Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты
методическая разработка
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_3_17951z_abaydulina_tatyana.doc | 476.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 3: Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты.
1.Рассмотреть ДООП туристско- краеведческой направленности и выявить инновационные аспекты деятельности, составить перечень инновационных технологий, методик, подходов, имеющих распространение в практике таких объединений.
К перспективным методам и формам реализации ДООП туристско-краеведческой направленности можно отнести:
• модульное обучение, предполагающее гибкое и вариативное выстраивание содержания для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся через его структурирование в виде совокупности учебных модулей, выбор которого осуществляется самим обучающимся. Актуальной формой реализации модульных программ могут быть, например, профильные лагеря (в том числе «летние школы»), которые позволяют объединить в модули ресурсы сфер отдыха, оздоровления и дополнительного образования детей. Так, например, востребованными сегодня являются школы юных экскурсоводов, археологов, профильные лагеря юных полицейских, десантников и т.д.
• сетевая форма обеспечивающая консолидацию ресурсов организаций дополнительного, общего, среднего профессионального, высшего образования, организациями культуры, спорта, безопасности жизнедеятельности, туристической индустрии для формирования компетенций в сфере актуальных и новых перспективных профессий. Потенциал сетевой формы можно использовать при организации межрегиональных форм организации образовательного процесса, таких как межрегиональные туристские походы, туристско-краеведческие экспедиции, профильные лагеря, соревнования и т.д. Преимуществом сетевой формы является то, что обучающиеся имеют возможность пользоваться специальным оборудованием организаций-партнёров и проходить профессиональные пробы под руководством специалистов реального сектора экономики;
• дистанционная форма ДООП, а также организация виртуальных экскурсий, виртуальных выставок исследовательских работ, видеоконференций позволяющее расширить количество потенциальных участников образовательного процесса, включить в образовательный процесс педагогов разного уровня, получить экспертную и независимую оценку образовательных результатов. Так, например, в процессе обучения по программам подготовки активистов музеев образовательных организаций можно в режиме вебинаров и видеоконференций знакомиться с учебными курсами специалистов образовательных центров крупнейших музеев Российской Федерации и получать экспертные заключения на проекты своих музейных экспозиций;
• электронное обучение предполагающее использование в образовательной деятельности обучающихся ресурсов электронных библиотек, инструментов геоинформационных и навигационных систем, в том числе системы GIS, туристических и музейных порталов повышает качество информационно-методических условий реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности и позволяет оценить продукты образовательной деятельности с точки зрения их востребованности на реальном рынке туристических и исследовательских продуктов;
• проектное обучение – использования общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков), медийных (сервисы сети Интернет, телевидения, радио, мультипликации) проектов туристско-краеведческой направленности по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом),обеспечивающих формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции;
• отрытое образование, направление на формирование молодого поколения страны, готового реализовать требования современной экономики и нового общественного устройства, может включать в себя использование интерактивных методов обучения, интенсивных погружений и коммуникаций, сетевых сообществ, клубов, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), образовательных сервисов различного вида, отвечающих требованиям техносферного и инновационного развития образования (например, создание и сопровождение тематических сообществ в социальных сетях для разработки маршрутов экспедиций, экспозиций виртуальных музеев, разработка мультимедийных приложений для путешественников, виртуальных квестов для изучения истории и культуры своей малой родины);
• образование под заказ, обеспечивающее реализацию конкретных потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей) через изучение социального заказа на ДООП туристско-краеведческой направленности и разработку программ под заказ (например, учёт особенностей природной среды и культурно-исторического контекста конкретной территории при разработке ДОП или реализация заказа на компенсацию содержательных дефицитов преподавания исторических дисциплин в конкретной общеобразовательной организации);
• программы «учения с увлечением» (эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парк и др.) туристско-краеведческой направленности, предполагающее привлечение к реализации ДООП организаций негосударственного сектора, индустрии досуга (например, организация занятий туризмом и краеведением на базе этнографических деревень, парков водного спорта, в рамках совместных проектов с клубами исторической реконструкции);
• раннее профессиональное самоопределение детей посредством промышленного туризма, направленное на интерактивное знакомство с профессиями сферы туризма, краеведения, оздоровления и условиями их реализации (учебные экскурсии на предприятия, организации социальной сферы и др.);
• образовательный туризм, направленный на удовлетворение образовательных, социокультурных потребностей школьников, реализуется через комплекс форм, в том числе, туристско-краеведческие движения, экспедиции, слеты, соревнования, конкурсы, форумы, экскурсии и др., в т.ч. учебная экскурсия, направленная на знакомство обучающегося в очной или заочной формах с различными сферами профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий (природные заповедники и заповедные зоны, музеи и мемориальные комплексы, учреждение культуры и промышленные предприятия), особенностями спроса на различные виды трудовой деятельности в регионе;
• музейная педагогика, предполагающая активизацию использования потенциала государственных, негосударственных и школьных музеев для развития образования детей в области туризма и краеведения; реализацию проектов, направленных на использование образовательных, туристических, социальных, культурных, художественных ресурсов музеев, находящихся на территории региона, на активное применение информационно-коммуникационных технологий для привлечения внимания обучающихся к программам и проектам музеев.
Метод проектов как педагогическая технология хорошо изучен и описан в педагогических исследованиях и литературе.
На всех этапах выполнения экскурсионно-краеведческого проекта активно применяются информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии образования, обмена информацией, взаимодействия и управления процессом выполнения проекта.
Проектная экскурсионно-краеведческая деятельность студентов колледжа обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления обучающиеся приобретают богатый опыт по работе в группе как со взрослыми, так и со сверстниками; формируется умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения и общения, корректировать нежелательное поведение своих одногруппников, концентрироваться на словах собеседника, слышать других, принимать обратную связь. Межличностные отношения, которые формируются в процессе выполнения различных этапов проекта, играют важную роль в становлении личности студентов младших курсов (15 – 18 лет). Они являются формой реализации социальных отношений, средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека; формируются и проявляются в условиях непосредственного коммуникативного контакта. Следовательно, проект является источником духовного и нравственного, культурного опыта обучающихся, способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности, содействует развитию творческой исследовательской активности, познавательных способностей и креативности студентов.
Краеведческая и экскурсионная проектная деятельность становятся содержательной и организационной основой образовательного и воспитательного процессов в студенческом коллективе группы как системообразующего компонента педагогической системы. Возможность использовать социокультурные и рекреационные ресурсы региона позволяет решать большой спектр образовательных и воспитательных задач интегрального характера содержания, придерживаясь принциповноосферного познания, развития, воспитания, обучения современной личности.
