села Боголюбово, с профессиями родителей. Узнают, что производят, как изготавливают в типографии бланки, на кирпичном заводе – кирпичи. Посетят библиотеку, дом культуры. Результатом работы: конкурс на лучший рассказ «Кем я хочу стать и почему?»

    5 блок «Природа и животный мир моего родного края»

    Ребята узнают названия ближайших водоемов, изучат растительный и животный мир водоемов, мир заповедного луга. Исследуют животных нашего края. Изготовят гербарий растений.

    Тематический план. 1 класс

    Дата

    Наименование тем

    Кол-во ч.

    Теория

    Практич.з.

    7.09

    1

    1 блок «Боголюбово 12 в»

    Экскурсия в Свято – Боголюбовский монастырь, палаты Андрея Боголюбского

    1

    1

    14.09

    2

    Улица Ленина поселка Боголюбово. Старые постройки. Обзорная экскурсия.

    1

    1

    21.09

    3

    Архитектурные памятники п. Боголюбово. Храм Акима и Анны. Экскурсия.

    1

    1

    28.09

    4

    Храм Покрова на Нерли. Экскурсия.

    1

    1

    5.10

    5

    Практическое занятие. Аппликация храма.

    1

    1

    12.10

    6

    Старинные названия улиц п. Боголюбово.

    1

    1

    19.10

    26.10

    7

    8

    Экскурсия в музейный центр «Русская изба»

    2

    2

    2 блок «Моя семья»

    16.11

    1

    Моя родословная.

    1

    1

    23.11

    2

    Моя родословная. Практическое занятие.

    1

    1

    30.11

    7.11

    3

    4

    Улица, на которой я живу. Практическое занятие. (Рассказы, рисунки)

    2

    1

    1

    14.12

    21.12

    5

    6

    О ком мы заботимся?

    Экскурсия в имение Жуковского.

    2

    1

    1

    3 блок «Христианские праздники»

    18.01.

    1

    День Акима и Анны.

    1

    1

    25.01

    2

    Покров. Экскурсия в храм Акима и Анны

    1

    1

    1.02

    3

    Рождество Христово.

    1

    1

    8.02

    4

    Пасха.

    1

    1

    22.02

    5

    Прак5тическое занятие. Изготовление поздравительных открыток к святому празднику Пасхи.

    1

    1

    29.02

    6

    Изготовление пасхальных яиц, роспись.

    1

    1

    7.03

    14.03

    7

    8

    Фольклорные праздники. Рождество Христово.

    2

    2

    21.03

    9

    Масленица.

    1

    1

    4 блок «Предприятия поселка Боголюбово»

    4.04

    1

    Завод керамических изделий. Экскурсия

    1

    1

    11.04

    2

    Изготовление поделок из глины.

    1

    1

    18.04

    3

    Типография. Экскурсия.

    1

    1

    25.04

    4

    Библиотека. Экскурсия.

    1

    1

    2.05

    5

    Дом культуры. Экскурсия.

    1

    1

    10.05

    6

    Профессии родителей. Рисунки, рассказы.

    1

    1

    5 блок. «Природа и животный мир моего родного края»

    16.05

    1

    Водоемы нашего края. Экскурсия на слияние рек Нерли и Клязьмы.

    1

    1

    23.05

    2

    Дикие животные нашего края. Конкурс рисунков.

    1

    1

    28.05

    3

    Экскурсия на заповедный луг п. Боголюбово.

    1

    1

    2 класс

    Пояснительная записка.

    1. Актуальность программы.

        Во 2 классе мы продолжаем изучать историю родного края. Здесь особое внимание будем уделять: истории близлежащих сел и городов (Новое, Суромна, Владимир, Суздаль.), знакомиться с известными людьми нашей области, культурой и народными традициями.

        Познакомим ребят: с русским зодчеством г. Суздаля, с его историческими достопримечательностями, с растительным и животным миром Владимирской области, детским лесничеством села Новки.

        Конечной целью работы по данной программе является: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

    2.Цели и задачи.

       1. Расширение кругозора младших школьников.

       2. Развивать стремление к познанию исторического прошлого и настоящего родного края.

       3.Знакомить с объектами, созданными руками человека, их названиями.

       4. Прививать эстетический вкус к произведениям искусства.

       5. Развивать устную речь, память, мышление, творческие способности школьников.

       6. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к историческим ценностям.

    1. Особенности  программы.

