Главные вкладки

    Авторская программа кружка " Моя малая родина"
    календарно-тематическое планирование по теме

    Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных творческих проектов. Программа позволяет осуществить воено- патриотическое направление во внеурочной деятельности. Может служит ориентиром для  учителей при создании подобных программ .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc187.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ Абатская средняя общеобразовательная школа №1

      

    Авторская программа

     

    « Моя малая родина»

    для учащихся 1- 4 классов

                                                          Автор: Тимофеева Людмила Валерьевна,

    учитель начальных классов

    МОУ Абатская СОШ №1

                                     

    с. Абатское

    2008 г

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности.      Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так  основными направлениями  Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся  является воспитание гражданственности, патриотизма.  Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в  кружковой работе. Для учащихся начальных классов я разработала программу кружка « Моя малая родина».

      Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

    1. научная достоверность используемого материала;
    2. соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
    3. комплексность решения задач обучения и воспитания;
    4. постоянство требований и систематическое повторение действий;
    5. гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
    6. единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

    Особенность программы

    Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 54 часа. Занятия для учащихся первого класса начинаются со второго полугодия. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы».     Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане.            Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

      Данная  программа позволит осуществить  военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.

      Программа кружка «Моя малая Родина» является ориентиром для учителей  с.Абатское  и  Абатского района.

    ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

    - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;

    - воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.

    ЗАДАЧИ для учащихся по возрастным группам:

    В 1 классе:

    - расширять представления о ближайшем социальном окружении,

    -учить видеть прекрасное в окружающем мире,

    - познакомить с  картой района, области.

    - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

    Во 2 классе:

    - способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны;

    - дать понятие о символах района и Российского государства;

    - учить пользоваться картой  - схемой Абатского района;

    - расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

    - учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой.

    - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

    В 3 классе:

    - уточнять знания о достопримечательностях Абатского района;

    - учить пользоваться картой – схемой села,

    -познакомить с земляками внёсших вклад  в победу над врагом, в развитие села,

    - продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район.

    - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

    В  4 классе:

    - расширять знания об истории родного села,

    - расширять знания о природных ресурсах области и района, их использовании и значении для края.

    - обобщать знания о труде людей нашего края,

    -продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения,

    - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

    Ожидаемым  результатом программы будет:

    устойчивый интерес к истории своей малой родины,

    знание  своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
    знания по истории, природе, культуре родного края,

    знания  правил охраны природы,
    способность творчески мыслить и рассуждать,

    умение переносить полученные в ходе курса  З и У на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность,

    в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,

    способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,
    способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

    Ожидаемый результат.

    Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения.

    Знать:

    Уметь:

    Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.

    Составлять родословную.

    Знать символику Абатского района, названия сёл района, рек и других объектов.

    Составлять устный рассказ о своей школе.

    Названия улиц, культурных центров, памятных мест села.

    Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы,,.)

    Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы

    Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края.

    Формы охраны природы.

    Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.

    Соблюдать правила поведения в природе.

    Национальный состав села, праздники и обычаи народов.

    Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села.

      свою взаимосвязь с окружающим микромиром

    переносить полученные в ходе курса  знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;

    умения общаться, сотрудничать.

    заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

    РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ организацию следующих видов деятельности:

    - познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)

    - ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)

    - коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)

    - художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)

    - трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе)

    ФОРМЫ РАБОТЫ:

    Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические  работы, индивидуальная работа.

     

     Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

      Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных  творческих проектов, конкурсы.

    Условия реализации программы:

    - изучение предусмотренных  программой теоретических и практических занятий,

    - учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,

    - использование разнообразного дидактического материала.

    - наличие мультимедийного оборудования.

    Учебно-тематический план

    1 класс

    № п/п

    Раздел

    Тема

    кол-во часов

    Содержание занятий

    Формируемые ЗУН

    1

    Мой дом.

    Моя семья.

    Вводное занятие. Что такое краеведение?

    Правила техники безопасности.

    1

    Беседа.

    Понятие «краеведение».

     Правила поведения на экскурсии.

    2

    С кем я живу.

    1

    Беседа.

    Конкурс рассказов «Когда я был маленьким»

    Формирование навыков творческого рассказывания.

    3

    4

    Мои родственники.

    Мой лучший друг.

    1

    1

    Беседа. Игра « А ты мне кто?»

    Диагностика

    « Дом ,в котором я живу»,

    Творческая работа. Рассказ о лучшем друге.

    Родственные отношения между членами семьи.

    Развитие творческих способностей, речи.

    5

    Моё село. Мой край.

    Это моя школа. А что вокруг?

    1

    экскурсия

    Устное описание объектов природы и культуры.

    6

    Моё село на карте Абатского района, области, России.