Выполнение заданий экскурсионно-краеведческого проекта способствует выработке специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Таким образом, актуальность авторской модели обусловлена тем, что преподавателю и воспитателю (классному руководителю группы) удаётся через организацию экскурсионно-краеведческих проектов решать стратегическую задачу в образовании – достижение новых образовательных результатов, предусмотренных новыми федеральными образовательными стандартами (ФГОС). Очень важным для достижения воспитательных и образовательных целей рассматриваю заключительный этап любого проекта – подготовка презентационных материалов, презентация продукта на различных уровнях, анализ результатов выполнения проекта и оценка продукта, что способствует выработке навыков рефлексии.
При выборе и формировании воспитательной модели и авторского проектного метода руководствовалась личными ценностными потребностями и свойствами личности: непрерывная работа над своим профессиональным и духовным ростом, любовь к искусству, литературе, поэзии, увлечение спортом, туризмом, шахматами; глубокая потребность передавать свою систему ценностей и жизненных приоритетов воспитанникам.
2.Предложить критерии качества образовательной деятельности объединений туристско-краеведческой направленности.
Диагностика уровня обученности воспитанников детских объединений туристско-краеведческого отдела является одним из средств управления учебным процессом. Обученность - усвоение обучающимися содержания образования в конкретной образовательной области, имеющийся у них запас предметных знаний, умений, навыков. Уровень обученности воспитанников детских объединений отдела определяется как минимальный, общий, продвинутый по трем параметрам: - теоретические знания; - физическое развитие;
- уровень овладения практическими умениями и навыками.
Критериями оценки теоретических знаний обучающихся являются: степень усвоения теоретического материала, соответствие уровня теоретических знаний требованиям дополнительной образовательной программы, свобода восприятия теоретической информации, развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критериями оценки физического развития являются: соответствие физических качеств обучающихся (выносливости, силы, ловкости, координации движений) программным требованиям и существующим возрастным нормативам физического развития.
Критериями оценки овладения практическими умениями и навыками являются: разнообразие умений и навыков, соответствие их спортивным нормативам, свобода владения специальным снаряжением, соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям, выполнение спортивных разрядов.
Методы определения уровня обученности: тестирование, опрос, собеседование, определение рейтингов.
Критерии и параметры оценки уровня обученности воспитанников детских объединений ТКО приведены в таблице 1 (Приложение 3).
Диагностические материалы для определения уровня усвоения обучающимися теоретических знаний педагоги дополнительного образования разрабатывают самостоятельно, опираясь на рекомендации, приведенные в таблице 2 (Приложение 3).
Методика мониторинга знаний, умений и навыков
воспитанников детских объединений
туристско-краеведческого отдела
Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления последовательно сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.
Мониторинг ЗУН воспитанников детских объединений туристско-краеведческого отдела является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, так как позволяет отслеживать качество обучения, осуществлять анализ результативности и эффективности учебной деятельности.
В течение учебного года в детских объединениях отдела осуществляются следующие диагностические срезы:
- стартовая или входная аттестация позволяет выявить предварительные ЗУН обучающихся и готовность их к изучению данного курса;
- промежуточная аттестация определяет качество усвоения обучающимися отдельных разделов образовательной программы;
- итоговая аттестация позволяет определить качество усвоения обучающимися конкретных образовательных программ, реально достигнутый уровень ЗУН детей, реальную результативность образовательного процесса в отделе.
Стартовая и итоговая аттестации предполагают тестирование теоретических знаний, а также физического развития обучающихся на начало и конец учебного года. В ряде детских объединений, в образовательных программах которых предусматривается выполнение спортивных разрядов, проводится мониторинг выполнения спортивных разрядов на начало и конец учебного года.
Промежуточная аттестация в форме соревнований, шахматных и шашечных турниров, туристско-краеведческих игр и др. проводится педагогами по мере реализации крупных разделов образовательных программ. Как один из видов промежуточной аттестации определяется рейтинг прохождения обучающимися технических дистанций – непрерывный мониторинг усвоения навыков техники спортивного туризма и спортивного ориентирования.
Ниже предлагается методика проведения мониторинга ЗУН обучающихся детских объединений туристско-краеведческого отдела. Тестовые задания по мониторингу теоретических знаний разрабатываются педагогами на основании требований к ЗУН обучающихся дополнительных учебных программ. Тестовые задания по мониторингу физического развития взяты из документа «Президентские состязания», разработанного РОСКОМСПОРТом РФ. Задания по мониторингу усвоения практических навыков разработаны в соответствии с разрядными требованиями по спортивному туризму, спортивному ориентированию, шахматам и русским шашкам.
Мониторинг теоретических знаний.
Критерии оценки и обработка результатов
Для каждого года обучения предлагается по 50 вопросов, составленных согласно темам программы пропорционально количеству часов, содержащихся в данных темах. За каждый правильный ответ начисляется два балла. Таким образом, максимальное количество баллов за ответ на 50 вопросов составит 100 баллов или 100%. Результаты тестирования сводятся в таблицы стартового и итогового мониторинга теоретических знаний, содержащие сведения о количестве набранных каждым обучающимся баллов (процентов) и усредненные данные по группе обучающихся и по всем группам детского объединения (табл. 3,4, Приложение 3).
Результат стартового тестирования при оптимальной сложности программы для данной группы в среднем составляет 10-20% (средний процент по группе, правильные ответы на 5-10 вопросов из 50). Это объясняется наличием у воспитанников начальных знаний в этой области, а также угадыванием части правильных ответов. Если результат стартового тестирования составляет менее 10 или более 25-30%, то можно сделать вывод о необходимости корректировки теоретической части программы соответственно в сторону упрощения или усложнения. Результаты стартового тестирования закрыты от обучающихся до конца учебного года. После итоговой диагностики воспитанник получает свои тесты – стартовый и итоговый, имеет возможность сравнить результаты, что является стимулом к серьезному отношению к занятиям в будущем учебном году.
Сравнение ответов обучающихся в начале и в конце учебного года позволит педагогу сделать вывод об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.
Мониторинг физической подготовки.
Критерии оценки и обработка результатов
Отслеживание физического развития воспитанников в процессе обучения производится два раза: в начале и в конце учебного года по возрастным оценочным нормативам для девочек и мальчиков, принятым в общеобразовательной школе (Приложение 4).
За выполнение теста, соответствующего его возрасту, обучающийся получает определенное количество баллов: «отлично» - 20 б; «хорошо» - 10 б; «удовлетворительно» - 5 б; «неудовлетворительно» - 2 б.
Содержание предлагаемых тестов: Тест 1 - сгибание рук в упоре лежа (раз). Тест 2 - прыжок в длину с места (см). Тест 3 - поднимание туловища (за 30 сек). Тест 4 - вис на перекладине (сек). Тест 5 - бег 1000 м (сек).
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение пяти тестов, составит 100 б, или 100%. Результаты аттестации сводятся в таблицы, содержащие сведения о выполнении тестов каждым обучающимся и усредненные данные по группе обучающихся и по всем группам детского объединения (таблицы 5 и 6. Приложение 3).
Результаты стартовой и итоговой диагностики открыты для обучающихся, что является стимулом к улучшению результатов тестов, а, следовательно, к совершенствованию физического развития воспитанников. По результатам аттестации педагог отслеживает изменение физического развития каждого обучающегося и всей группы на протяжении всего времени обучения.
