Авторская программа кружка "Улусчу ужурлар"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Баажай Чойгана Даш-ооловна
пояснительная + календарный тематичский план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Авторы предлагают ввести в содержание регионального образования учебный предмет с аналогичным названием для изучения в 2-4 классах тувинской общеобразовательной школы.

        Актуальность введение такого учебного предмета (и программы) авторы видят в том, что процесс становление личности ребенка может быть наиболее эффективным, если:

а) в учебно-воспитательной работе опираться на тот социальный опыт, который генетически адекватен психической структуре, психологическим и национальным особенностям ребенка, т.е использовать традиции, обычаи и ритуалы конкретной национальной среды, специального слоя и семьи;

б) при формировании поведения, стиля взаимоотношений с окружающими людьми основополагающим считать народный этикет, содержащий в себе богатый опыт возвеличивания и облагораживания человека, независимо от расы, национальной принадлежности, выделяя такие духовные проявления, как утверждение себя трудом на благо себе и обществу, стремление к самосовершенствованию и служению народным идеалам;

в) при обучению народным традициям, обычаям, обрядам и ритуалам соблюдать принцип преемственности в семье и во всех звеньях системы образования- ДОУ, школе тд.

        Мы настаиваем на изучении традиции и обычаев в школе в качестве учебного предмета, исходя из того, что они представляют собой своеобразную  систему воздействия на умы и сердце, волю ребенка с целю формирования у него нравственного идеала, стиля поведения, образа жизни, внешнего вида, характерного для того или иного народа.

        Это подтверждено народным опытом- только через  усвоение традиции и обычаев своего народа ребенок становится представителем конкретного этноса, успешно присваивает  социальный опыт, который предназначен для него: образ жизни, опыт ведения хозяйства, способы выживания- все то, что составляет содержание жизни конкретного народа и нации.

        А навязывание чужого для психической структуры личности, психологии и нервной системы ребенка привело к тому, что мы видим сейчас поколение людей без рода и племени, без родного языка, культуры и истории. Люди без национальности и вероисповедания. Мы не исключаем, что молодёжь может быть воспитана на опыте мировой культуры и цивилизации. Но наш взгляд, путь к этому должен лежать через близкое- через свою историю, культуру, язык. И этому должны научить не откладывая на завтра. Этому поможет изучение народных традиций и обычаев в сочетании с научным образованием и воспитанием, что обеспечивает приоритетное начало народного, национального в формировании личности ребенка. Думается, что человек, присвоивший народное понимание Мудрости, Красоты, Величия человека и Природы, никогда не переступит недозволенное, не искалечит, не растопчет святое, не лишит жизни все живое. Ему будут чужды воровство, тунеядство, пьянство, наркомания. Человек воспитанный на народной мудрости с рождения, Будет утверждать Жизнь, Добро, Любовь и оберегать святыни. И передавать эти святые знания своим детям и внукам. Этим обеспечивать непрерывающуюся связь поколений, Таков закон жизни.

Методологической основой программы являются следующие положения:

-философские представление народа о необходимости очеловечивания (социализации) ребенка.

-диалектическое учение о роли наследственности, влиянии среды (традиционно- ритуальной)на формирование личности ребенка;

- философские воззрения тувинского народа о Мире, Природе, их взаимоотношениях, месте человека в них;

- ребенок как представитель народа, носитель его языка, истории и культуры формируется в определённых условиях, целенаправленно влияющий на его психику через специально подобранные средства, в данном случае- традиции, обычаи, обряды и ритуалы.

        При работе над программой использованы методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по теме изучение этно- философских трудов М.Б Кенин- Лопсана, материалов научных экспедиций в Туву в разные годы, начиная с конца XIXвека; изучение исследований ведущих ученных республики по народной педагогике (М.И. Анисимов, К.Б. Салчак, Г.Н. Курбатской, И.У. Самбуу,Х. Ооржак, А. Шаалы и др) изучение устного народного творчества; изучение произведений ведущих писателей Тувы- С. Сарыг-оола,С Сюрюн-оола, К. Кудажи, А.Арапчора, А. Даржая и др.

        Теоритическая значимость-авторы по мере своих возможностей и исходя из собственного опыта, пытались систематизировать имеющийся материал по народной педагогике и целью возродить традиции и обычаи народа как воспитательное средство в условиях современной школы.

        Практическая значимость программа может быть использована как один из вариантов, созданных и разрабатываемых программ, при введении кружка «Улусчу ужурлар» в содержание регионального образования.