    1

    Практическая работа.

    Умение ориентироваться по карте, находить объекты

    7

    Природа и мы.

    Прогулка  в гости к «весне»

    1

    Экскурсия.

     Наблюдение

    Развитие умения вести простейшие наблюдения в природе

    8

    Кто живёт на школьном дворе.

    1

    Экскурсия.

    Беседа. Эвристические игры. Самостоятельная работа.

    Обитатели пришкольного участка.

    Умение устанавливать причинно- следственные связи.

    9

    Итоги обучения.

    1

    Викторины, презентации проектов.

    ИТОГО: 9 часов (в т.ч. 1 практическая работа)

    Учебно-тематический план

    2 класс

    № п/п

    Раздел

    Тема

    кол-во часов

    Содержание занятий

    Формируемые ЗУН

    1

    Мой дом.

    Моя семья.

    Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»

    1

    Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.

    Понятия

    Родина, малая родина

    2

    « Моя семья»

    1

    Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)

    Семья.

    3

    Основы генеалогии. Генеалогическое древо.

    1

    Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.

    Понятие о

    генеалогии

    Составление родословной

    4

        Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».

        1

    Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ.

    Поколения,

    родословная

    5

    Моё село. Мой край.

    Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».

    1

    Творческая работа, беседа, поиск информации

    Название

    улиц села

    Творческая работа

    6

    Символика Российского государства.

    1

    Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме.

    Символы России

    ( гимн, флаг, герб страны)

    7

    Символика Абатского района.

    1

    Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.

    Символы района

    ( флаг, герб)

    8

    Карта – схема Абатского района. Путешествие по плану – схеме с.Абатское.

    Игра

    « Где эта улица?»

    1

    Рассказ, игра.

    Умение пользоваться картой – схемой района

    9

    Безопасный путь в школу и из школы домой.

    1

    Беседа, викторина, практическая работа.

    Правила безопасного движения.

    Разработка

    маршрута

    10

    Природа и мы.

    Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.

    1

    Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.

    Подкормка для птиц. Виды кормушек .Долг детей – помогать птицам в трудное время.

     Навык изготовления кормушек.

    11

    Мы – друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение.

    1

    Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.

    Птицы нашей местности.

    Наблюдение

    12

    « Древесные растения нашей местности».

    1

    Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.

    Разнообразие древесных растений.

    Определение названия древесного растения по листьям.

    13

    « Доктор- природа».

    1

    Беседа, викторина, работа с гербарием,

    иллюстрациями, литературой.

    Практическая работа

    Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.

    Умение распознавать и использовать лекарственные растения

    14(15)

    Подготовка, оформление материала по итогам работы.

    1-2

    Оформление альбома, выставки.

    Работа с информацией.

    Презентация работы.

    Итого:  15 ч (в т.ч.3 практических работы)

    Учебно-тематический план

    3 класс

    № п/п

    Раздел

    Тема

    Кол-во часов

    Содержание занятий

    Формируемые ЗУН

    1

    Природа и мы.

    Лес - наше богатство.

    1

    Беседа, чтение стихотворений, игра.

    Растения, деревья, грибы нашего леса.

    2

    Красная Книга. Путешествие по страницам Красной Книги.

    1

    Беседа, прослушивание сообщений, просмотр презентации.

    Красная книга.

    3

    Охраняемые животные и растения  нашего края.

    1

    Беседа. Прослушивание сообщений.

    Называть животных и растений Тюм. Области,  из Красной книги.

    4

    Экскурсия в краеведческий музей.

    1

    Экскурсия в зал природы нашего края

    Умение наблюдать.

    5

    Моё село. Мой край.

    Посещение библиотеки. Писатели – земляки.

    1

    Экскурсия

    Писатели- земляки, их произведения.

    6

    Наши знаменитые земляки. Сбор информации.

    1

    Беседа, просмотр презентации.

    Работа с информацией.

    7

    Мой знаменитый земляк.

    1

    Сообщение учащихся

    Умение представить полученную информацию.

    8

     Моя семья. Мой дом.

    Праздники и обычаи моей семьи.

    1

    Беседа.

     Творческая работа с привлечением родителей.

    Название  праздников, их особенности.

    9

    Праздники и обычаи народов моего края. Сбор информации.

    1

    Беседа. Работа   с литературой.

    Подготовка проектов с привлечением родителей.

    Работа с разными источниками информации

    10

     Презентация творческих  проектов

    «Праздники моей семьи».

    Конкурс  рассказов, рисунков, сообщений, «Праздники моей семьи».

    Название  праздников, их особенности.

    11

    Природа и мы.

    Звери, птицы  и растения нашего края весной.

    1

    Беседа, наблюдения, разгадывание кроссвордов.