Мониторинг практических навыков (техника спортивного туризма). Критерии оценки и обработка результатов
Проверка усвоения практических навыков техники спортивного туризма осуществляется два раза в год в конце учебных полугодий на специальной контрольной дистанции. Дистанция не должна быть сложной, но обязательно должна включать все основные виды препятствий (Приложение 5).
В целях безопасного прохождения дистанции она оборудуется верхней судейской страховкой, которую участник подключает к себе перед стартом и производит отстежку после финиша. Судейство осуществляется по бесштрафной системе. Освоение техники спортивного туризма отслеживается путем сравнения времени прохождения обучающимися контрольной дистанции с эталонным временем, за которое принимаем время прохождения ее спортсменом, имеющим первый спортивный разряд по спортивному туризму. Если принять освоение технических приемов перворазрядником за стопроцентное, то процент освоения технических приемов обучающимся можно определить по формуле:
П = Тэ : То х 100, где Тэ – эталонное время, сек; То – время обучающегося, сек.
Результаты аттестации сводятся в таблицы, содержащие сведения о времени прохождения каждым обучающимся контрольной дистанции и проценте освоения им технических навыков, и усредненные данные по группе обучающихся и по всем группам детского объединения (таблицы 7 и 8, Приложение 3). Результаты тестирования открыты для обучающихся, что повышает их заинтересованность в тренировочном процессе.
Спортивный туризм. Спортивное ориентирование.
Таблица рейтинга прохождения технических дистанций
Таблица рейтинга прохождения технических дистанций (таблица 9,
Приложение 3) предназначена для непрерывного мониторинга практических результатов, достигнутых каждым обучающимся за определённый период обучения путем прохождения на время зачётной полосы препятствий (зачетной дистанции спортивного ориентирования). Конкретная дата зачётного прохождения указывается в соответствующем столбце таблицы. Количество и сложность препятствий зачётной полосы (зачетной дистанции спортивного ориентирования) меняется по мере изучения новых тем программы. За прохождение зачетной дистанции обучающиеся получают определенное количество баллов: за первое место – 10 б; за второе место – 9 б, и т.д. Если участников рейтинга больше десяти, то за 10-е и последующие места они получают по 1 баллу. Результат рейтинга получается при суммировании баллов пяти последовательных зачетных дистанций. При прохождении шестой дистанции результат первой вычитается из общей суммы, а шестой – прибавляется, и т.д. Максимальный рейтинг за 5 дистанций составляет 50 баллов.
Посредством рейтинга можно отследить динамику технической подготовки спортсменов, а также стимулировать посещаемость занятий, так как при пропуске зачетной тренировки обучающийся получает ноль баллов, что сильно сказывается на его рейтинге. В зависимости от рейтинга спортсменов формируется команда для участия в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
Методика мониторинга в детских объединениях физкультурно-спортивной направленности
Методика проведения мониторинга воспитанников детских объединений, обучающихся по образовательным программам «Шахматы» и «Русские шашки», разработана на основе рекомендаций и классификационных разрядных требований по шахматам и русским шашкам, на протяжении нескольких лет успешно применяется в практической деятельности. В дополнение к тестированию теоретических знаний производится мониторинг выполнения спортивных разрядов: таблицы, содержащие сведения о разряде каждого обучающегося, заполняются в начале и в конце учебного года (таблица 10, Приложение 3).
Сравнение стартовой и итоговой аттестации позволяет выяснить количество обучающихся, повысивших спортивный разряд в течение учебного года, а также проследить рост спортивных результатов каждого воспитанника по годам обучения, а отсюда сделать вывод об успешности реализации дополнительной образовательной программы.
Сроки и формы представления материалов отслеживания эффективности учебного процесса в объединениях
туристско-краеведческого отдела
Отслеживание эффективности учебного процесса в детских объединениях отдела осуществляется по трем направлениям: - уровень обученности воспитанников; - достижения обучающихся; - профессиональный выбор выпускников. Сроки проведения диагностических срезов (аттестаций) определяются графиком проведения аттестаций на данный учебный год. Аттестационные материалы представляются педагогом в соответствии с циклограммой (таблица 11, Приложение 3).
Педагог представляет руководителю отдела сведения о месте, дате, времени и программе проведения аттестации учебных групп своего объединения. Руководитель отдела составляет, а директор утверждает график проведения стартовой (итоговой) аттестации (таблица 12 Приложение 3). Состав аттестационной комиссии утверждается приказом по ОУ. Результаты диагностики фиксируются педагогом в протоколах результатов аттестации обучающихся детского объединения (таблицы 13, 14, Приложение 3) В приложении к данным документам указываются использованные диагностические задания.
Методика анализа результатов мониторинга
Сегодня мониторинг рассматривается как неотъемлемая составляющая процесса образования: предметом мониторинговых исследований являются не только различные составляющие образовательного процесса, но и различные факторы, так или иначе влияющие на систему образования.
В ходе образовательного мониторинга выясняется:
- достижение цели образовательного процесса, существование положительной динамики в развитии обучающихся в сравнении с результатами предыдущих диагностических исследований,
- наличие предпосылок для совершенствования работы педагога,
- соответствие уровня сложности учебного материала возможностям обучающихся и т.д.
Эффективность учебного процесса в отделе отслеживается по трем направлениям:
- уровень обученности воспитанников; - достижения обучающихся;
- профессиональный выбор выпускников.
Подводя итоги диагностики, педагог определяет степень выполнения образовательной программы: сколько детей (в процентах от общего состава группы) выполнили программу на минимальном, на общем и продвинутом уровне по каждой группе, по годам обучения и по детскому объединению в целом. Сведения вносит в протокол уровня обученности (табл. 15, 16, Приложение 3) .
Анализ результатов может стать поводом для корректировки образовательной программы. Так, если на продвинутом уровне оказались все дети, то, возможно, программу следует «усложнить», а если более 50% детей оказалось на минимальном уровне, то программа слишком сложна и нуждается в определенном «упрощении». Помимо этого, педагогу необходимо проанализировать общий уровень теоретической и практической подготовки детей, чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные проблемы и недостатки.
На основании данных, полученных от педагогов, руководитель отдела разрабатывает и представляет администрации ОУ сводные протоколы стартовой и итоговой аттестации по всем детским объединениям туристско-краеведческого отдела (таблица 17, 18, Приложение 3), а также аналитические справки, содержащие сведения о результативности работы структурного подразделения ОУ.
При анализе уровня обученности используются графики и диаграммы, позволяющие сравнить результаты аттестации обучающихся в разных детских объединениях одного года обучения, одной направленности, по отдельным параметрам (теоретические знания, физическое развитие, практические умения и навыки) и по уровню обученности в детских объединениях в целом.
