Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

    Елена Викторовна Дворник

     

    Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе и всему живому, через изучение родного края и его традиций. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее культуру и постичь ценности мировой цивилизации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_moya_malaya_rodina.doc119.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МКОУ

    «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

    ____________ А.Е. Курзанов            

    «_____» ______________ 2011 г.                        

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по ВР

    ___________ С.Н. Сысенко

    «_____» _____________ 2011 г.

    РАССМОТРЕНО

    на заседании   методического объединения учителей начальных классов    

    «_____» __________ 2011 г.

    Протокол № __________                                                                                                                                                    

    Программа внеурочной деятельности

    по духовно-нравственному направлению

    «Моя малая родина»

     Срок освоения программы – 2 года,

                                         возраст обучающихся 7-9 лет

    Составитель: Дворник Елена Викторовна,

    учитель начальных классов

    Боголюбово, 2011

    Объяснительная записка.

    1.Актуальность программы

            Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Данный кружок является составной частью программы «Возвращение к истокам».

            Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе и всему живому, через изучение родного края и его традиций. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее культуру и постичь ценности мировой цивилизации.

            Наш поселок за последнее столетие претерпел и продолжает претерпевать огромные изменения, которые касаются и социально-культурной и технико-экономической сторон жизни населения. Меняется уклад жизни, забываются накопленные веками трудовой жизни народа традиции.

            Целью предлагаемой программы является изучение истории родного края, сохранение и развитие историко-культурного наследия российского народа. Особое внимание следует уделить истории поселка, культуре и народным традициям.

            Пока не поздно, нужно записать:  названия улиц, ручьев, отдельных зданий и сооружений, лесов, полей, а также имена, фамилии людей, клички животных, названия праздников.

            Нельзя пройти мимо легенд, песен, частушек, пословиц, в которых отразился порой наивный, но полный поэзии и своеобразной философии мир.

            Необходимо изучать народные праздники, обычаи, отмечать важные события поселка, чтобы дети смогли передать свои знания следующему поколению. Акцентирование внимания школьников на том, что окружает их с детства и поэтому становится привычным, заставит по - новому посмотреть вокруг себя, поможет вооружить их, знаниями о родной стороне. Тропинка от родного дома выведет на широкую дорогу родной истории, обогатит духовный мир.

            Изучая историю своего поселка, школьники смогут углубить и конкретизировать знания школьных предметов: истории, русского языка, биологии, географии.

    2.Особенности программы

            Работа учащихся направлена на исследование культурной жизни поселка Боголюбово.

    3. Цели и задачи

    1. Расширение кругозора младших школьников.
    2. Развивать стремление к познанию исторического прошлого и настоящего родного края, к знакомству с великими людьми, с историческими достопримечательностями.
    3. Совершенствовать навык описания окружающего, развивать речь, память, мышление, воображение.
    4. Развивать творческие способности ребят.
    5. Прививать любовь к родной природе, воспитывать гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

    4. Контроль знаний

     Сочинения ребят «Мои впечатления», конкурсы рисунков и поделок. Проведение викторин, конкурса знатоков, праздников.

    5.Особенности программы

    Работа учащихся направлена на исследование исторического прошлого и настоящего поселка Боголюбово.

     

    Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя:

    -организация и проведение экскурсий

    -написание сочинений

    -выполнение творческих работ; поделки, рисунки

    -встречи с интересными людьми

    -проведение интеллектуальных игр, викторин.

    6. Прогнозируемые результаты

    По окончанию этого курса ребята должны уметь рассказывать об истории, традициях, природе и животном мире родного края.

    Ученик получит:

    1. Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;
    2. Ориентацию на нравственное содержание  смысла,  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    3. Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.
    4. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

    Ученик получит возможность научиться:

    1. Адекватно использовать  речевые средства общения для решения  коммуникативных задач;
    2. Допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;
    3. Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    5. Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

    Программа кружка

    Программа создана на основе программы по краеведению для сельских школ Владимирской области.

    Программа состоит из пяти блоков.

    1 блок «Боголюбово 12 века»

    Ребята познакомятся с историей села Боголюбово, с основателем села Андреем Боголюбским.

    Посетят Свято - Боголюбский монастырь, палаты Андрея Боголюбского, храм Покрова на Нерли, музейный центр «Русская изба», храм Акима и Анны. Узнают историю возникновения названий улиц, старых построек. Архитектурных памятников поселка Боголюбово.

    На практических занятиях будут учиться выполнять краткосрочные проекты, исследовать объекты.

    Выполнят аппликации, рисунки, поделки.

