Программа туристско- краеведческого кружка "Моя малая Родина".
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Скугарева Екатерина Анатольевна

Программа туристско- краеведческого кружка содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, условия реализации программы, содержание программы, материально- техническое обеспечение образовательного процесса, а также календарно- тематическое планирование на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Волосовкая НОШ»                                              Директор МОУ ДОД ДЮЦ

«_____»__________________2014г.                                 «_____» __________________2014г.

___________________М.Е.Болконская                            __________________Ю.Д.Колимбет

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете №___

от «_____»_______________2014г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Моя малая Родина»

Возраст обучающихся 8-9 лет

Срок реализации- 2 года

Автор-составитель:

Скугарева Екатерина Анатольевна

педагог дополнительного образования

Волосово

2014

      СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение……………………………………………………….2
  2. Пояснительная записка……………………………………….2
  3. Цели и задачи программы…………………………………….2
  4. Учебно-методическое сопровождение………………………3
  5. Условия реализации программы……………………………3-6
  6. Содержание программы………………………………………7
  7. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………………………..9
  8. Список литературы……………………………………………10
  9. Приложение…………………………………………………...11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА.    

        Все люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

         В предлагаемой программе туристско – краеведческое  направленности представлено содержание туристско – краеведческое  деятельности с учащимися школы.

         Туристско – краеведческое  направление – средство познания своего края, физического и духовного развития,  оздоровления, воспитания самостоятельности,  приобщения  к трудовым и прикладным навыкам.

          Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что работа  туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

        Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность.

Цель дополнительной образовательной программы «Моя малая Родина» состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности.

При этом предполагается решение следующих задач:

  • Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.
  • Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.
  • Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

       Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности ,  проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников; углублять и расширять свои знания по различным предметам.

          Программа рассчитана на  учащихся младшего школьного возраста: 8-9 лет.

Учебно - методическое сопровождение.

  1. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.6: Просвещение, 2011г.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2 изд.- М: Просвещение, 2011)
  3. Е.Медведев, М.Виданов «Край родной, навек любимый» - пособие по историческому краеведению.- Куйбышевское кн. Изд-во.

      Реализуется дополнительная образовательная программа в течение 2 лет

                                             Этапы  реализации:

Подготовительный этап:    1. Обсуждение и утверждение программы   совместной

                                                      работы школы и ДЮЦ.

                                                  2. Определение контингента участников программы.

                                                  3.Проведение инструктажей по охране труда.  

Основной этап:          1.Занятия кружка согласно расписанию ( 2 раза в неделю).

                                     2.Организация экскурсий в краеведческий музей г. Волосово,

                                    посещение  музея  МОУ «Волосовская средняя школа №1»

                                     3.Пешие походы по родному краю.

                                     4.Участие в районных краеведческих мероприятиях.

Заключительный этап:      1.Оформление фотовыставки.

                                              2.Оформление фотоальбома.  

                                              3.Проведение народных праздников.

    Данная программа составляет единое образовательное пространство, в котором развивается, обучается и самореализуется человек.

      В работе данного кружка  используются следующие  формы работы, такие как:

  • беседы, викторины,

              -   конференции, выставки, праздники.

  • экскурсии по городу, в музеи,
  • однодневные,  двухдневные походы
  • спортивные соревнования
  • туристические семинары,  слеты
  • встречи с интересными людьми почетными гражданами г.Волосово
  • оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты  и т.д.

              -    защита проектов.

       Работа   кружка построена на принципах открытости, добровольности , сотрудничества. Каждый участник представляет реальную цель, конкретную пользу, которую он принесет родному краю, работая в этом направлении, реализуя эту работу  через походы, путешествия, экскурсии и другие виды туристско – краеведческой деятельности. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории к практике». Это связано с тем,  что теоретические знания, полученные на занятиях, необходимо обязательно применить на практике для выработки двигательного навыка.

   Образовательная программа дополнительного образования детей "Моя малая Родина» рассчитана на 40 рабочих недель  в год, 2 часа в неделю, всего 80 часов в год.

    В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В. В, Давыдова).

  Содержание программы опирается на концепцию детско-юношеского туризма «Школа жизни – окружающий мир» (А. А. Остапец – Свешников, М. И. Богатов, О. И. Мотков) и предполагает активное участие детей в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только практических, но и теоретических знаний, умений, навыков.

Формы контроля: тестирование, зачет, поход  и т.д.

1.Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и духовного состояния.

2.Рост познавательной активности детей и взрослых.

3.Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

4.Высокий уровень коммуникативности учащихся.

5.Результаты побед на районных туристических слетах.

6.Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов.

           

      Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный и проведенный поход,  который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

  К концу первого года обучения учащиеся  должны:

ЗНАТЬ:

       Основы туристической подготовки, технику безопасности при проведении туристических походов, занятий, топографию и способы ориентирования , историю родного края и его особенности, памятники истории, музеи края, основы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение спортивных травм.