Результаты диагностики анализируются администрацией ОУ по следующим параметрам:
- количество учащихся, освоивших образовательную программу на продвинутом, общем, минимальном уровне (в процентном соотношении);
- динамика уровня обученности детей за учебный год.
Выявляются и анализируются причины, обусловившие полученные результаты, факторы, влияющие на уровень обученности детей конкретной учебной группы, определяются пути и способы оптимизации учебного процесса.
Результаты диагностики и проведенного анализа обсуждаются педагогическим коллективом на методическом и педагогическом советах, и разрабатывается стратегия дальнейшего развития детских объединений отдела.
Приложение 1
Мониторинг теоретических знаний обучающихся
по образовательной программе «Юный турист»
Правильные ответы выделены курсивом.
Вопросы и тесты для обучающихся первого года обучения
Тема 1. Пешеходный туризм
1. Прибор для измерения извилистых линий. Используется для измерения расстояний на карте. Курвиметр, альтиметр, рулетка, ареометр.
2. Можно ли применять для прохождения крутых травянистых склонов кошки и ледоруб? Да, нет.
3. Какова предельно допустимая глубина и скорость течения реки, при которой переправа вброд безопасна? Не более 1 м/сек., глубина до 0,5 м.
Не более 3 м/сек., глубина до 0,6 м. Не более 2 м/сек., глубина до 0,7 м.
4. Где при переправе “стенкой” должен находиться самый сильный участник?
Со стороны течения. В середине. С противоположной течению стороны.
5. Где лучше переходить реку вброд? В узком месте, в месте разлива.
6. Палка с темляком и металлическим наконечником, на которую опираются при движении на маршруте. Альпеншток, айсбайль, ледоруб.
7. Протяженность похода составляет 163 км, длительность - 11 дней.
Какова категория сложности этого похода? 3 к. сл., 2 к. сл., 1 к. сл.
8. Назовите сроки сохранения предметов, брошенных в лесу, до полного
разложения. Необожженные металлические банки - 70-80 лет;
куски ткани - 20-30 лет; стекло - практически вечно; полиэтилен в воде или в земле - вечно; полиэтилен на солнце - 3 – 5 лет.
9. Отметить групповое туристское снаряжение: рюкзак, костровой тросик, кружка, спальный мешок, палатка, топор, солнцезащитные очки, лыжи.
10. Группа из 10 участников заявилась в пешеходный поход 2 кат. сл.
Будет ли она выпущена МКК, если 6 участников имеют опыт пешеходного
похода 1 к.с. и 3 - многодневный некатегорийный поход? Да, нет.
11. Какой узел обеспечивает самостраховку на вертикальных перилах?
Схватывающий, булинь, стремя.
12. На каком узле нужен контрольный узел? На “восьмерке”, встречном, грейпвайне, проводнике.
Тема 2. Лыжный туризм
13. Когда лучше всего проходить лавиноопасный перевал? Утром, до восхода
солнца; во второй половине дня; за 1 час до захода солнца.
14. Какова тактика подъема на лыжах по склону крутизной до 45о?
Подъем серпантином, подъем «в лоб».
15. Какова тактика второго участника при спуске на лыжах по крутому склону?
Не пользоваться лыжней первого. Пользоваться лыжней первого.
16. Каково оптимальное время остановки на ночлег в зимнем походе? Не менее 1 часа до наступления темноты. За 2 часа до наступления темноты.
С наступлением темноты.
17. Приспособление, используемое в лыжных походах для перевозки груза или пострадавшего. Волокуша. Носилки. Тележка.
18. Какие породы деревьев преимущественно используются для отапливания палатки? Хвойные. Береза. Осина.
19. Какие убежища можно построить зимой в безлесной зоне?
Иглу, снежную пещеру, шалаш, чум.
20. Какое снаряжение используется для обеспечения безопасности в лыжном походе? Лавинный лист, лыжи, лавинная лопата, палатка, лавинный шнур («маячок»), лавинный зонд, печка.
Тема 3. Спелеотуризм.
21.Как называется наука о пещерах? Сейсмология, палеонтология, спелеология.
22. Как называется известковая сосулька на потолке пещеры?
Сталактит, сталагмит, сталагмат.
23. Как называется способ передвижения в пещере по узкому вертикальному ходу? Ползком, в распоре, по-пластунски.
24. Какие средства освещения применяются в пещере?
Костер, свеча, электрический фонарь, карбидная лампа.
25. Как в пещере транспортируется груз?
В рюкзаке, в транспортном мешке, в коробках.
Тема 4. Горный туризм.
26. Можно ли использовать кошки и ледоруб для передвижения по крутому травянистому склону? Да, нет.
27. Под каким углом к направлению движения страхующий должен держать веревку при страховке через карабин? Меньше 90о, больше 90о, 90о.
28. Сопоставьте эти элементы ледового рельефа: 1- сераки, 2 - рантклюфт, 3- бергшрунд, 4 - кальгаспоры.
1- отдельные глыбы льда причудливой формы;
2 - краевая трещина, отделяющая ледник от склона;
3 - подгорная трещина;
4 - наклонные иглообразные ледяные пирамиды.
29.Расположите ступенчатые участки скальных склонов по возрастанию ширины: Терраса, полка, уступ, балкон
4 2 1 3
30. Расположите вертикальные формы горного рельефа по возрастанию ширины:
Кулуар, щель, камин, расщелина, трещина.
5 2 4 3 1
Тема 5. Водный туризм.
31. Самое маленькое судно для спортивного сплава. Каяк, катамаран, байдарка.
32. Руководство по судовождению, содержащее подробное описание водного бассейна. Лоция, кроки, абрис.
33. Обязательные с точки зрения безопасности предметы личного снаряжения водника. Спасжилет, каска, страховочная система, гидрокостюм.
34. Участок воды за камнем, где образуется противоток основному руслу реки.
Улово, прижим, перекат.
35. Мелководный участок русла реки, имеющий небольшой уклон.
Шивера, прижим, перекат.
Тема 6. Туристское многоборье
36. Какое из перечисленного снаряжения относится к специальному? Рюкзак, “восьмерка”, ледоруб, печка, беседка, коврик, компас, жумар, кошки, каска.
37. Какими узлами можно связать веревки разного диаметра?
Брамшкотовым, академическим, встречным, прямым.
38. Как правильно располагается рука относительно схватывающего узла на
спуске? Выше узла. Ниже узла. Узел в кулаке.
39. В каком случае обязательно использование рукавиц?
-при преодолении навесной переправы - при переправе по бревну
- при спуске по веревке - при подъеме по веревке
Тема 7. Спортивное ориентирование
40. Масштаб карты 1:1000000. Сколько километров в 1 см карты?
10 км, 1 км, 100 км
41. Карта - ”километровка”. Изобразите этот масштаб в цифрах.
1:100000 1:1000000 1:10000
42. Назовите азимут направления на запад. 2700 90о 180о
43. Как называется черточка, показывающая на карте направление склона?
Рантклюфт, бергшрунд, бергштрих.