    Дикие звери, птицы, растения нашего края. ( распознавать по внешнему виду, описанию)

    12

    13

    Моё село. Мой край.

    Достопримечательные места с. Абатское.

    Экскурсия по достопримечательным местам родного села.

    1

    1

    Беседа. Презентация. Игра

    Экскурсия.

    Достопримечательности родного села.

    Достопримечательности родного села

    14

    Чему мы научились за год.

    1

    Игра

    Проверка полученных знаний.

    15

    Презентация индивидуальных творческих проектов.

    1

    Презентация.

    Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания, работать с информацией.

    Итого:  15 ч .

    Учебно-тематический план.

    4 класс

    № п/п

    Раздел

    Тема

    Кол-во часов

    Содержание занятий

    Формируемые ЗУН

    1

    Мой дом. Моя семья.

    Профессии членов моей семьи.

    1

    беседа

    Профессия,

    место и  содержание  работы родителей.

    2

    Этому я научился у своих родных.

    1

    Подготовка  к выставке. Практическая работа.

    Развитие творческих способностей.

     Моё участие в жизни  семьи.

    3

    Этому я научился у своих родных. Выставка.

    1

    Организация выставки в классе с экскурсией для учеников других классов.

    Развитие коммуникативных умений.

     

    4

    Моё село. Мой край.

    Каким было моё село раньше.

    1

    Работа со статьями  в районной газете.

    Вклад старших родственников и земляков в дело Победы.

    Работа с информацией.

    5

    Каким было моё село раньше. Экскурсия.

    1

    Экскурсия в краеведческий музей « Зал истории села».

    Связь истории страны с историей села.

    Жизнь и быт Абатского острога.

    6

    Природа и мы.

    Что растёт на полях моего края.

    1

    Беседа, викторина,работа с гербарием.

    Растения полей района и их роль для жизни села, области.

    Труд хлеборобов.

    7

    Природные ресурсы моего края и пути их применения.

    1

    Беседа.

    Презентация.

    Природные ресурсы района, области и пути их применения.

    8

    Правила охраны природы моего края.

    1

    Лекция.

    Практикум.

    Составление советов, памяток по теме охраны природы.  

    Закон об охране природы. Формы охраны природы.

    9

    10

    11

    Леса родного края.

     Акция

    « Посади дерево»

    Реки моего края.

           

    Акция

    « Спасём Землю! ».

    1

    1

    1

    Практическое природоохранное дело.

    Озеленение своей улицы, двора.

    Беседа, викторина.

    Трудовое природоохранное дело по очистке берегов у водоёмов.

    Формирование экологической культуры,

    положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края

    Причины загрязнения водоёмов.

    12

    Экологическая фотовыставка.

    1

    Оформление фотовыставки

    « Береги природу!»

    Вести разговор на экологическую тему.

    13

    Подготовка коллективного творческого проекта.

    1

    Работа по группам, работа с литературой, обобщение накопленного  материала.

    Коллективное планирование,

    применение  полученных знаний.

    14

    Презентация коллективного творческого проекта « Моя малая родина»

    1

    Презентация.

    Коммуникативные умения.

    15

    Итоговая познавательная игра « Наш край».

    1

    Игра.

    Применение  полученных знаний.

    Итого:  15 ч (в т.ч. 4 практических работы)

    Информационное обеспечение образовательной программы

    а) Список используемой литературы для детей

    1. В.И Сивоглазова  Атлас родной природы. Растения  леса. Т.А Козлова.

    - Москва.: Издательство « Эгмонт Россия» 2002.

    2. В.И Сивоглазова  Атлас родной природы. Растения  луга. Т.А Козлова.

     Москва.: Издательство « Эгмонт Россия» 2002.

    3. Алексеев Ю.А, Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина -  Россия. – М.: « Триада – фарм», 2002.

    4. Калецкий А.А. Калейдоскоп натуралиста. Москва  « Лесная промышленность», 1976

    б) Список используемой литературы для учителя

    1.Большая  Тюменская энциклопедия. НИИ региональной энциклопедии ТюмГУ,2004

    2.Газета « Сельская новь».

    3. История земли Абатской. -  Тюмень: Издательство « Вектор Бук», 2005

    4. Е.А. Ляшенко « Школа юного краеведа». Материалы к занятиям.- Волгоград: Учитель, 2007

    5.Л.А. Пиманова « Родная природа. Растительный и животный мир Тюменской области. Программа для 1- 2 классов. Тюмень. ТОГИРРО,1997

    ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ: САЙТ www.abatsk..ru.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

            ( из опыта работы)

    Реализация поставленных задач обучения на втором году обучения ( 2 класс) осуществляется через следующие формы работы: занятия, наблюдения, викторины, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальную работу.