    Работа учащихся направлена на исследование исторического прошлого и настоящего близлежащих сел и городов.

     

    Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя:

    -организация и проведение экскурсий

    -написание сочинений

    -выполнение творческих работ; поделки, рисунки

    -встречи с интересными людьми

    -проведение интеллектуальных игр, викторин.

    Планирование кружка « Моя малая родина». 2 класс

    Дата

    Тема

    1

    Введение в курс кружка «Моя малая Родина».

    2

    «Поселок Боголюбово – моя малая Родина» беседа.

    3

    Обзорная экскурсия в город Суздаль.

    4

    Обзорная экскурсия в город Суздаль.

    5

    Близлежащие населенные пункты. Беседа.

    6

    Экскурсия в село Новое. (обзорная)

    7

    Встреча с творческими людьми села Новое. Экскурсия.

    8

    Встреча с творческими людьми села Новое. Экскурсия.

    9

    Обобщение. Конкурс  знатоков.

    2 четверть

    1

    Беседа : «Знакомство с произведениями В. Светозарова.»

    Посещение школьного музея.

    2

    Посещение поселковой  библиотеки «Сказки В. Светозарова.»

    3

    Экскурсия в село Суромна.

    4

    Экскурсия. Встреча с родственниками В. Светозарова.

    5

    Конкурс рисунков на тему: «Мой край».

    6

    Конкурс сочинений на тему: «Мои впечатления о с. Суромна.

    7

    Викторина: «Наш край».

    3 четверть

    1

    « Рождество. Крещение». - беседа.

    2

    « Правила проведения чаепития». Практическое занятие в кафе «Отрада«.

    3

    Экскурсия в музейный центр. «Русские народные традиции».

    4

    Экскурсия в музейный центр. «Русские народные традиции».

    5

    Лепка из слоеного теста на тему:  «Русские народные традиции».

    6

    Лепка из слоеного теста на тему:  «Русские народные традиции».

    7

    Владимирская роспись :» Хохлома».Беседа и практика.

    8

    Поездка в театр «Разгуляй».

    4 четверть

    1

    Народные обычаи «Пасха» -беседа.

    2

    Роспись пасхальных яиц. Практическое занятие.

    3

    «Русское зодчество» - экскурсия в город Суздаль.

    4

    «Русское зодчество» - экскурсия в город Суздаль.

    5

    « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в Давыдово.

    6

    « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в Давыдово.

    7


    « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в с. Новки

    8


    « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в с. Новки

    9

    Итоговое занятие. Конкурс рисунков, сочинений, поделок  на тему:»Мои впечатления».

    Список использованной литературы

    1. Белов Ю. Суздаль: путеводитель. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1986. – 158 с.: ил.

    2. Боголюбово. Храм Покрова на Нерли. – Владимир: Изд. А. Вохмин, 2007. – 29 с.: ил.

    3. География Владимирской области: учеб. пособие. – Владимир, 1996. – 123 с.: ил.

    4. Город камен именем Боголюбый/авт. Текста Т. Тимофеева. – Владимир, 2009 – 16 с.: ил.

    5. Земля Владимирская: географич. словарь. – Владимир, 1991 – 208 с.

    6. Ионина Н. Суздаль: история, легенды, предания. – М.: Веч, 2011. – 301 с.: цв. вкл.

    7. О крае родном: люди, история, жизнь, природа Земли Владимирской. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1978. – 278 с.

    8. Рябова А., Шестерикова Н. Писатели и поэты Владимирского края: хрестоматия по лит. краеведению. – Владимир: Дюна, 2008. – 410 с.

    9. Софронов Н. Это интересно знать: заметки краеведа. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1980. – 238 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа кружка " Моя малая родина"

    Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...

    программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

    Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

    Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".

    Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия"....

    программа внеурочной деятельности "Моя Родина"

    В процессе изучения дети знакомятся с богатой историей родного края, его достопримечательностями и знаменитыми земляками....

    Программа внеурочной деятельности МОЯ РОДИНА РОССИЯ

    Программа рассчитана на два года обучения, соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Может быть реализована как программа духовно-нравственной и социальной направленности....

    Программа кружка "Моя малая Родина. Моя Тунка!"

    В современном обществе очень актуальны вопросы воспитания у школьников патриотизма, знания и уважение к традициям своего народа, страны, любви и бережного отношения к окружающему миру: природе, памятн...