44. Какой может быть цена деления компаса? 2о, 3о, 5о, 1о, 10о.
Тема 8. Краеведение
45. Сколько административных районов находится на территории Кемеровской области? 17 23 19
46. Какая область не имеет общих границ с Кузбассом?
Томская, Омская, Новосибирская.
47. Высшая точка Кемеровской области. г.Пустаг, г.Барсук, г.Верхний Зуб.
48. Внутренние воды Кемеровской области относятся к бассейну
р.Обь , р.Енисей, р.Лена.
49. Между каких рек находится г. Междуреченск?
р.Кондома и р.Томь, р.Уса и р.Томь, р. Большой Китат и р.Яя.
50. Какой тип растительности характерен для Кузнецкой котловины?
Луговые степи в сочетании с березовыми колками (лесостепь).
Разнотравно-ковыльные степи. Темнохвойная тайга.
Вопросы и тесты для учащихся второго года обучения
Тема 1. Спортивное ориентирование.
1. Каким цветом изображается рельеф на географической карте?
Коричневым, черным, синим.
2. Какова тактика движения по азимуту в тайге? Все препятствия обходятся слева.
Все препятствия - справа. Одно препятствие обходится слева, другое – справа.
3. Выберите линейные ориентиры. Хребет, долина, вершина, перевал, водораздел, ЛЭП, дорога, река.
4. Участники соревнований по ориентированию должны за контрольное время найти как можно больше контрольных пунктов (КП). Как называется вид соревнования? Ориентирование по выбору, ориентирование в заданном направлении, ориентирование по маркированной трассе.
5. В какой последовательности участник отмечает КП на соревнованиях по ориентированию в заданном направлении?
В любой последовательности; в последовательности, указанной на карте.
6. Как называется вид соревнований по спортивному ориентированию, в котором участники наносят КП на карту? Ориентирование по выбору, ориентирование в заданном направлении, ориентирование по маркированной трассе.
7. Где находится север на спортивной карте? Наверху; внизу; справа; слева.
8. Как называется прием, когда спортсмен бежит в перекрестье линейных ориентиров? Переменный бег, бег в «мешок», бег по азимуту.
9. Как называется явный ориентир перед КП?
Передняя привязка, тормозной ориентир, задняя привязка.
10. Где производится прокол последнего контрольного пункта в соревнованиях на маркированной трассе? На финише. На последнем КП.
На специальном пункте прокола, незадолго до финиша.
11. Каким цветом изображаются на спортивных картах гидрографические объекты? Желтым, зеленым, синим.
12. Как исправить неправильную отметку КП на контрольной карточке?
Отметкой в резервной клетке (R) . Отметкой на полях карточки.
Повторной отметкой в нужной клетке.
13. Что на карте означает знак х? Микроямка, воронка, камень.
Особый объект, для которого нет условного знака;
14. Выберите определение высоты сечения (на карте – h). Расстояние по вертикали между секущими плоскостями. Направление понижения профиля склона. Расстояние между горизонталями вдоль проекции профиля склона.
Тема 2. Туристское многоборье.
15. Обязан ли пострадавший находиться в каске при транспортировке на волокушах? Да; нет.
16. Должна ли быть у пострадавшего самостраховка на перила при транспортировке по тонкому льду? Да; нет.
17. Должны ли быть закреплены концы страхующей и сопровождающей веревок при переправе первого участника вброд? Да; нет;
18. Что должна сделать команда при непопадании укладываемого бревна в указанный створ? - попросить старшего судью этапа уложить бревно в створ;
- повторить прием еще раз; - организовать страховку и начать переправу.
19. Что может находиться на перилах при начале движения участника по ним?
-распущенные блоки и полиспасты; - все должно быть снято;
-средства крепления блоков и полиспастов к натягиваемым веревкам.
20. Может ли первый участник, переправляющийся через реку по бревну, двигаться, сидя на бревне? Может, не может.
21. Как должна осуществляться переправа первого участника по тонкому льду?
- без лыж, руки вынуты из темляков лыжных палок;
- на лыжах, крепления расслаблены, руки вынуты из темляков лыжных палок;
- на лыжах, крепления застегнуты, руки в темляках лыжных палок.
22. Какого диаметра должны быть сдергивающие веревки?
Не лимитируется; не менее 6 мм; не менее 10 мм.
23. Может ли на этапах подъем (спуск) по склону груз находиться над участниками? Да; нет.
24. Где могут применяться карабины без муфт? - для транспортировки груза;
- для организации промежуточных точек страховки;
- для организации страховки (самостраховки).
25.Веревкой какого диаметра должно производиться натяжение полиспастов?
не менее 12мм; не менее 8 мм; не менее 10 мм.
26. Могут ли страховочные перила на траверсе использоваться участником как дополнительная точка опоры? Да; нет.
27. Разрешено ли вытягивание участника страховочной веревкой? Да; нет.
28. Какую команду должен подать участник страхующему при подъеме по склону с верхней командной страховкой, чтобы использовать страховочную веревку в качестве дополнительной точки опоры для того, чтобы преодолеть сложный участок? «Сделай перила»; «держи»; «закрепи».
29. Ниже какого уровня не должны провисать петли страхующей веревки?
Не ниже 5,5 м; не ниже 2 м; не ниже ступней страхуемого участника.
Тема 3. Краеведение.
30. Кто был первым картографом, изобразившим «Чертеж Кузнецкого города с уездами»? С.Ремезов, П.Чихачев, М.Волков.
31. В состав какого административного района входила наша область до ее выделения в самостоятельную единицу? Новосибирская обл., Томская, Омская
32. Выберите дату образования Кемеровской области.
04.12.1938г. 14.07.1969г. 26.01.1943г
33. Укажите фамилию рудознатца, первооткрывателя каменного угля в Кузбассе в районе г. Кемерово в 1721 г. Н.Путра, М.Волков, А.Стаханов.
34. В переводе на русский название этого города звучит как «каменный лог»
Темир-тау, Калтан, Таштагол
35. Укажите место компактного проживания телеутов на территории Кемеровской области. Прокопьевский р-н, Беловский р-н, Ленинск-Кузнецкий р-н.
36. Кто из русских ученых-исследователей дал название нашему краю - Кузбасс?
П.А.Чихачев, С.П.Крашенинников, П.Н.Крылов.
37. О каком городе В.Маяковский написал: «Я знаю, город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране Советской есть!»?
Прокопьевск, Междуреченск, Новокузнецк.
38. Как называлась подать натурой, которую жители Сибири платили в царскую казну? Оброк, барщина, ясак.
39. Какой из природных памятников открыл ученый П.Н.Крылов?
Шестаковские болота, Гавриловский бор, Липовая роща.
40. Кто из известных русских писателей никогда не был на территории нашей области? В.В.Маяковский, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский.
41. Когда п.Белово получил статус города? 04.12.38г.; 26.01.43г.; 06.06.46г. Тема 4. Пешеходный туризм.
42. Что надо давать пострадавшему при переохлаждении?