      Одной из тем в разделе « Мой дом. Моя семья.» можно считать работу по теме « С чего начинается родина?».  Предполагаемые ответы детей – дом, семья, улица.  Дети учатся составлять родословное древо семьи,  представляют  рисунки на тему, творческие работы.

    Например,  возможно изображать    родословные в виде генеалогического дерева или заполнять  готовые  родословные таблицы. Мотивированные на творческую деятельность дети  могут выполнить творческую работу « Герб моей семьи».

    Дети собирают информацию с помощью родителей. Беседы сопровождаются  рисунками детей по теме.

     По теме « Семья» целесообразно  работать  как на кружке, так и  во внеурочное время. Итогом  может быть творческая работа « Моя мама». Творческая работа включает сочинения, рисунки и фотографии детей « Моя мама», рецепты от мам. Данный материал в последующем может использоваться при организации праздника, посвящённого Дню матери.

     При работе в разделе « Моё село. Мой край.» на одном из занятий предполагается « Путешествие по плану схеме с. Абатское».Дети знакомятся с названием улиц, учатся находить улицы в игре « Где эта улица?» и самое главное затем составлять план- схему « Безопасный путь из школы домой».

    По этой теме проводится  практическая работа, так  кроме составления маршрута, можно организовать  наблюдение за пешеходами на тротуаре возле школы.

     Полученные учащимися знания, умения используются в повседневной жизни, на уроках ОБЖ.

    По теме –« Символика России и Абатского района» дать возможность детям  самостоятельно добывать знания, работая с литературой. На занятии кроме государственных символов необходимо обратить внимание и на берёзу, как национальный  символ. Предложить приготовить сообщения о берёзе с использованием стихотворений, загадок, которые в дальнейшем могут быть использованы на уроках окружающего мира.

    Результатом работы по теме   « Мы – друзья птиц» может быть альбом « Птицы наши - друзья», где собраны сведения о том, какой корм любят птицы, виды кормушек и занимательный материал по теме. Практическое занятие посвятить изготовлению кормушек с проведением операции « Мы – друзья птиц».

     В работе кружка  должно иметь место и индивидуальная работа, так, посещая кружок,  ученица нашего класса готовила индивидуальный проект « Древесные растения нашей местности». Данная работа была представлена  в районном Креатив – фестивале младших школьников « Надежда». Затем  с  проектом  были познакомлены ребята  класса в рамках работы кружка. Девочка в занимательной форме с использованием  презентации познакомила одноклассников с древесными растениями нашей местности.

    Я предлагаю тематику индивидуальных исследовательских работ для учащихся для работы на втором году обучения:

    1.Герб моей семьи.

    2. Улицы с. Абатское.

    3. Жителям  нашего села о символике Абатского района.

    4. Древесные растения нашей местности.

    5. Птицы нашей местности.

    6.Лекарственные растения нашей местности.

    Формы контроля  результатов   при изучении тем курса второго года обучения может быть следующей:

    Этапы педагогического контроля.

    Сроки проверки.

    Какие знания проверяются

    Форма подведения итогов.

    После изучения темы « Основы генеалогии».

    Во время изучения тем Символика РФ и Абатского района»

    Во время изучения темы « Карта- схема Абатского района»

    Во время изучения темы

    «Безопасный путь в школу и из школы домой».

    Во время изучения темы

    « Древесные растения нашей местности».

    « Доктор- природа».

    Правила составления родословной.

    Символы России, района.

    Умение пользоваться картой – схемой.

     Умение определять безопасный путь в школу и из школы домой.

    Определение названия древесного растения по листьям.

    Умение распознавать и использовать лекарственные растения

    Выставка

    « Родословная таблица моей семьи»

    Беседа.

    Игра – путешествие.

    Составление маршрута, практическая работа.

    Викторина с использованием презентации.

    Практическая работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа кружка "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"

    Авторская программа дополнительного образования по НТМ на один год обучения....

    программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

    Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

    Программа туристско- краеведческого кружка "Моя малая Родина".

    Программа туристско- краеведческого кружка содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, условия реализации программы, содержание программы, материально- техническое обеспечение образовател...

    Презентация к занятию кружка " По малой Родине моей!"

    Данная презентация отражает прошлое и настоящее родного города. Возможно применение на часах общения и уроках по краеведению....

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «С чего начинается Родина» краеведческой направленности для 1-4 класс

    Авторская программа краеведческой направленности 1-4 классы...

    Программа кружка "Моя малая Родина. Моя Тунка!"

    В современном обществе очень актуальны вопросы воспитания у школьников патриотизма, знания и уважение к традициям своего народа, страны, любви и бережного отношения к окружающему миру: природе, памятн...

    Программа кружка "Моя малая родина"

    Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...