УМЕТЬ:

     Выбирать место для бивуака, привала, читать и изображать топографические знаки,  изучать интересные места родного края, подбирать состав медицинской аптечки для похода,  участвовать в исследовательских фестивалях и проектах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только практических, но и теоретических знаний, умений, навыков.

Формы контроля: тестирование, зачет, поход   и т.д.

1.Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и

развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и

духовного состояния.

2.Рост познавательной активности детей и взрослых.

3.Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

4.Высокий уровень коммуникативности учащихся.

5.Результаты побед на районных туристических слетах.

6.Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родителей.

           Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

      Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход,  который даст возможность каждому из них почувствовать себя

настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

  Реализация программы обеспечивает  достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностны результаты:

  • Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • Овладение начальными навыками туристического минимума;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • Способность к самооценке на основе критериев поведения в обществе;

Метапредметные результаты:

  • Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Использовать различные способы поиска информации в справочниках, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • Овладеть навыками слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

Знать:

  • Историю своего имени;
  • Простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
  • Свой домашний адрес;
  • Что такое семья, обязанности члена семьи;
  • Имена, отчества членов своей семьи
  • Профессии своих родителей;
  • Правила поведения в общественных местах, природе
  • Историю происхождения своего района, города
  • Достопримечательности города и края;
  • Лекарственные и ядовитые растения;
  • Символику Российского государства, столицу нашей Родины, президента России;
  • Представителей флоры и фауны, предсказывающих погоду.
  • Названия костров.
  • Условные топографические знаки.
  • Местные предметы ориентирования.
  • Состав походной медицинской аптечки.
  • Туристические походные песни.

Содержание программы.

Введение (1час)

Знакомство с заповедями туриста. Знакомство с планом работы кружка.

«Я и моя семья» (10часов)

Учащиеся узнают, каким должен быть человек по отношению к старшим, сверстникам, малышам, к себе. Чем человек похож на животных и чем отличается. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, доброта, честность, умение дружить. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, ленность, нечестность). Учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественных местах. Учатся давать объективную оценку своих и чужих поступков; уважать чужое мнение. Семья в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей членов семьи. Семейные реликвии, старинные фотографии.

«Мой Волосовский район» (20 часов)

История возникновения района. Знакомство с селами района. Наш район на карте Ленинградской области. Каким бы хотелось видеть район в будущем. Что нужно сделать, чтобы район процветал, чтобы сохранить его красоту для будущих поколений. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций, быта, их назначениями и местоположением; преобладающими профессиями в районе; условиями жизни человека в селе. Сведения о рельефе, почве и геологии, водных путях.

«Мой город Волосово» (10 часов)

Место родного города на карте Волосовского района и Ленинградской области. Достопримечательности и культурные ценности родного города. Почетные граждане нашего города. Историческое происхождение названий улиц города.

«Природа и мы» (20 часов)

Знакомство с растительным и животным миром Волосовского района. Знакомство с правилами поведения в природе. Знакомство с лекарственными растениями. Знакомство с ядовитыми растениями. Знакомство с «живыми» барометрами.

Основы туристской подготовки (40 часов)

Туристские путешествия,  история развития туризма. Инструктажи по охране здоровья. Личное и групповое туристское снаряжение. Организация туристического быта. Костры. Привалы и ночлеги. Узлы. Шалаши и укрытия. Подготовка к походу, путешествию. Питание в туристическом походе. Правила движения в походе,  преодоление препятствий.

Топография и ориентирование (20 часов)

Понятие о  топографической  карте. Виды карт (географическая и топографическая). Условные топографические знаки. Компас. Работа с компасом. Виды компасов. Ориентирование по местным предметам.

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь (30 часов)

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Общая физическая и специальная подготовка туриста. Оказание первой (доврачебной) помощи.

С песней по жизни (10 часов)

История создания туристских песен. Разучивание туристских песен.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия.

  Таблицы в соответствии с основными разделами программы туризму и краеведению.

Географические карты.

Топографические карты.

Технические средства обучения.

  Оборудование рабочего места учителя:

 - Классная доска с креплениями для таблиц.

- Магнитная доска.

- Персональный компьютер с принтером.

- Ксерокс.

- Аудиомагнитофон.

- CD/DVD-проигрыватель.

- Проектор для демонстрации слайдов.

- Мультимедийный проектор.

- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по туризму и краеведению.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по туризму и краеведению.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по туризму и краеведению.