Горячий чай, водку, не давать пить.
43. Как называются специальные таблетки для обеззараживания воды?
Пантокрин, пантоцид, пантенол.
44. При отморожении 1 и 2 степени пострадавшие места: -согреть руками, укутать, пить горячий сладкий чай, кофе; - растереть снегом, выпить немного алкоголя; -растереть шерстяной тканью, смоченной водкой.
45. Можно ли есть сгущенку, если, открыв ее, вы увидели плесень?
Да, плесень снять; нет; можно, только в вареном виде.
46. На банке мясных консервов цифры 011005. Что они означают?
Дата изготовления. Дата истечения срока годности. Код продукта.
47. Необходимо ли специальное снаряжение для преодоления некатегорийного перевала? Да, нет.
48. Группа на маршруте совершила радиальный выход протяженностью 10 км (до вершины и назад по тому же пути). Засчитываются ли они в общий километраж похода? Да, нет, засчитываются 5 км.
49. Группа из 10 участников заявилась в пешеходный поход 2 кат. сл. Будет ли она выпущена МКК, если 7 участников имеют опыт пешеходного похода 1 к.с. и 3 - многодневный некатегорийный поход ? Да, нет.
50. Какова категория сложности похода 165 км за 8 дней? 2 кат. сл.; 1 кат. сл.
Приложение 2
Рис. 1. Динамика достижений воспитанников туристско-краеведческого отдела за три года
Приложение 3
Таблица 1
Критерии и параметры оценки уровня обученности воспитанников детских объединений ТКО
Парамет-ры | Уровень обученности Баллы (%) при тестировании | ||
Минимальный До 30 % | Общий 31 % – 80 % | Продвинутый 81 % – 100% | |
Теоретические знания | Владеет теоретическими знаниями на уровне воспроизведения. Знает и понимает основные элементы содержания образования: употребляемые термины, конкретные факты, основные понятия, законы, принципы, правила. | Содержание усвоено на уровне, позволяющем решать задачи на применение, увеличивается объем усвоенного фактического материала, знает функционирование и применение понятий, усвоены сведения, доказывающие, конкретизирующие и иллюстрирующие законы, правила, принципы. Знания обобщаются и систематизируются. | Качество усвоения обеспечивает применение знаний в новой нестандартной ситуации. Свободно владеет фактическим материалом, обладает развивающими сведениями, углубляющими знание материала и его логическое обоснование. Знания обобщены и систематизированы в целостную систему. |
Физи-ческое развитие | Выполняет упражнения тестов, преодолевает дистанцию кросса на оценку «удовлетвори-тельно». | Выполняет упражнения тестов, преодолевает дистанцию кросса на оценку «хорошо». | Выполняет упражнения тестов, преодолевает дистанцию кросса на оценку «отлично». |
Умения и навыки | Владеет основными навыками пре-одоления техни-ческих дистанций по спортивному туризму, ориенти- рованию; участник городских соревнований; выполняет юношеские разряды по спортивному туризму и ориентированию. | Владеет навыками преодоления технических дистанций по спортивному туризму; победитель и призер городских, участник и призер областных соревнований; выполняет массовые разряды по спортивному туризму и ориентированию, шахматам, русским шашкам. | В совершенстве владеет навыками преодоления технических дистанций по спортивному туриз-му, ориентированию; победитель и призер областных, участник и призер региональных и всероссийских соревнований, выполняет высокие разряды по спортивному туризму и ориентированию, шахматам, шашкам. |
Таблица 2
Уровни усвоения обучающимися знаний, предлагаемых образовательной программой
Уровни усвоения знаний | Требования к действиям учащихся | Диагностичес-кое задание |
Минимальный уровень Воспроизведение и запоминание. Воспроизведение содержания материала различной сложности. | Показывать, называть, давать определения, сформулировать правило, следовать алгоритму. | Перескажи, назови, дай определение, опиши, пройди дистанцию. |
Обший уровень Применение знаний в знакомой ситуации, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение ЗУН на основе обобщенного алгоритма. | Объяснять, сравнивать, соблюдать правила. | Выполни, составь, докажи, сделай выводы, пройди дистанцию. |
Продвинутый уровень Применение знаний в нестандартной ситуации, творческое применение полученных знаний на практике в незнакомой ситуации. | Анализировать информацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, исследовать, применять ранее усвоенные ЗУН. | Придумай, установи, реши, составь, поставь дистанцию. |
Образец Таблица 3
Протокол результатов мониторинга теоретических знаний обучающихся
д/о ___________________
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Стартовый тест | Итоговый тест | ||
балл | процент | балл | процент | ||
Средний процент по группе |
Группа №____ Год обучения________ Педагог______________________
Группа 1г обуч. | Группа 2 г обуч. | Творческая группа | Итого | ||||||||
Кол-во Де-тей | Сред-ний балл | % | Кол-во Де-тей | Сред-ний балл | % | Кол-во де-тей | Сред-ний балл | % | Общее кол-во детей | Сред-ний балл | % |
Образец Таблица 4
Результаты стартовой (итоговой) аттестации (теоретические знания)
д/о ________________
Педагог______________________
Члены аттестационной комиссии: _____________________
_____________________
Образец Таблица 5
Протокол результатов мониторинга физического развития обучающихся
д/о ___________________________
№ | Ф.И. обучающегося | Количество баллов за каждый тест | Сумма баллов | % | ||||
Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Тест5 | ||||
Средний процент по группе |
Группа №____ Год обучения_____ Педагог_______________
Образец Таблица 6
Результаты стартовой (итоговой) аттестации (физическое развитие) д/о ______________________
Группа 1г обуч. | Группа 2 г обуч. | Творческая группа | Итого | |||||||
Кол-во детей | Сред-ний балл | % | Кол-во детей | Сред-ний балл | % | Кол-во детей | Сред-ний балл | % | Общее кол-во детей | % |
Педагог_______________________
Члены аттестационной комиссии: _____________________
_____________________
Образец Таблица 7
Протокол результатов мониторинга практических навыков обучающихся
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Стартовый тест | Итоговый тест | % осво-ения прогр. | ||
Т0, сек. | П, % | Т0. сек. | П, % | |||
| ||||||
Средний процент по группе |
Группа №____ Год обучения________ Педагог______________________
Образец Таблица 8
Результаты стартовой (итоговой) аттестации (практические навыки)