Апробация и внедрение. Основная идея  программы- пропаганда педагогических воззрений ученого-этнографа, доктора исторических наук М. Кенин- Лопсана, его книг, где «наиболее полно раскрываются истоки священных традиций тувинского народа, созданных гением древнейших писателей Центральной Азии», и которые полезны «всем, кто интересуется этнографией, традиционной культурой и фольклором, мифологическим наследием тувинского народа» и создание на базе специального кружка для изучения 2-4 классах общеобразовательной школы.

Структура программы

Программа составлена для 2-4 класса общеобразовательной школы, написана на тувинском языке, включает в себя:

Объяснительную записку, где обосновывается актуальность, цель, задачи, формы, методы и средства изучения учебного предмета.

Цель и задачи:

Знакомство с юртой- исконное жилище тувинцев-связанно с образом жизни, ее внешнее и внутреннее убранство. Тувинская семья как носитель традиционного воспитания детей- ее групповое (племя) начало, этикет поведения в юрте, семье и т.д. Место ребенка в традиционно-многодетной семье, его игры и игрушки.

Знакомство с ведением исконного хозяйства- подворье (кодан), земледелие, скотоводство, охота, сбор ягод, лекарственных трав и других даров природы в сочетании с изучением традиций, обычаев почитания Природы, ритуального отношения к Небу, Огню, Воде, Земле, что к экологическому воспитанию детей с раннего возраста- тяга к общению с Природой, ее охрана- брать не разрушая, приумножая Природу, любить все живое в ней, сохраняя им жизнь.

Народные праздники, игры и игрища. Даются понятия: Шагаа- тувинский Новый год по восточному календарю приходит в преддверии наступления весны, пробуждения новой жизни к природе, в проявлении приплода в стадах и отарах животных.

Наадым- Летний праздник земледелия и животноводства, празднуется в августе, в пору созревания плодов всего живого в природе.

Святины-то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. Это может быть определенный предмет или место поколения- родник, гора, перевал, дерево и т.д.

Обряд- совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются представления народа, например, об очищении осквернении, благопожелания и т.д.

Ритуал- порядок обрядовых действий, следование которому необходимо в зависимости от ситуации.

Объём предлагаемых знаний, навыков, умений определен в количестве 1 часов в неделю, в год 34 часов.

Количество часов в 1четверть- 9 часов

Количество часов во 2 четверть- 7 часов

Количество часов в 3 четверть- 9 часов

Количество часов в 4 четверть- 9 часов

        Дано примерное распределение  учебных часов по темам выделены три вида учебных знаний:

  1. Уроки сообщения учителем учебной информации.
  2. Уроки усвоения учащимися полученной учебной информации.
  3. Практические занятия, на которых отрабатываются все необходимые умения и навыки с выходом в реальную жизнь.

Учебный план кружка «Улусчу ужурлар».

Тема урока

Цели урока

Часы

Дата

1

Тыва овур хевир, будуш болгаш улусчу ооредиглер дугайында эге билиглер.

Тыва чоннун чанчыл болган овур-хевиринин, будужунун дугайында эге билиглерни таныштырар.

1

2

Тыва овур-хевирни, ужур чанчылдарны улустун аас чогаалында коргускени

Чоннун кижизидилгезинин хевири- ужур, чанчыл,ёзулал дугайында билиглерни берип, билигларнин кол утказы, тыптып келгени, кижиге салдары, ниитилел сайзыралынга ужур-дузазы.

2

3

Ог. Огнун ооредиглери.

Тываларнын чурттап келген оран-савазы- ог-биле таныштырары. Огнун ооредиглерин  шингээтирери.

2

4

Ог иштинин кижизидикчи утказы.

Ог иштинин кижиздикчи утказы: гонун дору, орун-дожээ, ожук-пажы. Огнун солагай талазы- чуък, чуък баары, чуък адаа.

2

5

Отка хамаарышкан хоруглуг чуулдер.

Огнун ыдык чери-от, ожук, суугу, турар черинин ужур утказы. Оларга хамаарышкан ёзулалдар.Отка хамаарышкан хоруглуг чуулдер.

1

6

Огнун эдилелдери, савалары, оларнын онзагайы

Огнун эдилилдери, савалары, оларнын онзагайы-биле уругларны таныштырар.

1

7

Огге киреринин ёзулалдары, олут ёзулалы.

Огге киреринин ёзулалдары болгаш канчаар олурарын шингээтирер.

