Формирование профессиональной ориентации посредством реализации дополнительных программ туристско-краеведческой (художественной, технической естественнонаучной) направленности.
материал на тему

Михайлова Мария Юрьевна

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Оно предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном пространстве. Дополнительное образование детей является частью системы непрерывного образования личности ребенка. Особое место занимает дополнительное туристско-краеведческое образование детей. На мой взгляд, оптимальная модель системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей работы является многоуровневой структурой, позволяющей выявить, создать условия и обеспечить развитие детей и подростков средствами туризма и краеведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Доклад на тему:

«Формирование профессиональной ориентации посредством реализации дополнительных программ туристско-краеведческой (художественной, технической естественнонаучной) направленности».

Старая Русса

2017

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Оно предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном пространстве. Дополнительное образование детей является частью системы непрерывного образования личности ребенка. Особое место занимает дополнительное туристско-краеведческое образование детей. На мой взгляд, оптимальная модель системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей работы является многоуровневой структурой, позволяющей выявить, создать условия и обеспечить развитие детей и подростков средствами туризма и краеведения.

На примере туристско-краеведческой направленности мы продемонстрируем профориентационную сущность дополнительных общеразвивающих программ.

На данный момент Новгородская область является уникальным регионом, поскольку обладает огромным культурным наследием – здесь насчитывается более 4000 объектов истории и культуры, в том числе памятники археологии, градостроительства и архитектуры, истории, монументального искусства.

В настоящее время  Администрацией Старорусского муниципального района реализуется проект «Создание туристического кластера «Старорусский». Целью его создания является:

  • развитие туристской инфраструктуры, отвечающей требованиям современного российского и зарубежного рынков;
  • увеличение внутреннего и международного туристского потоков на территории Новгородской области и Северо-Запада России;
  • повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских и рекреационных услугах.

В данный момент ведутся работы по реконструкции объекта туристического кластера «Старорусский».

Развитие туризма в Старой Руссе требует высококвалифицированных кадров, а истоки профессиональных интересов будущих специалистов могут лежать в системе дополнительного образования, которая позволяет формировать интерес к научно-исследовательской деятельности, туризму и краеведению уже в детском возрасте.

В центре детского творчества  имеются 4 объединения туристско-краеведческой направленности:

  • «Наш край» (п. Рябинина Л.М.)
  • «Историческое краеведение» (п. Рябинина Л.М.)
  • Краеведческий клуб «Отчизна» (п. Рябинина Л.М.)
  • «Пешеходный туризм» (п. Михайлова М.Ю.)

Учитывая, что туризм доступен каждому, педагоги учат обучающихся преодолевать естественные препятствия, обеспечивать себя теплом, пищей, водой, оказывать доврачебную помощь. Это позволяет психологически подготовить детей и подростков к нестандартным ситуациям и адекватной реакции в экстремальных условиях жизни. Воспитанники учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, получая дополнительное туристско-краеведческое образование, уверенно чувствуют себя с одноклассниками, сверстниками, друзьями, что позволяет им занять свою социальную нишу в обществе. Ведущим направлением в организации дополнительного туристско-краеведческого образования детей является гражданско-патриотическое, которое способствует формированию у воспитанников положительного отношения к своему Отечеству, всестороннему изучению родного края. В системе дополнительного туристско-краеведческого образования детей нет ничего более важного, чем воспитание гражданина-патриота, личности, способной к созидательному труду.

 Туристско-краеведческое образование основывается, прежде всего, на научно-поисковой, исследовательской деятельности, которая содействует обогащению духовного наследия воспитанников, развитию гуманных принципов, воспитанию гражданственности и патриотизма. Сбор материалов о военнослужащих, оказавшихся в плену, пропавших без вести, погибших в боях за наше Отечество. Включаясь в поисковую деятельность, юные туристы и краеведы изучают целые поколения, составляют семейные летописи, что способствует не только возобновлению в памяти имен предков, но и раскрывает социально-экономические основы рода, трудовые и научные достижения предшественников, их взаимоотношения в семье, в коллективе, профориентируя личность и готовя обучающихся к последующей активной трудовой деятельности.

Однако, следует отметить, что в деятельности педагогов по формированию профессиональной ориентации обучающихся имеется ряд проблем:

  • В образовательных организациях и в учреждениях дополнительного образования выделяется недостаточное количество часов выделяется на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.
  • различные социальные институты уделяют незначительное внимание к профориентации и её проблемам.
  • Отсутствие заинтересованности у родителей заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения, как в школе, так и в дополнительном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для  первичного ознакомления...

Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности " По тропам Тамбовского края"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА1. Учреждение:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Ю.А.Гагарина»2. Полное название программы: «По т...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Наш Кужебар, храни себя, храни»

Программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.Изучение истории родного края по данной программе предпол...

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...

Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты

Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "По тропам Тамбовского края"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности  "По тропам Тамбовского края"...

Возможности сети Интернет при разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности

В статье рассматриваются возможности различных ресурсов сети Интернет при разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности для младших школьников...