    2 блок «Моя семья»

    Ребята узнают историю происхождения своего имени, фамилии, узнают о жизни и деятельности своих предков. Составят родословную своей семьи. Праздники в семье: дни рождения, дни памяти, юбилеи свадеб и значимые даты в семье. Какие домашние питомцы проживают в доме, их клички, описание внешнего вида, как ухаживать за ними.

    3 блок «Христианские праздники»

    Ребята познакомятся с главными христианскими праздниками «День Акима и Анны», «Покров», «Рождество христово», Пасха». Узнают о роли праздников в жизни родных и близких, о народных традициях».

    На практических занятиях изготовят пасхальные яйца, поздравительные открытки. Примут участие в фольклорных праздниках.

    4 блок «Предприятия поселка Боголюбово»

    Познакомятся с предприятиями села Боголюбово, с профессиями родителей. Узнают, что производят, как изготавливают в типографии бланки, на кирпичном заводе – кирпичи. Посетят библиотеку, дом культуры. Результатом работы: конкурс на лучший рассказ «Кем я хочу стать и почему?»

    5 блок «Природа и животный мир моего родного края»

    Ребята узнают названия ближайших водоемов, изучат растительный и животный мир водоемов, мир заповедного луга. Исследуют животных нашего края. Изготовят гербарий растений.

    Тематический план. 1 класс

    Дата

    Наименование тем

    Кол-во ч.

    Теория

    Практич.з.

    7.09

    1

    1 блок «Боголюбово 12 в»

    Экскурсия в Свято – Боголюбовский монастырь, палаты Андрея Боголюбского

    1

    1

    14.09

    2

    Улица Ленина поселка Боголюбово. Старые постройки. Обзорная экскурсия.

    1

    1

    21.09

    3

    Архитектурные памятники п. Боголюбово. Храм Акима и Анны. Экскурсия.

    1

    1

    28.09

    4

    Храм Покрова на Нерли. Экскурсия.

    1

    1

    5.10

    5

    Практическое занятие. Аппликация храма.

    1

    1

    12.10

    6

    Старинные названия улиц п. Боголюбово.

    1

    1

    19.10

    26.10

    7

    8

    Экскурсия в музейный центр «Русская изба»

    2

    2

    2 блок «Моя семья»

    16.11

    1

    Моя родословная.

    1

    1

    23.11

    2

    Моя родословная. Практическое занятие.

    1

    1

    30.11

    7.11

    3

    4

    Улица, на которой я живу. Практическое занятие. (Рассказы, рисунки)

    2

    1

    1

    14.12

    21.12

    5

    6

    О ком мы заботимся?

    Экскурсия в имение Жуковского.

    2

    1

    1

    3 блок «Христианские праздники»

    18.01.

    1

    День Акима и Анны.

    1

    1

    25.01

    2

    Покров. Экскурсия в храм Акима и Анны

    1

    1

    1.02

    3

    Рождество Христово.

    1

    1

    8.02

    4

    Пасха.

    1

    1

    22.02

    5

    Прак5тическое занятие. Изготовление поздравительных открыток к святому празднику Пасхи.

    1

    1

    29.02

    6

    Изготовление пасхальных яиц, роспись.

    1

    1

    7.03

    14.03

    7

    8

    Фольклорные праздники. Рождество Христово.

    2

    2

    21.03

    9

    Масленица.

    1

    1

    4 блок «Предприятия поселка Боголюбово»

    4.04

    1

    Завод керамических изделий. Экскурсия

    1

    1

    11.04

    2

    Изготовление поделок из глины.

    1

    1

    18.04

    3

    Типография. Экскурсия.

    1

    1

    25.04

    4

    Библиотека. Экскурсия.

    1

    1

    2.05

    5

    Дом культуры. Экскурсия.

    1

    1

    10.05

    6

    Профессии родителей. Рисунки, рассказы.

    1

    1

    5 блок. «Природа и животный мир моего родного края»

    16.05

    1

    Водоемы нашего края. Экскурсия на слияние рек Нерли и Клязьмы.

    1

    1

    23.05

    2

    Дикие животные нашего края. Конкурс рисунков.

    1

    1

    28.05

    3

    Экскурсия на заповедный луг п. Боголюбово.

    1

    1

    2 класс

    Пояснительная записка.

    1. Актуальность программы.

        Во 2 классе мы продолжаем изучать историю родного края. Здесь особое внимание будем уделять: истории близлежащих сел и городов (Новое, Суромна, Владимир, Суздаль.), знакомиться с известными людьми нашей области, культурой и народными традициями.

        Познакомим ребят: с русским зодчеством г. Суздаля, с его историческими достопримечательностями, с растительным и животным миром Владимирской области, детским лесничеством села Новки.

        Конечной целью работы по данной программе является: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

    2.Цели и задачи.

       1. Расширение кругозора младших школьников.

       2. Развивать стремление к познанию исторического прошлого и настоящего родного края.