д/о __________________________________
Группа 1г обучения | Группа 2 г обучения | Творческая группа | Итого | |||||||
Кол-во детей | Сред-нее время То | % | Кол-во детей | Сред-нее время То | % | Кол-во детей | Сред-нее время То | % | Об-щее кол-во детей | % |
Педагог________________________
Члены аттестационной комиссии: _____________________
_____________________
Образец Таблица 9
Таблица рейтинга прохождения технических дистанций
№ | Ф.И. обучающегося | Спор-тив-ный разряд | Баллы | ||||
Дата 1 | Дата 2 | Дата 3 | Дата 4 | Дата 5 | |||
1 | |||||||
2 |
Группа №____ Год обучения________ Педагог_______________
Образец Таблица 10
Мониторинг выполнения спортивных разрядов
обучающимися д/о____________________ в 200__ – 200__ уч. году
Ф.И. | Стартовая аттестация, спортивный разряд | Итоговая аттестация, спортивный разряд | Повы-сили разряд | |||||||||
б/р | 4 | 3 | 2 | 1 | б/р | 4 | 3 | 2 | 1 | |||
1 год об. гр.1 | 1. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
Всего: | ||||||||||||
2 год об. гр.2 | 1. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
Всего: | ||||||||||||
3 год об. гр. 3 | 1. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
Всего: | ||||||||||||
4 год об. гр.4 | 2 | 1 | КМС | 2 | 1 | КМС | ||||||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
Всего: | ||||||||||||
Всего по детскому объединению |
Таблица 11
Циклограмма представляемых диагностических материалов
Сроки | Содержание деятельности | Представляемые материалы |
Сентябрь Октябрь | Планирование диагностики обученности, стартовая аттестация обучающихся. Отслеживание профориентации выпускников объединения | Отчет о работе объединения летом. График проведения стартовой диагностики. Таблица результатов стартовой аттестации. Использованный диагностический материал (тесты, вопросы, задания и т.д.) Справка по профориентации выпускников объединения |
Декабрь Январь | Промежуточная аттестация обучающихся объединений | Диагностические материалы (задания, тесты, вопросы, и т.д.), использованные при промежуточной аттестации |
Март Апрель | Организация итоговой аттестации обучающихся объединения | График проведения итоговой аттестации |
Апрель Май | Итоговая аттестация обучающихся объединения | Протокол итоговой аттестации воспитанников детского объединения. |
Май Июнь | Отслеживание достижений учащихся объединения | Отчет о работе объединения за учебный год |
Таблица 12
График проведения
стартовой (итоговой) аттестации обучающихся
туристско-краеведческого отдела
Название д/о | Ф.И.О. педагога | Дата | № груп-пы | Место прове-дения | Вре-мя про-вед. | Члены комис-сии |
Образец Таблица 13
№ п/п | Ф.И. ребенка | Стартовые ЗУН,% | Итоговые ЗУН,% | ||||||
Тео-рия | Физ.разв | Практ | Ср. % | Тео-рия | Физ. разв. | Практ. | Ср. % | ||
1 | |||||||||
Средний по группе | |||||||||
Педагог___________ Члены аттестационной комиссии__________________ ___________________ |
Протокол уровня обученности воспитанников
д/о___________________
Образец Таблица 14
Протокол результатов аттестации обучающихся д/о _________________
за 20__-20__уч. год.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Уровень обученности | Сред-ний % | Итого-вая оценка | ||
Теоретичес-кие знания % / уровень обуч. | Физическое развитие % / уровень обуч. | Практические навыки % / уровень обуч. | ||||
группа №____, год обучения__________ Подпись педагога ________________
Подписи членов аттестационной комиссии: _________________________
_________________________
Уровень обученности: М – минимальный (до 30%)
О – общий (31 – 80%)
П – продвинутый (81 – 100%)
Образец Таблица 15
Сводный протокол результатов стартовой (итоговой) аттестации
по детскому объединению ____________________________________
за 20__ - 20__ уч. год
Группа № 1 год обуч. | Группа № 2 год обуч. | Группа № 3 год обуч. | Группа № 4 год обуч. | Итого | ||||||||||
Кол-во Детей | Средний Балл | % | Кол-во Детей | Средний Балл | % | Кол-во Детей | Средний Балл | % | Кол-во Детей | Средний балл | % | Общее кол-во | Балл | % |
Протокол результатов составлен педагогом ______________
Члены комиссии: _____________________
_____________________
Образец Таблица 16
Сводный протокол уровня обученности
по детскому объединению ____________________
за 20__ - 20__ уч. год
Группа №1 год обуч. | Группа №2 год обуч. | Группа №3 год обуч. | Всего | ||||||||||||
Кол-во детей | Уровень обучен-ности, чел./% | Кол-во детей | Уровень обучен-ности, чел./% | Кол-во детей | Уровень обученности, чел./% | Кол-во детей | Уровень обучен-ности, чел./% | ||||||||
Миним. | Общий | Продв. | Миним. | Общий | Продв. | Миним. | Общий | Продв. | Миним. | Общий | Продв. | ||||
|
Протокол результатов составлен педагогом ______________
Члены комиссии: __________________
__________________
Образец Таблица 17
Протокол уровня обученности
Детское объединение | год обучения | Параметры диагностики | ||||||||||
Теорет. знания | Физ. развитие | Практ. навыки | ||||||||||
Уровни обученности, % от общего кол-ва обучющихся | ||||||||||||
Миним. | Общий | Продв. | Миним. | Общий | Продв. | Миним. | Общий | Продв. | ||||
Итого | I | |||||||||||
II | ||||||||||||
III |
обучающихся туристско-краеведческого отдела по параметрам диагностики за 20__ - 20__ уч. год
Зав. структурным подразделением _____________
Образец Таблица 18
Сводный протокол уровня обученности
Детское объединение | год обучения | Уровни обученности | Всего обучаю-щихся | |||
Мини-мальный Чел./ % | Общий Чел./ % | Продви-нутый Чел./ % | ||||
Итого | I | |||||
II | ||||||
III |
обучающихся туристско-краеведческого отдела за 20__ - 20__ уч. год
Зав. структурным подразделением ____________
Приложение 4
Возрастные оценочные нормативы физического развития обучающихся
тест оценки | Сгибание в упоре лежа (раз) | Прыжок в длину с места(см) | Поднимание туловища (за 30 сек) | Вис на пере- кладине (сек) | Бег 1000 м (сек) |
Для мальчиков | |||||
Возраст 12 лет | |||||
отлично | 33 и более | 196 и более | 32 и более | 41 и более | 246 и менее |
хорошо | 18-32 | 161-195 | 20-31 | 19-40 | 291-247 |
удовлетв. | 9-17 | 131-160 | 12-19 | 9-18 | 354-292 |
неудовлетв. | 8 и менее | 130 и менее | 11 и менее | 8 и менее | 355 и более |
Возраст 13 лет | |||||
отлично | 36 и более | 211 и более | 32 и более | 44 и более | 233 и менее |
хорошо | 19-35 | 176-210 | 20-31 | 21-43 | 277-234 |