1

8

Аалчылар уткуур, удээр ёзулалы.

Аалга келген аалчыны канчаар уткууру, канчаа удээрин ёзулалы-биле таныштырар.

1

9

Тываларнын онзагай чанчыл-сагылгазы- торелдежип чурттаары.

Салгал дамчаан ханы уткалыг огбелер оредии- ужур, чанчыл ёзулал. Торел дугайында билиг. Оон хевирлери  хан торел, хин торел, ырак азы элеге торел. Огленген соонда тыптыр торелдер. Чурт торел. Салгал Дугайында билиглер.Огбелер оредиин амгы аныяк оскеннин сагыыры.

2

10

Бурун шагдан чанчыл болган ойнаарактар-биле таныжылга: ойнаар-кыс, кажык.

Бурун шагдан ада-огбелеринин ойнап келген ойнаарактары- биле таныштырып, ону канчаар кылып, канчаар ойнап чораанын  таныштырар чугаалар.

2

11

Тыва улустун улуг байырлалы- Шагаа.

Шагаа дою эрттирер чуруму.

Шагаа-чоон чук улузунун чаа чыл уткуур чанчылындан тывылган байылал.Тываларнын чыл санаар чанчылы-биле таныжылга.

2

12

Чолукшууру. Тываларнын моорейлиг оюннары (кажык, буга шыдыраа, тевек).

Чонунга, торелдеринге йорээл- чалбарыг салып тургаш, орушку маннайлыг сагыш- сеткилинге чедирери,  моорей- маргылдааларга эрес-кашпагайын, авангырын коргузери.

2

13

Шагаа дойну байырлаалы.Тыва чем, суттен кылган чемнер.

Тыва чоннун суттен кылган чемнеринин кижинин организиминге хоолулуун тайылбырлап ону хундулеп чииринге кижизидер.

2

14

Шагаа байырлалында сагыыр ужурлуг сагылгалар.Тыва хеп.

Ада огелеривистин бурун шагдан кедип чорааны хептери терлик тон, шыва тон биле борттеринин каш янзызы- биле таныштырар.

2

 15

Тыва борт болгаш оон сузуглелдиг ужурлары

1

16

Чер болгаш тывыш ажыл-агыйы.

Чер болгаш тывыш ажыл-агыйы, беримчези. Тараа ажылынын ээлчеглери: чернин андарары, тарыыры, сугарары, ажаары, кышкы шагжамырга белеткээри.Амгы уеде тараа ажылыны хогжээни: техника, чемишчидилге ажыглаары. Тараадан кылыр чемнер, бететкээр аргалары, хереглели.

2

17

Эм оъттар, чемиш унуштер чыыры.

Бойдустун хайыразы: чемниг болгаш чемиштиг унуштер, оларнын кижиге ажык-дузазы, айдыс артыжы-биле арыглаары, аржаан суу-биле эмнээри.

2

17

Даштар биске хойну соглээр

Тоогуге хамаарышкан уттуг даштар, кожээ даштар,оваа даштар, согааш даштар, хуваанак даштары, кодурер даштар,чонар даштар оларнын ужурлары, оон дугайында уругларга билиндирер.

1

18

Тыва кижинин байы толунде

Тыва хой, оор-онер, тыва кижинин байы  ашка- тогерикте, алдын- монгунде эвес, а ажы толунде деп билиндирер.

1

19

Тываларнын чаш кижиге ат тыпсыр ужурлары

Шаандан тура чаш кижиге ат бээрини ужурларын ооредир. Уругларнын боттарыны аттарынын ук тоогузун, оон ужур-уткаын уктап билирин чедип алыр.

2

20

Малывыс национал байлаавыс

Тывалар шаандан тура мал-ажыл агыйлын чораан деп уругларга билиндирер. «Малдыг кижи каас, инектиг кижи тодуг» деп улегер домактын утказынга даянып алгаш кичээлди чоргузар.

1

21

Айбы кижизидилгенин бир хевири

Айбыларнын ангы-ангы хевирлери-биле таныштырар. Айбылаашкын кижизидилгеге ужур-дуалыг деп билиндирер

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа:"Улусчу ужурлар", 3 класс

Рабочая программа 3 класс: "Улусчу ужурлар" (Народоведение) на тувинском языке...

Тюлюш Урана Павловна Программа "Улусчу ужурлар"

Это программа для учащихся 3 класса. Состоит из 6 систем,136 часов.1 класс-34часа                                  ...