       3.Знакомить с объектами, созданными руками человека, их названиями.

       4. Прививать эстетический вкус к произведениям искусства.

       5. Развивать устную речь, память, мышление, творческие способности школьников.

       6. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к историческим ценностям.

    1. Особенности  программы.

    Работа учащихся направлена на исследование исторического прошлого и настоящего близлежащих сел и городов.

     

    Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя:

    -организация и проведение экскурсий

    -написание сочинений

    -выполнение творческих работ; поделки, рисунки

    -встречи с интересными людьми

    -проведение интеллектуальных игр, викторин.

    Планирование кружка « Моя малая родина». 2 класс

    Дата

    Тема

    1

    Введение в курс кружка «Моя малая Родина».

    2

    «Поселок Боголюбово – моя малая Родина» беседа.

    3

    Обзорная экскурсия в город Суздаль.

    4

    Обзорная экскурсия в город Суздаль.

    5

    Близлежащие населенные пункты. Беседа.

    6

    Экскурсия в село Новое. (обзорная)

    7

    Встреча с творческими людьми села Новое. Экскурсия.

    8

    Встреча с творческими людьми села Новое. Экскурсия.

    9

    Обобщение. Конкурс  знатоков.

    2 четверть

    1

    Беседа : «Знакомство с произведениями В. Светозарова.»

    Посещение школьного музея.

    2

    Посещение поселковой  библиотеки «Сказки В. Светозарова.»

    3

    Экскурсия в село Суромна.

    4

    Экскурсия. Встреча с родственниками В. Светозарова.

    5

    Конкурс рисунков на тему: «Мой край».

    6

    Конкурс сочинений на тему: «Мои впечатления о с. Суромна.

    7

    Викторина: «Наш край».

    3 четверть

    1

    « Рождество. Крещение». - беседа.

    2

    « Правила проведения чаепития». Практическое занятие в кафе «Отрада«.

    3

    Экскурсия в музейный центр. «Русские народные традиции».

    4

    Экскурсия в музейный центр. «Русские народные традиции».

    5

    Лепка из слоеного теста на тему:  «Русские народные традиции».

    6

    Лепка из слоеного теста на тему:  «Русские народные традиции».

    7

    Владимирская роспись :» Хохлома».Беседа и практика.

    8

    Поездка в театр «Разгуляй».

    4 четверть

    1

    Народные обычаи «Пасха» -беседа.

    2

    Роспись пасхальных яиц. Практическое занятие.

    3

    «Русское зодчество» - экскурсия в город Суздаль.

    4

    «Русское зодчество» - экскурсия в город Суздаль.

    5

    « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в Давыдово.

    6

    « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в Давыдово.

    7


    « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в с. Новки

    8


    « Растения и животные лесов Владимирской области» Поездка в с. Новки

    9

    Итоговое занятие. Конкурс рисунков, сочинений, поделок  на тему:»Мои впечатления».

    Список использованной литературы

    1. Белов Ю. Суздаль: путеводитель. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1986. – 158 с.: ил.

    2. Боголюбово. Храм Покрова на Нерли. – Владимир: Изд. А. Вохмин, 2007. – 29 с.: ил.

    3. География Владимирской области: учеб. пособие. – Владимир, 1996. – 123 с.: ил.

    4. Город камен именем Боголюбый/авт. Текста Т. Тимофеева. – Владимир, 2009 – 16 с.: ил.

    5. Земля Владимирская: географич. словарь. – Владимир, 1991 – 208 с.

    6. Ионина Н. Суздаль: история, легенды, предания. – М.: Веч, 2011. – 301 с.: цв. вкл.

    7. О крае родном: люди, история, жизнь, природа Земли Владимирской. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1978. – 278 с.

    8. Рябова А., Шестерикова Н. Писатели и поэты Владимирского края: хрестоматия по лит. краеведению. – Владимир: Дюна, 2008. – 410 с.

    9. Софронов Н. Это интересно знать: заметки краеведа. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1980. – 238 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

    Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...

    Авторская программа кружка " Моя малая родина"

    Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...

    программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

    Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

    Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".

    Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия"....

    программа внеурочной деятельности "Моя Родина"

    В процессе изучения дети знакомятся с богатой историей родного края, его достопримечательностями и знаменитыми земляками....

    Программа внеурочной деятельности МОЯ РОДИНА РОССИЯ

    Программа рассчитана на два года обучения, соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Может быть реализована как программа духовно-нравственной и социальной направленности....

    Программа кружка "Моя малая Родина. Моя Тунка!"

    В современном обществе очень актуальны вопросы воспитания у школьников патриотизма, знания и уважение к традициям своего народа, страны, любви и бережного отношения к окружающему миру: природе, памятн...