удовлетв. | 10-18 | 136-175 | 12-19 | 9-20 | 337-278 |
неудовлетв. | 9 и менее | 135 и менее | 11 и менее | 8 и менее | 338 и более |
Возраст 14 лет | |||||
отлично | 39 и более | 221 и более | 33 и более | 51 и более | 224 и менее |
хорошо | 21-38 | 185-220 | 21-32 | 24-50 | 266-225 |
удовлетв. | 11-20 | 140-185 | 13-20 | 11-23 | 323-267 |
неудовлетв. | 10 и менее | 139 и менее | 12 и менее | 10 и менее | 324 и более |
Возраст 15 лет | |||||
отлично | 42 и более | 231 и более | 33 и более | 57 и более | 216 и менее |
хорошо | 23-41 | 191-230 | 21-32 | 28-56 | 256-217 |
удовлетв. | 12-22 | 151-190 | 13-20 | 12-27 | 311-257 |
неудовлетв. | 11 и менее | 150 и менее | 12 и менее | 11 и менее | 312 и более |
Возраст 16 лет | |||||
отлично | 50 и более | 241 и более | 35 и более | 64 и более | 208 и менее |
хорошо | 27-49 | 201-240 | 22-34 | 31-63 | 247-209 |
удовлетв. | 14-26 | 166-200 | 13-21 | 14-30 | 301-248 |
неудовлетв. | 13 и менее | 165 и менее | 12 и менее | 13 и менее | 302 и более |
Возраст 17 лет | |||||
отлично | 56 и более | 256 и более | 35 и более | 71 и более | 202 и менее |
хорошо | 30-55 | 211-255 | 22-34 | 34-70 | 239-203 |
удовлетв. | 15-29 | 171-210 | 13-21 | 15-33 | 291-240 |
неудовлетв. | 14 и менее | 170 и менее | 12 и менее | 14 и менее | 292 и более |
Возраст 18 лет | |||||
отлично | 62 и более | 261 и более | 36 и более | 78 и более | 195 и менее |
хорошо | 34-61 | 221-260 | 23-35 | 37-77 | 233-196 |
удовлетв. | 17-35 | 176-220 | 14-22 | 17-36 | 283-234 |
неудовлетв. | 16 м | 175 и менее | 13 и менее | 16 и менее | 284 и более |
Для девочек | |||||
Возраст 12 лет | |||||
отлично | 19 и более | 180 и более | 29 и более | 29 и более | 284 |
хорошо | 10-18 | 150-179 | 18-28 | 14-28 | 337-276 |
удовлетв. | 6-9 | 122-149 | 11-17 | 5-13 | 410-338 |
неудовлетв. | 5 | 121 | 10 | 4 | 411 и более |
Возраст 13 лет | |||||
отлично | 20 и более | 187 и более | 29 и более | 31 и более | 275 и менее |
хорошо | 11-19 | 156-186 | 18-28 | 15-30 | 326-276 |
удовлетв. | 6-10 | 127-155 | 11-16 | 6-14 | 397-327 |
неудовлетв. | 5 и менее | 126 и менее | 10 и менее | 5 и менее | 398 и более |
Возраст 14 лет | |||||
отлично | 22 и более | 193 и более | 31 и более | 33 и более | 267 и менее |
хорошо | 12-21 | 160-192 | 19-30 | 16-32 | 316-268 |
удовлетв. | 6-11 | 126-159 | 12-18 | 7-15 | 385-317 |
неудовлетв. | 5 и менее | 125 и менее | 11 и менее | 6 и менее | 386 и более |
Возраст 15 лет | |||||
отлично | 21 и более | 196 и более | 31 и более | 36 и более | 259 и менее |
хорошо | 12-20 | 163-195 | 19-30 | 17-35 | 307-260 |
удовлетв. | 6-11 | 133-162 | 12-18 | 7-16 | 373-308 |
неудовлетв. | 5 и менее | 132 и менее | 11 и менее | 6 и менее | 374 и более |
Возраст 16 лет | |||||
отлично | 20 и более | 198 и более | 29 и более | 34 и более | 259 и менее |
хорошо | 11-19 | 165-197 | 18-28 | 16-33 | 306-260 |
удовлетв. | 6-10 | 135-164 | 11-17 | 7-15 | 373-307 |
неудовлетв. | 5 и менее | 134 и менее | 10 и менее | 6 и менее | 374 и более |
Возраст 17 лет | |||||
отлично | 20 и более | 198 и более | 29 и более | 34 и более | 260 и менее |
хорошо | 11-19 | 165-197 | 18-28 | 16-33 | 308-261 |
удовлетв. | 6-10 | 135-164 | 11-17 | 7-15 | 375-309 |
неудовлетв. | 5 и менее | 134 и менее | 10 и менее | 6 и менее | 374 и более |
Возраст 18 лет | |||||
отлично | 20 и более | 196 и более | 28 и более | 34 и более | 364 и менее |
хорошо | 11-19 | 163-195 | 18-27 | 16-33 | 313-265 |
удовлетв. | 6-10 | 133-162 | 11-17 | 7-15 | 381-314 |
неудовлетв. | 5 и менее | 132 и менее | 10 и менее | 6 и менее | 382 и более |
Приложение 5
Контрольная техническая дистанция.
Перечень, параметры, оборудование этапов и условия их прохождения
Этап 1. Переправа по бревну.
Параметры: длина 6 м, диаметр бревна 15 см.
Промаркирована опасная зона.
Действия: участник проходит по бревну, сохраняя равновесие. При срыве повторяет попытку (до трех раз, при условии прохождения половины бревна).
Этап 2. Подъем.
Параметры: длина этапа 5 м, крутизна 90о.
Действия: этап проходится по скалодромной дорожке свободным лазанием, при срыве участник спускается на верхней судейской страховке вниз и попытка повторяется (до трех раз).
Этап 3. Параллельные перила.
Параметры: длина этапа 10 м.
Оборудование: судейские перила.
Действия: переправа участника осуществляется стоя ногами на нижней веревке и держась руками за верхнюю, на самостраховке скользящим карабином.
Этап 4. Траверс.
Параметры: длина этапа 8 м, 4 перестежки.
Оборудование: судейские перила.
Действия: участник проходит этап на самостраховке скользящим карабином, так, чтобы его центр тяжести не оказался выше перил.
Этап 5. Спуск по перилам (дюльфер).
Параметры: длина этапа 5 м, крутизна 90о.
Оборудование: судейские перила.
Действия: спуск осуществляется с применением спускового устройства («восьмерка»). Во время движения по перилам запрещается выпускать веревку из регулирующей руки.
Этап 6. Навесная переправа.
Параметры: длина этапа 12 м.
Оборудование: судейские двойные перила.
Действия: движение производится на карабине, включенном в беседку страховочной системы. Самостраховка коротким усом.
Этапы 2 – 6 проходятся без потери самостраховки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для первичного ознакомления...
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Наш Кужебар, храни себя, храни»
Программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.Изучение истории родного края по данной программе предпол...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "По тропам Тамбовского края"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "По тропам Тамбовского края"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности» составлена с учетом следующих нормативных документов:1) Федеральный...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ»
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ» рассчитана на возраст обучающихся 7-11 лет. Срок реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Родные истоки"
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Родные истоки"...
Возможности сети Интернет при разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности
В статье рассматриваются возможности различных ресурсов сети Интернет при разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности для младших школьников...