Учебно-практическое оборудование

Компас, веревки, туристическое снаряжение.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Список литературы:

  1. «Бабочка над заливом» Книга для семейного чтения о природе, истории  и культуре Ленинградской области / Авт. Т.А. Кудрявцева.- 3-е изд. дораб.- СПб: Первый класс; Спец. Лит-ра,  2011г.
  2. «Водская пятина- Ингерманландия- Санкт- Петербургская губерния- Ленинградская область: Историческое прошлое». Александрова Е.Л. СПб: «Гйоль», 2011
  3. «Ленинградская область: Справочное пособие по истории края» В.К. Дмитриев / Спб.: Корона  принт, 2010.
  4. «Прогулки по пригородам  Санкт- Петербурга» М.А. Берлина, М.А. Несин, Н.Г. Фрейман / М.: Вече; Ниола- Пресс, 2009
  5. «Энциклопедия искателя приключений» О.Кургузов / М.: «Лабиринт-К», 1998
  6. « Из жизни леса». И.Н.Балбышев./ Лениздат, 1987
  7. «Энциклопедия для малышей «Чудо всюду» мир животных и растений». Т.Д.Нуждина / Ярославль «Академия развития», 1998



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование на 2014/2015г.

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Теория

Практика

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1.

Вводное занятие.

1

1

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Работать с энциклопедической литературой.

Умение осознанно и произвольно  строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Я и моя семья.

5

5

2.

Кто живет в моем доме.(устный рассказ, выставка фотографий, рисунков).

1

3.

Мое имя и фамилия (индивидуальная и групповая поисковая работа с энциклопедической литературой).

1

4.

Генеалогическое древо семьи

1

5.

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).

1

6.

«Мои прадедушки и прабабушки- участники Великой Отечественной войны».

1

Мой Волосовский район

10

6

4

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Умение осознанно и произвольно  строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

7.

История возникновения Волосовского района.

1

8.

Мой район на карте Ленинградской области. (Месторасположение, рельеф)

1

9-10

История развития и становления нашего района.

2

11-12

Памятные места Волосовского района.

1

1

13-16

Предприятия Волосовского района.

Экскурсии на предприятия Волосовского района.

1

3

Мой город Волосово.

6

3

3

17

История возникновения Волосово.

1

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Умение работать с картой.

Умение задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Выполнять самоконтроль. Оценивать правильность выполнения задания.

18-19

Улицы г. Волосово.

1

1

20-21

Памятные и исторические места г. Волосово.

1

1

22

Почетные жители г. Волосово.

1

Природа и мы.

9

6

3

23

Здравствуй, страна животных и растений! (Знакомство с правилами поведения в природе)

1

Развитие морально- эстетического сознания- норм и правил поведения и взаимоотношения человека с другими людьми и природой.

Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

24

Кто живет у нас в лесу, на лугу и в поле?

1

25

Какие растения можно встретить в нашем краю?

1

26-27

Осторожно, ядовитые растения!

1

1

28-29

Кто излечит, исцелит?

1

1

30-31

Живые барометры

1

1

Основы туристской подготовки.

20

8

12

32

Туристские путешествия,  история развития туризма.

1

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию .

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  действий;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

33

Инструктажи по охране здоровья.

1

34-36

Личное и групповое туристское снаряжение.

1

2

37-39

 Организация туристического быта. Костры.

1

2

40-42

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

1

2

43-45

Организация туристического быта.  Узлы.

1

2

46-48

Организация туристического быта. Шалаши и укрытия.

1

2

49-51

Организация туристического быта. Питание в туристическом походе.

1

2

Топография и ориентирование.

10

5

5

52

Понятие о  топографической  карте.

1

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

Определять план выполнения заданий на занятиях, жизненных ситуациях под руководством учителя.

53

Виды карт (географическая и топографическая).

1

54-57

Условные топографические знаки.

2

2

58-60

Компас. Работа с компасом. Виды компасов

1

2

61

Ориентирование по местным предметам.

1

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

15

7

8

62

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.

1

Освоить  роль туриста; формирование интереса (мотивации) к учению.

Наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

63-66

Походная медицинская аптечка.

2

2

67-70

Использование лекарственных растений.

2

2

71-75

Оказание первой (доврачебной) помощи.

2

3

76

Общая физическая и специальная подготовка туриста.

1

С песней по жизни

4

1

3

77

История создания туристских песен.

1

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Определять цель деятельности с помощью и самостоятельно.

78-80

Разучивание туристских песен.

3

Всего

80

37

43

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

материал для атестации по программе туристско-краеведческой направленности "Азбука туризма"

Этот материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, руководителям кружков туристско-краеведческой направленности...

Формирование профессиональной ориентации посредством реализации дополнительных программ туристско-краеведческой (художественной, технической естественнонаучной) направленности.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профес...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для  первичного ознакомления...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Наш Кужебар, храни себя, храни»

Программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.Изучение истории родного края по данной программе предпол...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ»

Дополнительная   общеразвивающая программа  туристско-краеведческой направленности   «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ» рассчитана на возраст обучающихся 7-11 лет. Срок реализ...